VI.6. Праздники и посты. Вознесение Господне

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и особенности богослужения Вознесения Господня
Задачи:
  1. Рассмотреть историю и сотериологическое значение Вознесения Господня.
  2. Дать информацию об установлении празднования Вознесения.
  3. Рассмотреть особенности богослужения Вознесения Господня.
План занятия
  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, выучить тропарь и кондак Вознесения Господня и, по возможности, ознакомиться с видеоматериалами и дополнительной литературой.
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/21 (дата обращения: 02.02.2016).
  2. Григорий Палама, свт. Омилия XXII. На тот же Праздник; в ней же говорится о страстях и добродетелях. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/22 (дата обращения: 02.02.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. 26. Слово на Вознесение Господне (радость Церкви, празднующей Вознесение Господне, которое есть величайшее Его прославление. Что значит Вознесение Господа для мира видимого и невидимого?). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/26 (дата обращения: 02.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Вознесение Господне.
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. Вознесение Господне.
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Вознесение Господне. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/23 (дата обращения: 02.02.2016).
  4. Вознесение Господне. Открытая православная энциклопедия «Древо». [Электронный ресурс] – URL: https://drevo-info.ru/articles/817.html (дата обращения: 02.02.2016).
Дополнительная литература:
  1. Иерофей (Влахос), митр. Господские Праздники. Вознесение. [Электронный ресурс] – URL: http://npuspb.ru/2015/06/11/mitropolit-ierofej-vlaxos-voznesenie/ (дата обращения: 02.02.2016).
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Триоди постная и цветная. О богослужении во время пения Триоди цветной. Вознесение Господне.
Ключевые понятия
  • Вознесение;
  • Сопрестольный;
  • Обожение.
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
  1. На какой день после Воскресения Христова совершается Праздник Вознесения? Почему?
  2. Как повествует Священное Писание о Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо?
  3. С какого времени, предположительно, Церковь празднует Вознесение Господне?
  4. Чем была обусловлена радость учеников Христа, видевших Его Вознесение?
  5. Какое значение для спасения человека имеет Вознесение Господне?
  6. Каким образом отражен богословский смысл Праздника Вознесения в богослужебных текстах?
Иллюстрации:
Видеоматериалы:
 

 

2.  Смысл и значение Вознесения Господня

3.  Установление Праздника Вознесения Господня

4.  Особенности богослужения Вознесения Господня

1. История Вознесения Господня

Вознесение Господне совершилось в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, поэтому и празднуется оно в сороковой день после Пасхи. Этот двунадесятый праздник пасхального цикла всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.

Господь уже в первом Своем явлении после Воскресения сказал Марии Магдалине, а через нее и всем Своим последователям, что Он скоро вознесется на Небо (Ин. 20:17).

Однако попечение Христа о Своих учениках, которых Он бесконечно любил, еще удерживало Его на земле. Поэтому Господь не сразу вознесся на Небо, но и не жил со Своими учениками постоянно, не проводил с ними дни и ночи, время отдыха и трапезы, как это было раньше. Он появлялся среди них неожиданно — то во время совместной беседы, когда двери дома были заперты из страха перед злобой иудеев, то на дороге из одного города в другой, то во время, когда ученики ловили с лодки рыбу.           

Во время Своих явлений Господь продолжал учить их истинам Евангелия, рассказывал им о Царстве Божием. Господь сделал их способными по-настоящему понимать Священное Писание, говорил им о Своей власти на Небе и на земле, о том, что они избраны проповедовать Евангелие всем народам, крестить их и учить всему, что Он заповедал. Господь обещал быть со Своей Церковью до тех пор, пока не настанет конец этого мира.

Так Он готовил их к великому делу — апостольскому служению. Прошло сорок дней.

Число сорок не было случайным. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. В сороковой день по закону, данному Богом Моисею, младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества. В названный день апостолы собрались вместе. Господь явился им и, как говорит Евангелие, отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:45-47). Этими словами Господь еще раз объяснил своим ученикам, почему была необходима его смерть на Кресте, и призвал их на проповедь, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых дальних стран на Земле и до всех народов, их населяющих.

Все́ это Христос говорил по дороге в Вифанию, к горе Елеонской, находившейся на расстоянии около километра пути от Иерусалима. Достигнув этого места, Господь остановился «и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51).

Пораженные ученики провожали своего Бога, ставшего ради них Человеком, восхищенными взглядами. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11).

Господь придет так же внезапно и неожиданно и так же явно и торжественно, как уходил. Так же явится Он на облаке и в Своем человеческом облике.

После ангельских слов апостолы поняли, что им больше нечего ждать на Елеоне. Они с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим, но не печальными от разлуки а, как пишет евангелист Лука, с великой радостью. Они радовались славе Своего Учителя. Во время Его вознесения апостолы окончательно убедились, что Он в самом деле Бог, Владыка неба и земли. Они радовались также, что и сами призваны на великое дело, радовались явлению Ангелов и тому, что они сказали, что их Господь не оставил их насовсем.

Свидетелем вознесения была и Матерь Божия. Об этом говорят церковные песнопения. Она больше всех страдала, видя мучения Господа на Кресте, но теперь она больше всех и радовалась, видя Его славу.

Так совершилось вознесение Господа на Небо.

2. Смысл и значение Вознесения Господня

Во время Вознесения вместе с Господом взошла на Небо и человеческая природа. Человек стал причастен божественной жизни. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными.

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в Таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр. 1:3; Евр. 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр. 9:12,24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян. 7:55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян. 1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес. 4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Вот как говорит о значении Вознесения Господня для человечества свт. Феофан Затворник: «Для нас Вознесение Господа есть все. В нем — наша слава и величие, в нем несомненное упование спасения, из него — нам Божественные силы к животу и благочестию, оно — твердыня надежды нашей. Господь Иисус Христос есть наш Господь. Потому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам. «Возшед на высоту, Он пленил плен и даде даяния» преимущественно нам, «человеком» (Еф.4:8). Слава Вознесения Господня есть наша слава. Вознесшийся Господь принял Божескую честь и славу без сомнения по человечеству, ибо Его Божество всегда сияло неизменною Божественною славою. Но для кого Он и восприял сие человечество, как не для нас? — Для нас Он Родился, для нас страдал, для нас воскрес и вознесся. Мы в Нем родились к новой жизни, в Нем страдали, в Нем воскресли, вознеслись на небо и сели одесную Бога».

3. Установление Праздника Вознесения Господня

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Свт. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат прп. Роману Сладкопевцу.

4. Особенности богослужения Вознесения Господня

Празднование Вознесения продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

Церковные песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святого Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем.

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни — на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси»[1].

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя»[2]. Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов: «Естество человеческое Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси»[3]. Здесь «совершается» — завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив»[4], Господь возносится на небо, «исполнивый <...> Отеческое благоволение»[5]. И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших»[6]. «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество»[7].

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая»[8], избавив от осуждения человечество[9], разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею[10]. «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго»[11].

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира»[12], и все приводится к единству — и небесные и земные — Начальником спасения Господом и Спасителем[13]. И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего[14]. Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор. 12:27). Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо»[15], «судити всему миру»[16]. Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего)[17], по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

Тропарь, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Проверочные вопросы:
  1. На какой день после Воскресения Христова совершается Праздник Вознесения? Почему?
  2. Как повествует Священное Писание о Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо?
  3. С какого времени, предположительно, Церковь празднует Вознесение Господне?
  4. Чем была обусловлена радость учеников Христа, видевших Его Вознесение?
  5. Какое значение для спасения человека имеет Вознесение Господне?
  6. Каким образом отражен богословский смысл Праздника Вознесения в богослужебных текстах?
Источники и литература по теме
Источники:
  1. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/21 (дата обращения: 02.02.2016).
  2. Григорий Палама, свт. Омилия XXII. На тот же Праздник; в ней же говорится о страстях и добродетелях. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/22 (дата обращения: 02.02.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. 26. Слово на Вознесение Господне (радость Церкви, празднующей Вознесение Господне, которое есть величайшее Его прославление. Что значит Вознесение Господа для мира видимого и невидимого?). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/26 (дата обращения: 02.02.2016).
Основная учебная литература:
  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Вознесение Господне.
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. Вознесение Господне.
  3. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Вознесение Господне. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/23 (дата обращения: 02.02.2016).
  4. Вознесение Господне. Открытая православная энциклопедия «Древо». [Электронный ресурс] – URL: https://drevo-info.ru/articles/817.html (дата обращения: 02.02.2016).
Дополнительная литература:
  1. Иерофей (Влахос), митр. Господские Праздники. Вознесение. [Электронный ресурс] – URL: http://npuspb.ru/2015/06/11/mitropolit-ierofej-vlaxos-voznesenie/ (дата обращения: 02.02.2016).
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Триоди постная и цветная. О богослужении во время пения Триоди цветной. Вознесение Господне.
Видеоматериалы:

 

 

 

 


[1] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на литии.

[2] Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 3, 2.

[3] Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 3, 4.

[4] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах».

[5] Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне.

[6] Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[7] Вознесение, утреня, 4-я стихира на хвалитех.

[8] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 3, 2 и п. 8, 2.

[9] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 5, 1.

[10] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 7, 1.

[11] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 1, 3.

[12] Пяток 6-й Недели по Пасхе, утреня, седален 2-й кафизмы.

[13] Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне.

[14] Среда 4-й седмицы по Пасхе, утреня, канон, п. 9, 3.

[15] Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[16] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на литии.

[17] Вознесение, утреня, 2-й канон, седален по 3 песне.