VI.4. Праздники и посты. Благовещение. Вход Господень в Иерусалим

Цель занятия – рассмотреть историю, традиции и особенности богослужения Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим

Задачи:

  1. Рассмотреть историю и сотериологическое значение Благовещения Пресвятой Богородицы.
  2. Рассмотреть традиции и особенности богослужения Благовещения Пресвятой Богородицы.
  3. Рассмотреть историю Входа Господня в Иерусалим.
  4. Рассмотреть традиции и богослужебные особенности Входа Господня в Иерусалим.

План занятия

  1. Кратко вспомнить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов и иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, выучить тропари и кондаки рассмотренных на занятии Праздников, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с источниками и с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Кронштадтский, прав. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.pravoslavie-zhulebino.ru/news/temple_news/detail.php?ID=3837  (дата обращения: 21.01.2016).
  2. Андрей Критский, свт. Слово в неделю Вайи. [Электронный ресурс]. – URL:   http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/slovo-v-nedelju-vaij/ (дата обращения: 21.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Благовещение Пресвятой Богородицы.
  2. Пономарев В. Справочник православного человека. Часть четвертая: Православные посты и праздники.: Даниловский благовестник; Москва; 2009. Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 25 марта (7 апреля). Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим.
  4. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Благовещение.

Дополнительная литература:

  1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Благовещение Пресвятой Богородицы.
  2. Фелми К. Богоматерь в Литургии и гимнографии. [Электронный ресурс]. – URL:  http://aliom.orthodoxy.ru/arch/019/019-felmi-fr.htm (дата обращения: 21.01.2016).

Ключевые понятия:

  • Благовещение;
  • обожение;
  • богопознание;
  • богообщение;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Вербное воскресение;
  • Неделя «ваий»;
  • «Цветоносия»;
  • «Цветная» неделя.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каково происхождения названия Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы?
  2. Какова история Праздника Благовещения согласно Священному Писанию?
  3. Почему Праздник Благовещения является одновременно и господским и богородичным?
  4. Почему Бог выбрал Деву Марию для рождения от Нее Сына Божия?
  5. Что произошло с человеческой природой в момент зачатия Иисуса Христа согласно святоотеческому толкованию?
  6. Каковы традиции праздника Благовещения?
  7. Как в тропаре Праздника называется событие Благовещения? Почему?
  8. Какие ветхозаветные прообразы Божией Матери упоминаются в богослужебных текстах Благовещения Христова?
  9.  почему народ восторженно встречал Христа во время Его вход а в Иерусалим?
  10. В чем заключается символическое значение появления Христа верхом на молодом осле?
  11. Какое отражение имеет царственное достоинство Христа в событии Праздника Входа Господня в Иерусалим?
  12. Почему иудеи не признали во Христе Мессию?
  13. Почему Вход Господень в Иерусалим называется у нас также Вербным воскресеньем?
  14. Что означает и почему часто повторяется в богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим слово "осанна"?
  15. Почему в богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим отражена тема крестных страданий Христа?
  16. В чем заключается и какое имеет отражение в богослужебных текстах трагизм события Входа Господня в Иерусалим?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Благовещение Пресвятой Богородицы

1.1. История Благовещения Господня

1.2. Значение Благовещения Господня и богословский смысл Праздника

1.3. Традиция праздника Благовещения

1.4. Особенности богослужения на Благовещение

2. Вход Господень в Иерусалим

2.1. История и значение Входа Господня в Иерусалим

2.2. Традиция праздника

2.3. Особенности богослужения на Вход Господень в Иерусалим

1. Благовещение Пресвятой Богородицы

Событие праздника Благовещения отражено в Священном Писании – об этом повествует апостол и Евангелист Лука: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет -Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:26-38).

Между Благовещением и Рождеством Христовым — девять месяцев, то есть срок вынашивания ребенка. 

Название праздника — Благовещение — передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. 

Благовещение и момент Введения Пресвятой Богородицы во храм разделяют немногим более одиннадцати лет. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Но, по закону, по достижении этого возраста она как совершеннолетняя должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Святые Иоаким и Анна к тому моменту уже умерли, а юная Мария за одиннадцать лет своего пребывания при храме так пламенно возлюбила Бога, что решила полностью посвятить себя Ему, дав обещание не вступать в брак. Тогда Марию обручили дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, известному своей праведной жизнью. Таким образом, Дева Мария формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но в действительности ей не была.

Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство[1]. Его дом находился в Назарете Галилейском, где Иосиф занимался плотницким ремеслом. Само Благовещение произошло спустя четыре месяца по обручении. «И в это же мгновение, действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, “Слово стало плотию, и обитало с нами” (Ин. 1:14). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться. Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества – Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Мессия, родится от Девы Марии. Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о “Семени жены, Которое сотрет главу змия” (Быт. 3:15)», – пишет святитель Димитрий Ростовский.

1.2. Значение Благовещения Господня и богословский смысл Праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы – это праздник как Господа нашего Иисуса Христа, так и Его Божьей Матери. Господским он является по причине непосредственного отношения к зачавшемуся в сей день во чреве Пресвятой Богородицы Иисусу Христу; а Божьей Матери, поскольку неотделим от Лица, Которое способствовало в зачатии и вочеловечении Слова Божия.

Величие и достоинство Пресвятой Девы Марии невозможно описать. Неспроста самое важное место в Церковной иерархии уделено именно Ей. Ее ждали все роды. Она дала Божественному Логосу человеческую природу. Так, Лицо Пресвятой Богородицы тесно соединяется с Лицом Иисуса Христа.

Отличительной чертой всех святых, действительных членов Тела Христова, является тот факт, что они все любят Богородицу. Нет ни одного подвижника, который бы не любил Приснодеву и не преклонялся перед Ее величием.

Благовещение Пресвятой Богородицы – это начало всех Господских праздников. В тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна, и таинства предвечного явление...».

В истории человечества не было более важной новости, чем известие Архангела о воплощении Божия Сына. Это исполнение данного Адаму и Еве после их падения обетования (см. Быт. 3:15), так называемого «первоевангелия».

Благая весть, евангелие, благовещение – это исправление событий происшедших в осязаемом Эдемском раю. Тогда с женщины началось падение со всеми его последствиями, теперь же женщина становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай – здесь Церковь. Там Адам – здесь Христос. Там Ева – здесь Мария. Там древний змей – здесь Архангел Гавриил. Там шепот змея-дракона Еве – здесь приветствие Архангела Деве Марии. Так был исправлен проступок Адама и Евы.

Архангел Гавриил называет Богородицу «Благодатной». «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28-29). Пресвятая Дева именуется "Благодатной" и характеризуется «благословенной», потому что с Ней Господь.

Согласно многим отцам Церкви, в Божию Благодать Богородица облеклась еще задолго до Благовещения. Пребывая во святая святых Храма, Приснодева достигла «святая святых» духовной жизни, которым является обожение.

Согласно толкованию свт. Григория Паламы, для его достижения Приснодева использовала особый метод богопознания (Θεογνωσία) и богообщения (Θεοκοιωνία). Речь ведется о безмолвии — исихастическом пути богопознания. Пресвятая Дева осознала, что посредством логики, чувств, фантазии, человеческой славы или разума достигнуть Бога невозможно. Она умертвила в Себе все эмоциональные силы души и посредством разумной молитвы активизировала разум. Так Она пришла к озарению и обожению, сподобилась стать Матерью Христа и дала Свое непорочное тело Божественному Логосу. Ее наполняли не просто добродетели, но боготворящая благодать Всесильного Бога. В сравнении с людьми Богородица имела полноту Божественной благодати. Разумеется, что полнотой благодати обладает только Христос, как Слово Божие, однако Приснодева приняла полноту от неисчерпаемой полноты благодати Своего Сына. По отношению к Христу Она стоит на ступень ниже, поскольку Христос обладал полнотой благодати «по природе», в то время как Богородица в силу Своего участия. Что же касается людей, то Матерь Божья несравненно выше всех, когда-либо рожденных на земле.

Ни один человек не приходит в этот мир освобожденным от первородного греха. Как само падение Адама и Евы, так и его последствия были унаследованы всем человеческим родом. Вполне естественно, что не была от него избавлена и Пресвятая Дева. Слова апостола Павла четки: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Из Павлова выражения видно, что грех является лишением Божией славы, а также что никто из людей не освобожден от него. Следовательно, и Богородица несла на Себе бремя первородного греха. Но возникает вопрос, в какой же момент жизни Она от него освободилась?

Лишение Божией славы и утрата богообщения неминуемо имело и телесные последствия: в тело прародителей вошли порча и смерть. Воспринятие Христом с вочеловечением этого смертного и страждущего тела послужило исправлением последствий Адамова падения. Обожение, как и озарение разума, присутствовало еще в Ветхом Завете, однако тогда еще не была онтологически упразднена смерть и по этой причине боговидцы и пророки уходили в ад. С воплощением и воскресением Христа человеческая природа обожилась и этим была дана возможность обожения каждому человеку. Становясь посредством святого Крещения членом воскресшего и обожествленного Тела Христова, человек освобождается от первородного греха.

Богородица, как и все мы, родилась с бременем первородного греха, и Ее тело унаследовало все последствия порчи и смерти. Со входом во святая святых Иерусалимского Храма Она стяжала обожение, которое, однако, было еще недостаточным для освобождения от последствий первородного греха (порчи и смерти) по причине того, что божественная и человеческая природы еще не соединились в Ипостаси Сына Божия. Таким образом, когда силой Пресвятого Духа во чреве Пресвятой Девы божественная природа соединилась с человеческой, в этот момент Богородица первой вкусила освобождение от первородного греха. Произошло то, чего не смогли своим свободным подвигом достичь Адам и Ева. Во время благовещения Приснодева достигла несравненно высшего состояния, чем то, в котором находились Адам и Ева до своего падения. Богородица сподобилась вкусить завершительной цели творения.

Пресвятая Богородица не нуждалась в приходе дня Пятидесятницы. Также Ей не было необходимости принимать крещение. Пережитое апостолами в день Пятидесятницы, когда силой Святого Духа они соделались членами Тела Христова, и происходящее со всеми нами во время таинства Крещения — с Божьей Матерью произошло в день Архангелового благовещения.

В этой перспективе необходимо истолковывать и слово св. Иоанна Дамаскина, что в день благовещения Богородица приняла Духа Святого, очистившего Ее и подавшего Ей силу вместить Божество Слова, а также силу родить Его. Это означает, что от Святого Духа Приснодева приняла благодать не только Ее очищающую, но и «вмещающую», и «рождающую» Божественное Слово как человека.

Достоин особого внимания ответ Пресвятой Богородицы на известие Ангела о рождении Христа: «се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Сколь выразительно послушание Непорочной слову Архангела! Это послушание Божию слову, послушание чему-то странному и невероятному для человеческой логики. Она подчинила Свой разум Божией воле.

Одно из преданий гласит, что в момент Благовещения все ветхозаветные праведники и все человечество вкупе с волнением ожидали ответа Богородицы. Они были объяты страхом, а вдруг Она испугается, откажется и не повинуется Божьей воле?! Каждый раз, когда человек стоит перед подобной дилеммой, в силу обладания свободной волей он волен сказать да или нет, как это было с Адамом и Евой. То же самое могло произойти и с Пресвятой Богородицей. Однако Приснодева не могла ответить отрицательно. И это не потому, что Ее воля не была свободна, а наоборот – Она обладала действительной свободой, которой является естественное желание.

Достигнув обожения, Дева Мария не могла не повиноваться Божией воли и не согласиться содействовать воплощению Сына Божия.

В день Благовещения Пресвятой Богородицы силой и действием Пресвятого Духа произошло зачатие Иисуса Христа. В одном из богородичных праздников Церковь воспевает: «Гавриил вещавше Тебе Дево радуйся со гласом воплотившеся всех Владыко». Это означает, что для зачатия не понадобились часы или дни, но оно произошло в момент самого благовествования.

Говоря о зачатии Христа посредством творящей энергии Пресвятого Духа, нельзя не отделять Святого Духа от Пресвятой Троицы. Из святоотеческого предания известно, что энергия Троичного Бога едина и общна. Создание мира человека, как и их воссоздание, произошли и происходят посредством общей энергии Троичного Бога. Следовательно, Тело Владыки Христа было сотворено не только Святым Духом, но и Отцом и Им Самим — Богом Сыном, то есть всей Пресвятой Троицей. Так Бог Отец благоволил воплощение Своего Единородного Сына; Бог Сын и Слово Божие исполнил его; а Бог Святой Дух завершил.

Зачатие Иисуса Христа во чреве Пресвятой Богородицы произошло в безмолвии и в тайне ото всех, а не с грохотом и потрясением. Никто — ни Ангелы, ни люди, не могли в тот момент осознать полноту величия происшедшего. Пророк Давид пророчествовал об этом событии следующими словами: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс. 71:6). Как капли дождя падают на овечью шерсть бесшумно и не вызывают порчи, так и Христос Своим зачатием не причинил ни шума, ни порчи девственности Богородицы. Поэтому Пресвятая Мать была Девой до родов, пребывала ею во время родов, и осталась Девой после родов. Символом этого являются три звезды, которые всегда изображаются иконописцами на челе и двух плечах Пресвятой Богородицы.

Происшедшее во чреве Пресвятой Богородицы соединение божественной природы с человеческой составляет непосредственное обожение второй. Другими словами, с мгновенья их объединения происходит и уже во веки существует обожение человеческой природы. Характерны слова св. Иоанна Дамаскина: «одновременно плоть, одновременно Бога Слова плоть». Это означает, что между зачатием и обожением человеческой природы отсутствовал промежуток времени, и таким образом обожение произошло непосредственно в момент зачатия.

Как следствие этого события Пресвятая Дева во веки стала называться "Богородицей". Она действительно родила Бога, Которого на протяжении девяти месяцев носила в Своем непорочном чреве, а не просто одаренного Божией благодатью человека.

На протяжении целых девяти месяцев, Христос день и ночь питал Своей освященной кровью Пресвятую Деву Марию. Этот пример лучше других отображает непрерывное богообщение, непрекращающуюся связь и общение Божиих угодников со Христом, которое, основным образом, произойдет в другой жизни. Итак, Богородица является прообразом века грядущего, образом рая.

Согласно Святым Отцам Церкви (свт. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, прп. Симеону новому Богослову, прп. Никите Стифату и многим другим), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей, формируясь в чающих Его прихода.

Благовещение Пресвятой Богородицы — это благовещение всему человеческому роду о воплощении Сына и Слова Божия. Этот всемирный праздник должен содействовать празднику личному — личному благовещению. Мы должны принять прелюдию нашего спасения, величайшее известие в нашей жизни.

1.3. Традиция праздника Благовещения

Существует древняя русская традиция, по которой в день праздника после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх и духовенство выпускают на волю птиц. Существовавший до 1917 года обычай был возрожден в 1995 году. Обычно выпускают белых голубей, символизирующих Святаго Духа, сошедшего на Пречистую Деву Марию в этот день. Но символизм этого действа шире. Святейший Патриарх Алексий II говорил о том, что когда человек видит, что птицы уже не в клетке, а на свободе, это напоминает ему, «что и в нашей свободной воле – поиск Царствия Божия».

1.4. Особенности богослужения на Благовещение

С Благовещения Пресвятой Богородицы началась история Боговоплощения. Явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве и Ее смиренное согласие стать Матерью Божией стали отправной точкой этой истории. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества. Оно было дано устами Пресвятой Девы, когда Она произнесла: «да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). Поэтому в тропаре праздника это событие названо «началом нашего спасения»:

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

Богослужение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы отличается особой поэтичностью. Канон, читаемый на утрени, написан в форме диалога между Богородицей и Ангелом Гавриилом. Подобного рода диалоги встречаются в гимнах прпп. Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, в проповедях прп. Иоанна Дамаскина. В одной из них говорится: «...Когда пришла полнота времени (Гал. 4:4), как говорит божественный апостол, послан был Ангел Гавриил от Бога этой подлинно дщери Божией и сказал Ей: “радуйся, Благодатная, Господь с Тобою” (Лк. 1:26-28)... Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к общению с мужчинами... И размышляла Сама в Себе, что бы это было за приветствие. Архангел сказал Ей: ”Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога” (Лк. 1:29-30). Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. “И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус (Лк 1:31)”... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: ”Как будет Мне это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34) Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя»... На это посланник истины Ей ответил: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рожлаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1:35). Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы».

Некоторые стихиры также в поэтической форме воспроизводят речь Архангела, обращенную к Пресвятой Деве:

Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к Небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Невесто Неневестная, с Тобою Господь[2].

В этой стихире перечислены все основные ветхозаветные прообразы Богоматери. О них говорит, обращаясь к Божией Матери, преподобный Иоанн Дамаскин: «Тебя преднаписала купина, предначертали богонаписанные скрижали, предвозвестил ковчег завета, Твоим ясным прообразом послужили золотой сосуд, светильник, трапеза и жезл Ааронов расцветший (Евр. 9:2-4). Из Тебя [телесно] произрос огонь Божества, Определение и Слово Отчее, сладчайшая и небесная манна, Имя неименуемое, которое выше всякого имени (Флп. 2:9), Свет вечный и неприступный (1Тим. 6:16), Небесный Хлеб жизни (Ин. 6:48), Плод невозделанный. Не Тебя ли предвозвестила печь, явившая огонь, одновременно орошающий и пылающий, – образ Божественного Огня, в Тебе Обитавшего (Дан. 3:25-26)? Едва не забыл я о лестнице Иакова. Что же? Не всякому ли ясно, что она познается как Твое предначертание и образ? Ведь как [Иаков] видел небо, соединенное с землей концами лестницы, ангелов, нисходящих и восходящих по ней, и подлинно Сильного и Непобедимого, предызобразительно с ним Боровшегося (Быт 28:12; 32:24-31), так и Ты сочетала разделенное, став посредницей и лестницей для нисхождения к нам Бога, Который воспринял наш немощный состав, сочетал и соединил с Самим Собой и сделал человека умом, способным видеть Бога. Благодаря этому и ангелы спустились, чтобы послужить Ему как Богу и Владыке, и люди, восприняв ангельское житие, восхищаются на небо».

В приведенном отрывке прообразы Божией Матери выстроены вокруг темы Боговоплощения. Эта тема звучит и в богослужебных текстах праздника:

«Сын Божий, Сын Человечь бывает: да хуждшее восприем, подаст ми лучшее, солгася древле Адам, и бог возжелев быти, не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама соделает...»[3].

Таким образом, Благовещение мыслится как начало обожения человека, совершенного Христом. Более того, Благовещение открывает путь к обновлению и преображению всего мироздания:

«Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве, благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без Семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира»[4].

Цвет праздничных облачений духовенства на Благовещение - голубой.

Тропарь Благовещения, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

2. Вход Господень в Иерусалим

События, связанные с Входом Господним в Иерусалим, описываются всеми четырьмя евангелистами (Мф. 21:1-11, Мк. 11:1-10, Лк. 19:29-44, Ин. 12:12-19). Вот что говорится в Евангелии от Матфея: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:1-11).

Почему народ так торжественно и восторженно встретил Христа? Главной причиной было предшествующее Входу Господа в Иерусалим событие: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:17,18). Влияние этого факта на народ было таково, что архиереи решили убить не только Христа, но и Лазаря, потому что его воскрешение заставляло поверить в мессианское происхождение Иисуса.

Символизм появления Христа в Иерусалиме на молодом осле многопланов. Существует предсказание пророка Захарии об этом событии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Все́ произошло так, как и было предсказано пророком за несколько столетий до Рождества Христова. То, что Христос въезжает в Иерусалим не на коне, а на осле, говорит о том, что Он несет мир, а не войну и символизирует, что Господь – Царь кроткий. А подъяремная ослица и еще не бывший под седлом ее строптивый жеребец, символизируют ветхозаветный Израиль, и тех язычников, которые в будущем примут Христа. Кроме того, все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса. Его ученики сняли с себя верхнюю одежду и положили ее на осла, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными пальмовыми ветвями (ваиями), как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Кроме того, когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, апостолы приветствовали Иисуса как Мессию словами 117 псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» Торжественная встреча Христа возбудила радость в народе и… негодование и зависть среди фарисеев. Думая, что такое великолепное шествие было организовано апостолами, они потребовали от Господа: «Учитель, запрети ученикам твоим!» (Лк. 19:39). Но Христос, ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Фарисеям не удалось остановить торжественную встречу, устроенную народом Иерусалима и всеми, пришедшими во Святой Град. Даже дети восторженно приветствовали Господа, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!». Когда книжники и фарисеи обратили внимание Христа на это «богохульство», Господь, скрывавший до этого Свою Божественность перед людьми, ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21:16)

Въехав в Иерусалим, Христос пошел в Храм, откуда выгнал всех торгующих, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей, говоря им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Тут же к Иисусу приступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Событием Входа Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на Кресте открывается последняя страница общественного служения Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица – неделя страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших своего Бога людей.

Иудеи ждали мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему — Создателю вселенной — ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей, ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира (см.: Мф. 4:8-10. Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим Царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими — свободными и богоподобными. И в этом усыновлении людей Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению — величайшая тайна Боговоплощения.

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном Престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно десь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо и наполняет собою сердце человека. Христос приходит к каждому христианину с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим. Он покоряет людей не силой и могуществом, но смирением и любовью.

Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим – это два праздника, которые служат переходом от Великого поста к Страстной седмице. Пост святой Четыредесятницы завершается в канун Лазаревой субботы, и, хотя верующие продолжают поститься до Великой Субботы включительно, значение поста изменяется: это уже не покаянный пост, а пост в память о Страстях Христовых. Начиная с Лазаревой субботы Православная Церковь день за днем и час за часом вспоминает последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа.

2.2. Традиция праздника

Обычай праздника – приходить в храм на богослужение с пальмовыми ветками – возник на основании евангельского повествования. От восточной традиции употреблять в этот день вайи ветви финиковой пальмы) возникло название праздника – Неделя «ваий», «Цветоносия», «Цветная». В России этот праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи в связи с климатическими особенностями северных территорий заменяются вербой. К вербе присоединяют (или вставляют в букетик) свечи. Вербы освящаются во время всенощного бдения, накануне Вербного воскресения, и потом хранятся весь год в домах около икон, как святыни.

2.3.  Особенности богослужения на Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим – один из самых радостных праздников церковного года. За Литургией в этот день читаются слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). В богослужебных текстах многократно повторяется еврейское слово «осанна» (хвала), которое звучало из уст народа еврейского, когда Иисус, сидя на молодом осле, въезжал в городские ворота. Говорится и об участии детей во встрече Христа: 

«Радуйся и веселися граде Сионе: красуйся и радуйся церкве Божия: се бо Цaрь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси Имеяй множество щедрот, помилуй нас»[5].  

«На Престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати»[6]

В то же время через все богослужебные тексты праздника проходит тема страданий. Авторы литургических текстов напоминают о том, что Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы Его прославили, но чтобы пострадать и умереть на кресте для спасения «младенцев и старцев»: «Понеже ада связал еси Безсмертне, / и смерть умертвил еси, / и мир воскресил еси, / с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя, / зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. / Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина, / но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. / Не ктому на нас вместится меч: / Твоя бо ребра прободутся копием. / Темже радующеся глаголем: / благословен грядый Адама воззвати»[7].

«Восхвалите согласно людие и языцы: / Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, / и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. / Сего ради и дети с ваием взывают песнь: / слава Тебе пришедшему Победителю: / слава Тебе Спасу Христу: / слава Тебе благословенному, / единому Богу нашему»[8].  

Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль – Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:13). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве. Но Ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисусе пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями.

Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность – идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал эти надежды. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: «Распни, распни Его! И те, кто ныне провозглашает «Благословен Царь Израилев», будут восклицать со злой иронией: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42). Со словами «Радуйся, Царь Иудейский!» Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на Кресте Христовом: Сей есть «Иисус Назорей, Царь Иудейский», они скажут ему: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я, Царь Иудейский» (Ин. 19:19,21).

В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия: 

«С ветвьми воспевше прежде, / с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее. / Мы же верою непреложною присно почитающе / яко благодетеля, выну вопием Ему: / благословен еси, грядый Адама воззвати»[9].

Облачение в день Праздника - зеленое с золотом как отражение тех ветвей зелени, которыми встречали Христа.

Тропарь Входа Господня в Ирусалим, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Другой тропарь Входа Господня в Ирусалим, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак Входа Господня в Ирусалим, глас 6

На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе; осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне.

  1. Каково происхождения названия Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы?
  2. Какова история Праздника Благовещения согласно Священному Писанию?
  3. Почему Праздник Благовещения является одновременно и господским и богородичным?
  4. Почему Бог выбрал Деву Марию для рождения от Нее Сына Божия?
  5. Что произошло с человеческой природой в момент зачатия Иисуса Христа согласно святоотеческому толкованию?
  6. Каковы традиции праздника Благовещения?
  7. Как в тропаре Праздника называется событие Благовещения? Почему?
  8. Какие ветхозаветные прообразы Божией Матери упоминаются в богослужебных текстах Благовещения Христова?
  9.  почему народ восторженно встречал Христа во время Его вход а в Иерусалим?
  10. В чем заключается символическое значение появления Христа верхом на молодом осле?
  11. Какое отражение имеет царственное достоинство Христа в событии Праздника Входа Господня в Иерусалим?
  12. Почему иудеи не признали во Христе Мессию?
  13. Почему Вход Господень в Иерусалим называется у нас также Вербным воскресеньем?
  14. Что означает и почему часто повторяется в богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим слово "осанна"?
  15. Почему в богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим отражена тема крестных страданий Христа?
  16. В чем заключается и какое имеет отражение в богослужебных текстах трагизм события Входа Господня в Иерусалим?

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] Отсюда евангельское упоминание «братьев Господних», как называли по древней традиции детей Иосифа от его первого (и, по сути, единственного) брака.

[2] Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

[3] Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Стихира на хвалитех.

[4] Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Светилен по 9-й песни канона.

[5] Триодь постная. Неделя ваий. Великая вечерня. Стихира на литии.

[6] Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Кондак.

[7] Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Икос.

[8] Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Седален.

[9] Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Ипакои.