IV.13. О первом члене Символа веры. Христианское учение о Промысле Божием

Цель занятия – рассмотреть христианское учение о Промысле Божием.

Задачи:

  1. Дать определение Промысла Божия.
  2. Показать действительность Промысла Божия.
  3. Рассмотреть действия Промысла Божия и его виды.
  4. Рассмотреть проблему постижения Промысла Божия человеком.
  5. Рассмотреть образы промышления Божия о мире и человеке.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко повторить содержание предыдущих занятий, особо уделяя внимание необходимости богоуподобления человека.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия, используя видеоматериалы.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с источниками и с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Пп. 126 – 128.  
  2. Иоанн Дамаскин, прп. О Промышлении // Он же. Точное изложение Православной Веры. Книга 2. Глава 30. О предведении и предопределении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_29 (дата обращения: 13.01.2016).
  3. Василий Великий, свт. Беседа на псалом тридцать второй // Он же. Беседы на псалмы. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/22/6.html (дата обращения: 13.01.2016).
  4. Григорий Богослов, свт. Песнопения Таинственные. О Промысле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pesnopen/40 (дата обращения: 13.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Глава I. 1-й Член Символа веры. 4. Бог как творец и промыслитель мира. 4.4. Христианское учение о Промысле Божием.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть пятая. Промысл Божий. 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. - СПб.: Аксион эстин, 2006. Глава 2. О Боге, как Промыслителе.

Ключевые понятия:

  • Промысл Божий;
  • мирохранение;
  • мироправление;
  • общий Промысл Божий;
  • частный Промысл Божий;
  • естественный образ Божественного Промысла;
  • сверхъестественный образ Божественного Промысла.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое определение Промысла Божия дается в пространном катехизисе?
  2. Используя Священное Писание, покажите, что Бог постоянно промышляет о мире и человеке.
  3. Какие две составляющих выделяют в промыслительном Божественном действии?
  4. Какие выделяют виды Промысла Божия и в чем они состоят?
  5. Возможно ли человеку постичь Промысл Божий? При каких условиях и в какой степени это осуществимо?
  6. Какие два образа Божественного Промысла вам известны? В чем они выражаются?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

1. Определение Промысла Божия

2. Действительность Промысла Божия

3. Действия Промысла Божия

4. Виды Промысла Божия

5. Проблема постижения Промысла Божия человеком

6.   Образы Божественного Промысла

1. Определение Промысла Божия

Согласно Пространному катехизису, «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

2. Действительность Промысла Божия

Учение о Промысле Божием основывается на Божественном Откровении. В Библии говорится, что Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих» (Быт. 2:2). Это, конечно, не означает, что после окончания творения Бог не принимает в жизни мира никакого участия. Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при купальне Вифезда сказал иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

Несомненно, эти слова Спасителя являются указанием на никогда не прекращающуюся промыслительную деятельность Бога.

Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего, в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом».

В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие.

3. Действия Промысла Божия

Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих:

а) мирохранение, то есть поддержание всего существующего в бытии: «По определениям Твоим все стоит доныне...» (Пс. 118:41), «... все Им стоит» (Кол. 1:17).

Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что «иначе и не могут быть соблюдены и удержаны бытии существа, приявшие начало свое из ничего; иначе они вдруг обратились бы в свое естество, то есть в ничтожество».

б) мироправление, то есть направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. «Через Него все успешно достигнет своего назначения...» (Сир. 43:28).

По словам прп. Иоанна Дамаскнна, «Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется».

4. Виды Промысла Божия

Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий Промысл Божий объемлет весь мир вообще, как совокупность всех существ с действующими в них силами и законами, а частный простирается на все предметы и явления, как бы малы они ни казались.

Свт. Василий Великий говорит: «Всемощное и святейшее Слово (Бога) Отца, обтекая все, и повсюду проявляя силы Свои, и освящая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничего не оставляет непричастным силе Своей, но все и во всем, каждое существо порознь и все существа вместе оживляет и сохраняет». Эту же мысль высказывает Афиногор Афинский: «Как на Небе, так и на земле ничто не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и на видимое, как на великое, так и на малое, потому что и все творения имеют нужду в Промышлении Творца, и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению».

Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог наполняет небо и землю (Иер. 23:24). Если Он отвратит лицо Свое, то все придет в смятение (Пс. 103:29).

Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс.146:8).

Промысл Божий распространяется на весь животный мир: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс.144:15,16). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» (Мф. 10:29).

Но самый главный предмет Божия Промышления на земле — это человек. Бог знает помышления каждого (Пс. 138:2), чувствования (Пс. 7:10), даже вздохи (Пс. 77:11), подает потребное всем прежде, чем у Него попросят о том (Мф. 6:32), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего (Пс. 85:1), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры (Мф. 17:20) и если согласно с благом просящего, заключающимся в искании Царствия Божия (Мф. 6:33). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути (Притч. 20:24), Он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует (Иов. 5:18). Любя праведных, Он щадит и грешных, не до конца гневается, ниже во век враждует (Пс. 102:8—9), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести всех к покаянию (Рим. 2:4). Эта всеобъемлющая, непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем».

5. Проблема постижения Промысла Божия человеком

Хотя Промысл Божий действует повсюду, однако, «чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия», — пишет свт. Игнатий (Брянчанинов). Прп. Максим Исповедник говорит, что только через духовное озарение человеческий ум получает способность распознавать энергии Логоса, сокрытые и потаенные под чувственными покровами тварного мира.

Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Домостроительства Божия (управления миром) и судом Божиим, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте? Отчего одни бедны — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?» Долго был он занят этими размышлениями, и пришел к нему глас: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно».

Грехопадение внесло расстройство в нашу природу и в окружающий мир, и это затрудняет для нас видение во всем Промысла Божия. Мы хотели бы видеть во всех явлениях жизни благо, красоту, разумность. Часто мы встречаемся с противоположными явлениями: со злом, безобразием и безумием. Все это существует не по воле Божией, хотя и зло Бог Своим Промыслом обращает к благим последствиям для разумно претерпевающих таковое.

Свт. Василий Великий в беседе на 32 псалом говорит: «В том, что, существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных».

Только по нашей духовной слепоте мы не можем во всем уразумевать Промысел Божий. Святитель продолжает: «Если домогаешься узнать, для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются, для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается, для чего похищен смертью отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст, отчего войны, для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя, для чего сотворено вредное для людей, для чего один - раб, другой - свободен, один богат, другой беден (даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и поневоле живет во грехе, а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия, за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена, и какое каждому воздаяние от Судии), когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии - бездна и, будучи заключены в божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: Дам ти сокровища сокровенная, невидимая (ср.: Ис. 45, 3). Посему, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны».

Святитель Григорий Богослов пишет, что не следует Бога считать неумелым Художником и Правителем мира только потому, что нам не известен образ управления. Бог мудро правит Вселенной: «если ты не знаешь законов; это не значит, чтобы не знало их и Слово. Ибо, если ты не знаешь живописи; не следует, чтобы не знал ее и живописец. Или, если тебе неизвеетны свойства линий; не следует, чтобы они были так же неизвестны геометру, как и тебе. Иное сам ты постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы покоряться разуму. Ежели все ясно; то скажи: где место вере? Ибо вера есть непытливое согласие».

Как согласовать Промысл Божий и кажущуюся несправедливость: благоденствие злых и страдание праведных? На это отцы Церкви дают следующие ответы. То, что представляется для некоторых несовершенством в видимой природе, например, землетрясения, бури, наводнения и разные бедствия земные, само по себе, без отношения к чувствующим существам, не есть зло, а, напротив, в общей системе мировой составляет то же, что в живописи, при светлых красках — тени, что в музыке, при возвышенных и тонких звуках — звуки грубые и низкие. Злом же оно является только по отношению к чувствующим тварям и владыке их — человеку, покорившему через свой грех всю тварь суете (Рим. 8:20) и нашедшему в этом самом и наказание за свой грех. Но, наказывая таким образом человека, Бог, вместе с тем, и врачует, обращая разные физические бедствия в одно из самых важных и действенных средств к тому, чтобы вразумлять людей, удерживать от порока и приводить к добродетели. «Болезни, — говорит святитель Василий Великий, — в городах и народах, засухи, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое подобное зло посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, не от Бога зло, а Бог истребляет зло, подобно тому, как и врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, войны, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, происходящее от земли или моря, воздуха или огня и всякой другой причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями».

Что касается зла нравственного, то хотя оно и допускается Богом ради сохранения неприкосновенности человеческой свободы, обуславливающей возможность самого добра, но злое Им не только не поддерживается, но и пресекается или уничтожается, чтобы оно уступило свое место возрастанию и торжеству добра. Если же часто праведники, по-видимому, оставляются Богом, несмотря на свои непрестанные и теплые молитвы к Нему, и подвергаются самым тяжелым бедствиям, тогда как грешники благоденствуют, то при этом не нужно забывать, что никто из самых добродетельных людей не может похвалиться тем, что не нуждается в испытании своей добродетели, а также в живом, чувствительном напоминании о том, что настоящая жизнь не есть истинная, блаженная жизнь, а только путь к этой жизни. Кроме того, никто не видит, что происходит внутри людей благочестивых, какую высокую радость они получают наедине со своей совестью, и какое тяжкое наказание несут грешники от той же самой совести. Полного же воздаяния за добродетель и порок нужно ожидать только в будущей жизни. «Если нам открыто Царствие Небесное, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — и показано воздаяние в будущей жизни, то уже не стоит и исследовать, почему праведные здесь терпят скорби, а порочные живут в удовольствиях. Ибо если там каждого ожидает награда по заслугам, то для чего возмущаться здешними событиями, счастливыми и несчастными. Этими бедствиями Бог покорных Ему упражняет, как мужественных борцов, а более слабых, нерадивых и не могущих переносить ничего тяжкого предварительно вразумляет на добрые дела». «Не нужно, поэтому, - как замечает Григорий Богослов, - (ввиду подобных явлений), дивиться, не постигая недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается. Не нужно дивиться, зная, что миром управляет Художник, Который, конечно, премудрее нас и творение Свое ведет, к чему Ему угодно и как угодно, но, без всякого сомнения, к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются». По этой же причине, по наставлениям святителя Василия Великого, не нужно смущаться и тем, что часто молитвы не бывают выслушиваемы и удовлетворяемы Богом, так как это зависит оттого, что мы молимся или неискренно и неусердно, или же молимся о том, что нам несущественно полезно и необходимо, между тем как Бог лучше, чем мы сами, знает, что для нас более полезно и необходимо, соответственно с чем выслушивает и не выслушивает наши молитвы и удовлетворяет их или не удовлетворяет.

6. Образы Божественного Промысла

Различают два образа Божественного промышления о мире:

а) естественный, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, но под промыслительным надзором Божиим: «Ты поставил землю, и она стоит» (Пс. 118:90). В Священном Писании обо всех родах существ говорится, что Бог «поставил их на веки и веки; дал устав, который не пройдет» (Пс. 148:6);

б) сверхъестественный, когда управление миром совершается посредством чудес, то есть событий, имеющих истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемых Богом для достижения важных религиозных целей.

Собственно с человеческой стороны обожение есть единение человека с Богом и включает в себя:

- нравственное единение, то есть приобретение человеком добродетелей (мудрость, любовь и др.), уподобляющих человека Богу;

- интеллектуальное единение, то есть «то внутреннее единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной»;

- энергийное единение, то есть проникновение души и тела нетварными Божественными действованиями, вследствие чего человек становится нетленным и возвышается в своих совершенствах (например, обогащается ведением предметов духовных и ведением будущего).

При этом единении сохраняются:

- личностная самотождественность человека;

- самотождественность человеческой природы, которая не прелагается в Божество, полностью сохраняя свои существенные свойства.

Проверочные вопросы:

  1. Какое определение Промысла Божия дается в пространном катехизисе?
  2. Используя Священное Писание, покажите, что Бог постоянно промышляет о мире и человеке.
  3. Какие две составляющих выделяют в промыслительном Божественном действии?
  4. Какие выделяют виды Промысла Божия и в чем они состоят?
  5. Возможно ли человеку постичь Промысл Божий? При каких условиях и в какой степени это осуществимо?
  6. Какие два образа Божественного Промысла вам известны? В чем они выражаются?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Пп. 126 – 128.  
  2. Иоанн Дамаскин, прп. О Промышлении // Он же. Точное изложение Православной Веры. Книга 2. Глава 30. О предведении и предопределении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_29 (дата обращения: 13.01.2016).
  3. Василий Великий, свт. Беседа на псалом тридцать второй // Он же. Беседы на псалмы. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/22/6.html (дата обращения: 13.01.2016).
  4. Григорий Богослов, свт. Песнопения Таинственные. О Промысле. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pesnopen/40 (дата обращения: 13.01.2016).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Глава I. 1-й Член Символа веры. 4. Бог как творец и промыслитель мира. 4.4. Христианское учение о Промысле Божием.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть пятая. Промысл Божий. 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный.

Дополнительная литература:

  1. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. - СПб.: Аксион эстин, 2006. Глава 2. О Боге, как Промыслителе.

Видеоматериалы: