XII. Начало эпохи царств

Цель занятия – рассмотреть личность и служение последнего израильского судьи Самуила.

Задачи:

  1. Познакомить слушателей с историей рождения и призвания пророка Самуила.
  2. Рассмотреть историю войны с филистимлянами и захвата ими ковчега Завета.
  3. Рассмотреть деятельность судьи Самуила.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями дать общую характеристику периода судей.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 11-16 Первой Книги Царств, основную литературу; по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Пять слов об Анне. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ob_Anne/ (дата обращения: 24.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Первую книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_Pervuju_knigu_Carstv/#0_2 (дата обращения: 24.02.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Судья и пророк Самуил).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: Гл. 12).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую книгу Царств. Главы 1-8).

Ключевые понятия:

  • Пророк Самуил;
  • Песнь Анны-пророчицы;
  • Помазанник;
  • Мессия;
  • Христос;
  • Теократия.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем особенность рождения Самуила?
  2. Какие пророчества содержатся в песне матери пророка Самуила?
  3. Как произошло призвание пророка Самуила?
  4. Каким образом произошел суд над домом первосвященника Илия?
  5. Как произошел захват ковчега Завета филистимлянами? Как складывалась его дальнейшая судьба?
  6. Чем был обусловлен авторитет Самуила у израильтян?
  7. Какие положительные изменения в религиозном плане произошли в избранном народе во время служения судьи Самуила?
  8. Почему народ попросил Самуила поставить над ним царя?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1. Рождение пророка Самуила

2. Песнь Анны-пророчицы

3. Призвание Самуила

4. Поражение от филистимлян. История ковчега

5. Служение судьи и пророка Самуила

Повествование Первой книги Царств начинается с описания рождения Самуила. В это время служение первосвященника и служение судьи сочетаются в одном лице, а именно в лице первосвященника Илия, который служит при скинии, расположенной в Силоме. Однажды к нему является некая бесплодная женщина, Анна, которая молится Богу о даровании ей чада. Господь исполнил прошение Анны – родился младенец, которого мать обещала посвятить Богу. Так начинается история пророка Самуила из колена Левия. Мать в благодарность и согласно обету, данному Богу, отдала Самуила еще ребенком для служения Господу при скинии.

Служение при скинии в эту эпоху далеко отстоит от того идеала, который изображен в Пятикнижии. Все выглядит очень просто, нет даже особого упоминания о левитах, есть Илий – первосвященник, и два его сына (1Цар. 1:3). Когда Анна была в храме Господнем и молилась в великой скорби о даровании ей сына, священник Илий решил, что она пьяна (1Цар. 1:9-14). Возможно, это произошло из‑за необычности ее молитвы. Можно предположить, что евреи традиционно молились вслух и достаточно громко. Если посмотреть на то, как изображается молитва в Псалтири, то можно увидеть, что там постоянно используется такое слово, как «воскликнем», которое указывает на достаточно громкое произнесение молитв. Образ скорбной молитвы Анны отличался от традиционного, что и позволило предположить первосвященнику, что она пьяна. Может быть, это был не единственный инцидент подобного рода, что совпадает с характеристикой этой эпохи, данной в Книге Судей.

2. Песнь Анны-пророчицы

Радость о рождении сына у Анны, выражается в форме торжественного песнопения, которое приводится во второй главе Первой книги Царств. Благодаря своей возвышенности и пророческому содержанию, оно вошло в состав ежедневного богослужения. Эта песнь стала третьей библейской песней канона на утрене. «Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем<…>яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит<…>да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим: но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли: Господь взыде на небеса и возгреме: Той судит концем земли, праведен сый, и даст крепость царем нашым и вознесет рог Христа Своего» (1Цар. 2:1, 5-6, 10).

По толкованию блж. Феодорита Кирского, «сказанное Анною: “неплоды роди седмь”, предвещает многоплодие Церкви; потому что число седмь означает множество; в седми днях круговращается все время, а чада Церкви наполнили вселенную. И многая в чадех изнеможе. Многочадная Иудея, породившая многих Пророков и праведников, болезнует ныне неплодием».

В словах Анны впервые в Священном Писании звучит пророчество о Помазаннике. Если прежде пророчества о Христе называли Его прикровенно как семя жены, чаяние народов, жезл крепости, то здесь впервые Он называется Помазанником, по-еврейски – Мессией, по-гречески Христом. Рог – символ могущества, благосостояния и победы. Кроме того, по мнению блж. Феодорита, «сказанное ею: ”Господь немощна сотвори супостата Его”, предвещает низложение диавола; а слова: ”Господь взыде на небеса и возгреме”, предрекают вознесение нашего Спасителя, сошествие Всесвятого Духа и велегласие Апостольской проповеди. Она предсказывает и второе пришествие Владыки Христа. Ибо говорит: ”Тот судит концем земли, праведен сый”».

3. Призвание Самуила

Своего сына Анна оставляет в доме Илия, чтобы он служил при скинии, а у нее рождаются еще трое сыновей и две дочери.

Если Илий был человеком праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана прежде, чем совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Писание говорит о сыновьях Илия: «они не знали Господа» (1Цар. 2:12). Через человека Божия, не названного по имени, Илий получает откровение о том, что дом его не устоит, и что, хотя сам он и не будет отлучен от священства, все его потомки не будут доживать до старости. А оба его нечестивых сына погибнут в один день (1Цар. 2:33-34). «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1Цар. 2:35).

Однажды, когда Самуил лег спать в Скинии, он услышал голос, зовущий его: «Самуил, Самуил!». Думая, что его зовет Илий, находящийся тут же, в Скинии, он побежал к нему и сказал: «Вот я! ты звал меня». Илий ответил ему: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись» (1Цар. 3.4-5). Но голос во второй и в третий раз звал Самуила, и всякий раз отрок прибегал к Илию, думая, что это он его зовет. Тогда первосвященник догадался, что Самуила зовет Господь, и научил отрока, как ему надо поступать, если Господь еще раз позовет его. Когда же Господь еще раз позвал Самуила, тогда отрок с благоговением и трепетом ответил: «Говори [Господи], ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3.10). Так Господь призвал Самуила к пророческому служению и дает ему откровение о том, что грех дома Илия не загладится вовек (1Цар. 3:1-14). 

Самуил не был военачальником, как другие судьи. Он был пророком, через которого Израилю открывалась воля Божья: «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1Цар. 3:19-20). Таково начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль.

4. Поражение от филистимлян. История ковчега

Следующее событие, которое описано в Священном Писании после поставления на служение Самуила, – это война с филистимлянами. Борьбой с филистимлянами была наполнена вся жизнь Самсона; ко времени Самуила эта ситуация не разрешилась. Филистимляне – это один из так называемых народов моря, населявший прибрежную полосу, которую не удалось в свое время завоевать Иисусу Навину. В техническом отношении филистимляне были более развиты, чем израильтяне. Они обладали железным оружием, причем власть их над израильтянами была такова, что израильтяне не могли не только сами изготавливать себе оружие из железа, но даже, если им нужно было поточить какое‑то орудие, они должны были обращаться к филистимлянам или тем, кто был ими на это уполномочен. Кстати, одно из своих названий – Палестина – Святая Земля получила именно по имени этого народа. И вот израильтяне пошли на филистимлян войной. После первого поражения они решили для укрепления своих сил понести перед собой ковчег, полагая, что сам факт преднесения ковчега будет являться залогом того, что и Бог пойдет впереди них, чтобы, как в былые времена, сокрушить врагов. Два нечестивых сына Илия берут ковчег и отправляются впереди израильтян, твердо уверенные, что Бог за ковчегом обязательно пойдет. Кончается это плачевно – израильтяне разбиты, сыновья Илия убиты, ковчег захвачен как ценный военный трофей. Илий, услышав о гибели своих сыновей, упал на землю и, сломав себе хребет, умер (1Цар. 4:18). Так исполнился суд Божий над его домом.

Дальше приводится очень назидательный рассказ о судьбе ковчега среди филистимлян (1Цар. 5, 6). Они приносят ковчег в храм своего божества Дагона, и идол разрушается. После чего среди них начинаются болезни, они начинают погибать и сразу же понимают, в чем дело – все эти беды происходят от ковчега. Обратите внимание на скорость реакции. Если до израильтян подобные вещи доходят иногда по 10–20 лет, по изображению Книги Судей, филистимляне, эти язычники, гораздо быстрее разобрались в происходящем. Для верности они решают устроить религиозный эксперимент. Они берут недавно отелившихся коров, запрягают их в повозку, ставят сверху ковчег и решают, что если коровы пойдут к своим телятам, значит, надо искать другую причину бед, а если коровы повезут ковчег обратно к израильтянам, значит, догадка о том, что ковчег стоит вернуть, правильная (1Цар. 6). И действительно, происходит так, как предполагали жрецы и прорицатели: повозка отправляется в сторону израильтян. В качестве жертвоприношения филистимляне положили к ковчегу золотые изображения наростов, от которых они умирали, и мышей, которые внезапно так сильно размножились.

Повозка пришла в Вефсамис. Жители раскололи ее на дрова и принесли коров в жертву. Но они оказались людьми любопытными и решили посмотреть, что лежит в ковчеге. За это они были наказаны великим поражением (1Цар. 6:19-20). Решив, что никакого добра им от ковчега не будет, отправили его в другое поселение, Кириаф-Иарим, где в доме некоего Аминадава ковчег простоял целых 20 лет. Это тоже характеризует религиозное состояние израильтян, так как 20 лет ковчег находился в частном доме незначительного поселения, и никого это не волновало до времени царя Давида.

5. Служение судьи и пророка Самуила

Самуил видел, что причина бедствий еврейского народа заключается в его отступлении от Бога. Поэтому он обходил весь Израиль и повсюду пробуждал ревность к вере отцов. Своей пламенной речью он убеждал израильтян навсегда покончить с идолопоклонством и обратиться к единому истинному Богу. И народ, доведенный до отчаяния филистимлянами, не оставался глух к его проповеди. В Израиле началось религиозно-нравственное возрождение. Чтобы закрепить это доброе настроение внешним актом, Самуил собрал народ в Массифу. Здесь, в Массифе, после публичного покаяния в своих грехах израильский народ возобновил союз с Богом (1Цар. 7:3-6).

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистимляне, боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь был со Своим народом, и филистимляне потерпели ужасное поражение: по заступничеству Самуила Господь явил филистимлянам такие грозные природные явления, что на долгое время у них пропала всякая охота совершать нападения на израильтян. «Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила» (1Цар. 7:13).

Во время правления Самуила в стране были мир и благоденствие. Он ревностно исполнял свое служение, каждый год обходил Вефиль, Галгал и Массифу и судил народ.

Центром религиозной и государственной жизни стал город Рама, где Самуил устроил жертвенник для жертвоприношений. Стремясь к духовному просвещению народа, Самуил из своих последователей создал пророческую школу, которая готовила просвещенных ревнителей веры. При Самуиле был уже целый «сонм пророков» (1Цар. 19:20), которые помогали ему искоренять идолопоклонство и насаждать истинную веру среди израильтян. Мудрое правление Самуила продолжалось до самой его старости.

Однако у Самуила не было достойного приемника, который мог бы так же как он руководить народом. И поэтому евреи, видя пример окружающих народов, захотели, чтобы Самуил поставил над ними царя. Израильские старейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1Цар. 8:5). Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т. е. Богоправление. Господь у них был и небесным, и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними...» (1Цар. 8:7).

Проверочные вопросы:

  1. В чем особенность рождения Самуила?
  2. Какие пророчества содержатся в песне матери пророка Самуила?
  3. Как произошло призвание пророка Самуила?
  4. Каким образом произошел суд над домом первосвященника Илия?
  5. Как произошел захват ковчега Завета филистимлянами? Как складывалась его дальнейшая судьба?
  6. Чем был обусловлен авторитет Самуила у израильтян?
  7. Какие положительные изменения в религиозном плане произошли в избранном народе во время служения судьи Самуила?
  8. Почему народ попросил Самуила поставить над ним царя?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Пять слов об Анне. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ob_Anne/ (дата обращения: 24.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Первую книгу Царств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_Pervuju_knigu_Carstv/#0_2 (дата обращения: 24.02.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Судья и пророк Самуил).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: Гл. 12).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Первую книгу Царств. Главы 1-8).

Видеоматериалы: