VI.3. Праздники и посты. Сретение

Цель занятия – рассмотреть историю, значение и богослужебные особенности Праздника Сретения Господня.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю и богословский смысл Сретения Господня.
  2. Рассмотреть особенности богослужения на Праздник Сретения Господня.

План занятия:

  1. Повторить содержание предыдущего занятия, вспомнив историю, богословский смысл и особенности богослужения на Обрезание и Крещение Господне.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, выучить тропарь и кондак Сретения Господня и, по возможности, ознакомиться с видеоматериалами и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама, свт. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле [Электронный ресурс]. –URL: http://predanie.ru/grigoriy-palama-svyatitel/book/69154-grigoriy-palama-omilii/ (дата обращения: 12.01.2016).
  2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Проповеди. Т.1. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_1_51.shtml (дата обращения: 12.01.2016); Т.3. Слово в День Сретения Господня. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_3_21.shtml (дата обращения: 12.01.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. 8. Слово на сретение Господне (как достигнуть блаженства Сретения Господа?). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/8 (дата обращения: 12.01.2016); 9. Слово на Сретение Господне (Сретают Господа только ревностным исполнением заповедей. Это плод многотрудной деятельности и награды за труды. Сретение Господа — явление внутренней жизни человека). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/9 (дата обращения: 12.01.2016); 10. Слово на Сретение Господне (Песнь преподобного Симеона «Ныне отпущаеши» означает предел чаяний человека — встреча с Господом и что такое царство Божие, которое внутрь нас есть). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/10 (дата обращения: 12.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Рождественский цикл. Сретение Господне.
  2. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Сретение Господне.

Дополнительная литература:

  1. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Православные посты и праздники. Сретение Господне.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Сретение Господне.
  3. Битбунов Г. Сретение Господне. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/34023.html (дата обращения: 12.01.2016).

Ключевые понятия

  • Сретение;
  • Богоприимец;
  • Пророчица;
  • Обряд посвящения.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как повествует евангелист Лука о событии Сретения Господня?
  2. С какой целью Пресвятая Богородица и праведный Иосиф пришли в Храм с Младенцем Христом?
  3. Что нам известно о Богоприимце Симеоне из Священного Писания и из Священного Предания?
  4. Что означает молитва праведного Симеона?
  5. Какие пророчества возвещает праведный Симеон Деве Марии и как они исполнились?
  6. Что означает предсказание Симеона о том, что Христос будет предметом пререканий для многих?
  7. Каким образом проводится параллель между праведным Симеоном и пророком Моисеем в богослужебных текстах Праздника?
  8. Как отражается в богослужении тот факт, что Сретение Господне является одновременно и Господским и Богородичным Праздником?

Иллюстрации:

Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, около 1425 г. Приписывается Андрею Рублеву

Двусторонняя икона-таблетка конца XV-начала XVI века, Новгородский музей-заповедник

Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года.

Видеоматериалы:

 

1. Исторический и богословский аспекты Праздника Сретения Господня

2. Особенности богослужения на Сретение Господне

1. Исторический и богословский аспекты Праздника Сретения Господня

На сороковой день, согласно предписаниям закона, Иисус был принесен родителями в иерусалимский Храм, где Младенец-Христос был встречен духоводимыми личностями того времени, а главным образом, Симеоном Богоприимцем. Это событие и стало причиной наименования праздника "сретением", что значит встреча. В этот великий праздник Церковь чтит как Господа нашего Иисуса Христа, так и родившую Его по плоти Матерь Божью. Днем празднования со времен раннего христианства был установлен 2/15 февраля, то есть сороковой день после Рождества. Так, Святая Церковь разделяет календарный год на этапы божественного Домостроительства и благословляет его, преподавая этим человеку возможность вкусить великой тайны вочеловечения Сына и Слова Божия. Приношение Христа на сороковой день в иерусалимский Храм описывается исключительно у евангелиста Луки: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лук.2:22-39).

Установленный Богом Словом закон был соблюден и Им Самим, принявшим человеческую плоть, чтобы он не был нарушен. Свт. Кирилл Александрийский говорит, что мы не должны соблазняться при мысли, что Христос исполняет закон, не должны почитать Его — свободного за раба, но нам надо "более постигнуть домостроительства глубину". Совершенное Христом также относилось и к таинству кенозиса Сына и Слова Божия.

