V. О втором члене Символа веры. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа

Цель занятия – рассмотреть христианское учение о Лице Господа Иисуса Христа, содержащееся во втором члене Символа веры

Задачи:

  1. Рассмотреть значение исповедания Христа Господом.
  2. Рассмотреть значение имени «Иисус Христос».
  3. Рассмотреть, как понимать, что  Христос есть Сын Божий.
  4. Рассмотреть характер Богосыновства Господа Иисуса Христа.
  5. Рассмотреть святоотеческое понимание того, что все сотворено посредством Сына Божия.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить основные положения догмата о Пресвятой Троице и участие Божественных Лиц в сотворении мира (из курса Ветхого Завета).
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериал и, по желанию, ознакомиться с источниками и с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О втором члене Символа веры. 
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 1. Глава 8. О Святой Троице. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/1_8 Книга 4 (дата обращения: 19.01.2016). Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным? [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_8  (дата обращения: 19.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Глава I. 1-й Член Символа веры. 4. Бог как творец и промыслитель мира. 4.4. Христианское учение о Промысле Божием.
  2. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. 2-й член. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/318#part_1162 (дата обращения: 19.01.2016).
  3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. С. 32 – 35.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. - СПб.: Аксион эстин, 2006. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. Глава 2. О Боге, троичном в лицах 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц. §33. Доказательства из Священного Писания Божества Сына и Его единосущия с Отцом. § 34. Доказательства из Священного Предания Божества Сына и Его единосущия с Отцом. 3. О различии Божеских лиц по их личным свойствам. § 40. Личное свойство Бога Сына.

Ключевые понятия:

  • монотеизм;
  • Господь;
  • Спаситель;
  • Помазанник;
  • рождение;
  • творение;
  • единосущие.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему Второму Лицу Пресвятой Троицы уделяется наибольшее внимание в Символе веры?
  2. На что указывает исповедание Христа Господом?
  3. Что означает имя "Иисус Христос"?
  4. В чем отличие богосыновства Христа от богосыновства христиан?
  5. Что означает происхождение Сына от Отца посредством рождения "прежде всех век"?
  6. Почему в Символе веры мы называем Христа Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного?
  7. Как толкуются свв. Отцами слова: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3).

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Причины того, что в Символе веры наибольшее внимание уделено Второму Лицу Пресвятой Троицы

2. Иисус Христос есть Господь

3. Значение имени «Иисус Христос»

4. Иисус Христос — истинный Сын Божий

5. Предвечное рождение Сына Божия

6. Иисус Христос – «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»

7. «Им же вся быша»

1. Причины того, что в Символе веры наибольшее внимание уделено Второму Лицу Пресвятой Троицы

В Символе веры есть явная непропорциональность: на единственный член, относящийся к Первому Лицу Пресвятой Троицы, приходится шесть относящихся ко Второму. Это можно легко объяснить: вероисповедание единого всемогущего Бога, Творца вселенной, было общим как для иудаизма, так и для христианства, но иначе обстоит дело, когда речь заходит о личности и деле Господа нашего Иисуса Христа.

Связь Бога-Отца с Сыном, прежде всего, ставит вопрос о монотеизме (единобожии): Новый Завет явно утверждает Божество Христа (Ин. 1:1), но ни в коей мере не отрицает строгого монотеизма. Отец и Сын едины — это провозвещает Сам Господь (Ин. 17:22), но различное понимание этого единства, различные подходы к этой истине вызвали жестокие разногласия. Споры по этому поводу приняли широкий размах в период, последовавший за редакцией нашего Символа веры, и Церкви пришлось уточнять новыми определениями — особенно на Соборах Ефесском (431г.) и Халкидонском (451г.) — то, что уже подразумевалось в Символе Никео-Цареградском.

Из шести членов Символа веры, относящихся ко второму Лицу Пресвятой Троицы, первый говорит об онтологической, а значит, и предвечной связи Сына с Отцом; остальные пять членов говорят о деле спасения мира Иисусом Христом.

2. Иисус Христос есть Господь

Главное исповедание христиан таково: Иисус Христос есть Господь. Когда Он Сам спросил своих учеников, за кого они Его почитают, «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16.16).

Наименование Иисуса Христа Господом указывает на Его Божественное достоинство. В Септуагинте наименованием Κύριος (Господь) передается имя «Иегова», одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций «имя Господь (Κύριος) есть одно из имен Божиих». Таким образом, Иисус Христос «называется Господом… в том разуме, что Он есть истинный Бог». Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.

3. Значение имени «Иисус Христос»

Имя «Иисус» (евр. Иегошуа) буквально означает «Бог мое спасение», «Спаситель». Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила (Мф. 1:21), «потому что Он родился спасти человеков».

Имя «Христос» означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции — «Мессия (μεσσίας)». В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа. В Священном Писании говорится о помазании: царей Саула (1Цар. 10, 1) и Давида (1 Цар. 16, 10); первосвященника Аарона и его сыновей (Лев. 8:12-30; Ис. 29:7); пророка Елисея (3Цар. 19:16-19).

«Пространный Катехизис» объясняет наименование «Христос» применительно к Спасителю тем, что «Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя».

Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.

4. Иисус Христос — истинный Сын Божий

Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. Пространный катехизис говорит, что «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек».

В Священном Писании наименование «сын Божий» употребляется не только по отношению к Иисусу Христу. Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6:2-4; Ин. 1:12). Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование «Сын Божий» применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование «Отец Мой» (Ин. 8:19), тогда как в отношении всех других людей — «Отец ваш» (Мф. 6, 32): «Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20:17). При этом Спаситель никогда не использует выражение «Отец наш», не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: Отец ваш» употребляется в значении усыновления людей Богу, а «Отец Мой» — в собственном смысле.

5. Предвечное рождение Сына Божия

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна». Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо. Термин «рождение» означает произведение из собственной сущности, тогда как «творение» — произведение из ничего или из иной сущности. При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое, сущностно отличное от творца. Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо, по словам прп. Анастасия Синаита, «в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси».

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын:

1. не есть творение Божие;

2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;

3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;

4. личностно отличен от Отца.

Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца… Для Бога всё — «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением… рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» — несотворенный, вечный и божественный.

Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына. Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия. Исповедуя Сына "от Отца рожденного прежде всех век", мы не говорим, что это рождение просто предшествует сотворению, но утверждаем, что оно вне времени, поскольку понятие времени связано с понятием тварности. Поэтому мы читаем в Евангелии: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8, 58), а не "Я был", что указывало бы только на предшествование во времени. Отметим, что это утверждение Рождения "прежде всех век" было направлено против кощунственных слов ариан о Сыне: "было время, когда Его не было".

Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог». Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые «искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18). Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна». Это означает, что Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец.

6. Иисус Христос – «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»

Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия: Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы.

Сын Божий есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного», потому что, помимо личного начала (то есть тех личных свойств, по которым мы различаем одно Лицо Пресвятой Троицы от другого), три Божественные Лица совершенно тождественны, о чем и пишет святой Григорий Нисский: «Если мы исповедуем неизменную природу Бога, мы не отрицаем различия между Причиной и Причинным, и только в этом улавливаем, чем Один от другого отличен». Чтобы выразить это совершенное сходство Отца и Сына, апостол Павел говорит нам, что Христос есть «образ Бога» (2 Кор. 4:4). В Послании к Евреям отношение Сына к Отцу выражено в таких словах: «Сияние славы Его и образ Ипостаси Его» (Евр. 1:3). Свт. Григорий Неокесарийский прекрасно и сжато изложил это богословие образа в своем исповедании веры: «Один Бог Отец Слова живого. Премудрости ипостасной, и Силы и Образа присносущего; Совершенный, Родитель Совершенного, Отец Сына единородного, один Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Изображение Божества, Слово действенное. Мудрость, объемлющая состав всего, и Творческая Сила всей твари, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Присносущий Присносущего».

7. «Им же вся быша»

Второй член Символа веры заканчивается утверждением, что все было соделано Сыном. Символ не говорит об этом пространно, но только утверждает установившееся в Предании верование простыми словами: «все чрез Него начало быть». Краткость эта объяснима, в частности, тем, что этот догмат, раскрыт в Евангелии, и не стал для христиан объектом споров. Слова Символа «Имже вся быша» заимствованы из Ин. 1:3: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».

В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Все созданное есть творение трех Божественных Лиц. Однако каждое из них является причиною бытия особым, свойственным именно Ему образом. Если Отец - Причина первичная, а Дух - Причина совершенствующая, то Слово может быть названо Причиной действующей. Т.е. поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям: «Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым». Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.

Так, «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).

Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1Ин. 4, 9). Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Прп. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу».

В Символе веры говорится, что Сын Божий пришел в мир «нашего ради спасения». Однако прежде чем говорить о самом пришествии на землю Господа Иисуса Христа, необходимо рассмотреть вопрос о том, от чего, собственно, пришел спасти нас Сын Божий? Священное Писание говорит, что Мессия «спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21), и самое спасение полагает «в прощении грехов»(Лк. 1, 77). Господь Иисус Христос явился в «умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2,2), «для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9, 26). Он «умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3), дабы нам, бывшим «прежде рабами греха» (Рим. 6, 17), «не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6).

Следовательно, учение о Боге Спасителе необходимо предварить рассмотрением вопроса о сущности греха, о том, каким образом грех и зло вошли в Богом созданную человеческую природу.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Второму Лицу Пресвятой Троицы уделяется наибольшее внимание в Символе веры?
  2. На что указывает исповедание Христа Господом?
  3. Что означает имя "Иисус Христос"?
  4. В чем отличие богосыновства Христа от богосыновства христиан?
  5. Что означает происхождение Сына от Отца посредством рождения "прежде всех век"?
  6. Почему в Символе веры мы называем Христа Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного?
  7. Как толкуются свв. Отцами слова: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3).

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О втором члене Символа веры. 
  2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 1. Глава 8. О Святой Троице. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/1_8 Книга 4 (дата обращения: 19.01.2016). Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным? [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_8  (дата обращения: 19.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Глава I. 1-й Член Символа веры. 4. Бог как творец и промыслитель мира. 4.4. Христианское учение о Промысле Божием.
  2. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры. 2-й член. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/318#part_1162 (дата обращения: 19.01.2016).
  3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. С. 32 – 35.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. - СПб.: Аксион эстин, 2006. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. Глава 2. О Боге, троичном в лицах 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц. §33. Доказательства из Священного Писания Божества Сына и Его единосущия с Отцом. § 34. Доказательства из Священного Предания Божества Сына и Его единосущия с Отцом. 3. О различии Божеских лиц по их личным свойствам. § 40. Личное свойство Бога Сына.

Видеоматериалы: