XIII.2. Эпоха Царств. Царство Саула. Подвиг Давида. Преследование Давида Саулом. Смерть Самуила и Саула

Цель занятия – рассмотреть историю помазания Давида на царство, его победу над Голиафом и преследование Саулом.

Задачи:

  1. Рассмотреть помазание Давида на царство.
  2. Рассмотреть поединок Давида с Голиафом.
  3. Рассмотреть историю преследования Давида Саулом.
  4. Рассмотреть историю гибели царя Саула.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 2-10 Второй Книги Царств и главы 11-20 Первой Книги Паралипоменон, основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Первую книгу Царств. (См.: Вопросы 37-63). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_Pervuju_knigu_Carstv/#0_36 (дата обращения: 06.03.2016).
  2. Григорий Ниский, свт. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_chrevovechatelnitse/ (дата обращения: 06.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. Толкование на Книгу пророка Исаии. (См.: Гл. 8. Ч. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/tolkovanie_na_knigu_proroka_Isaii/8_2 (дата обращения: 06.03.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о Давиде и Сауле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_Davide_i_Saule/ (дата обращения: 06.03.2016).
  5. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Победа Давида над Голиафом).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 13.4-13.6).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую книгу Царств. Главы 16-31).

Ключевые понятия:

  • Голиаф;
  • Помазанник Божий.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как повествует Священное Писание о помазании Давида?
  2. В связи с чем происходит знакомство Саула с Давидом?
  3. Благодаря какому событию сильно возросла слава Давида в народе?
  4. Как в битве с Голиафом Давид прообразовал Господа Иисуса Христа?
  5. Почему Саул начинает преследовать Давида? Как в этом преследовании проявляется богоотступничество Саула?
  6. Почему Давид, несколько раз имевший возможность убить Саула, не сделал этого?
  7. Какие мнения встречаются в творениях свв. отцов относительно явления Саулу Самуила у аэндорской волшебницы?
  8. Каким образом погиб Саул? Какой была реакция Давида на известие о гибели Саула и его сыновей?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Помазание Давида

2. Битва с Голиафом

3. Преследование Давида Саулом

4. Гибель Саула

Самуил был опечален, «потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1Цар. 15:35). У Саула было вначале все, но он своей неверностью Богу, своим отступлением от заповедей все возможности, все, что ему Господь дал, теряет, положившись только на собственные силы и на свое разумение. Господь посылает Самуила в Вифлеем в дом Иессея, чтобы младшего из его сыновей – Давида, – помазать на царство. О Давиде говорится так: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар. 16:12-13). Саула же стал возмущать злой дух.

Давида приглашают во дворец Саула, чтобы он успокаивал мучимого злым духом царя игрой на гуслях. Саул сделал его своим оруженосцем.

Вскоре о Давиде стало известно всему Израилю. В начале очередной битвы с филистимлянами из их рядов вышел могучий воин по имени Голиаф и, оскорбляя Господа, предложил поединок с кем-то из израильтян. Ни один из воинов Саула не решился принять бой, и Голиаф стал смеяться над слабостью и малодушием евреев. Возмущенный этими оскорблениями юный пастух Давид, надеясь на помощь Божию, вызвался сразиться с филистимлянином.

Взяв посох, пращу и несколько камней, Давид смело пошел навстречу Голиафу. Увидев Давида, воин презрительно крикнул ему: «Что ты идешь на меня с палкою и с камнями? разве я собака?» (1Цар. 17:43). Давид же быстро вложил камень в пращу, побежал навстречу богатырю и бросил в него камень. Этот камень вонзился в лоб Голиафа, и воин беспомощно рухнул на землю. Давид бросился к нему, схватил его меч и отрубил Голиафу голову. Неожиданное поражение лучшего воина вызвало в лагере филистимлян панику. Израильтяне, воспользовавшись замешательством противника, накинулись на них, и все филистимское войско было обращено в бегство. Победивший Голиафа Давид, по мысли блж. Феодорита Кирского, явил прообраз Господа Иисуса Христа. Блж. Феодорит пишет: «Воспользовавшись мечем иноплеменника, Давид отсек ему голову, преднаписуя победу Произшедшего из него по плоти. Ибо диавол, ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низвержен и лишен власти. И как, после одержанной победы Давидом, израильское воинство поразило полчище иноплеменников: так, по сокрушении диавола Богом Спасителем нашим, уверовавшие в Него обратили в бегство полки демонов».

Свт. Филарет Московский по поводу победы Давида над Голиафом приводит следующие назидательные размышления: «Промысел Божий всегда действует с одинаковой премудростью; но высочайшая премудрость его наипаче открывается тогда, когда он употребляет средства, по-видимому, самые незначительные и малые для разрушения замыслов гордыни, дерзающей противиться Господу Богу, и, таким образом, заставляет нечестие сознаться в своем ничтожестве. Так рукой юного Давида, вооруженного пращей, поражен надменный великан. Так через двенадцать бедных рыбарей оружием креста покорен Иисусу Христу весь мир».

Эта битва принесла Давиду великую славу и любовь в израильском народе. Происходит приближение Давида к Саулу, Давид женится на дочери Саула – Мелхоле, становится его зятем, и устанавливается очень крепкая и нежная дружба между Давидом и сыном Саула Ионафаном.

Царь Саул, мучимый злым духом, видя возвышение Давида, предчувствуя, что он будет его преемником, всячески ищет его убить. В конце концов Давид, предупрежденный Ионафаном, вынужден бежать, и после этого Саул, бросив все дела своего царства, с войском гоняется по всей стране за Давидом. В этой погоне он совершенно не знает никакой меры. После того, как Давид пришел к священнику Ахимелеху, забрал у него меч Голиафа и взял хлебы, чтобы подкрепить себя и бывших с ним (те самые хлебы предложения, на которые потом ссылается Господь Иисус Христос, когда Его учеников обвиняют в том, что они в субботу растирают колосья себе в пищу), Саул убил и самого Ахимелеха, и 80 других священников, считая, что они изменили ему и помогают Давиду. В этом снова проявляется его действительное отношение и к Закону Божиему, и к служителям Божиим. Свой интерес и личная вражда становятся выше всего, вплоть до того, что он готов убить первосвященника только за то, что тот, как ему кажется, помог Давиду. Хотя Ахимелех довольно справедливо говорит царю, что отнюдь не впервые он видит Давида и что всегда Давид сопровождал царя и не было никаких причин для того, чтобы отказать Давиду в помощи.

Во время преследования Саул неоднократно оказывается в ситуации, когда Давид имеет возможность безнаказанно его умертвить и тем самым избавиться от преследования. Но Давид почитает помазанника Божия, искренне считая Саула царем и помазанником, и не поднимает на него руки, вверяя свою судьбу попечению Божию. Так, однажды ночью Давид пробрался в царский шатер, но захватил оттуда лишь копье и сосуд с водой у постели царя, после чего с вершины соседней горы громко укорял начальника царских телохранителей за его невнимательность и плохую бдительность при охране царя (1Цар. 26:7-16). В другой раз Саул зашел в пещеру, где прятался Давид, и тот, имея возможность убить царя, только отрезал край его одежды. Давид показал край одежды, отрезанный у Саула, в доказательство того, что тот был в его руке, и сказал: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отомстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча – от беззаконных исходит беззаконие, а моя рука не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою…» (1Цар. 24:13-16). Увидев это, Саул был тронут до слез. Но это умиление было кратковременным. Саул возобновил преследования.

В результате Давид с отрядом в 600 человек вынужден был вовсе покинуть пределы израильских поселений и уйти к филистимлянам и там поселиться и служить им, так что во время последней, решающей битвы между филистимлянами и Саулом Давиду чуть даже не пришлось выступить в этом сражении на стороне филистимлян, от чего все‑таки Господь его избавил (1Цар. 29).

