VIII.2. Сорокалетнее странствие по пустыне. Сомнения Моисея и Аарона. Медный змей. Последние дни Моисея

Цель занятия - рассмотреть основные события странствия по пустыне Израиля и их мессианское значение.

Задачи:
  1. Рассмотреть причину и духовный смысл того, что Моисей не входит с народом избранным в землю обетованную.
  2. Рассмотреть прообразовательное толкование вознесения в пустыне медного змея.
  3. Рассмотреть историю и духовное толкование истории благословения израильского народа пророком Валаамом.
  4. Рассмотреть последние указания Моисея и свидетельства Священного Писания о его смерти.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить причины и рассмотренные события сорокалетнего странствия по пустыне.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, Книгу Иисуса Навина, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, видеоматериалами и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 28.01.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Второзаконие. (См.: Вопрос 43). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-vtorozakonie/#0_43 (дата обращения: 28.01.2016) // Он же. Толкование на книгу Чисел. (См. Вопросы: 37-44). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_chisel/ (дата обращения: 28.01.2016).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. (См.: О медном змие). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-chisel/#0_5 (дата обращения: 28.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Сорокалетнее странствование по пустыне).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: 7.6-7.10).
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. (См.: Глава Х. К Земле Обетованной).
  4. Александр (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии. (См.: Пророчества в книгах Моисея). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vetkhij-zavet-o-messii/#0_3 (дата обращения: 28.01.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на Книгу Числа. Главы 20 – 27. (См.: Толкование на Книгу Второзаконие. Гл. 27-34).
Ключевые понятия:
  • Медный змей;
  • Пророчество Валаама;
  • «Звезда от Иакова».
Содержание занятия (открыть)
Проверочные вопросы:
  1. В связи с чем Господь говорит Моисею о том, что он не войдёт в землю обетованную? Каковы причины этого в свете новозаветного осмысления?

  2. Следствием чего явилось появление в стане израильском большого количества змей? Что стало спасением от их укусов?
  3. Прообразом чего является медный змей?

  4. Какие мессианские пророчества содержатся в благословениях Валаама?

  5. В чем заключаются прообразовательные черты поставления Иисуса Навина во главе израильского народа?

  6. Какими были последние указания Моисея народу Божиему?
  7. Что нам известно о смерти Моисея?
Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Сомнения Моисея и Аарона

2. Смерть Аарона

3. Медный змей

4. Пророк Валаам

5. Поставление Иисуса Навина

6. Последние указания. Песнь Моисея

7. Смерть Моисея

1. Сомнения Моисея и Аарона

Свое сорокалетнее странствие по пустыне народ Божий совершал с ропотом и недовольством. Так, во время стоянки в Кадесе в народе начинает жаловаться на нехватку воды. Подобная ситуация уже была в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале пред лицом всех, и скала изведет воду. Однако Моисей вместо того, чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. В результате, Господь им говорит, что «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис.20:12). Конечно, и в первый раз отнюдь не силою удара, не силою жезла была изведена вода из камня, но милостью Божией, но если Господь сказал, что достаточно будет их слов, то следовало этому поверить. И Моисей, и Аарон, действительно, не входят в землю обетованную.

В том, что Моисей не вводит народ в землю обетованную, конечно, есть и глубокий символический смысл. Моисей в первую очередь ассоциируется с Законом и является его символом. Мы говорим: Закон Моисеев. Но если обетованная земля есть прообраз Царствия Небесного, то поскольку закон не может привести человека в Царство Небесное, то и Моисей приводит народ только до берега Иордана, где во главе его становится человек по имени Иисус. И уже он вводит израильтян в землю обетованную, что, конечно, является символом того, что закон и пророки – до Христа, а после этого уже благодатью спасается человек, т.е. что закон является детоводителем ко Христу. Вот какое толкование этому дает блж. Феодорит Кирский: «Надобно же заметить и то, что Моисей служит образом закона, почему и закон именуется Моисеем; сказано: «имут Моисеа и пророки» (Лк. 16:29), и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей» (2 Кор. 3:15)… А Иисус Навин есть образ Спасителя вселенной. Посему как Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в Обетованную землю, так закон покорных ему освобождает от нечестия, вводит же в Небесное Царство евангельская благодать».

2. Смерть Аарона

Когда приблизилось к окончанию время странствия народа по пустыне, он стал продвигаться к земле обетованной, встречая на своем пути и сражаясь с теми народами, которые жили вокруг Ханаана: это идумеи, потомки Исава, моавитяне, аммонитяне, аморреи. На их пути к Ханаану заболел первосвященник Аарон. Моисей по повелению Божию на глазах всего народа возвел умирающего первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара, третьего сына Аарона. Так впервые совершился обряд передачи первосвященнического звания от отца к сыну. Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребен.

3. Медный змей

После погребения своего первосвященника израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. Они шли по длинному каменистому ущелью, страдая от недостатка воды и пищи. Утомленные люди стали опять роптать на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерли многие люди. Видя наказание Божие израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым.

Медный змей является еще одним прообразом Христа, о чем Он Сам сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15). «Змий, - говорит свт. Кирилл Александрийский, - есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать, что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест».

4. Пророк Валаам

В связи со сражениями с народами по пути к Ханаану и их поражением в книге Чисел описывается история пророка Валаама. Четырежды Валаам благословляет израильтян, хотя Валак, царь моавитский, всячески уговаривает его проклясть и говорит, что я тебя для чего нанимал, чтоб ты проклинал их, а ты вместо этого благословляешь, и вот четвертое благословение содержит в себе такие слова: «Вижу его, но ныне еще нет, зрю его, но не близко, восходит звезда от Иакова, и восстает жезл (т.е. символ власти) от Израиля, и разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (Чис.24:17). Эти слова традиционно понимались, как пророчество о происхождении из потомков израильтян Христа, Мессии. Образные наименования Мессии звездой и жезлом указывают на Его руководящее и пастыреначальное значение. Валаам предсказывает поражение князей Моава и потомков Сифа в иносказательном смысле, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. Таким образом, настоящее пророчество Валаама дополняет более древнее пророчество о поражении главы змия (Быт.3:15). Он поразит, как «змия», так и его слуг.

Пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова читается в качестве паремии на Праздник Рождества Христова. Оно положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды. Такая необыкновенно яркая звезда, как мы знаем, действительно засияла на небе незадолго до Рождества Христова.

Мессианские черты есть также в других благословениях, например, в третий раз он сказал: «преклонился, лежит, как лев и как львица, и кто поднимет его, благословляющий тебя – благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис.24:9). Этот образ лежащего льва, которого никто не может поднять, если он этого сам не захочет, встречался уже в благословении Иаковом своих сыновей. Он относится к Воскресению Христову.

Перед захватом земли обетованной, Моисей делает новое исчисление израильтян, которое показывает, что никого уже не осталось из тех, кто вышел из Египта старше 20 лет, кроме Моисея и тех двух соглядатаев Иисуса и Халева, которым Господь обещал, что они увидят землю обетованную за их твердость и мужество.

5. Поставление Иисуса Навина

После того, как Моисей уже сделал все для того, чтобы израильтяне вошли в землю обетованную, он поставляет Иисуса Навина, который был и вождем военным среди израильтян, и служителем при скинии. Причем Моисей просит Господа, чтобы после его смерти не остался этот народ, «как овцы у которых нет пастыря» (Чис.27:17). В ответ на это Господь повелевает ему поставить Иисуса Навина, «человека, в котором есть Дух» (Чис.27:18). Через возложение рук Моисеем пред всем народом Иисус Навин ставится вождем над израильтянами. В этом еще одно подтверждение того, что Иисус Навин есть прообраз Иисуса Христа. В Евангелии сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф.9:36), т.е. еще не уверовавшие, не принявшие Христа. Вот здесь Христос изображается Иисусом Навином.

6. Последние указания. Песнь Моисея

Моисей дает последние увещевания израильскому народу, говоря, что «Господь предложил… два пути: путь жизни и путь смерти», т.е. путь подчинения воле Божией, исполнения заповедей Божиих и путь уклонения от Бога. Господь говорит: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан» (Втор.30:15-18).

В завершение всего Моисей воспевает прощальную песнь, которая начинается словами: «Вонми, небо, и возглаголю...». Это прощальная песнь Моисея из 32 главы книги Второзаконие служит нам второй библейской песней канона на утрене, которая по силе обличения такова, что используется за богослужением только во время Великого Поста, во время особого покаяния.

Моисей, предвидя отступление израильтян, описывает те горести, которые за это последуют, но, тем не менее, обещает, что, в конце концов, Господь их заступит и с милосердием к ним отнесется и избавит их от всех их врагов.

В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе. «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею: Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» (Втор.32:39, 43). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» (2-й канон Вознесения).

7. Смерть Моисея

Наконец, Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы ту землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел этот народ, он умирает. Моисею было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась. Погребен он в долине, в земле моавитской, и никто не знает место погребения его даже до сего дня. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию Моисей исполнил свое служение и отходит уже в мир иной, передавая свое служение Иисусу Навину. 

Проверочные вопросы:

  1. В связи с чем Господь говорит Моисею о том, что он не войдёт в землю обетованную? Каковы причины этого в свете новозаветного осмысления?

  2. Следствием чего явилось появление в стане израильском большого количества змей? Что стало спасением от их укусов?
  3. Прообразом чего является медный змей?

  4. Какие мессианские пророчества содержатся в благословениях Валаама?

  5. В чем заключаются прообразовательные черты поставления Иисуса Навина во главе израильского народа?

  6. Какими были последние указания Моисея народу Божиему?
  7. Что нам известно о смерти Моисея?

 

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 28.01.2016).
  2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Второзаконие. (См.: Вопрос 43). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-vtorozakonie/#0_43 (дата обращения: 28.01.2016) // Он же. Толкование на книгу Чисел. (См. Вопросы: 37-44). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_chisel/ (дата обращения: 28.01.2016).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. (См.: О медном змие). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-chisel/#0_5 (дата обращения: 28.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Сорокалетнее странствование по пустыне).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: 7.6-7.10).
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. (См.: Глава Х. К Земле Обетованной).
  4. Александр (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии. (См.: Пророчества в книгах Моисея). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vetkhij-zavet-o-messii/#0_3 (дата обращения: 28.01.2016).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на Книгу Числа. Главы 20 – 27. (См.: Толкование на Книгу Второзаконие. Гл. 27-34).
Видеоматериалы: