X. О шестом члене Символа веры. Значение Вознесения Господня в деле Искупления

Цель занятия – рассмотреть сотериологическое значение Вознесения Господня.

Задачи:

  1. Рассмотреть свидетельства Священного Писания о Вознесении Господнем.
  2. Рассмотреть значение Вознесения в деле Искупления.
  3. Рассмотреть значение выражения «седяща одесную Отца».

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить смысл православного учения об образе совершения нашего спасения Иисусом Христом, значении Крестных страдания и Воскресения Спасителя в деле Искупления.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. Слово на Вознесение. http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slovo-na-voznesenie/
  2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Слово в день Вознесения Христова. http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/3_17
  3. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О шестом члене Символа веры).

Основная учебная литература:

  1. Хопко Ф., прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. (См.: Ч. I. Гл. 2).
  2. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 7).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 161,162).

Ключевые понятия:

  • Вознесение;
  • Обожение;
  • Сидеть одесную Бога Отца;
  • Первосвященник;
  • Царское служение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие ветхозаветные пророчества о Вознесении Господнем Вам известны?
  2. Что говорится в Новом Завете о Вознесении?
  3. Каким образом ап. Павел сравнивает Вознесение с богослужением в Иерусалимском Храме?
  4. Почему благодаря Вознесению верующие получили возможность быть вместе с Господом на Небесах?
  5. Как нужно понимать слова Символа веры о сидении Господа одесную Бога Отца?
  6. В чем состоит царское служение Иисуса Христа после Вознесения?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа

2. Значение события Вознесения в деле Искупления

3. Значение выражения «седяща одесную Отца»

1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа

После Своего воскресения из мёртвых Иисус Христос являлся людям в течение сорока дней, по прошествии которых Он вознёсся на небо и сел по правую сторону Бога Отца (Мк.16:19). Свт. Григорий Нисский посвящает «Слово на Вознесение» рассмотрению пророчеств Псалтири о Вознесении Господнем. «Пророк…, - говорит святитель, - передает нам гласы их [небесных сил], как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: “возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы” (Псал. 23:7). И поелику Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностию приемлющих (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: “кто есть сей Царь славы?” (Псал. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он есть “крепкий и сильный” (Псал. 23:8), имеющий сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить “имущаго державу смерти” (Евр. 2:14), чтобы по уничтожении последнего врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет те же гласы (Псал. 23:9-10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак — крест. И снова “возшел... на высоту пленивший плен”, давший людям сии благие “даяния” (Псал. 67:19) — жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходит) от точила (Ис. 63:2) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: “Кто есть сей Царь славы?”. Затем (следует) не прежний уже ответ: “крепок и силен... в брани”, но: “Господь сил”, приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, восстановивший все в прежнее состояние творения, Сей “есть Царь славы”». 

Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете также пророком Захарией: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14:4). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «... Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» (Мк. 16:19), «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51), «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3:13), «Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4:10).

Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу.

В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос (Евр. 9:24), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом (1Кор. 15:28), нежели некоторое конкретное место во Вселенной.

Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:2-3); «... и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Ап. Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6:20), то есть тем, кто идет впереди, пролагая путь идущим следом. Таким образом, Вознесение Господа дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам. То, что Иисус Христос был «вознесён десницею (правой рукой) Божией», как сказал апостол Пётр в первой христианской проповеди (Деян.2:33), значит, что человек был восстановлен в общении с Богом – намного большем и намного более совершенном, чем то общение, которое было ему дано в первоначальном творении.

Человек был сотворён, чтобы стать «причастником Божественного естества» (1Пет.1:4). Именно это причастие Божеству, в богословии называемое «обожение», Христос и совершил для человечества своим вознесением. Послание к Евреям сравнивает его с богослужением в Иерусалимском Храме. Так же, как первосвященники Израиля входили в «святая святых», чтобы принести жертву Богу за себя и за всех людей, так и Христос – Единый, Вечный и Совершенный Первосвященник – приносит Себя как Вечную и Совершенную Жертву на Кресте, но не за Себя, а за всех грешных людей. Человек-Христос входит (раз и навсегда) в единое, вечное и совершенное Святая Святых: «имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия…» (Евр.4:14); «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принося в жертву Себя Самого… Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.7:26-27; 8:1-2); «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:24); «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (Евр.10:12-13; ср. Пс.109)

Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. Господь вознесся во славе (1Тим. 3:16), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира.

Священное Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6:62), к Отцу (Ин. 14:28; 20, 17; 24, 5-16), но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Тем самым состояние единства Сына с Отцом — «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11) — распространяется и на Его человеческую природу. Таким образом, достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе и силе Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21-22).

Таким образом, богословское значение вознесения Христова есть прославление человеческой природы и воссоединение человека с Богом, это – проникновение человека в неистощимые глубины Божества.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), толкуя кондак праздника Вознесения[1], говорит о святых, как о людях, уже во время земной жизни сподобившихся благодаря быть причастниками небесной жизни: «Было много людей, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам — уже на земле стали ангелами во плоти. Разве не таковы были все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти, разве не таковы были множество отцов — величайших пустынников, как Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, как наш величайший преподобный Серафим Саровский, наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские? Они все стали ангелами во плоти, конечно, уже на земле были соединены с небесным».

Вознесшись на небо, Господь «воссел одесную Бога» (Мк. 16:19) и «пребывает одесную Бога» (1Пт. 3, 22). Архидиакон Стефан видел «Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56).

Согласно древнему царскому церемониалу, сидение одесную, то есть по правую руку от царя, означало соучастие в царских почестях, власти и управлении царством, а также принятие на себя ответственности за участие в управлении. Так, Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя (3Цар. 2:18-22).

Согласно «Пространному Катихизису», выражение «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом».

Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство — всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9-10).

Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что:

а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом (Евр. 9:15; 12, 24) и Первосвященником (Евр. 4:14-15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13-14).

б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16:7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф. 1:22-23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» (2Пт. 1:3).

в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1Кор. 15:25-26).

 

Проверочные вопросы:

 

  1. Какие ветхозаветные пророчества о Вознесении Господнем Вам известны?
  2. Что говорится в Новом Завете о Вознесении?
  3. Каким образом ап. Павел сравнивает Вознесение с богослужением в Иерусалимском Храме?
  4. Почему благодаря Вознесению верующие получили возможность быть вместе с Господом на Небесах?
  5. Как нужно понимать слова Символа веры о сидении Господа одесную Бога Отца?
  6. В чем состоит царское служение Иисуса Христа после Вознесения?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. Слово на Вознесение. http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slovo-na-voznesenie/
  2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Слово в день Вознесения Христова. http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/3_17
  3. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О шестом члене Символа веры).

Основная учебная литература:

  1. Хопко Ф., прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. (См.: Ч. I. Гл. 2).
  2. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2. Гл. 7).

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. – СПб., 1883. (См.: §§ 161,162).

Видеоматериалы:

 

[1] Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.