Конец Саула был трагичным. С Самуилом до самой смерти последнего Саул больше не встречался. Господь никаким образом не отвечал больше на вопрошания Саула, так что тот в конце концов отправляется в Аэндор к волшебнице. В лучшие годы своего царствования против волшебников и гадателей он издавал неоднократно строгие распоряжения и, в соответствии с Законом Божиим, изгонял из пределов страны. И вот он сам, переодевшись, приходит к волшебнице и просит ее вызвать ему из царства мертвых Самуила. В этот момент Саулу является Самуил и говорит ему, что он отвержен Богом и царство будет отдано другому. «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (1Цар. 28:19).

По поводу того, кто предстал перед Саулом есть два мнения. Одного придерживались блж. Феодорит и свт. Амвросий Медиоланский, что по особому действию Божию сам Самуил в том облике, который он имел при жизни, предстал перед Саулом для того, чтобы его обличить, предстал не благодаря волхвованию этой женщины, а для того, чтобы произнести над Саулом последний суд. «Сам Бог всяческих, - пишет блж. Феодорит, - как Ему было угодно, представив образ Самуилов, произнес определение». Согласно другой точке зрения, высказываемой, в частности, свт. Григорием Нисским и свт. Василием Великим, перед Саулом предстал демон в образе Самуила. Свт. Василий Великий говорит об этом следующим образом: «чревовещательница через демонов возвестила Саулу будущее поражение. Ибо демоны были принявшие на себя лице Самуила; они, услышав об осуждении Саула, передали приговор, произнесенный Богом как свой собственный. <…> Так и демоны нередко людям, легко впадающим в обман, возвещали, что уже осуществлено и объявлено в Божием определении».

Как бы то ни было, волю Божию о себе Саул узнал.

После этого на горе Гелвуй произошло сражение филистимлян с израильтянами, в котором пали сыновья Саула и сам Саул, чтобы не попасть в плен, бросился на меч и покончил с собой (1Цар. 31). Так совершенно бесславно окончилось его царствование, и лучшие из его сыновей, которые могли быть наследниками, также погибли. Израиль остался обезглавленным, филистимляне торжествовали (2Цар. 1:1-12).

 

Известие о гибели Саула застало Давида в филистимлянском городе Секелаге, где он находился со своими людьми. О ней Давида известил один амаликитянин, пришедший к нему с целью снискать милость Давида и сообщивший, что он лично убил Саула на поле брани. Желаемой цели он не достиг, поскольку Давид ответил ему: «Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» (2 Цар. 1: 14). Он велел казнить этого самовольного «благовестника» и воспел трогательную песнь на смерть Саула и своего друга Ионафана (2Цар. 1:19–27).

Проверочные вопросы:

  1. Как повествует Священное Писание о помазании Давида?
  2. В связи с чем происходит знакомство Саула с Давидом?
  3. Благодаря какому событию сильно возросла слава Давида в народе?
  4. Как в битве с Голиафом Давид прообразовал Господа Иисуса Христа?
  5. Почему Саул начинает преследовать Давида? Как в этом преследовании проявляется богоотступничество Саула?
  6. Почему Давид, несколько раз имевший возможность убить Саула, не сделал этого?
  7. Какие мнения встречаются в творениях свв. отцов относительно явления Саулу Самуила у аэндорской волшебницы?
  8. Каким образом погиб Саул? Какой была реакция Давида на известие о гибели Саула и его сыновей?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Первую книгу Царств. (См.: Вопросы 37-63). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_Pervuju_knigu_Carstv/#0_36 (дата обращения: 06.03.2016).
  2. Григорий Ниский, свт. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_chrevovechatelnitse/ (дата обращения: 06.03.2016).
  3. Василий Великий, свт. Толкование на Книгу пророка Исаии. (См.: Гл. 8. Ч. 2). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/tolkovanie_na_knigu_proroka_Isaii/8_2 (дата обращения: 06.03.2016).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о Давиде и Сауле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_Davide_i_Saule/ (дата обращения: 06.03.2016).
  5. Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского. - Самара: НООФ «Родное пепелище», 2010г. - 384с. (См.: Победа Давида над Голиафом).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Царствование Давида).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 13.4-13.6).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую книгу Царств. Главы 16-31).

Видеоматериалы: