X. Период судей. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина. Служение судей. Девора и Варак. Гедеон

Цель занятия – рассмотреть период судей и, в частности, служение Деворы, Варака и Гедеона.
Задачи:
  1. Дать краткую характеристику состояния Израиля после Иисуса Навина.
  2. Дать информацию о периоде судей и сущности служения судей.
  3. Рассмотреть историю освобождения израильтян от ханаанских племен под предводительством Деворы и Варака.
  4. Рассмотреть историю и прообразовательное значение служения судьи Гедеона.
План занятия:
  1. Совместно со слушателями, используя карту, вспомнить раздел земли обетованной при Иисусе Навине, обращая внимание на оставшиеся не завоеванными народы.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, 11 – 21 главы Книги Судей, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, видеоматериалами и дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Амвросий Медиоланский, свт. О девстве и браке. (См.: Кн. 4. О вдовицах). Глава 3. Пп. 18-20. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/4  (дата обращения: 09.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Судей. (См.: Вопросы: 1, 7, 8, 10-16). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_Sudey/  (дата обращения: 09.02.2016).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Руно орошенное. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/runo-oroshennoe/#0_2  (дата обращения: 09.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Судей. Причины дарования судей израильскому народу. Судья Гедеон).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 11.1-11.4).
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. (См.: Глава XII. Период Судей. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти. Иисуса Навина. Девора и Варак. Гедеон).
Дополнительная литература:
  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на книгу Судей. Главы 1-10).
Ключевые понятия:
  • Земля обетованная;
  • Колена Израильские;
  • Судьи;
  • Ханаан;
  • Сисара;
  • Девора;
  • Варак;
  • Иаиль;
  • Мадианитяне;
  • Гедеон.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
  1. Кто был правителем Израиля в период судей?
  2. Почему земля обетованная не была завоевана в полной мере? В чем заключалась опасность такого положения вещей?
  3. Почему Бог обещает Израилю не изгонять из его среды оставшиеся народы?
  4. Почему Господь попускал израильтянам быть притесняемыми и угнетаемыми оставшимися народами?
  5. Кто такие судьи? В чем заключалось их служение? Когда Бог призывал их на служение?
  6. Расскажите о деятельности Деворы и Варака.
  7. От какого народа избавлял израильтян судья Гедеон?
  8. Какое знамение было дано Богом Гедеону, чтобы укрепить его веру в победу? Какие святоотеческие толкования этого знамения вам известны?
  9. Какое объяснение можно дать тому факту, что у Гедеона были сомнения в победе, когда у него было 32 тысячи воинов, а победу он одержал - с 300-ми, т.е. значительно меньшими силами?
Иллюстрации:
Видеоматериалы:

1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина

2. Девора и Варак

3. Гедеон

1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина

Период судей – это время теократии, т.е. такого общественного устройства, при котором Сам Бог объявляется царем над народом, и Сам Бог посредством закона Своего этим народом управляет. После смерти Иисуса Навина среди евреев не нашлось того, кто мог бы их возглавить, и с тех пор в народе на долгое время было утрачено единоначалие, поэтому «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17.6). Израильские колена разошлись по Ханаану, занимая предназначенные им уделы, но между ними уже не было согласия. Зависть и раздоры из-за установления границ раскололи единство избранного народа, столь необходимое для удержания захваченных земель. Поссорившиеся колена действовали порознь и поэтому не сумели довести до конца покорение страны. Тем более, что им противостояли ханаанские племена, которые превосходили евреев своей культурой. О каждом колене Книга Судей говорит, что на его территории остались хананейские анклавы, которые израильтяне сделали своими данниками, вместо того, чтобы изгнать их по заповеди, которая дана была им через Моисея. Такая, на первый взгляд, мудрость израильтян заканчивается для них достаточно плохо: «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим [и в Вефиль и к дому Израилеву] и сказал [им: так говорит Господь]: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим [дать вам], и сказал Я: “не нарушу завета Моего с вами вовек. И вы не вступайте в союз с жителями земли сей; [богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,] жертвенники их разрушьте”. Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: [не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,] не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью. Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал» (Суд.2:1-4). 

Дальше еще делается два добавления, показывающие для чего Бог не станет изгонять чужие народы, оставшиеся на территории Израиля.  Господь говорит: «Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус [Навин на земле], когда умирал, чтобы искушать ими Израиля, станут ли они держаться пути Господня, ходить по нему, как держались отцы их или нет. И оставил Господь народы сии...» (Суд.2:21—23). Блж. Феодорит Кирский говорит, что не для возникновения греха Бог искушает народы и не для того, чтобы Самому узнать последствия, а «чтобы научить неведущих». Он проводит параллель между оставшимися народами и древом познания добра и зла: «Как Адаму дал заповедь для упражнения его разума, так и здесь оставил некоторые народы, чтобы показать благочестие одних и обличить злочестие других».

Вторая причина, по которой Бог не изгоняет эти народы практического значения: «Вот те народы оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян для того, чтобы они знали и учили войне последующих сынов Израилевых, которые прежде не знали ее» (Суд.3:1-2). Толкуя это место Священного Писания, блж. Феодорит отмечает, что Бог не столько хотел, чтобы израильтяне научились военному делу, сколько «чтобы живущие после него [Иисуса Навина] опытом дознавали Божие о них попечение, и, по необходимости воевать с врагами, призывали в споборничество Владыку», потому что и при Иисусе Навине они побеждали, «не по воинскому искусству ополчаясь, но пользуясь помощию свыше».

Блж. Феодорит, кроме приведенных, усматривает еще одну причину того, что земля обетованная не была завоевана в полной мере. «Думаю же, - пишет он, - что есть и другая причина, по которой евреи не овладели всею землею Обетованною, именно следующая: для сохранения сообразного с законом образа жизни требовалась страна, заключенная в весьма тесные пределы, потому что закон повелевал три раза в год праздновать всем, сошедшись в одно место, на котором впоследствии соорудили божественный храм. Там повелел Бог приносить начатки и десятины, первородных овец и другие жертвы. Посему, сообразно с сим, Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда собирались в посвященный Богу храм». Т.е. более тесное жительство должно было способствовать исполнению постановлений Закона.

Ввиду соседства с иноплеменниками потомкам Иакова грозила обычная судьба завоевателей: раствориться среди более развитых народов, которых они себе подчинили военным путем. Этому способствовали, в частности, смешанные браки с представителями народов Ханаана, заключаемые несмотря на то, что Господь строго запретил евреям вступать с ними в родство, чтобы те не отвратили израильтян от Бога (Втор. 7:1-4; Суд. 2:2). Все это отрицательным образом повлияло и на религиозную жизнь израильтян. Евреи, которые родились после смерти Иисуса Навина и не знали «Господа и дел Его, которые Он делал Израилю», легко оставили Его и «обратились к другим богам, богам народов, окружавших их» (Суд. 2:12). Скиния в Силоме многими была забыта. Бог Израилев, требующий добродетельной жизни и строгого исполнения Синайского законодательства, был менее привлекателен, чем ханаанские идолы, служение которым сопровождалось лишь плясками, пиршествами, пьянством и другими чувственными наслаждениями. Очевидно, что обращение израильтян к идолопоклонству и уклонение от истинного Бога влекло за собой падение их нравственности, а, главное, сводило на нет саму идею израильского народа как народа избранного, народа святого, удела Божия (Исх. 19:5-6) и лишало его существование смысла.

Чтобы вновь обратить сердца евреев к Себе и спасти их от полного разложения и уничтожения, Господь посылает им наказание: соседние народы, пользуясь внутренними нестроениями израильтян, стали нападать на них, расхищать их имущество и обращать их в рабство. Страдания заставляли евреев волей-неволей обращаться к Богу с молитвой о помиловании. И тогда милосердный Господь посылал им из разных колен доблестных мужей, которые с помощью Божией освобождали своих соотечественников от рабства и восстанавливали у них истинное богопочитание. Такие освободители в Священном Писании называются судьями, хотя в мирное время они (за исключением судьи Самуила) практически не управляли народом. Судья – это не тот, кто принимал какие-то решения, не тот, кто управлял народом, потому что в основном эти функции все-таки принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей. Всего за историю избранного народа Господь даровал пятнадцать судей. Но израильтяне были трудноисправимы: едва только их положение улучшалось, они опять начинали поклоняться лжебогам. Если мы посмотрим по книге Судей, какие народы угнетали израильтян, то мы увидим, что вся география окрестная тут перечислена, т.е. сколько не было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, в том порядке они отдавались этим народам: моавитянам, аммонитянам, мадианитянам, филистимлянам и т.д.

2. Девора и Варак

Когда Израильский народ, позабыв завещания Моисея и Иисуса Навина, стал поклоняться ханаанским идолам и делал «злое пред очами Господа» (Суд. 3:7), Господь предал его в руки ханаанских племен, и они стали нести тяжелое бремя данников. Особенно тяжела была судьба тех евреев, которые поселились на севере Палестины. Царь северного Ханаана Иавин и его военачальник Сисара занимали на горах цепь укреплений, господствовавших над долинами и дорогами. Они использовали свои ключевые позиции для того, чтобы отрезать израильских поселенцев от коммуникаций, обречь их на голод и, в конце концов, подчинить себе. Шесть северных колен, подавленные силой полководца Сисары, на протяжении двадцати лет отрабатывали барщину и платили дань. Тогда сыны Израиля вспомнили о Боге отцов своих. С покаянными слезами обратились они к Богу, и Господь послал им избавление – судью Девору, пророчицу и ревностную хранительницу истинной веры. Она жила на горе Ефремовой под пальмой, у дороги между Рамой и Вефилем. Там она принимала посланцев со всего Израиля, давала им мудрые советы, наставляла их в истинной вере и разрешала спорные вопросы между племенами, родами и частными лицами. Люди любили Девору, и никто у сынов Израилевых не пользовался таким авторитетом, как она.

По повелению Божию Девора готовилась поднять народ на борьбу за свободу. Она решила сделать вождем-освободителем Варака, жившего на земле сынов Неффалима, в Кадеше и славившегося своей отвагой и военным опытом, приобретенным в боях с ханаанеями. Но Варак не верил в победу, не верил, что израильский народ, потерявший единство и веру в Бога, одолеет врага. Разве что израильтян поведет вождь, способный пробудить мужество народа и веру в покровительство Божие. Но это могла сделать только Девора. Под ее руководством борьба с угнетателями приобрела бы религиозный характер, превратилась бы в священную войну. Обдумав и взвесив все эти обстоятельства, Варак сказал Деворе: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду…». Девору возмутили маловерие и упрямство Варака, и хотя она приняла поставленное им условие, однако, сказала ему: «Пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава... но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд. 4:8-9). На призыв Деворы и Варака собралось десять тысяч воинов, хотя и плохо вооруженных, но готовых на любой подвиг. Присутствие «матери во Израиле», как называли Девору, вызвало неописуемый энтузиазм. Израильская армия расположилась на склоне горы Фавор. В долине тем временем появилась ханаанская армия под командованием Сисары. Впереди нее мчались девятьсот боевых колесниц, окованных железом. Эти колесницы представляли тем большую опасность, что по бокам были прикреплены острые косы, которые в атаке буквально косили неприятельскую пехоту, как траву. Но израильтяне не дрогнули перед этим грозным оружием. По повелению Деворы Варак повел свои войска в жестокий бой. Существует предположение, что тяжелые колесницы Сисары не смогли действовать в полной мере из-за сырого грунта вблизи разлившейся реки Киссон. Но как бы там ни было, войска Варака привели ханаанеян в замешательство и разбили их наголову. Сам Сисара, выпрыгнув из колесницы, сумел уйти с поля боя. Спасаясь бегством от преследования, он решил спрятаться в шатре у одной женщины, по имени Иаиль. Женщина напоила его молоком и уложила спать, спрятав под ковром. Но когда он уснул, Иаиль «взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер» (Суд.4:21). Спустя некоторое время прибежал Варак и убедился, что опоздал. Так сбылось предсказание Деворы: не он, а женщина Иаиль убила Сисару. Вскоре от меча израильтян пал и сам царь Иавин. Девора во вдохновенной песне прославила Бога Израилева за Его помощь в борьбе с ханаанеянами. После этой победы израильские племена, управляемые мудрой Деворой, жили в мире сорок лет.

3. Гедеон

Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, опустошали поля израильских земледельцев (Суд. 6.5). Такое бедствие продолжалось семь лет, так что Израиль обнищал. И тогда «возопили сыны Израилевы к Господу» (Суд. 6:6). И Господь послал им избавление в лице судьи Гедеона из колена Манассиева. Он был призван на служение через Ангела Божия, когда «выколачивал пшеницу в точиле для того, чтобы скрыться от Мадианитян» (Суд.6:11), т.е. не помышлял ни о каких подвигах.

Разрушив сначала по повелению Божию жертвенник Ваала в своем селении, Гедеон под действием Духа Божия призвал несколько колен израильтян на борьбу с мадианитянами. На его призыв собралось тридцать две тысячи воинов (Суд. 7:3). Но так как у неприятеля был большой перевес в силе, Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу знамением. И по его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вокруг руна вся земля была суха. В следующую же ночь Господь послал обильную росу на землю, в то время как руно оставалось сухим. После этих знамений Гедеон решается напасть на противника.

В знамении руна Церковь всегда видела изображение Матери Божией, чудесно принявшей во чреве Своем Сына, всех Бога[1]: «Яко бо дождь на руно снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи»[2], «От Тебе роса укану, пламень многобожия угасившая; тем вопием Ти: радуйся, Руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде»[3]. Свт. Димитрий Ростовский пишет: «Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам. Христова ради воплощения, ибо «как дождь» сошел с Небес «на руно» (Пс. 71:6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее… Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов… Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая». 

Также это руно является прообразом Церкви. Свт. Амвросий Медиоланский считает, что в этом знамении Гедеон «силою мысли своей познал духовное таинство, что этот дождь есть роса Божественного Слова… В самом деле, роса Божественного Слова прежде всего начала увлажнять Иудею ибо «ведом в Иудее Бог» (Пс. 75:2), тогда как остальная земля всего мира оставалась без веры — сухою. Но когда потомство Иосифа стало отрицать Бога и навлекать гнев Божий дерзостью разнообразных и ужасных преступлений, тогда, по орошении всей земли росой небесного дождя, народ иудейский начал сохнуть от жара своего вероломства, а святую Церковь, собранную от всех концов земли, оросили апостольские облака и спасительный апостольский дождь».

После такого укрепления Гедеона Господь сказал ему, что враги будут побеждены лишь небольшим количеством воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, разбили неприятеля. По повелению Божию Гедеон отобрал триста воинов. Каждому из своих воинов он дал трубу и факел, спрятанный в глиняном горшке. Разделив воинов на три группы, Гедеон велел им с трех сторон подкрасться к лагерю мадианитян. В полночь, едва только мадианитяне легли спать, он дал сигнал к атаке. Израильтяне разбили горшки, открыли горящие факелы, одновременно изо всех сил затрубили в трубы и громко закричали. Сильный крик разбудил кочевников. Уверенные, что их окружает большая неприятельская армия, они бросились бежать за Иордан, в панике поражая друг друга. Гедеон с горстью своих отважных воинов бросился преследовать врага. Израильтяне нанесли сокрушительный удар по врагу и прогнали кочевников далеко за Иордан. В этой битве погибло четыре мадиамских царя.

В благодарность за спасение от врагов израильтяне хотели сделать своего освободителя царем, но Гедеон отказался от царской короны и сказал народу: «Господь да владеет вами» (Суд. 8.23). При Гедеоне Израиль сорок лет пользовался миром и спокойствием.

Проверочные вопросы:
  1. Кто был правителем Израиля в период судей?
  2. Почему земля обетованная не была завоевана в полной мере? В чем заключалась опасность такого положения вещей?
  3. Почему Бог обещает Израилю не изгонять из его среды оставшиеся народы?
  4. Почему Господь попускал израильтянам быть притесняемыми и угнетаемыми оставшимися народами?
  5. Кто такие судьи? В чем заключалось их служение? Когда Бог призывал их на служение?
  6. Расскажите о деятельности Деворы и Варака.
  7. От какого народа избавлял израильтян судья Гедеон?
  8. Какое знамение было дано Богом Гедеону, чтобы укрепить его веру в победу? Какие святоотеческие толкования этого знамения вам известны?
  9. Какое объяснение можно дать тому факту, что у Гедеона были сомнения в победе, когда у него было 32 тысячи воинов, а победу он одержал - с 300-ми, т.е. значительно меньшими силами?
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Амвросий Медиоланский, свт. О девстве и браке. (См.: Кн. 4. О вдовицах). Глава 3. Пп. 18-20. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/4  (дата обращения: 09.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Судей. (См.: Вопросы: 1, 7, 8, 10-16). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_Sudey/  (дата обращения: 09.02.2016).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Руно орошенное. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/runo-oroshennoe/#0_2  (дата обращения: 09.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Судей. Причины дарования судей израильскому народу. Судья Гедеон).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 11.1-11.4).
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. (См.: Глава XII. Период Судей. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти. Иисуса Навина. Девора и Варак. Гедеон).
Дополнительная литература:
  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на книгу Судей. Главы 1-10).
Видеоматериалы:

 

 


[1] «Подобно росе рождение Твое» (Пс.109:3).

[2] Благовещение, утреня, канон, п. 4, 4.

[3] Канон похвале Пресвятыя Богородицы, п.6, 2.