VI.11. Праздники и посты. Рождество Пресвятой Богородицы

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и богослужебные тексты Рождества Пресвятой Богородицы.

Задачи:

  1. Рассмотреть событие Рождества Пресвятой Богородицы и его значение.
  2. Дать информацию об установлении Праздника.
  3. Рассмотреть богослужебные тексты Рождества Пресвятой Богородицы.

План занятия

  1. Кратко вспомнить смысл и содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, и, по возможности, дополнительную литературу, выучить тропарь и кондак Рождества Пресвятой Богородицы, ознакомиться с видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 47). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/47 (дата обращения: 10.03.2016).
  2. Андрей Критский, свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/dva-slova-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы).
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Рождество Богородицы).
  4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Рождество Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/2#note25 (дата обращения: 10.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев: Изд. «Пролог», 2004.

Ключевые понятия

  • Рождество;
  • Богородица;
  • Бесчадие;
  • Обет.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что нам известно о Рождестве Пресвятой Богородицы?
  2. Какой смысл в рождении Девы Марии от престарелых бесплодных родителей видят святые отцы?
  3. Почему Рождество Пресвятой Богородицы является днем особой радости?
  4. Когда был установлен Праздник Рождества Пресвятой Богородицы?
  5. Что говорится богослужебных текстах о родителях Девы Марии?
  6. Как в богослужебных текстах Праздника отражены причины для радости всего мира по поводу Рождества Божией Матери?
  7. Каков прообразовательный смысл ветхозаветных чтений Рождества Пресвятой Богородицы?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Событие и значение Рождества Пресвятой Богородицы

2. Установление праздника Рождества Пресвятой Богородицы

3. Богослужебные тексты Праздника

О событии Рождества Божией Матери нам известно из новозаветного апокрифа «Протоевангелие Иакова», появившегося предположительно около середины II века. Людьми, удостоившимися произвести на свет будущую Богородицу, стали праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. До глубокой старости супруги были бездетны и терпели «поношения бесчадства» от своего народа. В еврейском народе бесчадие рассматривалось как Божие отвержение, наказание за недостойную, греховную жизнь. Ведь отсутствие детей исключало саму возможность быть причастным к рождению обетованного Мессии – Христа.

Но вера праведных Иоакима и Анны была безмерной, и они не теряли надежды на милость Божию, на возможность рождения ребенка даже в старости, как это случилось с Авраамом, отцом верующих, и его супругой Саррой. Поэтому святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу дарованное Им дитя, то есть отдать его для служения в храм. В один из великих праздников Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен и стар, прожив в супружестве пятьдесят лет.

Эти слова очень опечалили Иоакима. Он ушел из храма посрамленным и униженным. Праздник превратился для него в день печали, радость, с которой он шел к храму, сменилась глубокой скорбью.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала.

По прошествии некоторого времени печальная Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.

И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая, выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Через несколько лет, когда Мария уже была введена своими родителями в храм для служения Богу, Иоаким умер. Ему было в то время восемьдесят лет. Святая Анна, оставшись вдовой, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где оставалась около своей Дочери, почти все время находясь в храме. Через два года и она отошла ко Господу в возрасте 79 лет.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери родился Сам Бог.

«Но почему Дева-Матерь родилась от неплодной?» - задается вопросом прп. Иоанн Дамаскин. И он дает следующий ответ: «Потому-что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, − именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но оставалась безплодною, доколе благодать не произрастила плода». Свт. Григорий Палама говорит, что причина рождения Девы Марии от неплодной матери заключается в том, «чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а также чтобы предызобразить имеющее благодаря Ней произойти разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода».

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, «вместив Невместимого» в своей пречистой утробе, оказавшейся «ширше небес». День ее Рождества – день всемирной радости. В этот день исполнились пророчества и чаяния – родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Конечно, светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом рождество Богородицы, а концем − соединение Слова с плотию. Да ликует ныне всякая благодарная душа и природа да созовет тварь на свое обновление и возсоздание. Неплодныя скоро стекайтесь: потому что бездетная и неплодная родила божественнаго младенца − Деву. Матери, радуйтесь: матерь не родившая родила нетленную Матерь и Деву. Девы, веселитесь: ненасеянная земля неизреченно произрастила Того, Кто раждается от Отца. Жены, торжествуйте: жена подала древле повод ко греху и она же восприяла начатки спасения; жена, древле осужденная, явилась оправданною Богом, Матерь безмужная, избранная Создателем, и обновление (человеческаго) рода. Всякое творение да славословит и ликует и приносит дар, достойный этого дня. Да будет ныне единое, общее торжество и на небе и на земле. Пусть вместе празднует все, что в мире и что вне мира. Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе». По словам прп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость».

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. − Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. − Стефаном Святоградским; в VII в. − святым Андреем Критским; в VIII в. − святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – свт. Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Рассказ о рождении Пресвятой Девы от неплодной четы отражен в многочисленных литургических текстах, посвященных празднику. Избранная Сыном Божиим для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)»[1] Чистая и Пренепорочная Дева, происходит по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова:

«Да ликовствует вся тварь, да веселится же и Давид, / яко от колена и от семене его произыде жезл, / Цвет носящи, Господа, Творца всяческих»[2].

По матери Анне − из первосвященнического рода Ааронова:

«Приидите, вси вернии, к Деве тецем: / се бо раждается Яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, / девства сосуд, Ааронов прозябший жезл от корене Иессеева»[3].

«Пронареченная от родов древних»[4] и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога»[5], Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной:

«Ко Господу в скорби неплодства возопиша / Богоматере богомудрии родители / и Сию в роды родов родиша, / на общее спасение и похвалу»[6];

«Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог / Престол свят на земли Себе предуготова: / утвердивый мудростию Небеса / Небо одушевленное человеколюбием содела, / от неплоднаго бо корене / сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, / Иже чудес Бог / и ненадеющихся надежда, / Господи, слава Тебе»[7];

«Пеленам покланяемся Твоим, Богородице, / славим Давшаго плод прежде неплодней / и Отверзшаго ложесна нераждающей преславно. / Творит бо вся, елика хощет, Бог сый самовластен»[8].

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной:

«Адаме, обновися, и Ева, возвеличися, / пророцы, со апостолы ликуйте и праведными, / общая бо радость возсия, Ангелов же и человеков / от праведных днесь Иоакима и Анны, Богородица Мария»[9].

Из Нее воссияло для всех «Солнце Правды − Христос Бог наш». Это − «день Господень»[10], «Начало нашего спасения»[11], начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение[12]. «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти[13]. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей»[14] и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех − Христа Бога[15], «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» − Божие обиталище[16], храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный»[17], «Питательница жизни нашея»[18].

Рождество Богородицы осмысляется Церковью, прежде всего, в христологической перспективе. Без этого события невозможно было бы Боговоплощение, а без Боговоплощения − спасение человечества. «Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица»[19]:

«Храм святый, Божества приятелище, / девственный сосуд, царский чертог, / в немже преславное неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе eстеств, / совершенное содеяся таинство. / Eмуже покланяющеся, / воспеваем Девы Всенепорочныя рождество»[20].

В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения»[21], Она − «всех жизнь и очищение»[22], «радости и спасения Ходатаица»[23], «Еюже земная с небесными»[24] соединяются. Она − «клятвы отъятие, благословения подание»[25], «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом»[26].

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя»[27]:

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог − Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших»[28].

На великой вечерне Праздника после входа читаются три паремии, которые читаются и на других Богородичных праздниках.

В первой паремии (Быт. 28:10-17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иез. 44:2-4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

Цвет облачений на Рождество Пресвятой Богородицы − голубой или синий.

Тропарь,

глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак,

глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Проверочные вопросы:

  1. Что нам известно о Рождестве Пресвятой Богородицы?
  2. Какой смысл в рождении Девы Марии от престарелых бесплодных родителей видят святые отцы?
  3. Почему Рождество Пресвятой Богородицы является днем особой радости?
  4. Когда был установлен Праздник Рождества Пресвятой Богородицы?
  5. Что говорится богослужебных текстах о родителях Девы Марии?
  6. Как в богослужебных текстах Праздника отражены причины для радости всего мира по поводу Рождества Божией Матери?
  7. Каков прообразовательный смысл ветхозаветных чтений Рождества Пресвятой Богородицы?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама, свт. Омилии. (См.: Омилия 47). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/47 (дата обращения: 10.03.2016).
  2. Андрей Критский, свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/dva-slova-na-rozhdestvo-presvjatoj-bogoroditsy/ (дата обращения: 10.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. (См.: Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Праздники и посты. Православные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы).
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Т.2. Раздел V. Богослужение. Гл. IV. Годовой Круг богослужения. Рождество Богородицы).
  4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. (См.: Рождество Пресвятой Богородицы). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/2#note25 (дата обращения: 10.03.2016).

Дополнительная литература:

  1. Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев: Изд. «Пролог», 2004.

Видеоматериалы:

 
 
 

[1] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

[2] Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее — п. 1, 1).

[3] Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне».

[4] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[5] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.

[6] Утреня, 1-й канон п. 6, 1.

[7] Великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[8] Утреня, 2-й канон, п. 9, 3.

[9] Утреня, светилен на «Слава, и ныне».

[10] Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

[11] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[12] Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Твое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Твое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

[13] Утреня, 1-й канон, п. 8,1.

[14] Великая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[15] Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне».

[16] Великая вечерня, 4 стихира на литии.

[17] Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[18] Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

[19] Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне.

[20] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[21] Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[22] Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах».

[23] Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[24] Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

[25] Великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[26] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

[27] Утреня, 2 стихира на хвалитех.

[28] Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах».