VIII. О четвертом члене Символа веры. Спасительность Крестных Страданий Господа Иисуса Христа

Цель занятия – рассмотреть сотериологическое значение крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение Крестной жертвы в деле искупления.
  2. Рассмотреть, каким образом пострадал Сын Божий.
  3. Дать информацию о важности указания в Символе веры времени, когда был распят Христос.
  4. Рассмотреть вопрос о том, каким образом христиане могут воспользоваться плодами Жертвы Христовой.

План занятия

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и прочитать дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О четвертом члене Символа веры).
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Кн. 3. Гл. 26, 27, Кн. 4. Гл. 11). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/   (дата обращения: 25.02.2016).
  3. Петр (Могила), свт. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (См.: Ч. 1. О четвертом члене Символа веры). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj/ (дата обращения: 25.02.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2, Гл. 5).
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. (См.: Иисус Христос. Добровольная смерть).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия. (См.: Гл. 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/7#note216_return (дата обращения: 25.02.2016).

Ключевые понятия:

  • Крестная жертва;
  • Жертва Христова;
  • Смерть;
  • Страдание;
  • Агнец Божий;
  • Искупление;
  • Любовь Божия;
  • Самоуничижение;
  • Докетизм;
  • Грех;
  • Первородный грех;
  • Спасение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что было прообразом Крестной смерти Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете?
  2. В чем заключается значение Крестной смерти в деле искупления?
  3. Какое лжеучение об образе страдания Христа развивали докеты?
  4. Как правильно понимать образ страданий Сына Божия?
  5. В чем отличие страданий и смерти Христа от наших?
  6. Для чего в Символе веры упоминается имя прокуратора Иудеи Понтия Пилата?
  7. Посредством чего мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Крестная жертва — центральное событие искупления

2. Каким образом пострадал Сын Божий

3. Значение слов «при Понтийстем Пилате»

4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной жертвы

1. Крестная жертва — центральное событие искупления

Вся земная жизнь Спасителя имеет искупительное значение, служит примирению человека с Богом, но крестная смерть занимает совершенно особое место. Прп. Иоанн Дамаскин так говорит о Кресте: «не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом».

Прообразом Крестной смерти в Ветхом Завете было пасхальное жертвоприношение, заклание агнца. Иоанн Предтеча свое свидетельство о Христе связывает именно с этим образом: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29). Будучи искупительной, жертва Христова носит заместительный характер.

Христос умирает совершенно свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:17-18).

Слова Символа «за нас» акцентируют наше внимание на добровольном характере смерти Христовой, ибо как безгрешный Он не имел никакой необходимости умирать. Христос умер не Своей, а нашей смертью, «не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что восхотел пострадать», свободно подчинив Себя условиям нашего падшего естества, чтобы нас избавить от проклятия и смерти.

Крестная Жертва — центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова, о котором Он Сам сказал: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12:27).

Почему именно смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, невозможно постичь рационально; это — величайшая тайна. Однако, некоторые замечания, помогающие нам понять значение этого события в деле искупления, необходимо сделать.

а) На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «... Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас...» (Рим. 5:8).

б) Крестная смерть — предел самоуничижения Сына Божия. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8).

Крестной смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу и, как следствие, полнота единения Сына с Отцом по человечеству. Выражением этого единения являются произнесенные на Кресте слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

Грех исказил, искривил человеческую природу, и Христос подвигом всей Своей жизни, абсолютностью Своего послушания «выпрямляет» кривду нашего естества. Смерть на Кресте, таким образом, завершает восстановление нашей падшей природы. Но предел уничижения Сына Божия есть одновременно и переход к славе, начало прославления Христа по человечеству. Слава, которую Сын имел у Отца «прежде бытия мира» (Ин. 17:5) по Божеству, теперь должна открыться и в Его человечестве, но путь к этому прославлению лежит через всецелую отдачу Себя Отцу, через Крест и смерть. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

в) Если Воплощение есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то крестная смерть есть освобождение от проклятия как следствия греха. Ап. Павел, ссылаясь на слова Втор. 21:23, говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13).

Проклятие, которое есть «осуждение греха праведным судом Божиим», выражается прежде всего в недоступности для человека богообщения, в отлучении человека от Бога как Источника жизни. Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает эту возможность.

С этого момента смерть для человека — уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая, затворенные после изгнания прародителей, вновь отверзаются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

г) Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом является также и необходимым условием победы над ней. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14).

Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его, ибо не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть: «... идет князь мира сего, и во Мне не имеет ни чего» (Ин. 14:30). Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь явил в Своем Воскресении.

В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. По объяснению «Пространного Катихизиса», это сделано для того, «дабы показать, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть».

Еретики докеты учили, что Христос, будучи Богом, не мог пострадать. Страдания и смерть Христа, с их точки зрения, были мнимыми, кажущимися и имели только педагогическое значение. Однако, в таком случае они не могли бы иметь значения искупительного. По ап. Павлу, если смерть и Воскресение Христа не совершились реально, «то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... вы еще во грехах ваших» (1Кор. 14:17).

Следует иметь в виду, что Христос страдал и умер не Божеством, а человечеством. Однако хотя Божественная природа бесстрастна, Пострадавшим, Субъектом страдания и смерти, вследствие ипостасного соединения естеств во Христе, был Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы, потому что на Кресте страдало Его собственное человечество. Подобным образом лицо человеческое усвояет себе страдание собственного тела.

Страдание Христово является тайной, в которую не может проникнуть человеческий ум. Человечество Христа с момента Воплощения находится в двойственном положении. С одной стороны, оно изначально подчинено всем условиям человеческой падшести, с другой — эти условия не имеют основания в самом Его человечестве, ибо Христос свободен от греха. Страдания и смерть для Христа были совершенно противоестественны, поэтому и недопустимо судить о них по аналогии с нашими страданиями.

Мы, будучи людьми, подвержены смерти, потому что после грехопадения наша ипостась, наше «я» существует за счет тварных энергий человеческой природы. Она же не в состоянии обеспечить непрерывность автономного бытия, и потому наша жизнь со временем умаляется и, наконец, угасает. Однако Ипостась Христа источником своего бытия имеет не человеческое тварное естество, но нетварную Божественную природу, существующую по свободному благоволению Отца и свободному ответному движению сыновней любви. Само рождение телесной индивидуальности Христа не есть результат автономного стремления к увековечению тварной природы: родился «не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога». Следовательно, лишь «сверхъестественное» (с точки зрения твари) рождение могло гарантировать плоти Христовой свободу от тления и смерти.

Но любящей воле Бога предстояло еще преобразовать навязанную человеческой природе грехом всеобщую неизбежность смерти в столь же всеобщую возможность причастия к нетленному и бессмертному образу бытия. Ради этой цеди Христос по доброй воле принимает смерть, чтобы претворить последнее следствие человеческого бунта в свободу любви и в послушание Отчей воле, то есть в образ нетварного бытия. Отныне каждый человек в состоянии обратить неизбежность смерти в свободное отречение от автономного существования и последовать за Христом. Выбор Христа противоположен выбору Адама; Он основывает наше бытие не на функциях смертной природы, но на личной связи с Отцом. В лице Христа человеческое естество обрело возможность вступить в такое отношение с Богом, в каком Сын пребывает с Отцом — в этом смысл «усыновления», о котором говорит Павел (Еф. 1, 5; Гал. 4, 5). Отныне мы спасаем свою жизнь, добровольно «теряя» ее (Мф. 16, 25), «умирая» со Христом; «с Ним и оживем» (2Тим. 2, 11) и обретем жизнь вечную. В этом смысл аскезы, которую Церковь определяет как подражание кресту Христову. В этом свидетельство мучеников, в образе которых аскеза обретает свои подлинный смысл: жизнь — не биологическое выживание, но связь с Богом, отречение от претензий на автономное существование, реализация бытия как единения в любви.

Но это вовсе не означает, что для Христа смерть была лишена страданий и ужаса, неизбежно переживаемых каждым человеческим существом при разрыве между личностной ипостасью и способом ее природного существования.

Христос не просто умирает; в Его умирании вся глубина трагедии смерти, все последствия грехопадения для человеческой природы и для бытия тварного мира. Преданный на смерть Своими собратьями, Он принимает ненависть и гибель от тех, кто видел от Него лишь любовь и благодеяния. Христос обречен на мучительную и позорную казнь, какой обычно подвергали преступников, совершивших тягчайшие злодеяния. Распятый между двумя разбойниками, Он умирает в невыразимых страданиях, ибо смерть на кресте наступает в результате удушья, вызванного длительным неестественным положением грудной клетки и всего тела. Эта страшная смерть — величайшее доказательство Его любви к нам.

О погребении Спасителя в Символе упомянуто для удостоверения в том, что Он действительно умер и воскрес: ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали оный.

О том, что Христос был распят при Понтии Пилате, в Символе говорится с целью обозначить время, когда Он распят.

В древности не существовало единого календаря: римляне вели летоисчисление от основания Рима, греки — по олимпийским играм, иудеи — по царям. Указанием на Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи в 26-36 гг. по Р. X., обозначается конкретное время и место евангельских событий, подчеркивается, что Христос умер не где-то между небом и землей, подобно умирающим и воскресающим языческим богам, но в контексте реальной человеческой истории.

Христос принес Себя в жертву точно за всех, и всем приобрел благодать и спасение; но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют «участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10).

Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа:

а) посредством живой сердечной веры: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20);

б) посредством Таинств: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3), «... всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете...» (1Кор. 11:26).

в) посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями: «... те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

 

Распятие греховной плоти совершается воздержанием от страстей и похотей, и действиями им противными.

Проверочные вопросы:

  1. Что было прообразом Крестной смерти Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете?
  2. В чем заключается значение Крестной смерти в деле искупления?
  3. Какое лжеучение об образе страдания Христа развивали докеты?
  4. Как правильно понимать образ страданий Сына Божия?
  5. В чем отличие страданий и смерти Христа от наших?
  6. Для чего в Символе веры упоминается имя прокуратора Иудеи Понтия Пилата?
  7. Посредством чего мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). – М.: Синод, тип., 1913. (См.: О четвертом члене Символа веры).
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. (См.: Кн. 3. Гл. 26, 27, Кн. 4. Гл. 11). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/   (дата обращения: 25.02.2016).
  3. Петр (Могила), свт. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (См.: Ч. 1. О четвертом члене Символа веры). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj/ (дата обращения: 25.02.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000. (См.: Ч. 2, Гл. 5).
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. (См.: Иисус Христос. Добровольная смерть).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия. (См.: Гл. 7). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/7#note216_return (дата обращения: 25.02.2016).

Видеоматериалы: