VI.12. Праздники и посты. Воздвижение Креста Господня

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и богослужебные особенности праздника Воздвижения Креста Господня.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю, смысл и значение Воздвижения Креста Господня.
  2. Дать информацию об особенностях богослужения Праздника.
  3. Рассмотреть богослужебные тексты Воздвижения Креста Господня.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить значение праздника Пасхи[1].
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, выучить тропарь и кондак Воздвижения Креста Господня и, по возможности, ознакомиться с видеоматериалами и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Церковная история. (См.: Гл. 18). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/cerkovnaya_istoriya/1_18 (дата обращения: 15.03.2016).
  2. Руфин, пресв. Аквилейский, прп. Церковная история (См.: Кн. 1. Гл. 7,8). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejskij/tserkovnaja-istorija/  (дата обращения: 15.03.2016).
  3. Андрей Критский, свт. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-den-vozdvizhenija-chestnago-i-zhivotvorjashhago-kresta/ (дата обращения: 15.03.2016).
  4. Софроний Иерусалимский, свт. Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/Slovo_na_vozdvigenie_chestnago_Kresta_i_na_svjatoe_Voskresenie/ (дата обращения: 15.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой круг богослужения. Воздвижение Креста Господня).
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня).
  3. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Воздвижение Креста Господня).
  4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Воздвижение Креста Господня). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/11 (дата обращения: 15.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Портал «Православие.Ru» // Толкование паремии на Воздвижение Креста Господня. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/117.htm (дата обращения: 15.03.2016).

Ключевые понятия

  • Крест;
  • Голгофа;
  • Лобное место;
  • Иерусалим;
  • император Константин;
  • Императрица Елена;
  • Патриарх Макарий.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Когда появились первые изображения Креста?
  2. В связи с чем при императоре Константине установилось особое почитание Креста?
  3. С какими трудностями сопровождался поиск Креста Господня, предпринятый императрицей Еленой?
  4. Как был опознан Крест Спасителя?
  5. Какое событие VII века послужило дополнительным поводом для празднования Воздвижения Креста Господня?
  6. Какие особенности богослужения на Крестовоздвижение Вам известны?
  7. Какие темы звучат в богослужебных текстах Воздвижения Креста Господня?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 



[1] Рекомендуется также повторить содержание занятия «VIII. О четвертом члене Символа веры. Спасительность Крестных Страданий Господа Иисуса Христа» по курсу катехизиса.

 

1. История, смысл и значение праздника Воздвижения Креста Господня

2. Особенности богослужения и богослужебные тексты Крестовоздвижения

1. История, смысл и значение праздника Воздвижения Креста Господня

Изображения Креста появились в Церкви очень рано, уже во втором веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Изображения Распятия Иисуса Христа на кресте появились около VI века. Крест, бывший в дохристианскую эпоху символом поругания и страшной смерти, стал для верующих во Христа знаком победы над смертью, диаволом и всей силой его. Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову. Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков (Евсевия Кесарийского, блж. Феодорита Киррского, прп. Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского), событие это представляется в следующем виде.

В IV веке при равноапостольном императоре Константине Великом и его матери Елене установилось особенное почитание Креста Господня, трижды являвшегося императору в сложные моменты жизни. Первый раз он видел знамение Креста во время войны с нечестивым Максентием, правителем Рима, который проливал много человеческой крови для совершения волхований, приносил в жертву бесам множество детей, девушек и беременных женщин, чтобы угодить своим ложным богам. Максентий вел развращенную и гнусную жизнь и был ненавистен всему Риму.

Когда Константин выступил против Максентия, надежда его была только на Бога. Войск у Константина было всего 25 тысяч, а у Максентия около 200 тысяч. Зная, что Максентию помогает бесовская сила, Константин начал молиться Единому Богу, Который правит на небе и на земле, Которого почитают все христиане. Он умолял Господа дать ему знак, что война против нечестивого Максентия будет победоносной. И вот, пока он усердно молился, в полдень явилось на небе состоящее из звезд знамение Креста Господня, которое сияло ярче солнца. Вместе с Крестом на небе была надпись: «Сим побеждай», то есть «Побеждай Крестом». Это чудесное явление видели все воины. Все были сильно удивлены и испуганы. Многие воины были язычниками, а для язычников Крест — это знак несчастий и смерти, так как на Кресте в то время умирали злодеи и разбойники. Воины боялись, что явление Креста предвещает несчастье. Сам Константин был очень смущен. Ночью ему явился Сам Христос и снова, показав ему Крест, сказал: «Сделай такой Крест и прикажи нести его перед своими воинами, и тогда победишь не только Максентия, но и всех своих врагов».

Император рассказал приближенным об этом сне и приказал мастерам золотых дел изготовить Крест таким, как он явился пред всеми на небе. Крест был сделан из золота и украшен жемчугом и драгоценными камнями. А всем воинам Константин приказал начертить такой крест на оружии, шлемах и щитах.

Максентий был побежден, несмотря на перевес в силах. Войдя в Рим, Константин возблагодарил Бога за данную ему победу и приказал в память о ней поставить Крест посреди города на высоком каменном столбе. На самом людном месте города Константину воздвигли статую с крестом в правой руке. Константин повелел сделать на ней надпись на латинском языке: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и по освобождении его возвратил римскому сенату и народу прежний блеск и знаменитость».

Второй раз Константин видел Крест на небе при осаде маленького городка Византии, будущего Константинополя, а в третий раз — когда сражался со скифами. Все эти великие и победоносные явления убедили Константина креститься вместе с матерью императрицей Еленой.

Таким образом, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, император Константин возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, — отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.

При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. Но ненавистник христиан император Адриан в начале II века решил уничтожить все следы как иудейства, так и христианства в Римской империи. Для этого он переименовал Иерусалим в Элию и полностью его перестроил, срыв Голгофский холм и засыпав пещеру святого Гроба. После этого Адриан соорудил над Голгофой капище языческой богини Венеры. А в III веке это здание уже лежало в руинах, поэтому к моменту начала поисков место Распятия оставалось неизвестным. По преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, еврейском, греческом и латинском, «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста.

Вот как возвышенно об обретении Креста говорит свт. Андрей Критский: «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, — знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Как жених из чертога, вышел из земной опочивальни крест Господень, из-за которого обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестие эллинское. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная на венце Христовом, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшение Церкви — крест Христов, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышел крест, как невинный из темницы, дабы призвать виновных, — неудержимый узами, дабы освободить связанных, — из темных мест светильник света, дабы (разгнав тьму неведения) разлить свет познания». 

Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. По одной из версий, которую приводят церковные историки прп. Руфин, Сократ, Созомен и блж. Феодорит, опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, лежавшую на смертном одре: «Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женщина. Епископом Церкви того города в то время был Макарий. По свидетельству прп. Руфина, когда он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: «Принесите сюда все кресты, которые были найдены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог». И... приложил сначала первый из них, но ничего не достиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когда же он приложил третий, женщина, открыв вдруг очи, встала, и когда вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и принялись славить могущество Божие».

По другой версии, кресты были возложены на мертвеца, который, после того как на него возложили Крест Христа, воскрес. 

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать — воздвигать — Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».

Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

Святая Елена приказала строить в Иерусалиме на святых местах церкви. Прежде других была построена церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, там, где были найдены гроб Христов и Его Честной Крест. Она приказала также построить храм в Гефсимании, где находился гроб Пресвятой Богородицы. Храм был освящен во имя Ее успения. После этого благочестивая Елена построила еще восемнадцать храмов, украсила их драгоценностями, одарила всем необходимым для богослужений и только тогда собралась обратно в Византию. С собой она взяла часть Креста и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Господа.
С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13/26 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14/27 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире.   
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание — возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.   

В Персии царствовал в то время Хозрой. Он был очень воинственным и ему везло в битвах. Хозрой покорил Египет, Африку, Палестину и взял Иерусалим, причем убил множество христиан. Воины Хозроя разграбили Иерусалим, похитили церковные сокровища и утварь. Был унесен и ковчег с Крестом Христовым. Византийские императоры пытались победить Хозроя, но сами были им неоднократно побеждены. Император Ираклий просил мира у Хозроя, тот же ему надменно отказывал. Сильно опечалившись и скорбя, Ираклий стал искать защиты у Бога. Он повелел всем верующим молиться, поститься и бодрствовать, чтобы Господь избавил их от врага, который гордо похвалялся уничтожить всех христиан, хулил имя Господне. Все молились, чтобы язычники поняли, что есть только один истинный Бог, и не могли сказать: «Мы сильны и боги наши». Язычники должны были узнать, что силе Бога нашего никто не может противостоять.

Сам император Ираклий также со слезами молился и постился. Потом он собрал всех воинов и с надеждой на помощь Божию пошел на персов войной. Ираклий победил Хозроя, обратил его в бегство и семь лет одерживал победы над многочисленными остатками его войска, продолжавшего сопротивляться. Вскоре Хозроя убил его собственный сын, мечтавший сам стать правителем, и тут же отослал посольство к Ираклию с просьбой о мире. Мир был заключен, император Ираклий возвратился победителем и привез с собой части Креста Христова, похищенные когда-то персами. Крест находился у них около четырнадцати лет. Император Ираклий радовался и прославлял Бога за помощь.

Добравшись до Иерусалима, он поднял части Креста на плечи, чтобы отнести их на прежнее место, и нес их, будучи одет в пышные одежды, в порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями. На голове у него был царский венец. Когда процессия дошла до ворот, через которые выходили на лобное место — Голгофу, то, к своему удивлению, Ираклий почувствовал, что не может ступить ни шагу. Между тем вместе с императором шел и патриарх Иерусалимский Захария. Он вместе с жителями города вышел навстречу процессии с ветвями финиковых пальм и теперь присоединился ко всем. Патриарх увидел внезапно ангела Господня, который стоял в воротах и не давал императору пройти.

Ангел сказал патриарху:
— Не так нес сюда Крест Творец наш, как вы несете его.

Услышав это, патриарх был сильно испуган и сказал, обращаясь к Ираклию:

— Знай, что невозможно тому, кто богато одет и украшен царскими украшениями, нести этот святой Крест, который нес Христос, обнищавший ради нас и униженный. Если хочешь нести Крест, подражай нищете Спасителя.

Благочестивый император снял с себя царское облачение и надел простую бедную одежду, и тогда уже беспрепятственно прошел с Крестом в ворота, внес его в храм, откуда он был похищен персами, и поставил на прежнее место.

Свт. Софроний Иерусалимский говорит о символическом значении Крестовоздвижения: «Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем и наслаждаться неиждеваемыми воздаяниями от Него».

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие заднем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб — только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними — соответствующих празднику прокимнов и аллилуария.

На всенощном бдении, в праздник Воздвижения, Крест выносится из алтаря на середину храма для поклонения, так же как и в Неделю Крестопоклонную. В отличие от Крестопоклонной аналой, где лежит крест, богато украшается цветами, нередко бывает украшен цветами и сам крест. Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста Литургии священник уносит Крест в алтарь и полагает его на Престол при пении тропаря и кондака праздника. 

В соборных храмах, там, где служат епископы, совершается «Чин Воздвижения Креста». Он совершается на середине храма, после выноса креста из алтаря. Под многократное пение «Господи, помилуй», епископ или настоятель опускают и поднимают крест, изображая его воздвижение из земли. Два диакона в это время поливают на крест розовую воду, которая стекает в большой поднос с лепестками цветов. Такое воздвижение совершается четырежды — на все стороны света, и каждый раз, подняв крест, настоятель благославляет им народ. Затем крест кладется на аналой, и все трижды поклоняются ему под пение «Кресту Твоему ...».

В богослужении праздника лишь некоторые тексты посвящены тому событию, в честь которого он установлен. Можно привести такой пример:

«Светосиянен звездами образ / предпоказа, Кресте, победу одоления / благочестивому царю великому, / егоже мати Елена изобретши, / мироявленна сотвори, / и, тя днесь воздвижуще, верных лицы, зовем: / просвети ны светлостию твоею, / Кресте живоносный, / освяти ны крепостию твоею, / всечестный Кресте, / и утверди ны воздвижением твоим, / воздвизаемый ко ополчению врагов»[1].

Основная же часть литургических текстов посвящена прославлению креста как орудия смерти, ставшего орудием спасения человечества:

«Приидите, вси языцы, / благословенному Древу поклонимся, / имже бысть вечная правда: / праoтца бо Адама прельстивый древом / Крестом прельщается / и падает, низвержен, падением странным, / мучительством одержавый царское здание; / Кровию Божиею яд змиев отмывается, / и клятва разрушися осуждения праведнаго, / неправедным судом Праведнику осуждену бывшу; / Древом бо подобаше древо исцелити / и Страстию Безстрастнаго, яже на Древе, / разрешити страсти осужденнаго. / Но слава, Христе Царю, / eже о нас Твоему мудрому смотрению, / имже спасл eси всех, / яко Благ и человеколюбец»[2].

«Восплещем днесь песненное торжество / и светлым лицем и языком ясно возопиим: / нас ради, Христе, суд приемый, / и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся, / и на Крест возшед, / егоже видевше, солнце и луна свет скрыша, / и страхом земля колебашеся, / и завеса церковная раздрася на двое. / Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам блюстителя и хранителя / и прогонителя демонов, / яко да вси, облобызающе, вопием ему: / спаси ны, Кресте, силою твоею, / освяти ны светлостию твоею, честный Кресте, / и укрепи ны воздвижением твоим, / яко свет нам дарован еси / и спасение душ наших»[3].

«Крест возносится, и демони прогоняются, / разбойник Едема убо врата отверзает, / смерть умерщвляется и ныне пуста явися, / Христос величается. / Тем веселитеся, вси земнороднии, / клятва разрушися»[4].

«Кресте Христов, христиан упование, / заблуждших наставниче, / обуреваемых пристанище, / в бранех победа, / вселенныя утверждение, / недужных врачу, / мертвых воскресение, / помилуй нас»[5].

Большое внимание в богослужебных текстах Воздвижения уделяется основным ветхозаветным прообразам креста. К числу последних относится, в частности, благословение Иаковом Ефрема и Манассии, на которых он возложил руки крестообразно (см.: Быт. 48:14):

«Прообразуя Крест Твой, Христе, / патриарх Иаков, внуком благословение даруя, / на главах пременeны руки сотвори. / Eгоже, Спасе, мы днесь возносяще, взываем: / даруй христолюбивому воинству победы, / яко Константину одоление»[6].

Прообразом креста является жезл, подняв который, Моисей разделил воды Чермного моря (см.: Исх. 14:16):

«Крест начертав, Моисей / впрямо жезлом Чермное пресече, / Израилю пешеходящу; / тоже обратно фараоновым колесницам, / ударив, совокупи, / вопреки написав непобедимое оружие. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися»[7].

В христианской традиции как символы креста воспринимаются Древо, брошенное Моисеем в горькие воды Мерры и сделавшее их сладкими (см.: Исх. 15:23-25):

«Горькородныя преложи древом Моисей / источники в пустыни древле, / Крестом ко благочестию языков / проявляя преложение»[8].

и процветший жезл Аарона (см.: Чис. 17:1-8):

«Жезл во образ тайны приемлется, / прозябением бо предразсуждает священника; / неплодящей же прежде Церкви, / ныне процвете Древо Креста, / в державу и утверждение»[9].

Символом креста является Моисей, простирающий руки и побеждающий Амалика (см.: Исх. 17:8-12):

«Честнаго Креста, Христе, действо прообразив, Моисей, / победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: / eгда бо простираше руце, Креста образ творя, / укрепляхуся людие; / ныне же вещей сбытие в нас исполнися, / днесь Крест воздвизается, / и демони бегают, / днесь тварь вся от тли свободися, / вся бо Креста ради возсияша нам дарования. / Темже, радующеся, вси / припадаем Тебе, глаголюще: / яко возвеличишася дела Твоя, Господи, слава Тебе»[10].

На медного змия, выставленного Моисеем на знамени (см.: Чис. 21:8-9), как на прообраз креста указал Сам Христос (см.: Ин. 3:14-15):

«Возложи Моисей на столпе врачевство, / тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения, / и древу образом Креста / по земли пресмыкающагося змия привяза, / лукавный в сем обличив вред. / Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися»[11].

Иисус Навин, простирающий руки крестообразно и останавливающий солнце, тоже символизирует крест (см.: Нав. 10:12):

«Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, / егда руце простре крестовидно, Спасе мой, / и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Тебе, Богу; / ныне бо зайде, на Кресте Тя зря, / и, державу смертную разрушив, / весь мир совоздвигл еси»[12].

Иона, проведший три дня и три ночи во чреве кита, прообразует Христа, распятого на кресте и воскресшего в третий день:

«Воднаго зверя во утробе / длани Иона крестовидно распростер, / спасительную Страсть проображаше яве. / Тем, тридневен изшед, / премирное Воскресение прописаше / Плотию пригвожденнаго Христа Бога / и тридневным Воскресением мир просвещшаго»[13].

Несмотря на торжественность праздника, в этот день, 27 сентября, установлен строгий пост, в память крестных страданий Спасителя.

Облачение и украшение храмов на праздник Воздвижения Креста Господня − красные.

Тропарь,

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.   

Кондак,

глас 4

Вознесыйся на крест волею тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. 


Величание   

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.   

Проверочные вопросы:

  1. Когда появились первые изображения Креста?
  2. В связи с чем при императоре Константине установилось особое почитание Креста?
  3. С какими трудностями сопровождался поиск Креста Господня, предпринятый императрицей Еленой?
  4. Как был опознан Крест Спасителя?
  5. Какое событие VII века послужило дополнительным поводом для празднования Воздвижения Креста Господня?
  6. Какие особенности богослужения на Крестовоздвижение Вам известны?
  7. Какие темы звучат в богослужебных текстах Воздвижения Креста Господня?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Церковная история. (См.: Гл. 18). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/cerkovnaya_istoriya/1_18 (дата обращения: 15.03.2016).
  2. Руфин, пресв. Аквилейский, прп. Церковная история (См.: Кн. 1. Гл. 7,8). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejskij/tserkovnaja-istorija/  (дата обращения: 15.03.2016).
  3. Андрей Критский, свт. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-den-vozdvizhenija-chestnago-i-zhivotvorjashhago-kresta/ (дата обращения: 15.03.2016).
  4. Софроний Иерусалимский, свт. Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierusalimskij/Slovo_na_vozdvigenie_chestnago_Kresta_i_na_svjatoe_Voskresenie/ (дата обращения: 15.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой круг богослужения. Воздвижение Креста Господня).
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня).
  3. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Воздвижение Креста Господня).
  4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Воздвижение Креста Господня). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/11 (дата обращения: 15.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Портал «Православие.Ru» // Толкование паремии на Воздвижение Креста Господня. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/117.htm (дата обращения: 15.03.2016).

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] Великая вечерня, 8 стихира на литии.

[2] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

[3] Великая вечерня, 7 стихира на литии.

[4] Малая вечерня, 1 стихира на «Господи воззвах».

[5] Утреня, стихира по 50 псалме.

[6] Великая вечерня, 3 стихира на литии.

[7] Утреня, канон, песнь 1, ирмос.

[8] Утреня, канон, песнь 4, тропарь 1.

[9] Утреня, канон, песнь 3, ирмос.

[10] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на  литии.

[11] Утреня, канон, песнь 1, тропарь 2.

[12] Утреня, стихира на «Слава, и ныне» на седален по 2 кафизме.

[13] Утреня, канон, песнь 6, ирмос.