VI.8. Праздники и посты. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Собор первоверховных апостолов Петра и Павла

Цель занятия – рассмотреть смысл Праздников Рождества Иоанна Крестителя и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, особенности богослужения в эти дни.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю Рождества Предтечи Христова Иоанна.
  2. Рассмотреть отражение значимости и величия служения Иоанна Крестителя в богослужебных текстах.
  3. Рассмотреть смысл и время установления празднования памяти свв. апостолов Петра и Павла.
  4. Рассмотреть особенности богослужения в день памяти свв. апостолов Петра и Павла.

План занятия

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, выучить тропарь и кондак Праздников Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, ознакомиться с источниками, просмотреть видеоматериалы.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама, свт. Омилия XL. О всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/40 (дата обращения: 17.02.2016).
  2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Слово в день рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/1_53 (дата обращения: 17.02.2016).
  3. Августин, блж. Слово в день Петра и Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/slovo-v-den-petra-i-pavla/ (дата обращения: 17.02.2016).
  4. Григорий Палама, свт. Омилия XXVIII. Произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/28 (дата обращения: 17.02.2016).

Основная учебная литература:

  1. 7 июля 2015: Рождество Иоанна Предтечи // Сайт журнала «Фома». [Электронный ресурс] – URL: [Электронный ресурс]. – URL: http://foma.ru/7-iyulya-2013-rozhdestvo-ioanna-predtechi.html (дата обращения: 17.02.2016).
  2. Красовицкая М.С. Литургика. (См.: 11. Великие Неподвижные Праздники). [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/70934/#toc20 (дата обращения: 17.02.2016).
  3. День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла // Портал «Православие и мир». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervoverxovnyx-apostolov-petra-i-pavla-istoriya-ikony-propovedi-stati-video/ (дата обращения: 17.02.2016).
  4. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. (См.: Гл. 6. Собор первоверховных апостолов Петра И Павла).

Ключевые понятия

  • Предтеча Господень;
  • Рождество Крестителя Иоанна;
  • Апостол Петр;
  • Апостол Павел.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что нам известно из Священного Писания о рождестве Иоанна Крестителя?
  2. Как проходила жизнь Иоанна Крестителя до выхода на служение согласно Священному Преданию?
  3. Как отражено в гимнографии величие служения Предтечи Господня Иоанна?
  4. Расскажите о различии характеров и образа служения апостолов Петра и Павла.
  5. Что объединяет апостолов Петра и Павла?
  6. Когда был установлен праздник в честь свв. апостолов Петра и Павла? Почему их память празднуется в один день?
  7. Как различие и единство апостолов Петра и Павла отражено в гимнографии?
  8. Как отражены в богослужебных текстах трудности и опасности, связанные со служением апостолов?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

2. Особенности богослужения на Рождество Крестителя Иоанна

3. Первоверховные апостолы Петр и Павел

4. Установление празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

5. Особенности богослужения на День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

1. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество Иоанна Предтечи — это один из великих праздников. Отмечается оно 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк. 1:13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и не имели детей. За недоверие Архангел наказал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: “Иоанн имя ему”. В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. По Преданию, узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Захария остался в Иерусалиме, чтобы исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

Праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн проводил свои дни в молитве и посте, готовя себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.

Самое авторитетное свидетельство о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне принадлежит Господу нашему Иисусу Христу, Который сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). Подобающее этому свидетельству место и занимают праздники Предтечи в православном богослужении, их семь в церковном году и два из них — великие.

Праздник Рождества Иоанна Крестителя совершается по обычному уставу для бденной службы святому, и подробно описывать его не имеет смысла. Но значение этого святого и этого праздника отмечено в богослужении тем, что на утрени первым читается канон Иоанну Предтече, не предваряемый каноном Пресвятой Богородице.

Приведем два текста, полные поразительно удачных и ярких образов, которые находят гимнографы для прославления Иоанна Предтечи. Так говорится в одной стихире (Слава на хвалитех):

«Звезда звезд Предтеча от неплодныя утробы на земли раждается днесь, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет зарю восток свыше, в правое верных прохождение».

Какие удивительные слова: «звезда звезд». В современном языке мы употребили бы, наверное, выражение «звезда первой величины». На небе много звезд, но среди них есть особенно яркие, и Предтеча назван звездой, которая выделяется среди всех остальных. Он называется зарей, вслед за которой является солнце — Христос.

Еще один текст (Слава на стиховне):

«Виждь Елисаветь Деве Марии глаголющу (это обращение к каждому из нас: посмотри на праведную Елисавету, которая говорит Пресвятой Богородице): Что пришла еси ко мне, Мати Господа моего? Ты Царя носиши, и аз — воина. Ты — Законодавца, аз — законоположителя. Ты — Слово, и аз — глас, проповедающ Царство Небесное».

Прекрасные и очень удачные слова говорят нам о служении Иоанна как Предшественника Мессии: Господь Законодавец и Иоанн законоположитель, Господь — Слово и Иоанн — глас.

Особенность этого праздника в том, что он имеет один день попразднства, чего не бывает у средних праздников святых. Праздник Рождества Иоанна Предтечи попадает на период Петровского поста, который предваряет день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла.

Цвет облачений духовенства в этот день – белый.

Тропарь,

глас 4-й

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак,

глас 3-й

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Празднование памяти свв. апостолов завершает Петровский пост и совершается 12 июля.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел оба трудились на одной ниве Христовой. Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».

Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Именно Он от лица всех свидетельствовал: «Ты Христос, Сын Бога живого», за что Господь назвал его блаженным. Мы знаем, что именно его взял Господь на Фавор, и именно он с апостолами Иаковом и Иоанном видел нетварный свет (Свет Преображения) Его божественной славы, но не забываем и о том, как он уснул, когда Господь молился до кровавого пота в Гефсиманском саду. Более противоречивой личности не встречается на страницах Евангелия, но все-таки именно Петр назван Церковью первоверховным, как и Павел. Маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся, троекратно исповедавший свою любовь к Спасителю, Петр стал началом Православия, основанием Церкви. Свт. Григорий Палама так говорит об этом: «…когда Господь сказал Своим Ученикам: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» (Мф.26:31), он, не веруя сему, возразил. И не только это, но и поставил себя выше остальных, говоря: «Аще и вси соблазнятся, но не аз» (Мф.26:33. Мк.14:29); выставляет себя в сравнении с остальными, как бы, вследствие дерзости, сбитый с пути, дабы и более прочих (затем) смирившись, со временем явиться более светлым… подвергнувшись искушению и на короткое время быв побежден, затем победить искусителя. Каким образом? — Немедленным осуждением себя и великой печалью и покаянием, и сильнейшим врачеством для умилостивления Бога — слезами».

Павел (до обращения в христианство — Савл), как известно, считал себя меньшим среди всех апостолов, неким извергом, недостойным быть причисленным к их лику. Он был злейшим врагом Христовым, разжигавшим в себе ненависть к христианам и выпросившим у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Павел был призван и поставлен Господом лично в то время, когда шел в Дамаск гнать христиан. Но кто потрудился на ниве Христовой больше, чем он? Усилиями апостола Павла, яростно сопротивлявшегося правде Господней, а после столь же пламенно уверовавшего, Церковь распространилась до пределов цивилизованного мира, и даже дальше, к варварам. Его труды и страдания невозможно перечислить.

Петр был женат, Павел — нет. Петр проповедовал среди иудеев.  Павел пошел к язычникам. В составе Нового Завета мы видим всего два послания Петра, Павловых же насчитывается четырнадцать.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества.

Объединяет этих двух великих людей мученическая смерть за Христа, подтвердившая с высочайшей несомненностью их любовь к Спасителю.

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм, в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в темницу, из которой его отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:6-8). Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили.

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

По­чи­та­ние свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на­ча­лось сра­зу же по­сле их каз­ни. Ме­сто их по­гре­бе­ния бы­ло свя­щен­но для пер­вых хри­сти­ан. В IV ве­ке свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы в честь свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов в Ри­ме и Кон­стан­ти­но­по­ле. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем этот день стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан, христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.

В Рус­ской Церк­ви по­чи­та­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла по­лу­чи­ло на­ча­ло по­сле Кре­ще­ния Ру­си. По цер­ков­но­му пре­да­нию, свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир при­вез из Кор­су­ни ико­ну свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, ко­то­рая впо­след­ствии бы­ла пре­под­не­се­на в дар Нов­го­род­ско­му Со­фий­ско­му со­бо­ру. В этом же со­бо­ре до сих пор со­хра­ни­лись фрес­ки XI ве­ка с изо­бра­же­ни­ем апо­сто­ла Пет­ра. В Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре на­стен­ные рос­пи­си, изо­бра­жа­ю­щие апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, от­но­сят­ся к XI–XII ве­кам. Пер­вый мо­на­стырь в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла был воз­двиг­нут в Нов­го­ро­де на Си­ни­чей го­ре в 1185 го­ду. При­мер­но в это же вре­мя на­ча­лось стро­и­тель­ство Пет­ров­ско­го мо­на­сты­ря в Ро­сто­ве. Пет­ро­пав­лов­ский мо­на­стырь су­ще­ство­вал в XIII ве­ке в Брян­ске.

Име­на апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, по­лу­ча­е­мые при свя­том кре­ще­нии, осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Эти име­на но­си­ли мно­гие свя­тые Древ­ней Ру­си. Изо­бра­же­ния свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма ста­ли неиз­мен­ной при­над­леж­но­стью де­и­сус­но­го чи­на. Осо­бен­но из­вест­ны ико­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, на­пи­сан­ные ге­ни­аль­ным рус­ским ико­но­пис­цем пре­по­доб­ным Ан­дре­ем Рубле­вым.

Этот праздник является таким же почитаемым в Церкви, как и господские праздники, хотя он не вписан в двунадесятые праздники.

Память Петра и Павла празднуется в один день, потому что, по церковному преданию, они умерли в Риме, пострадали за Христа в один и тот же день, хотя с исторической точки зрения это неверно. Церковь стремится явить нам единство их подвига, единство их жития и мученической кончины, хотя в Священном Писании мы находим следы их разногласий. Судя по тексту Посланий, они иногда отпускали довольно острые замечания в адрес друг друга: один — про невразумительный язык другого (2Пет. 3:16), второй — про какое-то непоследовательное поведение первого (Гал. 2:11-14). Но все это преодолевается, все это превозмогается любовью ко Христу, прославлением Господа, к Которому было направлено житие каждого из них, и не случайно Церковь установила им совместное празднование.

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне):

«Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…».

Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», т.к. не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений.

В богослужебных текстах отражено, с какими тяготами и опасностями был сопряжен для апостолов труд благовестия, проповедания Христа (1-я стихира на стиховне смогласна на велицей вечерне):

«Яже по вся грады узы и скорби твоя, кто скажет славне апостоле Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, кошницу, и жезлобиения, каменометания, и обхождения, глубины истопления: позор бысть ангелов и человеков. Вся убо претерпел еси, о укрепляющем тя Христе: да мир приобрящеши о Христе Иисусе Господе твоем. Темже молим тя, творящии память твою верно, непрестанно моли, спастися душам нашим».

У этого праздника есть попразднство: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов.

Цвет облачений духовенства в этот день — золотой (желтый).

Тропарь,

глас 4

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак,

глас 2

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякого всеплодия, Едине сведый сердечная.

Проверочные вопросы:

 

  1. Что нам известно из Священного Писания о рождестве Иоанна Крестителя?
  2. Как проходила жизнь Иоанна Крестителя до выхода на служение согласно Священному Преданию?
  3. Как отражено в гимнографии величие служения Предтечи Господня Иоанна?
  4. Расскажите о различии характеров и образа служения апостолов Петра и Павла.
  5. Что объединяет апостолов Петра и Павла?
  6. Когда был установлен праздник в честь свв. апостолов Петра и Павла? Почему их память празднуется в один день?
  7. Как различие и единство апостолов Петра и Павла отражено в гимнографии?
  8. Как отражены в богослужебных текстах трудности и опасности, связанные со служением апостолов?

Видеоматериалы: