IX. Завоевание Земли Обетованной

Цель занятия – рассмотреть исторический и духовный смысл этапов подготовки, завоевания и разделения земли обетованной.
Задачи:
  1. Рассмотреть историю и святоотеческое толкование спасения израильских разведчиков в Иерехоне.
  2. Рассмотреть историю и прообразовательное значение перехода израильтян через Иордан.
  3. Рассмотреть взятие Иерихона, битву за Гаваон и итоги завоевания обетованной земли, в целом.
  4. Дать информацию о разделении земли обетованной.
  5. Рассмотреть последние наставления Иисуса Навина народу и обновление Завета с Богом.
План занятия:
  1. Совместно со слушателями подвести итоги изученного сорокалетнего странствия народа Божия по пустыне.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, 1 – 10 главы Книги Судей, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, видеоматериалами и дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. (См.: Беседа седьмая). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlat21/Pok7.htm (дата обращения: 05.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Иисуса Навина. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_Iisusa_Navina/ (дата обращения: 05.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Завоевание земли обетованной).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: Гл. 10).
Дополнительная литература:
  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Иисуса Навина).
Ключевые понятия:
  • Земля обетованная;
  • Хананеи;
  • Иерихон;
  • Иордан;
  • Заклятие;
  • Гаваон;
  • Силом.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
  1. Почему Иисус Навин отправляет разведчиков в Иерихон?
  2. Каким образом израильские соглядатаи были спасены от преследования хананеян? Что прообразует собой блудница Раав?
  3. Какие прообразовательные черты Иисуса Навина были явлены при переходе израильтян через Иордан?
  4. Что означает повеление Иисуса Навина о том, что должно быть под заклятием? Почему этот было необходимо?
  5. Какие обстоятельства предшествовали битве у Гаваона? Каким образом проявилась помощь Божия в этом сражении?
  6. Полностью ли была завоевана земля обетованная?
  7. Каким образом была разделена завоеванная земля между коленами?
  8. В каком городе была установлена Скиния Собрания вместе с Ковчегом Завета?
  9. Какой удел получили Левиты?
  10. Какие увещания к народу произносит Иисус Навин в конце своей жизни? Для чего народ обновляет свой Завет с Богом?
Иллюстрации:
В карте "Исход из Египта и завоевание Ханаана" допущена неточность - путь из Египта должен проходить через Красное море.
Видеоматериалы:

1. Подготовка к завоеванию земли обетованной

2. Переход через Иордан

3. Падение Иерихона

4. Битва у Гаваона

5. Разделение земли обетованной

6. Завещание Иисуса Навина

1. Подготовка к завоеванию земли обетованной

Готовясь к вторжению в землю обетованную, Иисус Навин, как некогда Моисей, отправил двух соглядатаев в Иерихон. Иерихон занимал ключевое положение для этой местности и ключевое стратегическое значение с точки зрения обороны Палестины от вторжения с востока, и поэтому первое, с чем должны были израильтяне столкнуться, это с необходимостью захватить этот город, что открыло бы им в дальнейшем путь уже дальше. Иисус Навин посылает туда соглядатаев, которых там обнаруживают, но их спасает блудница Раав. Она скрывает израильтян и дает им возможность бежать. При этом, говоря согладатаям: «я знаю, что Господь отдал землю сию вам Бог предал этот город и этот народ вам» (Нав. 2:9), Раав просит сохранить жизнь ей и ее родным, когда они захватят город. Они говорят, что так это и будет, и в качестве знака, который должен послужить для того, чтобы ее дом остался неприкосновенным, они указывают на необходимость вывесить красного цвета веревку. Сама Раав является прообразом вошедших в Церковь Христову язычников. «Раав, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - прообразовала церковь, некогда оскверненную демонским блудодеянием, а ныне принявшую соглядатаев Христа - апостолов, посланных не Иисусом Навином, но Иисусом - истинным Спасителем. Красная же веревка в святоотеческой традиции понималась именно как знак того, что всем верующим и уповающим на Господа будет дано искупление кровью Христовой. Блж. Феодорит Кирский пишет: «Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей «вервь червлену» (Нав. 2:18), так Апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь, отвлекли от прежнего непотребства, и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою кровию».

Ап. Павел приводит в пример Раав, говоря о спасении верой: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр.11:31). Она же упоминается ап. Иаковом наряду с патриархом Авраамом как образец деятельной веры (Иак. 2:25, в подтверждение тезиса о том, что «вера без дел мертва». Можно также отметить, что Раав – одна из немногих женщин, которые упоминаются в родословии Господа Иисуса Христа[1].

2. Переход через Иордан

После смерти Моисея Господь явился Иисусу Навину и сказал: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Нав. 1:2). Господь повелевает Иисусу Навину быть при этом мужественным, храбрым и ревностным хранителем Закона Моисеева. Только в этом случае Господь неотступно будет помогать ему, как Он помогал Моисею.

Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона.

В назначенный час заиграли серебряные трубы – и народ двинулся к Иордану. Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Как только ноги священников омочились в водах Иордана, Господь на глазах всех израильтян совершил великое чудо, которое напоминало чудо перехода через Красное море. В нескольких милях вверх по реке, возле города Адама, Иордан внезапно остановился, так что воды его стояли высокой стеной. Воды же, находившиеся еще в русле, быстро стекли в Мертвое море, и народ израильский перешел русло реки, не замочив даже ног. Переход через Иордан укрепил авторитет Иисуса Навина в сознании иудеев и они «стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Иис.Нав.4:14). В этом плане Иисус Навин прообразовал собою Господа Иисуса Христа, вышедшего на проповедь после Своего Крещения. «Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, - пишет блж. Феодорит, - так и наш Иисус после Иордана и крещения Иоаннова положил начало учению и чудесам».

3. Падение Иерихона

Перед тем, как начать военные действия*, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» – спросил у него Иисус Навин. «Нет, я вождь воинства Господня», – ответил незнакомец (Нав. 5:13-14). Иисус Навин поклонился ему до земли и, в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать – и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся.

Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал – и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись и обрушились до основания. Израильские воины с разных сторон ворвались в город.

После взятия Иерихона спасается, действительно, только Раав, причем Иисус Навин говорит: «Город будет под заклятием и все, что в нем Господу, только Раав – блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме, потому что она укрыла посланных, которых мы посылали» (Нав. 6:16). Свт. Иоанн Златоуст говорит так по этому поводу: «Иисус Навин, говорящий: “блудница да будет жива”, был прообразом Господа Иисуса, который говорит: любодейцы и мытари предваряют вас в Царствии Небесном (Мф.21:31)».

Понятие заклятия, по-еврейски «херем», которое многократно здесь встречается, на практике означает, что ничего из добычи не должно быть захвачено, но должно быть уничтожено все: и население и все вещи, которые им принадлежали. Почему здесь дается такое повеление? Из истории известно, что когда какой-то кочевой народ захватывает территорию, где есть оседлое население, то через сто лет земледельцы ассимилируют кочевников. Т.е. если бы израильтяне захватывали Палестину вместе со всеми хананеями, которые там жили, то через сто лет, скорее всего, от израильтян ничего уже не осталось бы, а были бы все те же самые хананеи с добавлением еврейской крови, также совершающие свои обряды и служащие своим языческим богам. А культ их предполагал жертвоприношения младенцев, ритуальный блуд и пр. Можно сказать, что мера беззакония этих народов уже вполне исполнилась, в данном случае израильтяне послужили таким орудием Божией кары, которая была ниспослана на эти народы промыслительным образом, также как Господь некогда истребил человечество потопом. Если даже символическим образом это истолковывать, то понятно, что эти хананеи собой изображают разные страсти и греховные помыслы, которые должны быть полностью искоренены и никаким образом не могут быть принимаемы, если только человек не хочет опять впасть в многоразличные и губительные страсти.

4. Битва у Гаваона

Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям. Следующий город, который был завоеван израильтянами, это Гай.

Далее, в битве за Гаваон, особым образом проявилась чудесная помощь Божия. К этому времени вся страна уже была достаточно напугана тем, что вторгся с востока малоизвестный народ, перед которым никто не может устоять, и жители Гаваона пускаются на хитрость: являются в истертых одеждах, с заплесневелыми хлебами, делая вид, что пришли издалека и предлагают заключить союз на очень выгодных для израильтян условиях. Тут происходит очень интересное событие. Прежде, как правило, перед всяким решением мы видим израильтян молящимися, а здесь после этих побед никакой молитвы не совершается, и они, не вопрошая воли Божией, но полагаясь на свое собственное разумение, заключают договор с этими гаваонитянами и в результате оказываются обманутыми, ибо выясняется, что Гаваон в нескольких километрах от того места, где заключается договор о дружбе и ненападении с ними. Это тоже очень важный момент, т.е. после первых побед появляется некоторое самомнение, самоуверенность, которая тут же приводит к такому посрамлению. Однако договор заключен, и союз аморрейских царей поднимается на то, чтобы отомстить гаваонитянам за такую измену. Разгорелся страшный бой, наголову разбитые хананеи в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба.

Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, воскликнул: «”Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!” И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим... И не было такого дня ни прежде... ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10:12-14). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Этим, по толкованию блж. Феодорита Кирского «прообразуется чудодействие Спасителя. Когда Пророк сражался, солнце стало; и когда Спаситель наш разрушил смертию смерть, удержало солнце лучи свои, и в полдень наполнила вселенную тма».

5. Разделение земли обетованной

Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом[2], а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии.

Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминова колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета (Нав. 18:1). Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где, по завету Моисея, они выполняли религиозные обязанности.

Себе Иисус Навин не выделяет землю сам, чем прообразует, по мысли блж. Феодорита, смирение Христа,  Который «пребывал в крайней нищете, так что не имел и дома», а принимает предложенное ему народом.

6. Завещание Иисуса Навина

Состарившись, Иисус Навин призывает к себе израильтян и напоминает собравшимся к нему о том, что Господь исполнил все то, что им обещал, т.е. изгнал от них хананеев, дал им землю и дает им владеть этой землею. И он призывает: «посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними, и будете ходить к ним, а они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав.23:11-13). И собрав весь народ в Сихеме, Иисус Навин напоминает им обо всех благодеяниях, начиная с Авраама и до его дней, и предлагает им снова обновить завет с Богом, снова дать Богу обещание быть Ему послушным. «И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав.24:16). Иисус Навин вписывает, как сказано, эти слова в книгу закона Божия и ставит большой камень под дубом, как памятник об этом обновлении Завета. В заключение он говорит о том, что «если вы преступите закон Господа Бога вашего и будете служить другим богам, то возгорится на вас гнев Господень и скоро сгибнете с этой доброй земли», что исполнятся на вас те проклятия, которые Господь возвестил через Моисея. В Септуагинте (в греческом варианте Ветхого Завета) книга Иисуса Навина оканчивается припиской более поздних переводчиков: «И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав.24:36). Т.е. уже здесь в книге Иисуса Навина делается замечание о том, что, не успев присягнуть на верность Богу, израильтяне тут же от Него отступают.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Иисус Навин отправляет разведчиков в Иерихон?
  2. Каким образом израильские соглядатаи были спасены от преследования хананеян? Что прообразует собой блудница Раав?
  3. Какие прообразовательные черты Иисуса Навина были явлены при переходе израильтян через Иордан?
  4. Что означает повеление Иисуса Навина о том, что должно быть под заклятием? Почему этот было необходимо?
  5. Какие обстоятельства предшествовали битве у Гаваона? Каким образом проявилась помощь Божия в этом сражении?
  6. Полностью ли была завоевана земля обетованная?
  7. Каким образом была разделена завоеванная земля между коленами?
  8. В каком городе была установлена Скиния Собрания вместе с Ковчегом Завета?
  9. Какой удел получили Левиты?
  10. Какие увещания к народу произносит Иисус Навин в конце своей жизни? Для чего народ обновляет свой Завет с Богом?
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. (См.: Беседа седьмая). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ccel.org/contrib/ru/Zlat21/Pok7.htm (дата обращения: 05.02.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Иисуса Навина. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_Iisusa_Navina/ (дата обращения: 05.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Завоевание земли обетованной).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: Гл. 10).
Дополнительная литература:
  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Иисуса Навина).
Видеоматериалы:

 

 

[1] «Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Матф.1:5,6).

[2] Земли за Иорданом были обещаны коленам Гада, Рувима и половине колена Манассии еще Моисеем при условии, что их боеспособные мужчины будут вместе с остальными израильтянами сражаться за землю обетованную (Числ. 32).