Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1882 го­да в се­ле Силь­ва­че­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Фря­зи­но­ва. Окон­чив пер­вый курс Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, он по­сту­пил учи­те­лем в шко­лу. В 1913 го­ду Иван Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Успен­ской церк­ви се­ла Шу­би­но Брон­ниц­ко­го уез­да, в 1919 го­ду — был пе­ре­ве­ден в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь се­ла Силь­ва­че­во. В 1924 го­ду диа­кон Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. При­хо­жане по­лю­би­ли его за доб­ро­со­вест­ное слу­же­ние, за то, что он лег­ко от­зы­вал­ся на вся­кую прось­бу, а ес­ли кто при­хо­дил из неиму­щих кре­стить, ни­ко­гда не тре­бо­вал пла­ты.
В кон­це трид­ца­тых го­дов храм в се­ле за­кры­ли, бо­го­слу­же­ния в нем пре­кра­ти­лись, но отец Иоанн по-преж­не­му окорм­лял сво­их при­хо­жан и со­вер­шал все цер­ков­ные та­ин­ства и об­ря­ды — кре­стил, ис­по­ве­до­вал, при­ча­щал, со­бо­ро­вал и от­пе­вал. Ко­гда во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да про­ка­ти­лась мас­со­вая вол­на аре­стов, его брат, свя­щен­ник, стал про­сить от­ца Иоан­на оста­вить слу­же­ние и скрыть­ся, уехать, хо­тя бы ра­ди де­тей, но отец Иоанн от­ка­зал­ся. В 1937 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
21 ян­ва­ря 1938 го­да сле­до­ва­тель НКВД до­про­сил свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Кре­сто­ва, слу­жив­ше­го в Брон­ниц­ком рай­оне в се­ле Сал­ты­ко­во. На во­прос сле­до­ва­те­ля, что ему из­вест­но об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции свя­щен­ни­ка Фря­зи­но­ва, он от­ве­тил: «Мне из­вест­но, что Фря­зи­нов сре­ди на­се­ле­ния Силь­ва­че­во си­сте­ма­ти­че­ски ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. В на­ча­ле ян­ва­ря 1938 го­да Фря­зи­нов за­яв­лял: “При цар­ском пра­ви­тель­стве весь на­род жил во мно­го раз луч­ше, чем сей­час при со­вет­ской вла­сти, каж­дый имел воз­мож­ность ку­пить се­бе все, что ему нуж­но. Те­перь же, хо­тя есть и день­ги, но ни­че­го нет, за ис­клю­че­ни­ем кон­ди­тер­ских. Жизнь ста­ла тя­же­лая; на­род все же оду­ма­ет­ся, и при­дет вре­мя, пой­дем ду­шить всех пра­ви­те­лей-ком­му­ни­стов”».
25 ян­ва­ря на ос­но­ва­нии этих по­ка­за­ний бы­ла со­став­ле­на справ­ка на арест от­ца Иоан­на. Свя­щен­ник Иоанн Фря­зи­нов был аре­сто­ван в ночь на 26 ян­ва­ря и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 31 ян­ва­ря со­сто­ял­ся до­прос.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом, что вы в июне 1937 го­да рас­про­стра­ня­ли сре­ди граж­дан се­ле­ния Силь­ва­че­во кле­вет­ни­че­ские слу­хи о войне и по­ра­же­нии в этой войне СССР и вос­хва­ля­ли фа­шизм, дай­те по это­му по­во­ду по­ка­за­ния, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.

— Та­ко­го слу­чая и фак­та не бы­ло, ка­ких-ли­бо слу­хов о войне я не рас­про­стра­нял и фа­шизм не вос­хва­лял, — от­ве­тил свя­щен­ник.

— В том же ме­ся­це вы вы­ска­зы­ва­лись про­тив зай­ма. Дай­те по это­му во­про­су объ­яс­не­ния.

— Вы­ска­зы­ва­ний с мо­ей сто­ро­ны про­тив зай­ма не бы­ло, ес­ли я и го­во­рил, то толь­ко про­тив то­го, что пред­ла­га­ли од­ну сум­му под­пис­ки, а я про­сил мень­ше.

— Вы лже­те, след­ствию из­вест­но, что вы в ян­ва­ре 1938 го­да вы­ска­зы­ва­лись сре­ди граж­дан се­ла Силь­ва­че­во о при­ме­не­нии ре­прес­сий про­тив ком­му­ни­стов и вос­хва­ля­ли ста­рый строй. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?

— Ка­ких-ли­бо на­стро­е­ний про­тив ком­му­ни­стов и о при­ме­не­нии ре­прес­сий к ним не вы­ска­зы­вал, это­го не бы­ло, а так­же и не вос­хва­лял ста­рый строй. Ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
8 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но.

11 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Фря­зи­нов был рас­стре­лян 22 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

По­сле рас­стре­ла свя­щен­ни­ка храм в се­ле ра­зо­ри­ли, он стал раз­ру­шать­ся, и его пре­вра­ти­ли в ко­ров­ник, ко­то­рый вско­ре сго­рел.

Цитата из статьи Кирьяновой О. «Подвиг новомучеников – урок нам» сайта Православие.Ru

Настоятель Благовещенского храма Ростова-на-Дону иерей Александр Назаренко:

– Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры, как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в духе. Почему физическое уничтожение христиан ведет к увеличению их числа впоследствии? В чем причина такого парадокса?

Человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью в жизни общества. А ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Вовсе не ради комфорта, удовольствий, денег, власти, утех плоти. Наоборот: жизнью дорожат чаще всего те, которые любят в жизни вышеупомянутое. Но когда они умирают, то о них обычно не вспоминают потомки… В памяти остаются лишь те, которые жили не ради себя, а ради других людей.

В Евангелии от Иоанна переданы слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Мы много раз слышали эти слова Христа. Они трогают душу, но живем ли мы так? Есть ли в нас решимость пожертвовать сладостью жизни ради исповедания веры? А вот новомученики Российские последовали Господу в Его крестной смерти за грехи людские. Они разделили крест со Спасителем и были вознесены Им на небеса. И это есть великая проповедь Православия. Жизнь может быть пожертвована только ради самого ценного в мире – ради любви. Из любви к падшему человеку Христос добровольно принял мученическую смерть, из любви к своему народу новомученики не предали веру и пошли на Голгофу. Видя такой подвиг, многие наши соотечественники вернулись к спасительной вере своих отцов.

Полагаю, чтобы стать достойными той жертвы, которую принесли за нас наши новомученики, нам стоит задуматься о том, живем ли мы по Христовым заповедям или лишь делаем вид, что мы православные. Ответ каждый из нас в глубине своей совести знает… Так дай нам, Господи, принести покаяние и стать настоящими христианами, какими были наши братья, последовавшие Христу, дай нам Бог силы умирать ежедневно, даря любовь и радость ближним, дай нам Бог умереть ради греха, чтобы воскреснуть ради вечной жизни.

Тропарь,

глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / веры ради пострадал если даже до крове, / священномучениче Иоанне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Иный тропарь,

глас 4

Благости научився, и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Иоанне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак,

глас 4

Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Иоанне.

Дни памяти: 22 февраля; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших.

 

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/days/sv-ioann-frjazinov

http://www.pravoslavie.ru/58073.html