Согласно св. Григорию Паламе, Христос не нуждался в очищении, поскольку оно в Ветхом Завете было установлено для рождавших и рождаемых, а Он был зачат бессемянно и рожден непорочно. Святые Отцы говорят, что Христос был принесен в Храм не из-за нужды в очищении, но "это было делом послушания". Подразумевается не только послушание закону Божию, но и совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию древнего Адама. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама-Христа возвратило "ослушавшуюся" человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.

Пресвятая Дева вместе со святым Иосифом, с которым Она была обручена, пришла из Вифлеема в Иерусалим, чтобы исполнить Закон, данный Моисею: "освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они" (Исх. 13.1-2). Вместе с новорожденным родители должны были "принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику" (Лев. 12.1-7). Святая семья не принесла агнца, потому что не имела его из-за своей бедности. Богатые люди приносили однолетнего непорочного ягненка, тогда как бедные — пару горлиц или двух птенцов голубиных. Христос родился в бедной семье и вырос бедным человеком. Однако Иисусова бедность заключается не только в Его социальном положении и образе жизни, но главным образом, в уничижении Бога Слова. Вопреки Своему богатству Христос сделался бедным, дабы мы обогатились Его Божеством (свт. Григорий Богослов).

Согласно свт. Григорию Паламе, пара горлиц олицетворяла соединенных по брачному закону супругов и выражала их благоразумие и благодарность. Голубиные же птенцы символизировали Пресвятую Богородицу и Христа, потому что Христос родился от непорочной Девы и до самой Своей смерти оставался девственным. Таким образом, если первое выражало честный и благословенный брак, то второе предзнаменовало непорочность Богородицы и Христа.

Одной из главных личностей рассматриваемого нами события был Симеон, "праведный и благочестивый муж", сподобившийся "предвстретить" Христа, взять на руки и узнать Его силой и действием Пресвятого Духа. Честь увидеть воплощенного Бога Слова и изреченные им в момент встречи слова показывают величие Симеона.

Имя "Симеон" в переводе с еврейского означает "послушание" (преп. Никита) или — "тот, которого услышал Господь" (св. Иоанн Златоуст). Это имя соответствовало жизни и чаяниям праведника и бывшему ему от Бога откровению.

Евангелист Лука характеризует Симеона как человека праведного и благочестивого, живущего в Иерусалиме и "чающего утешения Израилева". Наряду с этим говорится, что на нем был Дух Святой, Которым ему было предсказано, "что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк. 2.25-26). Священное Писание совершенно умалчивает о его происхождении и личной жизни.

Св. Никодим Святогорец собрал мнения и существующие касательно его личности суждения различных толкователей. Так нам известно, что прп. Иосиф Песнописец называет его "священнейшим священодеятелем". Свмч. Мефодий Патарский — "наилучшим иереем". Свт. Фотий и блж. Феофилакт Болгарский говорят, что он не был священником, но более чем священник. Иные утверждают, что Симеон был одним из семидесяти толкователей Ветхого Завета, который при переводе пророческих слов книги пророка Исаии "се дева во чреве приимет..." усомнился в их значении. Ему в тот же момент явился Ангел Господень и благовествовал, что он не умрет до тех пор пока не узрит и не примет в свои объятия рожденного Девой Помазанника Божия — Христа. Также говорится, что Симеону было более двухсот семидесяти лет.

Силой Пресвятого Духа Симеон узнал воплощенного Сына и Слово Божие и сподобился увидеть воплощение Божественного Логоса. Свт. Василий Великий говорит, что праведный Симеон и пророчица Анна видели во Христе божественную силу "подобно пробивающимся сквозь стекла девства человеческого тела лучам света". Свт. Афанасий Великий воспевает св. Симеона Богоприимца за несказанную честь быть водимым Самим Святым Духом. Он говорит, что праведный Симеон внешне был человеком, а "по смыслу" - сверх-человеком, по отношению к природе — человек, а по отношению к добродетели — Ангел. Местом его проживания был видимый Иерусалим, но его митрополией — горний Иерусалим. Он был выше не только людей, но "и ангелов превосходил Симеон".

Помимо праведного Симеона Богоприимца в иерусалимском Храме находилась и пророчица Анна, также сподобившаяся узнать Христа и назвать Его своим избавителем. Праведной Анне было восемьдесят четыре года, и была она вдовой, "проживши с мужем от девства своего семь лет" (Лк. 2.36-40).

Отличительной чертой пророчицы Анны было ее денное и нощное пребывание в Храме. Таким образом, если Симеон Богоприимец в Храм был приведен Святым Духом, то пророчица Анна жила в нем.

Евангелист Лука называет ее пророчицей, потому что Дух Святой был на ней, и Анна узнала приход Слова Божия. Исповедание пророчицы Анны — это славословие, благодарение и возвещение о послании Израилю избавления. Она "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2.38).

Приняв в свои объятия Христа, праведный Симеон провозгласил: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля"(Лк. 2.29-31). Эта столь величественная молитва была воспринята Церковью и помещена в конце последования вечерней службы. Помимо этого она помещена и среди благодарственных молитв после принятия Честных Даров.

Увидев Иисуса, Симеон просит у Бога отпущения и разрешения души от телесных уз. Из этого следует, что святые "тело свое за узы почитают" и поэтому не боятся смерти (свящ. Феофилакт).

Слова "по глаголу Твоему, с миром" выражают просьбу об исходе души от тела "чрез принятое помазание". Смерть для него - это упокоение, потому что "с миром" означает "в покое". Понятие покоя неразрывно связано с умиротворением помыслов. Каждый день праведный Симеон ожидал Христа, "непрестанно помышляя о дне Его пришествия" (блж. Феофилакт). Божие Спасение – это уготованное Богом прежде всех веков воплощение. Таинство Христа предуготавливалось "еще и до создания мира сего" (св. Кирилл Александрийский).

Воплощение Сына и Слова Божия было и есть светом для язычников, поскольку они находились во власти демонов, а, следовательно, пребывали в заблуждении и темноте (свт. Кирилл Александрийский). Однако оно было и "славой Израиля", поскольку взошел Христос от израильтян. Благодарные люди это ощущают (блж. Феофилакт).

Слово свящ. Симеона — это победный гимн после откровения ему воплощенного Сына и Слова Божия. Ветхозаветным пророкам открывались "задняя Божия", грядущее пришествие. Симеон же увидел его воочию.

Христос есть свет миру не чувственный и символический, но подлинный и прогоняющий тьму неведения и затмение разума. Он слава не только израильтян, но всей человеческой природы. Без Христа и вне Его человеческая природа бесславна, бесформенна, неопределенна и безымянна. С Христом она приобретает "вид и имя" (прав. Николай Кавасила).

Едва увидев воплощенного Бога Слово, Симеон испрашивает отпущения и смерти. Он наполнен радостью и стремиться побыстрее спуститься в ад и сообщить находившимся там ветхозаветным праведникам весть о приходе избавителя мира – Мессии.

Свт. Афанасий Великий говорит, что Симеон спешил опередить младенцев, которых вот-вот должны были избить по приказу злочестивого Ирода, чтобы первым принести радостную весть в преисподнюю. Поэтому он просит об этом Христа, ведь младенцы быстры и расторопны, а он уже "стар, медлителен и неповоротлив". Христос исполняет его просьбу, словно повелевает ему отправиться и обрадовать хмуро обитавшего в аду Адама и благовествовать мукам Евы, говоря: "Грядет искупление, грядет Избавитель, грядет оставление, грядет Освободитель. Не плачь природа человеческая, яко грядет наш Заступник, грядет и не задержится".

Отсюда следует, что праведный Симеон Богоприимец первым принес узникам ада весть о приходе на землю столь ожидаемого ими Христа, и что в скором времени Он сойдет и в ад и всех их освободит, знаменовав этим онтологическое уничтожение смерти.

Праведный Симеон благословляет изумленных происходящим Деву Марию и Иосифа и возвещает Богородице два поразительных пророчества.

Первое относилось к Лицу Богочеловека Христа: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий" (Лк. 2.34). Это пророчество исполнялось на протяжении всей жизни Христа и продолжает осуществляться до сегодняшних дней, как в рамках истории человечества, так и в личной жизни каждого человека.

Богочеловек Христос – это падение неверующих и воскресение всех, чья вера зиждется на Нем. Выразительным примеров является Голгофа. Один разбойник уверовал и спасся, а другой усомнился и был осужден. То же самое происходит и в духовной жизни каждого из нас. Христос падает, когда мы падаем блудом, и восстает через наше целомудрие. Кроется в этих словах и другой смысл. Это провидение предстоящих в недалеком будущем страданий и мучительной смерти Христа, через которые восстанет великое множество людей (блж. Феофилакт).

Христос – это "предмет пререканий" или "камень преткновения", поскольку для многих жизнь Христа является большим соблазном. Причин тому множество. Прежде всего "предметом пререканий" является вочеловечение Бога Слова. При воплощении произошло много странных и удивительных вещей: Бог стал человеком, Дева – матерью и т.д., вызывающие в людях недоумение и сомнения. Одни утверждают, что Господь принял настоящее тело, другие — призрачное, из чего вытекает, что все Им сотворенное – иллюзия. Одни утверждают, что это было тело перстное, иные – небесное. Одни доказывают, что Христос, как Бог, имеет предвечное бытие, для других Его бытие начинается от Пречистой Девы Марии.

видящий дела Христовы еретик постоянно колеблется, силясь понять, кем же все-таки является Христос: Богом или человеком?! Для его перстного ума непостижимо, что в одном Христе находятся две природы и две энергии – божественная и человеческая. Иногда для него Христос – человек алкающий, жаждущий, страждущий, принимающий мученическую смерть и т.д., а иногда – Бог, творящий чудеса, изгоняющий бесов и воскрешающий мертвых. Это не подчиняется логике, и он не находит ответа. Но истинный христианин не подвержен сомнениям, потому что из опыта Божиих угодников хорошо знает, что несмотря на наличие двух природ, Христос пребывает Один по ипостаси и лицу и, поэтому Один и Тот же Христос действует и "боголепно", и "человеколепно".

Следующим серьезным "предметом пререканий" является крест Христов, как говорит свт. Кирилл Александрийский, "предметом пререканий крест честной именуется". Для одних страдания и смерть Христа это спасение и победа над началами и властью тьмы, а иные от креста отказываются. Их ум не может постигнуть, как Христос мог быть распят?! Поэтому, как сказал апостол Павел, для иудеев крест – соблазн, а для эллинов – безумие. Для нас же, верных Христу, крест является "Божией силой и Божией премудростью" (1Кор. 1.23-24).

Второе пророчество праведного Симеона относилось к Пресвятой Богородице: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, ~ да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35).

Несомненно, под словом "оружие" подразумевается боль Девы Марии, когда Она будет стоять у креста и созерцать муки Своего Сына. Пресвятая Богородица не испытала ни боли, ни страданий при рождении Христа, поскольку зачала Его бессемянно и родила непорочно. Однако, Она должна будет пережить неизмеримую боль во время Его исхода. Именно это оружие откроет глубоко потаенные в сердцах многих помышления: родная ли, истинная ли Она Ему Мать? По пережитой Ею боли сомневающиеся поймут, что это, действительно, Его настоящая Мать.

Свт. Афанасий Великий говорит, что выражение "да откроются помышления многих сердец" означает, что страдания Иисуса Христа и Его смерть откроют душевные помышления людей: горячий ревнитель Петр от Него откажется; любимые ученики покинут Его; Пилат раскается в содеянном, омыв свои руки, а жена Пилата уверует через ночной сон; движимый видениями сотник исповедует веру в Христа; Иосиф и Никодим примут на себя заботы о погребении Иисуса; Иуда удавится; иудеи дадут серебро охранявшим запечатанный гроб воинам, чтобы сохранить тайну воскресения Христа из мертвых. И действительно, "будет война и оставление разума, и помышления противных".

Это пророчество относится не только к воплощению и распятию Христа, но и ко всей жизни Церкви всецело. Пребывая в Теле Христовом – в Святой Церкви, одни спасаются, а другие, отрицая ее спасительное действие, осуждаются. Приняв с Крещением в наши сердца Божию благодать, мы никогда ее не лишаемся, но она покрывается нашими страстями, и мы отдаляемся, делая ее бездейственной. Поэтому, когда мы грешим – падаем, а когда боремся и каемся – поднимаемся.

Христос будет "в падение и восстание многих" и в другой жизни, поскольку Христа узрят все, но только для одних Он будет раем, а для других – нестерпимым адом.

2. Особенности богослужения на Сретение Господне

В богослужебных текстах Сретения говорится о Симеоне, который держал на руках Создателя Вселенной. Автор текстов влагает в уста Симеона слова благоговейного изумления перед Божественным величием Младенца Иисуса. Симеон говорит о своей близкой кончине и о том, что, сойдя во ад, он возвестит Адаму рождение Мессии:

«Глаголи, Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего? Сей есть от Девы рождейся, Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради и спасый человека, Тому поклонимся».

«Священнаго священная Дева принесе во святилище святителю, простер же руне, Симеон прият Сего, радуяся, и возопи: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, Господи».

«Адаму известити хотяй иду, во аде живущу, и Еве принести благовестие, Симеон вопияше, со пророки ликуя...».

Неоднократно в литургических текстах проводится параллель между Симеоном и Моисеем. Вождь народа израильского мог видеть лишь «задняя Божия» (см.: Исх. 33:22-23), а старец Симеон на своих руках держит Бога воплотившегося и взирает на Него открытым лицом:

«На горе Синайстей древле виде Моисей задняя Божия, и тонкий Божественный глас сподобися во мраце же и вихре слышати. Ныне же Симеон воплощеннаго Бога непреложне нас ради на руки прият и радостно тщашеся ити от сущих зде к животу вечному...».

 

Подчеркивается, что Младенец, принесенный в храм Иосифом и Марией, не кто иной, как Тот, Кто дал закон Моисею. Из послушания закону Он на восьмой день принял обрезание, а теперь приносится в храм Господень к Самому Себе, в дом Отца и Свой собственный дом:

«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый законным повинуется велением, нас ради, яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый Бог яко Отроча Свято, ложесна разверз чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша».

Особенностью Сретения Господня является то, что этот праздник — одновременно Господский и Богородичный. О том, что это Господский праздник, свидетельствует, прежде всего, содержание основных богослужебных текстов, а также некоторые литургические особенности, в частности произнесение входного стиха за Литургией на малом входе: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». С другой стороны, при совпадении Сретения с воскресным днем воскресная служба не отменяется, что является признаком Богородичных праздников. Кроме того, если кондак Сретения обращен ко Христу, то тропарь начинается обращением к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Пресвятая Дева прославляется в богослужебных текстах Сретения как «небесная дверь», «престол херувимский» и «облак света», ибо Она носит на руках Единородного Сына Божия. В соответствии с принятой традицией на Сретение облачаются в голубые ризы, что подчеркивает восприятие этого праздника как Богородичного.

Дата Сретения – неподвижная, однако она часто совпадает с каким-либо священным воспоминанием, относящимся к подвижному кругу. Если Пасха поздняя, то Сретение выпадает на период до начала пения Постной Триоди. Если же Пасха ранняя, то оно может совпасть с одной из подготовительных недель Великого поста. При совпадении даты Сретения с одним из дней сырной седмицы, его попразднство сокращается и длится столько, сколько осталось дней до начала поста (обычная длина попразднства Сретения – 7 дней). При совпадении даты Сретения с сырной Неделей попразднство исчезает вообще, а при совпадении с понедельником первой седмицы Великого поста Сретение переносится на предыдущий день – Неделю сырную (Прощеное воскресенье).

Тропарь Сретения Господня, глас 1

Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения Господня, глас 4

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, н ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Проверочные вопросы:

  1. Как повествует евангелист Лука о событии Сретения Господня?
  2. С какой целью Пресвятая Богородица и праведный Иосиф пришли в Храм с Младенцем Христом?
  3. Что нам известно о Богоприимце Симеоне из Священного Писания и из Священного Предания?
  4. Что означает молитва праведного Симеона?
  5. Какие пророчества возвещает праведный Симеон Деве Марии и как они исполнились?
  6. Что означает предсказание Симеона о том, что Христос будет предметом пререканий для многих?
  7. Каким образом проводится параллель между праведным Симеоном и пророком Моисеем в богослужебных текстах Праздника?
  8. Как отражается в богослужении тот факт, что Сретение Господне является одновременно и Господским и Богородичным Праздником?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Палама, свт. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле [Электронный ресурс]. –URL: http://predanie.ru/grigoriy-palama-svyatitel/book/69154-grigoriy-palama-omilii/ (дата обращения: 12.01.2016).
  2. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Проповеди. Т.1. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_1_51.shtml (дата обращения: 12.01.2016); Т.3. Слово в День Сретения Господня. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_3_21.shtml (дата обращения: 12.01.2016).
  3. Феофан Затворник, свт. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. 8. Слово на сретение Господне (как достигнуть блаженства Сретения Господа?). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/8 (дата обращения: 12.01.2016); 9. Слово на Сретение Господне (Сретают Господа только ревностным исполнением заповедей. Это плод многотрудной деятельности и награды за труды. Сретение Господа — явление внутренней жизни человека). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/9 (дата обращения: 12.01.2016); 10. Слово на Сретение Господне (Песнь преподобного Симеона «Ныне отпущаеши» означает предел чаяний человека — встреча с Господом и что такое царство Божие, которое внутрь нас есть). [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-na-gospodskie-bogorodichnye-i-torzhestvennye-dni/10 (дата обращения: 12.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Рождественский цикл. Сретение Господне.
  2. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Сретение Господне.

Дополнительная литература:

  1. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Православные посты и праздники. Сретение Господне.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Сретение Господне.
  3. Битбунов Г. Сретение Господне. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/34023.html (дата обращения: 12.01.2016).
Видеоматериалы: