VI.2. О третьем члене Символа веры. Истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа и Его отличия от нас по человечеству

Цель занятия – показать истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа и рассмотреть Его отличия от нас по человечеству.
Задачи:
  1. На основании свидетельств Священного Писания и учения святых отцов показать истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа.
  2. Рассмотреть отличия Христа от нас по человечеству.
План занятия
  1. Совместно со слушателями вспомнить содержание последних двух занятий, особо останавливаясь на невозможности спасения человека без Божественного вмешательства.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериала.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, ознакомиться с источниками и, по желанию, просмотреть видеоматериал и прочитать дополнительную литературу.
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга третья. Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_1 (дата обращения: 03.02.2016). Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_2 (дата обращения: 03.02.2016). Глава 20. Об естественных и безупречных страстях. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_20 (дата обращения: 03.02.2016).
  2. Иустин Философ, свмч. Разговор с Трифоном иудеем. Глава 84. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/#1_84 (дата обращения: 03.02.2016). // Он же. Апология первая. Пп. 32-33. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/ (дата обращения: 03.02.2016).
  3. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О третьем члене Символа веры.
Основная учебная литература:
  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. Глава III. О третьем члене Символа веры.
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Иисус Христос. Совершенный Бог и совершенный человек.
  3. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. Бог – Спаситель мира. О человеческой природе Господа Иисуса Христа.
Дополнительная литература:
  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883. Отдел I. О Боге-Спасителе. Глава II. О Господе нашем Иисусе Христе в особенности. Член I. О Лице Господа Иисуса Христа, или о Таинстве Воплощения. I. О двух естествах во Иисусе Христе. §134. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии.
  2. Антоний (Блум), митр. Об истинном достоинстве человека. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.pravmir.ru/ob-istinnom-dostoinstve-cheloveka/ (дата обращения: 03.02.2016).
Ключевые понятия:
  • Посредник;
  • «Семя Жены»;
  • Мессия;
  • Вочеловечение Бога;
  • «Сын Человеческий»;
  • Первородный грех;
  • Естественные или безупречные страсти.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
  1. Почему в Ветхом Завете человек ощущал потребность в посреднике между собой и Богом?
  2. В каких местах Ветхого и Нового Заветов говорится о происхождении Христа по плоти?
  3. Какие свидетельства об истинности человеческого тела Христа содержатся в Новом Завете?
  4. Какие душевные переживания испытывал Христос? Приведите примеры.
  5. Как сочетались в Спасителе человеческая и Божественная воли?
  6. Какие отличия Господа Иисуса Христа от нас по плоти вам известны?
  7. Почему для воссоединения человека с Богом необходимо было именно сверхъестественное рождение Иисуса Христа?
  8. Что это такое естественные безупречные страсти? Имели ли они место у Христа?
Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Господь Иисус Христос — «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5)

2. Истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа

3. Отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству

1. Господь Иисус Христос — «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5)

После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог обещал, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Свт. Филарет Московский пишет: «На что указывается необычайным наименованием Семени Жены? — Или ни на что, в порядке природы; или на таинство, которое выше природы — на рождение, о котором природа спрашивает: “како будет сие, идеже мужа не знаю!” (Лк. 1:34), и о котором благодать ответствует: “Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя” (35); — на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека от Девы».

Благодаря этому обещанию люди «могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно как мы веруем в пришедшего».

Поскольку большая часть людей забывала обещание Божие о Спасителе, Бог неоднократно повторял свое обещание, например Аврааму (Быт. 22:18) и Давиду (2Цар. 7:12,15).

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является завершением и исполнением ветхозаветного Откровения (Евр. 1:1-2). Но кого ожидал встретить Израиль в лице обетованного Мессии, причем не в политическом, а собственно в религиозном плане?

Обратимся к истории многострадального Иова, который, по попущению Божию, подвергся поражающим наше воображение испытаниям. Однако самым мучительным, самым невыносимым для Иова в его положении являются не страдания сами по себе, а то, что он никак не может осмыслить действия Бога. Иов — монотеист, имеющий правильные представления о Боге, в частности знающий, что Бог благ и справедлив, и поэтому ему непонятны действия Бога. Иов твердо убежден в своей праведности и не знает за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Божия. Бог предстает перед Иовом как иноприродное Существо, страшное в своей неприступности и обособленности, действия Которого для человека совершенно непостижимы. Между Богом и человеком нет никакого связующего звена, поэтому Иов никак не может «объясниться с Богом», и это делает его положение особенно отчаянным: «Кто сведет меня с Ним?... нет между нами посредника, который положил бы руку на обоих нас» (Иов. 9:19), — восклицает Иов.

Этот вопль Иова «нет между нами посредника» есть тот мессианский фон, на котором разворачиваются события ветхозаветной истории. В собственно религиозном плане древние иудеи в лице Мессии ожидали увидеть именно посредника между Богом и человеком, того, кто сведет человека с Богом лицом к лицу, кто, по слову евангельской самарянки, «возвестит нам все» (Ин. 4:25), то есть откроет человеку все тайны Божественного домостроительства.

О служении Господа Иисуса Христа как о служении посредническом говорит ап. Павел: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками человек Иисус Христос» (1Тим. 2:5).

В чем сущность посреднического служения, каким требованиям должен отвечать тот, кто желает выступить в роли посредника? Пример посреднического служения — работа переводчика, человека, одновременно являющегося носителем двух языковых культур. Миссия посредника может быть успешной только в том случае, если он в равной степени является «своим» для обеих сторон, посредником между которыми он собирается выступить. Если цель Мессии состоит в том, чтобы восстановить отношения между Богом и человеком, соединить их союзом более тесным, чем тот, который имел место до грехопадения, то Спаситель, будучи единым существом, единым лицом, в то же время должен быть не только истинным Богом, что утверждается во II члене Символа веры, но и истинным человеком.

2. Истинность человеческого естества Господа Иисуса Христа

Мы называем воплощение Бога в Личности Христа «вочеловечением» Бога. «Мы говорим о Боге, ставшем человеком, а не об обожествленном человеке». Говоря о Христе, мы не должны упоминать вначале о человеке, с которым соединилось Божество, ибо не существовало никакой предшествующей человеческой ипостаси, с которой впоследствии соединился бы Бог-Слово. Мы исповедуем во Христе совершенного Бога, но также и совершенного человека. Всецелое Божество соединилось в Его Лице со всецелым человечеством; все без исключения свойства и энергии всеобщей человеческой природы были восприняты Христом.

На человеческое естество Спасителя указывается уже в Ветхом Завете. Моисей говорит о грядущем Мессии как о семени Авраама (Быт. 12:2-3), Исаака (Быт. 26:4) и Иакова (Быт. 28:14). Пророк Иеремия называет Христа потомком царя Давида (Иер. 23, 5—6).

В Новом Завете человечество Господа Иисуса Христа прослеживается, во-первых, в его родословных, представленных Евангелистами Матфеем и Лукой. Во-вторых, в Евангелии Господь предстает во всей полноте психофизических обнаружений человеческой природы. Так, Спасителю усвояется истинно человеческое тело со всеми его частями, свойствами и отправлениями. Как Человек Он родился, когда Марии, Матери Его, исполнились дни родить ей. Он постепенно возрастал и укреплялся духом (Лк. 2:40). Как Сын Марии был повинен ей и Ее обручнику. В Евангелии многократно говорится о различных частях тела Господа, например о главе (Мф. 27:29-30), руках и ногах (Ин. 12:3; Лк. 24, 39), перстах (Ин. 8:6), голенях (Ин. 19:33), ребрах (Ин. 20:27-30), крови (Ин. 19:34). Тело Христа было обрезано (Лк. 2:21), имело нужду в пище и питии (Мф. 4:2; Лк. 4:2). Оно подвергалось усталости (Ин. 4:6), требовало сна (Мф. 8:24), было способно к переживанию болезненных ощущений и страдательных состояний (Лк. 22:41-44; Ин. 19:34-35), вкусило смерть и было погребено (Мф. 27:40-61). Как Человек Христос крестился от Иоанна во Иордане, обходил грады и веси со спасительною проповедью и ни разу до Своего воскресения не встречал надобности удостоверять кого либо в Своем человечестве.

Эта истинная, а не призрачная телесность, по словам Самого Господа, сохраняется и после Воскресения Его из мертвых. Явившись ученикам по Воскресении, Господь сказал: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), а затем предложил ап. Фоме вложить персты «в ребра Его» (Ин. 20:27).

В то же время Иисусу Христу усвояется и другая половина человеческого естества — душа (дух) (Мф. 26:38; 27, 50; Лк. 23:46; Ин. 19:30) с присущими ей силами, свойствами и отправлениями. Он переживал человеческие чувства – радость, гнев, скорбь; выражал их во вне – «возмущаясь духом», проявляя негодование, проливая слезы, например, при смерти Лазаря.

Господь, несомненно, обладал человеческим умом (Лк. 2:52) и человеческой волей (Мф. 26:39), Ему были присущи свойственные человеку душевные состояния и проявления: любовь (Мк. 10:21; Ин. 11:5; 13, 23), сострадание (Мф. 9:36), радость (Лк. 10:21), скорбь (Лк. 19:41; Ин. 11:35). Он воспламеняется гневом, когда сталкивается с фактом поругания святыни (Лк. 19:45), переживает минуты тяжкого борения духа в виду крестных страданий (Лк. 22:44).

Разумная, сознательная человеческая воля Иисуса Христа ставит неизменно все человеческие стремления в подчинение воле Божественной в Нем Самом. В потрясающей наглядности образ этого дан в страстях Господних, начавшихся еще в саду Гефсиманском. «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39), «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).

Сам Господь неоднократно называл Себя «Сыном Человеческим» (Мф. 8:20). Хотя этот мессианский титул не тождествен понятию «человек», тем не менее в нем, безусловно, содержится указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду как члена этого последнего.

В полном согласии с евангельским изображением и самосвидетельством Иисуса Христа учат и апостолы, называя Его Человеком (Рим. 5:15; 1 Кор. 15:21; 1 Тим. 2:5), Мужем (Деян. 2:22; 17:31), Новым или Вторым Адамом (1 Кор. 15:45; Рим. 5:14).

Обе истинности полной человеческой природы Спасителя говорят также святые отцы Церкви. Например, свт. Кирилл Александрийский пишет: «Если воспринятое естество не имело ума человеческого, то вступивший в брань с диаволом – был Сам Бог; Бог же был и одержавший победу. Если же Бог победил, то я, как нисколько не содействовавший этой победе, не получаю от нее никакой пользы, не могу и радоваться ей, как гордящийся чужими трофеями». «Если вочеловечение есть призрак, - замечает свт. Кирилл Иерусалимский, - то и спасение - мечта». Подобным образом выражаются и другие святые отцы.

3. Отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству

1)   Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом.

Прикровенное указание на сверхъестественный характер рождения Спасителя содержится уже в словах о «семени жены» (Быт. 3:15). Более конкретный характер имеет пророчество Исайи: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Иудеи, отрицавшие сверхъестественное рождение Господа Иисуса Христа, указывали на неточность греческого перевода. Однако, древние христианские полемисты отмечали, что Исайя говорит о «знамении», то есть удивительном, небывалом событии. Если бы речь здесь шла о простой женщине, то пророчество оказалось бы лишенным всякого смысла. Свмч. Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеем» говорит: «... вы и здесь осмеливаетесь искажать перевод, сделанный вашими старцами при Птолемее, царе Египетском, и утверждаете, что в Писании не так, как они перевели, но «вот молодая женщина будет иметь во чреве», как будто бы великое дело было показано, если бы женщина родила от совокупления с мужем?». В «Апологии первой» священномученик пишет: «Слова: «вот, дева зачнет во чреве» значат, что дева зачнет без совокупления. Ибо если бы совокупилась она с кем-нибудь, то не была бы уже дева, — но сила Божия, нашедши на деву, осенила ее и сделала то, что она зачала, будучи девою».

В Новом Завете об исполнении этого пророчества говорит евангелист Матфей (Мф. 1:20-23), а евангелист Лука подробно рассказывает, как это событие совершилось (Лк. 1:27-38).

2)   Господь Иисус Христос есть человек безгрешный.

Безгрешность Господа Иисуса Христа, которая отличает Его от нас по человечеству, является следствием Его сверхъестественного рождения. Вследствие грехопадения прародителей все рождающиеся люди находятся под властью первородного греха. Если бы Христос родился естественным образом, то он также был бы заражен грехом и находился бы, как и прочие люди, во власти смерти и диавола. Тогда каким же образом Он мог бы освободить от их тирании все падшее человечество? Кроме того, подлинное соединение Божества и человечества во Христе в таком случае было бы невозможно. Божественная жизнь и грех — несовместимы, Бог не может соединиться со злом, зло и грех не могут стать содержанием Божественной личности, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5).

Освободиться от греховного состояния собственными силами для человека невозможно, он попадает в замкнутый круг: для освобождения от греха человеку необходимо воссоединиться с Богом, но это воссоединение оказывается невозможным именно в силу его греховности.

Вследствие сверхъестественного рождения этот порочный круг разрывается, единым действием Бог и освобождает человечество от власти первородного греха, и воссоединяет его с Собой.

Господу Иисусу Христу также была свойственна и совершенная личная безгрешность. За все время Своей земной жизни Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой внутренней греховности.

Евангельское повествование свидетельствует, что у Христа, несомненно, было сознание собственной безгрешности. Так, враждебно настроенных по отношению к Нему иудеев Господь спрашивает: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Накануне страстей Он говорит ученикам: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30), то есть не имеет ничего темного, сродного себе, что диавол мог бы рассматривать в качестве своего, ему принадлежащего.

Многократно призывая всех к покаянию, Христос Сам никогда не чувствовал нужды в покаянии. Нигде в Евангелии нет и намека на то, что Христос в чем-то раскаивался, сожалел о содеянном; чувство личной виновности не было свойственно Ему ни в какой степени.

О безгрешности Спасителя говорится и в Ветхом Завете, в мессианском пророчестве Исайи: «Он не сделал греха и не было лжи в устах его» (Ис. 53:9). Об этом же единодушно свидетельствуют и свв. апостолы: «Он не сделал никакого греха» (1 Пт. 2, 22), «в Нем нет греха» (1 Ин. 3:5), «не знавшего греха Он сделал за нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21).

Однако по учению Православной Церкви, Господь по Своему человечеству не был свободен по отношению к последствиям грехопадения, то есть той совокупности ограничений, которые были наложены на человеческое естество вследствие преступления прародителей. Спаситель воспринял безгрешную человеческую природу, однако не в том состоянии, в каком она была присуща первозданному Адаму, но свободно подчинив Себя по человечеству последствиям грехопадения, дабы «во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). В святоотеческом богословии эти последствия греха называются естественными или безупречными страстями. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти — те, кои привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, каковы — голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей — пот, капли крови... и подобное, что по природе присуще всем людям».

Проверочные вопросы:
  1. Почему в Ветхом Завете человек ощущал потребность в посреднике между собой и Богом?
  2. В каких местах Ветхого и Нового Заветов говорится о происхождении Христа по плоти?
  3. Какие свидетельства об истинности человеческого тела Христа содержатся в Новом Завете?
  4. Какие душевные переживания испытывал Христос? Приведите примеры.
  5. Как сочетались в Спасителе человеческая и Божественная воли?
  6. Какие отличия Господа Иисуса Христа от нас по плоти вам известны?
  7. Почему для воссоединения человека с Богом необходимо было именно сверхъестественное рождение Иисуса Христа?
  8. Что это такое естественные безупречные страсти? Имели ли они место у Христа?
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга третья. Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_1 (дата обращения: 03.02.2016). Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_2 (дата обращения: 03.02.2016). Глава 20. Об естественных и безупречных страстях. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_20 (дата обращения: 03.02.2016).
  2. Иустин Философ, свмч. Разговор с Трифоном иудеем. Глава 84. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/#1_84 (дата обращения: 03.02.2016). // Он же. Апология первая. Пп. 32-33. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/ (дата обращения: 03.02.2016).
  3. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О третьем члене Символа веры.
Основная учебная литература:
  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. Глава III. О третьем члене Символа веры.
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Иисус Христос. Совершенный Бог и совершенный человек.
  3. Помазанский М., прот. Православное догматическое богословие. – М.: Даръ, 2005. Бог – Спаситель мира. О человеческой природе Господа Иисуса Христа.
Дополнительная литература:
  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883. Отдел I. О Боге-Спасителе. Глава II. О Господе нашем Иисусе Христе в особенности. Член I. О Лице Господа Иисуса Христа, или о Таинстве Воплощения. I. О двух естествах во Иисусе Христе. §134. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии.
  2. Антоний (Блум), митр. Об истинном достоинстве человека. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.pravmir.ru/ob-istinnom-dostoinstve-cheloveka/ (дата обращения: 03.02.2016).
Видеоматериалы: