IX. О пятом члене Символа веры. Сошествие во ад и Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа

Цель занятия – рассмотреть учение о сошествии во ад и Воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа.

Задачи:

  1. Рассмотреть указания Священного Писания и учение святых отцов о сошествии Христа во ад.
  2. Рассмотреть учение о Воскресении Христовом в следующих аспектах: значение Воскресения в деле Искупления, достоверность Воскресения, ветхозаветные пророчества и прообразы.

План занятия

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О пятом члене Символа веры).
  2. Григорий Нисский, свт. Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slova-na-svjatuju-paskhu/1_3 (дата обращения: 01.03.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_kladbishe/ (дата обращения: 01.03.2016).
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Кн. 29). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_29 (дата обращения: 01.03.2016).
  5. Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. (См.: Сотница 1, пп. 66,67). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya/ (дата обращения: 01.03.2016) // Он же. Вопросоответы к Фалассию. (См.: Вопрос 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_9 (дата обращения: 01.03.2016).
  6. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 45. На Святую Пасху). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 01.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Гл. 6).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Том 1. Раздел 3. Гл. 4. П. 6).

Дополнительная литература:

  1. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Воскресение Христово).
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. (См.: Иисус Христос. Воскресение).

Ключевые понятия:

  • Ад;
  • Диавол;
  • Крещение «в смерть Христову»;
  • Воскресение Христово;
  • Оправдание;
  • Искупление.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как говорит Священное Писание о сошествии Христа во ад?
  2. Какие мнения существуют у святых отцов относительно того, кому проповедовал Христос в аду и кого Он оттуда вывел?
  3. Каково значение Воскресения Господня для искупления, оправдания и спасения человеческого рода?
  4. Почему в Древней Церкви традиционно крестили оглашенных в Великую Субботу?
  5. Какие пророчества о страданиях и Воскресении Христа содержатся в Ветхом Завете?
  6. Какими фактами подтверждается Воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Сошествие Христа во ад

2. Значение события Воскресения в деле Искупления

3. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении

4. Действительность Воскресения Христова

1. Сошествие Христа во ад

Учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии. Характерно, что на византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение – выход Христа из гроба. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос – иногда с крестом в руке – представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя – черная бездна преисподней, на фоне которой – ключи, замки и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Сошествие Христа во ад – одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории. «Таинство Воплощения Слова, - говорит прп. Максим Исповедник, - содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие».

Ни в одном из канонических Евангелий о сошествии Христа во ад прямо не говорится. Однако в Евангелии от Матфея, в рассказе о крестной смерти Спасителя, упоминается, что «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53). В том же Евангелии приведены слова Христа о тридневном пребывании Спасителя во чреве земли: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). В христианской традиции история пророка Ионы рассматривается как прообраз сошествия Христа во ад.

Вера в то, что после Своей смерти на кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, ясно выражена в Деяниях апостольских, где приведена речь апостола Петра, произнесенная после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (см.: Деян 2:22-24, 29-32). Однако наиболее важным новозаветным текстом, прямо говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание святого апостола Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: «Христос, чтобы привести вас к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши), Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа...» (1Пет. 3:18-21)

В том же Первом послании Петра читаем: «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет 4:6). Приведенные слова легли в основу учения о том, что Христос пострадал за «неправедных», и проповедь Его в аду коснулась в том числе и тех, о ком в Ветхом Завете сказано, что «все мысли и помышления сердца их были зло в о всякое время» (Быт 6:5). Некогда подвергнутые суду «по человеку плотию», осужденные и погубленные Богом, Который, по выражению Библии, раскаялся в том, что их создал (Быт 6:6), эти люди не погибли окончательно: сойдя во ад, Христос дает им еще один шанс на спасение, проповедуя им Евангелие Царствия, дабы они ожили «по Богу духом».

Из других новозаветных текстов, имеющих отношение к теме сошествия во ад, можно упомянуть слова апостола Павла о том, что Христос «нисходил... в преисподние места земли» (Еф. 4.9; Рим. 10:7), и о победе Христа над смертью и адом (см.: 1Кор. 15:54-57). Учение о Христе – Победителе ада, о низвержении диавола, смерти и ада в озеро огненное (Откр. 20:10,14) является одной из основных тем Откровения Иоанна Богослова. В книге Откровения Христос говорит о Себе: «Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, (аминь); и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18). Тема «ключей ада» получит свое развитие как в иконографии, так и в памятниках литургической поэзии.

У свт. Григория Нисского тема сошествия во ад вплетена в контекст теории «Божественного обмана», на которой он строил свое учение об искуплении. Именно эту идею он развивает в одной из своих пасхальных проповедей – «Слове о тридневном сроке воскресения Христова». В нем свт. Григорий ставит вопрос о том, почему Христос пребывал в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40). Этот срок был необходим и достаточен, утверждает он, для того, чтобы Христос мог «выявить безумие» диавола, то есть перехитрить, осмеять, обмануть его: «Всемогущей Премудрости, пребывавшей в сердце земли, этого небольшого временного промежутка было достаточно, чтобы выявить безумие того великого ума, что пребывает там. Ибо так именует его пророк, когда называет «великим умом» и «ассирийцем» (см.: Ис. 10:12-13). А поскольку сердце некоторым образом является жилищем ума, ибо в сердце, как думают, пребывает владычественное, то и Господь посещает сердце земли, которое является местопребыванием того великого ума, чтобы выявить безумие его замысла, как говорит пророчество (см.: Ис. 19:11), уловить мудрого в коварстве его и обратить в противоположное его премудрые ухищрения».

Среди авторов IV века, развивавших тему сошествия во ад, следует упомянуть и свт. Иоанна Златоуста, который постоянно возвращается к ней в разных произведениях. В «Беседе о кладбище и о кресте» он, обращаясь к образу «медных врат», упоминаемых в книге пророка Исаии и в Псалтири, говорит о том, как Христос сошел во ад и озарил его Своим светом, превратив его в небо: «Сегодня все места ада обходит Господь наш; сегодня Он сокрушил врата медные, сегодня сломил засовы железные (Ис. 45:2; Пс. 106:16). Обрати внимание на точность выражения. Не сказал «открыл врата медные», но «сокрушил врата медные», дабы место пребывания в узах сделалось бесполезным. Не снял засовы, но сломал их, дабы стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? Ибо, говорит, что Бог разрушил, кто потом исправит?.. Желая показать, что смерть имеет конец, Он сокрушил врата медные. Медными же назвал не потому, что врата были из меди, но чтобы показать жестокость и неумолимость смерти... Хочешь знать, как была она сурова, неумолима и тверда, словно алмаз? В течение столь долгого времени никто не убедил ее отпустить ни одного из тех, кем она обладала, пока, сойдя (во ад), не принудил ее (к этому) Владыка Ангелов. Ибо сначала Он связал сильного, а потом расхитил сосуды его, почему (пророк) и добавляет: сокровища темные, невидимые (Ис. 45:3)... Ведь это место ада было мрачным и безрадостным, и никогда не приняло оно естество света; поэтому и назвал он их темными, невидимыми. Ибо они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо».

Далее свт. Иоанн говорит о том, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда весь род человеческий, связал ад и победил смерть: «Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников, который нападал на города, повсюду совершал ограбления, скрывался в пещерах и там прятал богатство, связывает этого главаря разбойников и предает его казни, а сокровище переносит в царские хранилища, так поступил и Христос: главаря разбойников и тюремного надзирателя, то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царские хранилища... Сам Цapь пришел к узникам, не устыдившись ни темницы, ни узников, – не мог же Он устыдиться тех, кого создал, – и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду, всю стражу его оставил в одиночестве и, взяв тюремного надзирателя связанным, так взошел к нам. Тиран приведен пленным, сильный – связанным; сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибежала к ногам Царя.

Весьма оригинальным представляется подход прп. Максима Исповедника к учению о сошествии Христа во ад. Толкуя слова апостола Петра о благовестии мертвым (см.: 1Пет 4:6), он утверждает, что в этом тексте речь идет не о ветхозаветных праведниках, а о тех грешниках, которые еще в земной жизни получили возмездие за свои злые деяния: «Некоторые говорят, что Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды Божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам (ап. Петра), великая проповедь спасения – когда они уже были осуждены по человеку плотью, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, – для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя в Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять (это) место (Священного Писания), усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом».

В «Точном изложении православной веры» прп. Иоанн Дамаскин подводит итог развитию темы сошествия Христа во ад в восточной патристической письменности II–VIII веков: «Обоженная душа (Христа) сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих «во тьме... и тени смертной, воссиял свет» (Ис. 9:2); чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, «пленным отпущение и слепым прозрение» (Лк. 4:18-19; Ис. 61:1-2) и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду: «да всяко колено поклонится Ему небесных, и земных, и преисподних» (Флп. 2:10). И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению».

По мысли Дамаскина, Христос проповедовал всем находившимся в аду, однако не для всех Его проповедь оказалась спасительной, так как не все были способны на нее откликнуться: для кого-то она могла стать лишь «обличением неверия», а не причиной спасения. Христос для всех открывает путь в рай, всех призывает ко спасению, но ответом на зов Христа может стать как согласие последовать за Ним, так и добровольный отказ от спасения. В конечном итоге все зависит от человека – от его свободного выбора. Бог никого не спасает насильно, но всех призывает: «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Бог стучится в дверь человеческого сердца, а не вламывается в нее.

Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресения Христа из мертвых. Апостольская проповедь была прежде всего проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор. 15:17).

Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения.

В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось затем на весь урожай. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь к всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживит, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23).

Апостол Павел подчеркивает, что Сын Божий пострадал, умер и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25), для искупления всех (1Тим. 2:6); Сын Божий сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр. 5:9). Это оправдание, искупление и спасение происходит благодаря принятию крещения, через которое человек становится соучастником страданий, смерти и воскресения Христа: «...Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол 2:12); «...Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... Мы погреблись с Ним крешением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть (соединены) и (подобием) воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет нал Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:3-10).

Неразрывная связь между воскресением Христовым и крещением «в смерть Христову» выражалась в том, что в древней Церкви Великая Суббота была главным крещальным днем года: именно в этот день оглашенные приводились к Таинству крещения. До сего дня великосубботнее и пасхальное богослужения в Православной Церкви несут на себе следы этой древней практики.

После всеобщего Воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится — смерть» (1Кор. 15:26).

Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос «воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6:9). Воскресение Христово — не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия.

Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления. По словам В.Н. Лосского, «Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить».

Слова Символа веры воскресшаго в третий день по писанием» заимствованы из 1Кор. 15:4: «... Он погребен был и... воскрес в третий день, по Писанию». Словами «по писанием» «означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета: «... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:6); «...Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10; Деян. 2:27).

В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита (Мф. 12:40).

В «Слове на Святую Пасху» свт. Григорий Богослов проводит типологическую связь между Воскресением Христовым и ветхозаветной Пасхой. Говоря о заклании пасхального агнца, он отмечает, что, по закону, агнец должен быть «совершенным», символизируя совершенство Христа по Божеству и человечеству; «мужского пола» – потому что приносится за целого Адама и потому что «не несет на себе ничего женского, не-мужественного»; «однолетним» – как Солнце правды; непорочным и нескверным – как врачующий всякий порок и всякую скверну. Агнец съедается вечером – потому что страдание Христово произошло в конце веков; агнец должен быть не вареным, но испеченным на огне – «чтобы слово наше не имело в себе ничего необдуманного, ничего водянистого и развязного, но было твердо, крепко и искушено очистительным огнем»; агнец не должен быть оставлен до утра – «ибо многие из наших таинств не выносятся для внешних». Агнец съедается с поспешностью – поскольку в христианской жизни недопустимо медлить и оглядываться назад, подобно жене Лотовой (Быт 19:26); с горькими травами – «ибо жизнь по Богу горька и трудна»; с жезлом в руках – «чтобы ты не преткнулся помыслом, слыша о крови, страдании и смерти Бога, и чтобы не стал безбожником, думая быть защитником Божиим, но смело и без сомнений вкушай Тело, пей Кровь... без неверия воспринимая слова о плоти и не соблазняясь по поводу страдания».

Воскресение Иисуса Христа — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего.

Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается:

а) пустотой гроба;

Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых» (Мф. 27:64). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу у гроба, сказав им: «скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28:13).

б) наличием во гробе погребальных одежд;

Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения (Ин. 20:6-8).

в) явлениями Воскресшего ученикам;

 

В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия (Деян. 1:3).

Проверочные вопросы:

 

  1. Как говорит Священное Писание о сошествии Христа во ад?
  2. Какие мнения существуют у святых отцов относительно того, кому проповедовал Христос в аду и кого Он оттуда вывел?
  3. Каково значение Воскресения Господня для искупления, оправдания и спасения человеческого рода?
  4. Почему в Древней Церкви традиционно крестили оглашенных в Великую Субботу?
  5. Какие пророчества о страданиях и Воскресении Христа содержатся в Ветхом Завете?
  6. Какими фактами подтверждается Воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О пятом члене Символа веры).
  2. Григорий Нисский, свт. Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slova-na-svjatuju-paskhu/1_3 (дата обращения: 01.03.2016).
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_kladbishe/ (дата обращения: 01.03.2016).
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Кн. 29). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_29 (дата обращения: 01.03.2016).
  5. Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. (См.: Сотница 1, пп. 66,67). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya/ (дата обращения: 01.03.2016) // Он же. Вопросоответы к Фалассию. (См.: Вопрос 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_9 (дата обращения: 01.03.2016).
  6. Григорий Богослов, свт. Слова. (См.: Слово 45. На Святую Пасху). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 01.03.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Гл. 6).
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. (См.: Том 1. Раздел 3. Гл. 4. П. 6).

Дополнительная литература:

 

  1. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. (См.: Воскресение Христово).
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. (См.: Иисус Христос. Воскресение).

Видеоматериалы: