VIII.1. Сорокалетнее странствие по пустыне. Путь от Синая к земле обетованной. Отказ от вступления в землю обетованную. Возмущение Корея, Дафана и Авирона

Цель занятия – рассмотреть события, сопровождавшие продвижение израильтян от Синая к земле обетованной и начало их сорокалетнего странствия по пустыне.

Задачи:

  1. Рассмотреть события, сопровождавшие израильтян по пути к земле обетованной.
  2. Рассмотреть отказ от завоевания Ханаана и наказание Божие.
  3. Рассмотреть восстание Корея, Дафана и Авирона и его последствия.
  4. Рассмотреть духовное значение прозябшего жезла Аарона.

План занятия:

  1. Провести повторение пройденного материала, особое внимание уделяя Божиему водительству израильским народом после его исхода из Египта.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 20 - 27 Книги Чисел и главы 27 – 34 Книги Второзаконие, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. (См.: О соглядавших землю обетования). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-chisel/#0_2   (дата обращения: 15.01.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Чисел. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1082 (дата обращения: 15.01.2016).
  3. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс] – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 11.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: У границ Ханаана. Посылка соглядатаев. Сорокалетнее странствование по пустыне).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 7.1-7.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Числа. Гл. 10-14,16,17. Толкование на Книгу Второзаконие. Гл. 1).

Ключевые понятия:

  • Ханаан;
  • соглядатаи;
  • жезл Аарона.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем отличие насыщения перепелами израильского народа по пути к горе Синай и по пути от Синая к Ханаану?
  2. С какой целью Господь поставляет 70 старейшин?
  3. Какое задание было у разведчиков, посланных в землю обетованную?
  4. Почему израильский народ отказывается от завоевания Ханаана?
  5. Какое наказание следует от Бога за отказ от вступления в землю обетованную? Какие аналогии проводит свт. Кирилл Александрийский между этими событиями и новозаветеными реалиями?
  6. В чем заключалась суть возмущения Корея, Дафана и Авирона? Какие последствия оно имело?
  7. Каким образом была подтверждена богоизбранность первосвященства Аарона?
  8. Какие духовные толкования на прозябший жезл Аарона содержатся в толкованиях святых отцов и в богослужебных текстах?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1.  Путь от Синая к границам Ханаана

2.  Посылка соглядатаев и отказ от вступления в землю обетованную

3.  Восстание Корея, Дафана и Авирона

1.   Путь от Синая к границам Ханаана

Стоянка у Синая продолжалась около года, после чего Моисеем и Аароном была совершена перепись всех израильтян по коленам и была совершена Пасха. После этого израильтяне двинулись к земле обетованной.

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36–38).

История этого путешествия в основном описана в книге Чисел, и она подтверждает то, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный.

Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, т.е. двигаясь в нее с юга в промежутке между Средиземным и Мертвым морем. При подходе туда было искушение с перепелами, когда сначала иноплеменники, а потом и сами израильтяне стали роптать, говоря о том, что уже не могут больше есть «эту манну», и вспоминают пищу, которой они питались, находясь в Египте: «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни и лук и чеснок» (Чис.11:5). Моисею было прискорбно слышать этот ропот. Он обращается к Богу и говорит о том, что вести этот народ – слишком тяжелый труд. На это Господь отвечает: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, - то и даст вам Господь мясо, и будете есть. не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?» (Чис.11:16-20).

Господь поставляет 70 старейшин, на которых сходит Дух Святой, и которые помогают впоследствии Моисею управлять народом, а также посылает израильтянам целую гору перепелов («на два локтя от земли») так, что, объевшись, они начинают умирать. В память об этом место стало называться «гробы похотения». Это событие имеет принципиальное отличие от похожего события, бывшего в начале странствия. «Уразумевай, - говорит прп. Ефрем Сирин, - что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным».

Следующее искушение, которое постигло Моисея – это упреки Мариам и Аарона Моисею за жену эфиоплянку. Здесь в этой связи говорится о том, что Моисей был кротчайший из всех людей на земле. Моисей ходатайствует о прощении Мариам и Аарона, которые за свои упреки понесли наказание от Бога, сказавшего: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис.12:8).

2.   Посылка соглядатаев и отказ от вступления в землю обетованную

После тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша.

Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов.

Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Числ. 14.2–3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями.

Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его» (Числ. 14.11–12).

Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет, за исключением Иисуса Навина и Халева (Числ. 14:30), не войдет в обетованную землю: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Числ. 14.22–23). В наказание за непослушание израильтянам теперь предстоит скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончит свою жизнь все старшее поколение.

В своем толковании на это место Священного Писания свт. Кирилл Александрийский в образе Халева и Иисуса Навина видит «остаток» иудеев, уверовавших во Христа, в образе молодого поколения, которому было суждено войти в землю обетованную, - прообраз христиан из язычников, а в образе умерших в пустыне евреев старше 20-ти лет – иудеев, не признавших Христа как Мессию. Святитель говорит: «Господь наш Иисус Христос даровал верующим Царствие Небесное. Но кроме того Он призывал к мужеству, духовному конечно; и увещавал верующих в Него, что им надлежит весьма мужественно противоборствовать насильству диавола… книжники и фарисеи некоторым образом говорили против обетования Божия… и сами не хотели идти к нему и другим не позволяли. Поэтому и слышали: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52)… Так и великое множество иудеев лишилось обетования и стало непричастным благодати, даруемой чрез Христа. Впрочем «остаток» спасен чрез Христа (Рим. 11:5, 9:27). И сего ясным прообразом могут быть Халев, сын Иефонии, и Иисус, которые весьма многое говорили сынам Израилевым, возбуждая их к мужеству, называя землю прекрасною и достойною занятия и громко возглашая, что они одержат верх над народами, ее населяющими. Но они едва не погибли; «И сказало, — сказано, — все общество: побить их камнями!» (Чис. 14:10). Однако они же и наследниками назначены от Бога… Один лишь остаток всего сонмища иудеев наследовал обетования и вошел в священную землю. А самый народ, — далеко нет. Вместе же с остатком вошел и новый и верующий народ; потому что вместе с Халевом Бог всяческих обещал ввести и все молодое поколение. Ибо не для Детоводимых в законе соблюдено наследие, но для иного рода. Какой же это иной род? Это — новый, как я сказал, и верующий народ: потому что мы созданы во Христе к обновлению жизни, совлекшись ветхого человека с страстями и похотями его… Итак, во образе нового народа да будут и истинным Халевом вводимые чада».

3.   Восстание Корея, Дафана и Авирона

Пустыня стала школой нравственного воспитания для народа. Евреи должны были приучиться к точному исполнению закона, данного на Синае, поэтому все нарушители его карались беспощадно. Тем более строго наказывались те, кто сознательно возмущал народ против постановлений закона. Так это было, когда три иудея – Корей, Дафан и Авирон произвели открытое возмущение против Моисея и особенно против закрепления власти священства за потомками Аарона и коленом Левиным (Числ. гл. 16). Они требовали признания всеобщего священства и отказывались признавать власть Моисея «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: Полно вам, все общество, все святы и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3). Моисей предложил восставшим сделать себе кадильницы, положить в них курения и прийти с этим курением к скинии на следующий день. Они так и сделали, за что были поражены огнем, и после чего «сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их в одно мгновение, они же пали на лица свои и сказали: Боже, духов всякая плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? И сказал Господь Моисею: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона» (Чис.16:20-24). И в результате заступления Моисея погибли только дома Корея, Дафана и Авирона. Причем дальше говорится, что из дома Корея погиб только сам Корей, который единственный из всех из них был левитом, а сыновья его остались живы. Кроме них погибли и те люди, которые дерзнули прийти с каждением к скинии.

После этого остальной народ снова стал возмущаться против Моисея и Аарона, говоря, что они  «умертвили народ Господень» (Чис.16:41). Гнев Божий возгорелся на них, и опять началось поражение в стане. Казалось бы, столько времени эти люди мучили и Моисея, и Аарона, давно бы они уже могли сказать, умрите все, наконец, и не мучайте нас, но они опять падают на лица свои. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» (Чис.16:46—48). Аарон, которому было уже за 80 лет, не просто пошел, а побежал, чтобы встать между живыми и мертвыми, для того, чтобы прекратилась гибель людей, весьма враждебно по отношению к нему настроенных. Это, конечно, характеризует и Моисея, и Аарона как великих ветхозаветных праведников, причем их нравственное состояние, гораздо выше того, что можно требовать от человека, жившего до Христа. Это пример пастырского служения, который являет первосвященник Аарон. Мы постоянно видим этих вождей израильского народа именно заступниками и предстоятелями, несущими своё служение с величайшим самоотвержением.

Затем, чтобы прекратить раз и навсегда эти искушения, Господь дал знамение, подтверждающее первосвященство Аарона: двенадцать жезлов представителей всех колен были положены в скинии. На жезле от колена Левия было написано имя Аароново, и этот жезл не просто расцвел, но и принес плоды. По повелению Божию чудесно процветший жезл Ааронов был положен в ковчег Завета – в память будущим родам. Предание говорит, что этот жезл никогда не засыхал, т.е. он так и продолжал быть процветшим.

Жезл Аарона стал прообразом бессеменного зачатия и рождения Пречистой Девой Марией Иисуса Христа: «Удивися Иосиф, еже паче естества зря, / и внимаше мыслию иже на руно дождь, / в безсеменнем зачатии Твоем, Богородице, / купину огнем неопалимую, жезл Ааронов прозябший, / и свидетельствуя обручник Твой и хранитель, священником взываше: / Дева раждает, и по рождестве паки Дева пребывает»[1].

Кроме того, жезл расцветший и принесший плод жезл Аарона прообразует собой и Самого Христа. Прп. Ефрем Сирин говорит об этом следующим образом: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия».

Приведем также тропологическое толкование свт. Амвросий Медиоланского, показывающего сущность священнического служения: «В книге пророческой написано: «Возьми жезл миндального дерева» (Иер. 1:11). Не просто так написано, поскольку и в Пятикнижии читаем, что жезл священника Аарона, из дерева сделанный, расцвел, хотя и долго пребывал сухим. Представляется, что это означает, что суждение священника или пророка должно быть правым и возвещать не столько приятное, сколько полезное».

Проверочные вопросы:

  1. В чем отличие насыщения перепелами израильского народа по пути к горе Синай и по пути от Синая к Ханаану?
  2. С какой целью Господь поставляет 70 старейшин?
  3. Какое задание было у разведчиков, посланных в землю обетованную?
  4. Почему израильский народ отказывается от завоевания Ханаана?
  5. Какое наказание следует от Бога за отказ от вступления в землю обетованную? Какие аналогии проводит свт. Кирилл Александрийский между этими событиями и новозаветеными реалиями?
  6. В чем заключалась суть возмущения Корея, Дафана и Авирона? Какие последствия оно имело?
  7. Каким образом была подтверждена богоизбранность первосвященства Аарона?
  8. Какие духовные толкования на прозябший жезл Аарона содержатся в толкованиях святых отцов и в богослужебных текстах?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. (См.: О соглядавших землю обетования). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-chisel/#0_2   (дата обращения: 15.01.2016).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Чисел. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1082 (дата обращения: 15.01.2016).
  3. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс] – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 11.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: У границ Ханаана. Посылка соглядатаев. Сорокалетнее странствование по пустыне).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 7.1-7.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Числа. Гл. 10-14,16,17. Толкование на Книгу Второзаконие. Гл. 1).

Видеоматериалы:

 

 



[1] Богородичен седальнов по 1-й кафизме в неделю 4-го гласа