VII.3. Синайский завет. Богослужебная жизнь иудеев: построение походного храма и его устройство, прообразовательное значение скинии, ветхозаветное священство, постановления о жертвах

Цель занятия – рассмотреть богослужебную жизнь избранного народа.

Задачи:

  1. Рассмотреть устройство и прообразовательное значение скинии.
  2. Рассмотреть постановления Закона о священстве и его прообразовательное значение.
  3. Рассмотреть постановления Закона о жертвах, праздниках и праздничных временах и их прообразовательное значение.

План занятия:

  1. Провести повторение пройденного материала, вспомнив и прокомментировав 10 Заповедей и рассмотрев значение Синайского законодательства.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать 10-14,16,17 главы Книги Чисел, 1 главу Книги Второзаконие, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-levit/#0_1 (дата обращения: 11.01.2016).
  2. Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в Духе и истине. (См.: Часть 2. Книги 9-12). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/o-poklonenii-i-sluzhenii-v-dukhe-i-istine/2 (дата обращения: 11.01.2016); // Там же. (См.: Часть 3. Книги 13, 17).  [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/o-poklonenii-i-sluzhenii-v-dukhe-i-istine/3 (дата обращения: 11.01.2016).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Левит. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1081 (дата обращения: 11.01.2016).
  4. Мефодий Патарский, свмч. О Воскресении (против Оригена). Ч. 2. // Он же. Творения. Пер. под ред. Е.Ловягина. – СПб, 1905. [Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996.]. [Электронный ресурс] – URL:  http://mystudies.narod.ru/library/m/methodius/resurr.htm (дата обращения: 11.01.2016)
  5. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс] – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 11.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Скиния).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. Гл. 6).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Левит).
  2. Корсунский И. Новозаветное толкование Ветхаго Завета. - М.: Типография Л.О. Снегирева. 1885. 340 с. (См.: II. Частная характеристика новозаветного толкования Ветхого Завета. Б) Внешняя сторона ветхозаветного закона, по новозаветному толкованию: Новозаветное, как άνταναπλήρωσις (замена, заменительное восполнение) ветхозаветного).

Ключевые понятия:

  • скиния
  • Святилище
  • Святая Святых
  • Двор
  • Ковчег Завета
  • очистилище
  • алтарь кадильный
  • хлебы предложения
  • светильник
  • ладан
  • елей
  • обряд помазания
  • жертвенник всесожжения
  • умывальница
  • левиты
  • священники
  • первосвященник
  • жертва всесожжения
  • жертва о грехе
  • жертва о преступлении
  • мирная жертва
  • бескровная жертва
  • Пасха
  • Праздник опресноков
  • Праздник Снопов
  • Пятидесятница
  • Праздник Труб
  • День очищения
  • Праздник Кущей
  • суббота
  • субботний год
  • юбилейный год

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что представляла собой скиния Завета?
  2. Каково прообразовательное значение скинии в соответствии с толкованиями святых отцов?
  3. Из какого колена было образовано ветхозаветное священство? Какие степени ветхозаветного священства вам известны?
  4. Какова типологическая связь ветхозаветной и новозаветной церковных иерархий?
  5. В чем заключается прообразовательное значение ветхозаветного священства?
  6. Какие виды ветхозаветных жертвоприношений вам известны?
  7. Каково нравственное значение ветхозаветных жертв?
  8. Каково прообразовательное значение ветхозаветных жертв? Какие прообразовательные черты ветхозаветных жертв выделяются святыми отцами?
  9. Какие праздники были установлены Богом для народа избранного?
  10. Каково прообразовательное значение ветхозаветных праздников?
  11. Учитывая типологическое значение ветхозаветных праздников, покажите, что их порядок в церковном году был не случайным.
  12. Почему израильтяне должны были чтить субботний день?
  13. Что такое субботний и юбилейный год? Что полагалось делать в эти годы?

Иллюстрации:

Скиния собрания. Фреска синагоги Дура-Европос (Сирия), 3 век

Рис. 1. Устройство скинии

Рис. 2. Священные предметы в скинии

Рис. 3. План стана израильтян

Рис. 4. Ветхозаветное священство

Видеоматериалы:

1. Скиния Завета

2. Прообразовательное значение скинии

3. Постановления Закона о священстве

4. Постановления о жертвах

5. Постановления о праздниках и праздничных временах

1. Скиния Завета

Господь повелел Моисею соорудить скинию по тому образу, который Он ему показал на горе (Исх.25:40). Построение скинии было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35:21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т.е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40:2).

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, святилища и двора (см. рис. 1). Сама скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.

Рис. 1. Устройство скинии

Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис. 2.), который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Рис. 2. Священные предметы в скинии

В святилище находились три священных предмета (см. рис. 2.). В центре святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нем священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Слева стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.

На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением (см. рис. 2.). Вход в скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.

Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т.е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту – 10 локтей (5,2 м). Когда скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем.

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40:34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

2. Прообразовательное значение скинии

Ветхозаветная скиния является образом Боговоплощения. Свт. Григорий Нисский говорит: «Скиния же сия да будет Христос, Божия сила и Божия Премудрость; она нерукотворенна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии сей быть водруженною в нас; так что некоторым образом она есть и не созданная и созданная; как предсуществующая, она не сотворена, а как приявшая сей вещественный состав, стала сотворенною... Это и есть Единородный Бог, объемлющий Собою вселенную, но и среди нас устроивший Свою скинию». В словах евангелиста Иоанна: «И Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:14), выражение «вселися в ны» может быть переведено, как «поставил Свой шатёр посреди нас».

Скиния стояла посреди стана Израильского. Израильтяне располагались так, что их стан в плане представлял собою крест, и в центре этого креста находилась скиния (Числ. 2, см. рис. 3). Таким образом, скиния выражала собой пребывание Бога среди людей, которое в будущем осуществится через Воплощение. И разные детали этой скинии, и цвета этих тканей – все они прообразуют Тело Христово. Но Тело Христово есть и Церковь. Устройство скинии одновременно изображает собой и устройство Церкви на земли.

Рис. 3. План стана израильтян

Кроме того, скиния, как и отдельные предметы, находящиеся в ней, толкуются как прообразы Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. В Слове на Рождество Пресвятой Богородицы прп.  Андрей  Критский  говорит: «Сколь  величественными  именами  Она  украшена,  и  как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее – Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых,  Херувимом  славы,  Златой  Стамной,  Ковчегом  Завета,  Иерейским  Жезлом,  Царским Скипетром,  Диадимой  Красоты,  Сосудом  с  миром  помазания,  Алавастром,  Свещником, Курением,  Светильником,  Светильницей... и другими именами, какими знаменитые истолкователи Духа  по  таинственному  воззрению  на  символы  Ее  именуют»[1].

3. Постановления Закона о священстве

Для совершения богослужений при скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх. 28:1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т.е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона (см. рис. 4). Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх. 28:1, или «священником помазанным», Лев. 4:3, или «великим священником», Лев. 21:10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40:12–15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Числ. 20:26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10:6) и т.д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Числ. 3:6–8).

Рис. 4. Ветхозаветное священство

Ветхозаветное священство предъизображало превосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа: как священников избрал на служение Себе Сам Бог (Исх. 28:1), так и Христос был послан Отцом (Лук. 10:16).

Ветхозаветная церковная иерархия, по мысли свт. Кирилла Александрийского, прообразовала собой Новозаветную. Он пишет: «Епископам, получившим жребий начальства, и тем, которые имеют чин низший, разумею пресвитеров, вверен олтарь и находящееся за завесою; им-то и прилично было бы сказать: «и да хранят жречество свое», а диаконам: «пусть они будут на страже за него и на страже за все общество» народа. Разве не они приказывают, провозглашая в церквах, иногда, что народу надлежит песнословить и стоять благочинно, а нередко, что успокаиваться, — а также побуждают к молитве? И, когда совершается бескровная жертва, не они ли несут священнейшие из сосудов и делают точное наблюдение за всем необходимым?».

4. Постановления о жертвах

Весь строй ветхозаветных жертв, начиная от жертвы пасхальной, которая совершалась первой при исходе, и кончая хлебным приношением, указывает на ту единственную Жертву, благодаря которой люди действительно получили очищение и искупление, и прощение всех своих грехов. Не случайно, когда Иоанн Предтеча на Иордане говорит своим ученикам: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29), то, по крайней мере, некоторые из них поняли, о чем идет речь, хотя сам этот образ без ветхозаветных своих оснований непонятен.

Основных ветхозаветных жертвоприношений было пять видов: жертва всесожжений, которая приносилась ежедневно (утром и вечером), – так она называлась потому, что после заклания всё животное целиком, кроме шкуры, сжигалось на жертвеннике. Следующий вид - жертва о грехе, которая приносилась за грехи по слабости, по неведению и, вообще, более здесь шла речь о грехах, совершенных против Бога, против первых четырех заповедей, поэтому и оговаривалось, что по слабости и по неведению, потому что сознательный грех против Бога карался смертью. В этом случае в жертву приносились разные животные, чем выше был по своему положению человек, тем крупнее. Если это был священник или князь народный, то от него требовался телец, а если это был простой человек, то достаточно было овцы или козла, или в самых крайних случаях, по бедности – пары голубей или горлиц. Затем – жертва о преступлении, которая приносилась за грехи сознательные. Как правило, грехи, которые подразумевались этой жертвой, были против ближнего. Обычно, кроме жертвы, для искупления их требовалось и возмещение ущерба. Следующая – жертва мирная, которая имела характер праздничного торжества, благодарения. Наконец, последняя – это бескровная или хлебная жертва, которая приносилась либо в виде мучной похлебки, либо в виде пресных лепешек. Часть этих хлебов сжигалась, а часть шла в пользу священников и должна была съедаться в скинии. Вообще, кроме случая жертвы всесожжения, обычно только часть жертвы сжигалась на огне, а другая шла в пользу священников, или часть шла в пользу священников, а часть съедалась теми, кто приносил эти жертвы, на соответствующих трапезах, в зависимости от вида жертв.

В жертву предназначалось только пять пород животных. Это тельцы, овцы, козы, голуби и горлицы, причем все эти животные должны были быть без телесных недостатков, что тоже очень важно. Тот человек, который приносил жертву, если это какая-то частная была жертва, обычно сам должен был привести животное из того, что он имеет, причем оно должно быть самым лучшим. Священник возлагал его руки на голову этой жертвы, и человек исповедовал свои грехи, после чего человек должен был сам закласть эту жертву – зарезать это животное, и уже после этого священник разделял её должным образом и определял каждую часть на то, что полагается. Кровь жертв, как правило, выливалась к подножию жертвенника.

Нравственное значение ветхозаветных жертвоприношений в том, что они показывают, что плод греха есть смерть, и происходит некоторое самоотождествление грешника с той жертвой, смерть которой следует вслед за его грехом. Жертвы являются откровением любви Божией к грешнику и ненависти ко греху. Грешник остается жив, а погибает жертва. И полное откровение этой любви есть жертва Христова, когда за грехи многих сам Бог Свою человеческую жизнь приносит в жертву.

Приведем некоторые примеры святоотеческого толкования законных жертвоприношений. В первую очередь, особо стоит отметить жертву всесожжения. Несмотря на то, что все ветхозаветные жертвы являются прообразами Жертвы Христовой, к жертве всесожжения это относится в наибольшей степени. Жертва всесожжения означает  всецелую  отдачу  себя  Богу, и это прообразует то, что Христос всецело принес себя в жертву ради спасения мира. «Самого Христа, — говорит свт.  Кирилл  Александрийский, —  прилично    называть   жертвой    всесожжения.  Ибо  Он поистине весь свят,  весь освящен и исполнен вони благоухания.  Не частью какой-либо, но весь целиком Он приносится Богу Отцу в благоприятную жертву».

Например, по поводу жертвы рыжей телицы, пеплом после сожжения которой вместе со смешением с водой нужно было кропить нечистое, преподобный Ефрем Сирин говорит таким образом: «что изображает закон жертвоприношения рыжей юницы? Тайну смерти Христовой; а цветом жертвы указывается на кровь, и тем, что приносимая в жертву юница не испытала ярма, означается, что Христос не подклонился под иго рабства и греха. Избиралась же в жертву юница в показание немощи естества человеческого пред естеством Божиим».

О том, что кровь тельца должна выливаться к подножью жертвенника всесожжения, который находился у входа в скинию, святитель Кирилл Александрийский говорит так: «Изливается остальная кровь у подножия алтаря приношения в первой скинии, и кровь служит образом души. Положил же душу свою Еммануил не за одну только церковь из язычников, но и за подзаконных, т.е. израильтян, ибо мы куплены Кровью Христа, все совокупно и эллины и иудеи».

В день очищения полагалось приносить в жертву двух козлов, один из которых закалался, а другой был изгоняем в пустыню. Прп. Ефрем Сирин говорит о том, что «один козёл, т.е. Господень, служил знаком крепости Божией, а другой – отсылаем был к правде Божией, которая в пустыне предала смерти многие тысячи. Поскольку обоих козлов приводил Аарон и одного закалал, а другого отпускал к азазелу, то козёл закалаемый означал Христа, за нас закланного, а другой козёл изображал того же Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным». Символически толкует преподобный и повеление о том, чтобы огонь на жертвеннике поддерживался круглосуточно: «Когда же Господь повелевает, чтобы огонь всесожжения не угасал до утра; тогда означается сим, что огнь закона не угаснет на алтаре до утра явления Еммануилова».

5. Постановления о праздниках и праздничных временах

Постановления о праздниках представлены в Книге Левит. Закон Моисея содержит постановления о ежегодных праздниках, три из которых являются великими: Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей. Для их совершения весь народ (особенно мужчины) должен был «являться пред лице Господа, Бога, на место, которое изберет Он» (Втор.16:16). Кроме ежегодных праздников в Ветхом Завете отмечались субботы, новомесячия и праздничные времена: субботние и юбилейные годы.

Ветхозаветный Церковный год начинался с месяца Авива (март-апрель), и первый Праздник, который праздновали евреи 14 числа этого месяца – это Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23:5; Числ. 28:16)[2]. К этому празднику примыкает праздник опресноков, а на третий день, т.е. 16 Авива приносился первый сноп жатвы ячменя (Лев. 23:10-14). Через 50 дней после Пасхи (6 Сивана, что соответствует нашим месяцам май-июнь) совершался праздник Пятидесятницы (Лев. 23:16) или Праздник седмиц (Втор. 16:9-10). Следующие за Пятидесятницей три праздника совершались в седьмом месяце – Тишри (сентябрь-октябрь): 1-го числа - праздник Труб или Новый (гражданский) год (Числ. 29:1); 10-го числа – День очищения (Лев. 16:29) и с 15 до 22 Тишри – Праздник Кущей.

Такая последовательность праздников имеет глубокий смысл. Пасха и Принисение первого снопа прообразовательно связаны с Крестными Страданиями и Воскресением Христовым, следующая за ними Пятидесятница – с Новозаветной Пятидесятницей, дарованием Святого Духа и учреждением Новозаветной Церкви. Праздник Труб прообразует трубление во время Второго Пришествия Господня, День очищения – Суд Божий, а Праздник Кущей – воскресение из мертвых. Таким образом, ветхозаветные праздники находились в том порядке, который соответствует исторической последовательности новозаветных событий, ими прообразуемых. Кратко рассмотрим постановления о праздниках и праздничных временах и их прообразовательное значение.

Ветхозаветная Пасха совершалась 14 числа первого месяца Авива (март-апрель). Господь освящает это время новых плодов. Аналогично благодаря Крестным страданиям и Воскресению Христову обновляется, приобретает изначальное состояние человеческое естество. На вопрос, почему Пасху в Ветхом Завете праздновали в начале года и в первом месяце, свт. Кирилл Александрийский отвечает следующим образом: «потому что для нас служит новым веком время пришествия Спасителя нашего, изменившее все к лучшему, а обветшающее и стареющееся, и близкое к исчезновению пременяющее в обновление твари; ибо что во Христе, то новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор. 5, 17). И мы не живем уже более в духе Моисеевом, но приведены к евангельской жизни, так как Христос обновляет нас Духом».

Установление праздника Пасхи в Ветхом Завете связано с событием исхода евреев из Египта. К празднику Пасхи примыкает праздник опресноков[3].

С праздником Пасхи был связан также праздник Снопов – начатков урожая, который праздновался на третий день праздника Пасхи - 16 Нисана, и заключался в принесении в жертву Богу первого снопа жатвы (Лев. 23,10-11).  Ничего из нового урожая нельзя было употреблять в пищу до принесения первого снопа. Этот день совпадает с Днем Воскресения Господня, и ап. Павел называет Христа первенцем из умерших, который воскрес: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22,23).    

Через 50 дней после Пасхи - 6 Сивана (наши май-июнь) отмечался праздник Пятидесятницы. В этот праздник вспоминалось дарование Синайского законодательства, когда вышедшие из Египта евреи, фактически превратившиеся к этому времени в рабов, становятся народом Божиим, Церковью. Ветхозаветная Пятидесятница типологически связана с новозаветной. Сошествие Святого Духа произошло именно в день дарования Закона Моисея. Этот день стал днем дарования закона благодати во Христе, написанного уже не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца, и днем рождения Новозаветной Церкви. С этих пор все верующие во Христа становятся детьми Божиими (исход евреев из Египта также является усыновлением его Богу (Исх. 4:22,23)), т.е. сыновство теперь не является прерогативой еврейского народа. Апостол Павел в послании римлянам пишет: «Вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!". Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:15-17). Комментируя эти слова Апостола, блж. Феофилакт Болгарский проводит четкое разграничение между сыновством ветхозаветного Израиля (Исх. 4:22) и сыновством христиан, о котором пишет в своем послании ап. Павел. «Хотя иудеи и назывались сынами, - говорит блж. Феофилакт, - но были рабами. А мы называемся сынами, как благородные и свободные. У нас и награды небесные, и Царство небесное; и наказание у нас состоит не в побиении камнями и прочем, чему подвергали иудеев священники: у нас достаточно только отлучить виновного от таинственной трапезы, как и сына»[4].

Помимо основных жертв в день Пятидесятницы, приносились в жертву пред Богом два квасных хлеба, и здесь смысл закваски, по мысли свт. Кирилла Александрийского, таков, что она есть «не закваска порочности и неправды, о которой говорилось на Пасху, а славная и полезная сила божественного евангельского наставления». Святитель вспоминает слова Спасителя, который говорил: «Царствие Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33), – закваска, приносимая в праздник Пятидесятницы, есть уже прообраз той закваски Царствия Небесного, которую принес Христос, закваски, ибо, по слову свт. Кирилла, «входя в ум и сердце, животворное действие евангельского наставления преобразует душу, тело и дух как бы в свое собственное качество». Эта закваска входит в мир после Пятидесятницы, после схождения Святого Духа, когда Его действием действительно было всквашено новое человечество, началось распространение Царствия Божия среди людей. Два хлеба Пятидесятницы – 2 закона.

Праздником Труб – первого числа седьмого месяца Тишри (сентябрь-октябрь) - начинался гражданский год евреев. В этот праздник полагалось благодарить Бога за все полученные благодеяния, символическое же значение этого праздника таково, что каждому нужно собирать сокровища в сокровищницу небесную. Трубы, в которые трубили в конце года, означали собой те, при звуке которых во Втором пришествии явится Сам Господь Иисус Христос. По словам свт. Кирилла Александрийского, «праздник этот указывает нам на последнюю трубу, которая будет трубить гласом Ангела, от которой воскреснут все мертвые и восстанут находящиеся во гробах».

День очищения совершался в десятый день месяца Тишри, т.е. через 10 дней после Праздника труб. Это был день всенародного поста, покаяния и очищения от грехов. Историческим событием, послужившим поводом для ежегодного совершения Дня очищения послужило событие, когда сыновья Аарона Надав и Авиуд совершили грех, принесли пред Господа чуждый огонь (Лев. 10:1-3), за что были попалены. В этот день, приносилась жертва за весь народ и кровь этой жертвы первосвященником вносилась единственный раз в год во Святое Святых и там он семикратно кропил ею на крышку ковчега, а перед этим на завесу. Именно в этот праздник приносили в жертву двух козлов, один из которых изгонялся в пустыню. По-другому День очищения назывался Судным, и символизировал Страшный Суд, который ещё имеет над нами над всеми произойти.

Праздник Кущей начинался он 15 числа седьмого месяца Тишри т.е. через 15 дней после Праздника труб. Куща (евр. - суккот) представляла собой шалаш, построенный из древесных ветвей. В них израильтяне должны были жить на протяжении семи дней в память о странствовании по пустыне Праздник Кущей. В 1-ый и в 8-ой день этого праздника предписывался полный покой и особые торжественные собрания, сугубые жертвоприношения. Прообразовательно установка кущ символизирует восстановление тел человеческих, их всеобщее воскресение при Втором пришествии Сына Божия. Свмч. Мефодий Олимпийский так говорит об этом празднике: «Оно [построение кущ] установлено в знак этой истинной нашей кущи, подпавшей тлению чрез преступление и разрушенной грехом, которую Бог обещал, снова составивши, воскресить неразрушимою, чтобы мы праздновали Ему по истине великий и преславный праздник кущей в воскресении, когда наши (телесные) хижины, составившись и украсившись бессмертием и стройностью, восстанут из земли нетленными, когда сухие кости, по неложному пророчеству (Иез.37:4), быв приведены в стройный состав свой, услышат животворящего Создателя и верховного художника, Бога, опять обновляющего и скрепляющего плоть уже не теми узами, какими они скреплялись прежде, но совершенно нетленными и уже неразрушимыми». Первый день покоя символизировал радость пребывания Адама первозданного в раю. Покой, устанавливаемый в 8 день, символизировал собой уже покой и радость праведников в Царствии Небесном, – тех самых праведников, которые собрали себе добрые сокровища на небесах и которые были оправданы в День Судный. И именно в связи с этим особое указание относительно этого праздника заключалось в том, что в этот праздник нужно было всем радоваться, что является именно указанием грядущей радости и веселия в Царствии Небесном.

Суббота в Ветхом Завете должна была освящаться как День Господень, в который полагалось не делать никакого дела, поскольку «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). Как говорит святитель Иоанн Златоуст, запрет на делание в субботу был на самом деле запрет делания дел греховных и злых, но, поскольку ветхим людям если разрешить что-то одно, то они разрешат себе и все остальное, то приходилось запрещать полностью всякое действие. Поэтому этот запрет, требование субботнего покоя не распространяется на человека, обновлённого благодатью, поскольку сам он естественным образом всё время стремится к доброму и уклоняется от всякого злого дела.

Особо праздничное время – это субботние и юбилейные годы. Субботний год – каждый 7-й год, в который полагалось давать покой земле, не обрабатывать землю, и Бог обещал урожай предыдущего года делать тройным, чтобы хватало на этот субботний год и на год после него, когда земля будет только засеваться. Кроме того, в этот год полагалось отпускать рабов из евреев на свободу.

Юбилейным годом назывался каждый 7 субботний год, т.е. 50-ый год после 49-летнего цикла, и в юбилейный год, помимо обычных установлений года субботнего, должно было совершаться возвращение всех купленных земель в тот род, которому они принадлежали. И если раб, отпущенный на свободу, не мог этой свободой воспользоваться, не имея средств к своему существованию, то в год юбилейный он вполне мог уже себе получить условия для обеспечения именно благодаря этим землям. И в этой связи в законе предусматривается, что стоимость земли должна быть оценена в зависимости от того, сколько времени осталось до юбилейного года, через какое время она должна быть возвращена в то колено, которому принадлежит, и сколько урожая успеет реально с нее собрать человек, который вступает во временное ее пользование. Разделение земли между коленами, между родами должно было сохраняться незыблемым, и заодно должно было поддерживаться условие для некоего социального равновесия внутри израильского общества. Кроме того, эти субботний и юбилейный годы должны были быть постоянным напоминанием израильтянам о Промысле Божием, о милости Божией, которая никогда не оставляет. В субботний год полагалось публичное и всенародное чтение законов.

Проверочные вопросы:

  1. Что представляла собой скиния Завета?
  2. Каково прообразовательное значение скинии в соответствии с толкованиями святых отцов?
  3. Из какого колена было образовано ветхозаветное священство? Какие степени ветхозаветного священства вам известны?
  4. Какова типологическая связь ветхозаветной и новозаветной церковных иерархий?
  5. В чем заключается прообразовательное значение ветхозаветного священства?
  6. Какие виды ветхозаветных жертвоприношений вам известны?
  7. Каково нравственное значение ветхозаветных жертв?
  8. Каково прообразовательное значение ветхозаветных жертв? Какие прообразовательные черты ветхозаветных жертв выделяются святыми отцами?
  9. Какие праздники были установлены Богом для народа избранного?
  10. Каково прообразовательное значение ветхозаветных праздников?
  11. Учитывая типологическое значение ветхозаветных праздников, покажите, что их порядок в церковном году был не случайным.
  12. Почему израильтяне должны были чтить субботний день?
  13. Что такое субботний и юбилейный год? Что полагалось делать в эти годы?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит. [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-levit/#0_1 (дата обращения: 11.01.2016).
  2. Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в Духе и истине. (См.: Часть 2. Книги 9-12). [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/o-poklonenii-i-sluzhenii-v-dukhe-i-istine/2 (дата обращения: 11.01.2016); // Там же. (См.: Часть 3. Книги 13, 17).  [Электронный ресурс] – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/o-poklonenii-i-sluzhenii-v-dukhe-i-istine/3 (дата обращения: 11.01.2016).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Левит. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1081 (дата обращения: 11.01.2016).
  4. Мефодий Патарский, свмч. О Воскресении (против Оригена). Ч. 2. // Он же. Творения. Пер. под ред. Е.Ловягина. – СПб, 1905. [Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996.]. [Электронный ресурс] – URL:  http://mystudies.narod.ru/library/m/methodius/resurr.htm (дата обращения: 11.01.2016)
  5. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс] – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 11.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Скиния).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. Гл. 6).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Левит).
  2. Корсунский И. Новозаветное толкование Ветхаго Завета. - М.: Типография Л.О. Снегирева. 1885. 340 с. (См.: II. Частная характеристика новозаветного толкования Ветхого Завета. Б) Внешняя сторона ветхозаветного закона, по новозаветному толкованию: Новозаветное, как άνταναπλήρωσις (замена, заменительное восполнение) ветхозаветного).

Видеоматериалы:

 

 

 


[1] Андрей Критский, прп. Цит. по: Православная Энциклопедия. Богородица. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/149527.html#part_5 (дата обращения: 11.01.2016).

[2] Те, кто не мог совершить Пасху 14 Авива, праздновали, по Закону, Вторую Пасху (Числ. 9:10-12) через месяц, т.е. 14 Зифа (апрель-май).

[3] Постановления о Пасхе и праздике опресноков, а также их святоотеческое толкование рассмотрены в теме «VI.2. Исход из Египта. Установление Пасхи. Исход из Египта. Чудесный переход через Чермное море».

[4] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Римлянам святого апостола Павла. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-rimljanam-svjatogo-apostola-pavla=8#sel= (дата обращения: 11.01.2016).