VII.2. Синайский завет. Синайское законодательство и его значение. Проблема верности еврейского народа заключенному Завету

Цель занятия – рассмотреть Синайское законодательство, его значение и готовность израильского народа следовать заключенному Завету.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю дарования и содержание Декалога.
  2. Рассмотреть историю и значение нарушения израильтянами установленного Завета через сотворение золотого тельца.
  3. Рассмотреть историю и духовный смысл богоявления пророку Моисею на горе Синай.
  4. Рассмотреть значение Закона Моисея в следующих аспектах: общечеловеческое значение, духовный смысл, отличие Синайского завета от завета с Авраамом, преходящее значение Закона.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить информацию из прошлых занятий о том, каким образом Бог водительствовал Своим народом во время исхода из Египта, какие чудеса были Им явлены по пути до горы Синай.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: выучить 10 заповедей наизусть, прочитать главы 25 – 31, 35 - 40 Книги Исход и Книгу Левит, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 29.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. ( См.: Книга третья. О сотворении тельца израильтянами. О покрывале на лице Моисея). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/3_4  (дата обращения: 29.12.2015).
  3. Феофан Затворник, свт. Толкование на послание св. ап. Павла Галатам. (См.: Вероучительная часть). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/4_2_2 (дата обращения: 29.12.2015).
  4. Николай Сербский, свт. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/desjat-bozhiikh-zapovedej/ (дата обращения: 29.12.2015).
  5. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход. (См.: Вопрос 68). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_68 (дата обращения: 29.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие.  Изд. 3-е, испр., доп.  М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Дарование Синайского законодательства. Золотой телец).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.11, 5.12, 9.2-9.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См. Толкование на Книгу Исход. Гл. 20, 32).

Ключевые понятия:

  • Закон Моисея;
  • Декалог;
  • Заповеди;
  • Идолопоклонство;
  • Богоявление.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Перечислите и растолкуйте содержание 10 заповедей Закона Моисея.
  2. Какой ветхозаветный праздник связывают с событием дарования израильскому народу Закона?
  3. Почему израильтяне решают сделать себе идола?
  4. Какова была реакция Моисея на гнев Божий на израильтян за их идолопоклонство?
  5. Каким образом толкуется ап. Павлом и свт. Кириллом Александрийским покрывало, которым Моисей покрывал лицо после общения с Богом?
  6. Почему Моисея называют Боговидцем?
  7. Каково общечеловеческое значение Закона Моисея?
  8. В чем отличие завета Бога со Своим народом от Его завета с Авраамом?
  9. Каково было назначение Закона Моисея?
  10. По причине чего, был дан Закон? Каким образом он готовил людей к пришествию Мессии?

Иллюстрации:

1.   Моисей получает Скрижали Завета. Египет. Синай; XII в. Монастырь св. Екатерины

2.   Моисей получает Скрижали Завета. Египет. Синай.  Мозаика апсиды в церкви Преображения монастыря св. Екатерины

Видеоматериалы:

1. Закон Моисея

2. Золотой телец

3. Синайское богоявление

4. Общечеловеческое значение Закона Моисея

5. Отличие Синайского завета от завета с Авраамом

6. Духовный смысл Закона

7. Преходящее значение Закона Моисея

1. Закон Моисея

После того, как Моисей передал Богу решение Израиля следовать Его воле, Господь сказал Моисею: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх. 19.9). И на третий день Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом и повелел им стать у подножия горы. Над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. И народ с великим трепетом слушал, как Господь говорит с Моисеем.

И сказал Бог с горы Синай заповеди Свои народу израильскому (Исх. 20.2–17):

1)   Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене.

1) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2)   Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящым мене, и творяй милость в тысящах любящым Мя и хранящым повеления Моя.

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3)   Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющяго имя его всуе.

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4)   Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь ты и сын твой и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебе: зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый и освяти его.

4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5)   Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе.

5) Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6)   Не убий.

6) Не убивай.

7)   Не прелюбы сотвори.

7) Не прелюбодействуй.

8)   Не укради.

8) Не кради.

9)   Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

10)       Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

В первых четырех заповедях устанавливаются обязанности человека по отношение к Богу.

В первой заповеди Господь Сам открывается народу, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он – не изобретение человеческого воображения, но живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. И Израиль не должен никого иного, кроме Бога своего, почитать за божество.

Во второй заповеди говорится о том, что, будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле. И поэтому, в противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом: ни под видом небесных тел, как это было распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии.

Третья заповедь заключается в том, что имя Бога так свято, что нельзя произносить его напрасно, бесцельно, оно требует благоговейного отношения.

Четвертая заповедь требует, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Господу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами по примеру Самого Бога: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх. 20.11). Также эта заповедь напоминала евреям, что Господь их освободил от работ египетских (Втор. 5.15). Обычай праздновать седьмой день недели был еще до установления Синайского законодательства (Исх. 16.22−30), но с этого времени он получает законодательную силу.

В остальных шести заповедях определяются обязанности человека по отношению к его ближним.

В пятой заповеди от человека требуется почтение к его родителям, как основа семейной и, в целом, общественной жизни.

Шестая заповедь устанавливает неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.

Седьмая заповедь, в противоположность нравам древнего мир, который утопал в страстях и похотях, требует от человека бережного отношения к брачному союзу как божественному установлению.

В восьмой заповеди запрещается воровство.

Девятая заповедь запрещает вредить своему ближнему ложным свидетельством на суде и вообще лгать на своего ближнего когда бы то ни было.

Десятой заповедью закон Божий осуждает не внешние дела, но злые помыслы человека, заповедав ему не только не делать, но даже и не желать ничего такого, что может навредить его ближнему.

Эти десять заповедей (Десятисловие или Декалог), провозглашенные Самим Богом, заложили основу истинной нравственности и человеческого достоинства в мире и стали достоянием не только Израиля, но и всего человечества на все времена.

Как ни прекрасны были слова Господа, народ израильский был слаб, испугался и не смог до конца вынести особого присутствия Божия. Евреи попросили Моисея быть посредником между ними и Богом: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20.19). Тогда Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще другие законы, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни (Исх. 21.1-23.19).

Предположительно, в честь события дарования Закона установлен праздник еврейской Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта, хотя в Библии об этом конкретно не говорится.

После заключения завета и скрепления его кровью жертвенного животного Моисей, поручив Аарону управление народом, вместе с с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма – скинии (Исх. 25.8–27.21). На сороковой же день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей Завета.

2. Золотой телец

Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Это событие показывает духовную слабость и маловерие евреев, ничем не отличающие их от других племен. Только недавно Господь спас Израиль от египтян, напитал его в пустыне и показал другие великие чудеса, а люди уже забыли Его и хотят другого бога. Только что была дана народу Израильскому заповедь не поклонятся богам рукотворным, а евреи уже требуют сделать себе идола. Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать.

«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9-10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор, чем по мысли свт. Кирилла Александрийского прообразовал Спасителя: «божественный Моисей в том, что своими молитвами отклонил ярость гнева Божия, был прообразом ходатайства Христова». Моисей поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали, т.к. по мысли блж Феодорита Кирского, «скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние». Уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «Кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек. На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32).

Свт. Кирилл Александрийский сравнивает идолопоклонство израильтян с одержимостью: «о них и сам Спаситель говорил: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12:43-45, сн.: Лк. 11:24-26). Ибо в начале они изгнали злого духа, когда принесли в жертву агнца во образ Христа, помазаны были кровию и избежали губителя. Но вот опять впали в то же, и гораздо худшее, нежели прежде, состояние».

«И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1-3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих (ср. Исх. 33.17). Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало. Ап. Павел говорит, что «то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:14-17). Толкуя это, свт. Кирилл Александрийский говорит, что Закон должен быть постигаем духовно: «даже самый свет закона неудобовосприемлем был для иудеев, но и не только для одних немощных и простых, а и для самих избранных и священников; ибо ты слышал, что славы Моисеевой убоялся вместе с старейшинами и Аарон. Поэтому с великим смыслом полагал Моисей на лице свое покрывало, так как закон имеет некоторое приосенение… приводимые как бы пред лице Бога и Отца, причем приводит нас Христос, мы без приосенений увидим славу Моисея, духовно разумея закон».

3. Синайское богоявление

Получив от Бога возвышенные откровения Моисей начинает просить Его: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх.33:13). «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх.33:18—23). В церковнославянском тексте «... и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе» (Исх.33:23). Этот текст противоречит нашим представлениям о Боге как о Духе, и буквальное прочтение этого отрывка совершенно для нас невозможно. Но для нас возможно духовное понимание.

Господь говорит Моисею стать на скале. Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. Свт. Григорий Нисский говорит о том, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Приведем цитату из его творения «О жизни Моисея Законодателя»: «Поскольку у Павла под камнем разумеется Христос; все же упование благ, как веруем, во Христе, в Котором, как познали мы, сокровища благ; то пребывающий в каком либо благе, конечно во Христе, содержащем в Себе всякое благо. А кто достиг сего, и покрыт рукою Божиею, как возвестило слово (рука же Божия есть зиждущая существа сила, Единородный Бог, Которым «все было» (Ин. 1.3), Который и для совершающих течение служит местом, как «путь» их течения, по собственному слову Его (Ин. 14.6), для утвердившихся же делается камнем и для успокоившихся домом): тот услышит тогда призывающего, и будет позади зовущего, то есть, пойдет во след Господа Бога, как повелевает закон… Господь, вещавший тогда Моисею, став исполнителем собственного своего закона; подобным сему образом излагает ученикам, раскрывая явный смысл сказанного загадочно. «Кто хочет идти за Мною», а не предо Мною, говорит Он (Лк. 9.23)… Но идущий в след видит задняя. Посему Моисей, нетерпеливо желающий видеть Бога, научается теперь, как можно увидеть Бога; а именно, что идти в след Бога, куда ни поведет Он, значит взирать на Бога, потому что мимохождение Божие означает вождение идущего в след».

Таким образом, Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку. Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Не случайно на Фаворе при Преображении два боговидца: Моисей и Илия свидетельствовали Христу о том, что Он и есть Тот самый Бог, Который им являлся.

4. Общечеловеческое значение Закона Моисея

Центром всего Ветхозаветного законодательства является Декалог. Остальные заповеди, содержащиеся в Пятикнижии, в какой-то степени являются его раскрытием и истолкованием. Закон, данный в пустыне, на «ничьей земле» и предназначен не для определенной страны, но имеет значение общечеловеческое. Обычно принято говорить, что заповеди Декалога лежат в основе общечеловеческой нравственности. Это верно, поскольку закон соответствует природе человека. Эти заповеди направлены к тому, чтобы обеспечить нормальное функционирование человеческой души, которая создана для жизни нравственной, а не наоборот. Безнравственная жизнь для человека разрушительна. Правда, здесь следует быть осторожными, поскольку, когда говорится об общечеловеческих ценностях, закон нередко существенно сокращается. Так, первые четыре заповеди многими не считаются «общечеловеческими ценностями». Но без них ценностей вообще не остается. Первая часть Декалога придает остальным нравственным указаниям абсолютное значение, потому, что сам Бог абсолютен, Бог есть абсолютное добро.

В этом как раз заключается принципиальное отличие закона Моисеева от обычного законодательства. Обычное законодательство служит для взаимного ограничения человеческого эгоизма и строится по казуальному принципу. Каждое деяние судится с точки зрения причиненного, или потенциального ущерба. Здесь дело обстоит по-другому. Многие деяния осуждаются только потому, что это – мерзость перед Богом, неугодно Ему. И как бы люди их не оправдывали, не рассуждали об их пользе или безвредности, дело от этого не меняется. Закон содержит прямую отсылку к воле Божией и требует послушания ей.

5. Отличие Синайского завета от завета с Авраамом

Заключая завет с Авраамом, Бого говорит ему: «ходи предо Мною и будь непорочен; Я буду Богом твоим...» (Быт.17:1, 7) Если можно увидеть то же самое: «ходи предо Мною и будь непорочен; Я буду Богом твоим, и вы будете моим народом». Но в данном случае условие: «ходи предо Мною и будь непорочен» подробнейшим образом детализируется в связи с тем, что ходить пред Богом и быть непорочным мало кто был способен. В законе, по некоторым подсчетам, 365 запретительных заповедей – того, что не нужно делать и 278 положительных, что делать нужно. Сам Христос свидетельствовал, что никто не исполняет закона. О том же и апостолы свидетельствуют, что никому не удавалось исполнить закон в полном объёме ввиду его сложности и высоты требований. «Делами закона, - говорит ап. Павел, - не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20). Поэтому Закон был дан не ради того, чтобы человек мог быть перед Богом «хорошим». Богу не нужны дела человеческие. Богу нужен сам человек.

6. Духовный смысл Закона

Апостол Павел говорит, что «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Заповеди закона были устроены таким образом, что человек, который стремился всем сердцем угодить Богу через соблюдение заповедей, через изучение закона, несомненно, приближался к тому, чтобы познать необходимость спасения и необходимость пришествия Христова на землю. Речь идет о таком отношении к закону, какое представлено в 118 псалме, когда заповеди пытаются исполнить из любви к Богу, а не в надежде получить какое-то вознаграждение.

Свт. Феофан Затворник таким образом раскрывает эту мысль: «Закон обуздывал, налагая цепи: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи... Но внутренних позывов грешных не отнимал, сердца не обрезывал, не оживлял духовно. Этим стеснением внешним без внутреннего изменения он располагал подзаконных жаждать избавления, иначе, желать внутреннего изменения, которое сделало бы излишним и внешние цепи. В этом существо избавления; и оно могло быть подано только от «веры Иисус Христовы» (Гал.3:22). Таким образом, закон, как бы за руку взявши подзаконников, приводил их ко Христу, был пестуном во Христа. В этом, впрочем, отношении не совсем были забыты и язычники. В духе их оставлены неистребимыми страх Божий и требования совести. Таким образом, эти две духовные силы были для язычников то же, что для иудеев закон со своими грозными карами. И они заставляли искать избавления, оставляя, однако же, ищущих в полной неопределенности относительно сего искания».

Апостол Павел говорит, что «закон духовен» (Рим.7:14). Духовность его заключается в первую очередь в том, что в каждой его черте, и это особенно ясно видно в святоотеческих толкованиях, запечатлен Лик Христов. И тот, кто с добрым расположением пребывал под гнетом закона, получал на сердце как бы отпечаток этого Лика, с тем, чтобы, когда явится Христос, узнать Его. Во многих евангельских эпизодах мы видим, как это происходило. По слову свт. Кирилла Александрийского, «совершенство в знании и неповрежденность в вере водворяет в душах всех нас образ Спасителя, и это есть в нас как бы некоторое божественное сеяние».

7. Преходящее значение Закона Моисея

Закон должен был приготовить людей к пришествию Христа. Следовательно, после пришествия Христова необходимость в законе отпадает. «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). Этому есть и еще одна причина. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19). Следует обратить внимание на то, что требуется посредник для того, чтоб примирить несовпадающие интересы сторон. «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк.10:5). При рассмотрении закона мы видели, что закон ограничивает возможность мести, но не отменяет ее, регулирует отношения с рабами, но не отменяет рабства, дает правила относительно развода, но не запрещает прогонять жену. В этом ясно проявляется соотнесенность закона (при всей его высоте) с состоянием падшего человека, некоторое снисхождение к его немощи. Поэтому он не является совершенным выражением правды Божией. Подтверждение этому мы снова находим в Писании: «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы», по-славянски – «И Аз дах им заповеди не добры, и оправдания, в нихже не будут живи» (Иез.20:25).

Все это значит, что Христом должен был быть дан новый, совершенный закон. И он был дан: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Проверочные вопросы:

  1. Перечислите и растолкуйте содержание 10 заповедей Закона Моисея.
  2. Какой ветхозаветный праздник связывают с событием дарования израильскому народу Закона?
  3. Почему израильтяне решают сделать себе идола?
  4. Какова была реакция Моисея на гнев Божий на израильтян за их идолопоклонство?
  5. Каким образом толкуется ап. Павлом и свт. Кириллом Александрийским покрывало, которым Моисей покрывал лицо после общения с Богом?
  6. Почему Моисея называют Боговидцем?
  7. Каково общечеловеческое значение Закона Моисея?
  8. В чем отличие завета Бога со Своим народом от Его завета с Авраамом?
  9. Каково было назначение Закона Моисея?
  10. По причине чего, был дан Закон? Каким образом он готовил людей к пришествию Мессии?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 29.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. ( См.: Книга третья. О сотворении тельца израильтянами. О покрывале на лице Моисея). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/3_4  (дата обращения: 29.12.2015).
  3. Феофан Затворник, свт. Толкование на послание св. ап. Павла Галатам. (См.: Вероучительная часть). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-galatam/4_2_2 (дата обращения: 29.12.2015).
  4. Николай Сербский, свт. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/desjat-bozhiikh-zapovedej/ (дата обращения: 29.12.2015).
  5. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход. (См.: Вопрос 68). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_68 (дата обращения: 29.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие.  Изд. 3-е, испр., доп.  М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Дарование Синайского законодательства. Золотой телец).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.11, 5.12, 9.2-9.5).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См. Толкование на Книгу Исход. Гл. 20, 32).

Видеоматериалы: