VI.2. Праздники и посты. Обрезание Господне. Богоявление

Цель занятия – рассмотреть историю, значение Обрезания Господня и Богоявления и особенности богослужения этих Праздников.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю и богословский смысл Обрезания Господня.
  2. Рассмотреть особенности богослужения на Праздник Обрезания Господня.
  3. Рассмотреть историю и значение Праздника Крещения Господня.
  4. Рассмотреть особенности богослужения на Богоявление.

План занятия:

  1. Повторить содержание предыдущего занятия, вспомнив историю, традиции и особенности богослужения Рождества Христова.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источники, выучить тропари и кондаки рассмотренных на занятии Праздников и, по возможности, ознакомиться с видеоматериалами и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Богослов, свт. Слово 40. На Святое Крещение. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/40 (дата обращения: 30.12.2015).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Слово в день праздника Обрезания Господня. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/50886.html (дата обращения: 30.12.2015).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Об обрезании. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_25 (дата обращения: 30.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Обрезание Господне. Крещение Господне или Богоявление.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Рождественский цикл. Обрезание Господне. Богоявление.
  3. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Обрезание Господне.
  4. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Православные посты и праздники. Крещение Господне или Богоявление

Дополнительная литература:

  1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Обрезание Господне. Крещение Господне.
  2. Толкование паремий на Святое Богоявление. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/1572.html (дата обращения: 30.12.2015).

Ключевые понятия

  • обряд;
  • обрезание;
  • кенозис, самоуничижение;
  • Таинство Крещения;
  • Крещение Господне;
  • Богоявление;
  • освящение вод.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое значение имел обряд обрезания для иудеев в Ветхом Завете?
  2. Когда принято было совершать обряд обрезания? Какое действие ему сопутствовало?
  3. Почему Христос принимает обрезание? Какие выводы можно сделать в связи с этим?
  4. Прообразом какого новозаветного Таинства является ветхозаветное обрезание?
  5. Что говорит свт. Димитрий Ростовский в своем слове на Обрезание Христово о значении наречения Спасителю имени?
  6. Память какого святого празднуется в день Обрезания Господня? Какое это имеет отражение в богослужебных текстах?
  7. Как говорит Евангелие о событии Крещения Господня?
  8. Зачем Христос принимает Крещение от Иоанна Предтечи?
  9. Какое принципиальное отличие  Крещения Господня от крещения других людей?
  10. Почему Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением?
  11. Какое отражение в богослужебных текстах нашел тот факт, что до конца IV века Крещение праздновалось в один день с Рождеством Христовым?
  12. Как в богослужебных текстах Богоявления отражено значение Крещения Господня для спасения людей?

Иллюстрации:

1. Обрезание Господне

2. Святитель Василий Великий

3. Крещение Господне. Икона XV века

4. Крещение Господне, Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г.

5. Мистра. Церковь Богоматери Перивлепты, XIV в.

6. Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

7. Богослужение на Богоявление

Видеоматериалы:

 

1.   Обрезание Господне

1.1.  Исторический аспект Праздника Обрезания Господня

1.2.  Богословский аспект Праздника Обрезания Господня

1.3.  Особенности богослужения в Праздник Обрезания Господня

2.   Крещение Господне, или Богоявление

2.1.  История и тардиции Праздника Крещения Господня

2.2.  Особенности богослужения в Праздник Богоявления

1.   Обрезание Господне

1.1.  Исторический аспект Праздника Обрезания Господня

Обрезание празднуется 1/14 января – спустя восемь дней после Рождества. Церковные тропари, как ничто другое, являют нам глубину богословского содержания этого праздника. В одном из них поется: "Сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами побитие, не возгнушася плотского обрезания". Из великой любви и человеколюбия Христос принял плоти пеленание, а затем и ее обрезание. Это предельное нисхождение и уничижение Христа чтится Церковью как великий Господский праздник.

Обрезание совершалось с каждым иудейским ребенком по данной Богом Аврааму заповеди: "Да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола" (Быт. 17:10-12). Эта заповедь повторяется и в книге Моисея: "В восьмый же день обрежется у него крайняя плоть его" (Лев. 12:3).

Будучи знамением завета, обрезание подтверждало и запечатлевало это согласие Бога с человеком кровью. То же самое происходит и в Новом Завете, где новое согласие между Богом и людьми запечатлевается кровью Христа.

Обрезание являлось обязательством израильтян пребывать в унаследованном ими от предков богопочитании. Свт. Епифаний Кипрский говорит, что обрезание служило печатью на их теле в напоминание о хранении "отцов своих богопочитания". Принявшие обрезание израильтяне должны были всегда пребывать в своем народе и в вере в истинного Бога.

Обрезание являлось прообразом Крещения, данного людям с приходом полноты времени – с воплощением Сына и Слова Божия.

В Евангелии от Луки в нескольких словах сохраняется описание совершенного над Иисусом Христом обряда обрезания: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лк. 2:21). Из скудного описания видно, что обрезание младенца тесным образом связывалось с наречением имени. В этот день Христу было дано имя Иисус, что значит "Спаситель".

Происходящий на восьмой день и соединяющийся с наречением имени обряд обрезания перешел и в христианство. На восьмой день положено "назнаменати отроча, приемлющее имя в восьмый день по роджении своего".

1.2.  Богословский аспект Праздника Обрезания Господня

Попробуем ответить на вопрос о причинах принятия обрезания Иисусом Христом.

Прежде всего необходимо сказать, что ветхозаветный закон был преподан бесплотным Словом, а поэтому его соблюсти должен был и Он Сам. Христос пришел не упразднить закон, но исполнить его и, главное, – превзойти. Иисус Христос превосходит закон не преступая его и этим указывает нам на необходимость соблюдения закона Божия, целью которого является наше спасение.

Главным образом, самоуничижение (кенозис) Сына и Слова Божия состоит в восприятии Им, нетварным Богом, человеческой природы. Однако это безграничное снисхождение человеколюбивого Бога проявляется и в обрезании.

Завершительной и самой важной причиной обрезания младенца-Иисуса было подтверждение истины, что воспринятая Христом человеческая природа истинная и совершенная. Как говорит свт. Епифаний, Христос был обрезан, дабы "чрез истинную человеческую плоть подтвердить Свою человеческую природу".

Христово обрезание свидетельствует, что тело Христа не единосущно Его Божеству. Во Христе чудным образом соединилось тварное с нетварным. Божество Логоса обожило тело, и оно соделалось единобожиим, но не единосущным Богу. Это означает, что и Христово Тело является источником нетварной божественной благодати, хотя их сущности разные.

Также, Христос принимает обрезание в наставление людям, что данный Им иудеям обряд не был бесполезным, а послужил людям, подготовив почву к Его пришествию (свт. Епифаний).

Наконец, последняя причина обрезания Христа состоит в том, что оно является прообразом нерукотворного обрезания, то есть святого таинства Крещения. Прп. Иоанн Дамаскин говорит об этом следующим образом: «Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас отсекается грех; грех же, как очевидно, есть излишек желания, а не полезное желание. Невозможно, чтобы кто-нибудь совсем не имел желания, или совершенно незнаком был с удовольствием. Но бесполезность в удовольствии, т.е. бесполезное желание и удовольствие, есть грех, который отсекает святое крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного».

1.3.  Особенности богослужения в Праздник Обрезания Господня

В  богослужебных  текстах  Праздника  подчеркивается,  что  воплотившийся  Бог  принял обрезание  из  послушания  ветхому  закону.  Принятие  обрезания  было  одним  из  этапов Божественного истощания, начавшегося в Вифлееме и закончившегося на Голгофе:

«Не устыдеся Всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание  всем  ко  спасению,  ибо  закона  Творец  законная  исполняет  и  пророков проречения, яже о Нем».

Обрезание было необходимо как знак принадлежности к ветхому Израилю. Но после того как  Христос  из  послушания  ветхому  закону  принял  обрезание,  оно  стало  ненужным  для спасения, ибо Церковь наполнилась язычниками.

Обрезание  Господа  в  восьмой  день  является  образом  того  «восьмого  дня»,  невечернего Царства Божия, которое ожидает верующих:

«Осмерица  дней,  носящая  образ  будущаго,  Твоею,  Христе,  просвещается  и  освящается вольною нищетою, в сей бо законно обрезался еси плотию».

Как говорилось выше, в  восьмой  день по  рождении,  когда младенца надлежало  обрезывать, происходило  также наречение  ему  имени.  Богомладенцу  было  дано  имя Иисус  (см.: Лк. 2:21),  о  котором  апостол Петр говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12):

«Во  осмый  день  обрезуется  яко Младенец Владыка, Иисуса же  приемлет  именование,  яко мира есть Спас и Господь».

О  значении  наречения  имени  Иисус  родившемуся  в  Вифлееме  Спасителю  мира  говорит свт. Димитрий Ростовский в Слове на Обрезание Христово:

«Обоженному Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии,  прежде  чем  Он  зачат  был  во  чреве...  Пресвятейшее  имя  Иисус,  нареченное  Ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит «спасение»... Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом... Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир... Как благовонное миро, оно напоило  своим  ароматом  вселенную... Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление Ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов...».

Поскольку Праздник  Обрезания  Господня  совпадает  с  днем  памяти  святителя  Василия  Великого, богослужебные тексты посвящены также ему, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление:

«Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки».

В  качестве  катавасии  на  утрени  в  день  Обрезания  Господня  поются  ирмосы  канона Богоявления. Таким образом, рождественские торжества практически без перерыва перетекают в празднование Богоявления.

Цвет облачений на Праздник Обрезания Господня такой же, как на Рождество Христово.

Тропарь Обрезания Господня, глас 1:

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак Обрезания Господня, глас 3:

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

2.   Крещение Господне, или Богоявление

2.1.  История и тардиции Праздника Крещения Господня

Установление праздника Богоявления восходит к апостольским временам. Свидетельство об этом находим в 42-й главе 5-й книги и в 33-й главе 8-й книги Апостольских постановлений: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного». До IV века этот праздник не разделялся с праздником Рождества Христова и отмечался с ним в один день – 6 января. 

Когда наступил тридцатый год жизни Христа на земле, и настало время Его явления людям, то, как говорит Евангелие, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:2). Господь сказал ему, чтобы он шел крестить в Иордане народ и дал ему знак, по которому он должен был узнать пришедшего в мир Христа: на Спасителя должен сойти Дух Святой.

Иоанн ходил вдоль реки Иордан и проповедовал крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям грехи. О том, что в мире перед пришествием Спасителя будет такой человек, как Иоанн, предсказывал еще пророк Исайя, живший за семь веков до Рождества Христова. Ко времени прихода Иисуса Христа израильский народ понимал, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны вскоре исполниться и напряженно ожидал этого. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5).

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:7,8). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги.

Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным.

Иоанн со страхом крестил своего Господа, и Иисус сразу же после Крещения вышел из воды. Существует предание, что святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и так держал его, пока он исповедовал ему все свои грехи.

Только после этого Иоанн разрешал ему выйти из реки. Но Христос не имел грехов, и поэтому Ему не нужно было и задерживаться в воде для исповеди. В Евангелии написано, что Он «тотчас» вышел из реки после Крещения. И в этот момент над Ним открылось небо, блеснул свет, похожий на молнию, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса. Вот как описывает этот момент евангелист Матфей: «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17).

Как после потопа Ной узнал о его окончании, потому что к нему в ковчег влетел голубь с оливковой веточкой в клюве, так и голубь, сходящий на Господа, показал, что кончился потоп греха, в котором гибло человечество. В виде голубя Святой Дух явился потому, что эта птица кротка, незлобна, чиста, любит людей: так и Святой Дух — это источник чистоты и любви, Он — Учитель кротости, везде проникающий, все Собою наполняющий, Которым все живет. Однако как голубь не любит мест, где сваливают мусор, так и Святой Дух удаляется от людей, которые загрязняют свою душу множеством грехов и не очищают их покаянием.

В то же время, когда Святой Дух сходил на Иисуса, из раскрывшихся небес послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Так при реке Иордан миру явилась Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился, и Бог Дух Святой сходил в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется еще и праздником Богоявления. Бог явил людям тайну, которая была до этого времени скрыта от мира: Бог один, но имеет три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

С того времени Иисус начал Свое служение.

Подобно тому, как воды реки Иордан приняли в себя Святое тело Спасителя и освятились от Него, все воды земли, по нашей вере, освящаются в этот день. Церковь установила освящать в праздник Крещения и накануне его воду особым чином. Этот чин называется Великим. Только на Крещение (и в канун его) вода в Церкви освящается Великим чином. Такая вода называется Крещенской, или Богоявленской. Ее набирают в запас, на весь год, а часто хранят многие годы.

Крещенская вода используется в храме для освящения икон, облачений, крестов, утвари, для печения просфор, а дома ее пьют больные, ей окропляют дома, квартиры и вещи.

Эта вода называется еще Великая агиасма (греч.), то есть великая святыня.

Накануне праздника, в Крещенский сочельник, Церковь предписывает строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник.

2.2.  Особенности богослужения в Праздник Богоявления

Как говорилось выше, Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует Навечерие, когда часы совершаются отдельно и служится Литургия Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии.

О связи между Рождеством и Богоявлением говорит и святитель Григорий Богослов в проповеди, которую церковный Устав предписывает читать на утрени в праздник Богоявления: «Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество... Ныне же другое деяние Христово и другое таинство... Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае — всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде... Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир и видит разверзающиеся небеса (Мк. 1:10), которые Адам закрыл для себя и своих потомков...».

Связь между Рождеством и Богоявлением прослеживается и во многих богослужебных текстах, в которых два праздника сравниваются между собой: проводится параллель между событиями, сопровождавшими рождение в мир Спасителя, и событиями, связанными с Его Крещением от Иоанна:

«Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше Благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем: и сей, водам благословенным, многочадна познавается купель».

«Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа...».

«Светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова, ясен и пресветел показася приходяй Божественнаго явления Его. Во он пастырие, со Ангелы славословяще, поклонишася Богу вочеловечшемуся: в сем же Владыце Иоанн прикоснувся десною рукою, с трепетом глаголаше: освяти мене и воды, Единый имеяй велию милость».

В литургических текстах подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды:

«Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию».

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт 1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах Великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления — смерти ветхого человека и рождения человека нового.

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.

В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных, к свету приводя во тьме сущия, крещением божественным. Спасти хотя заблуждщаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Огнем Божества Невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою воплощейся от Девы Господь...».

Прообразами Крещения, согласно христианской традиции, являются различные события Ветхого Завета. Некоторые из них перечислены в подборке паремий, читаемых на вечерне перед началом литургии Василия Великого (в большинстве эпизодов присутствует вода):

1) рассказ о сотворении мира (Быт. 1:1-13);

2) повествование о переходе евреев через Чермное море (Исх. 14:15-18; 21-23; 27-29);

3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх. 15:22-25);

4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав. 3:7-8,15-17);

5) рассказ о вознесении Илии на небо (4Цар. 2:6-14);

6) повествование об очищении Неемана (4Цар. 5:9-14);

7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис. 1:16-20);

8) рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт. 32:1-10);

9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх. 2:5-10);

10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона (Суд. 6:36-40);

11) рассказ о жертвоприношении Илии (3Цар. 18:30-39);

12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4Цар. 2:19-22);

13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис. 49:8-15).

Некоторые богослужебные тексты включают в себя монологи или диалоги действующих лиц крещенской истории. Беседа Иоанна Предтечи и Христа (см.: Мф. 3:13-15) воспроизводится, в частности, в следующих текстах:

«Како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе».

«Пророче прииди ко Мне, простри руку, и крести Мя скоро».

«Пророче остави ныне, и крести Мя хотяща, исполнити бо приидох всяку правду».

Река Иордан в литургических текстах персонифицируется, подобно тому, как это бывает на мозаиках и фресках, изображающих Крещение Господне. Автор одного из текстов вступает в разговор с Иорданом:

«Иордане реко, что удивился еси, зря Невидимаго нага? Видех и вострепетах, — рече, — и како бо Сего не хотех устрашитися и зайти? Ангели Его устрашишася, зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды».

Основное внимание авторов литургических текстов уделяется богословскому осмыслению Крещения Господня в сотериологической перспективе. Подчеркивается, что, в отличие от тех людей, которые приходили к Иоанну креститься во очищение грехов, Христос не нуждался в таком очищении, так как был безгрешен. Он сошел в воды Иордана не для очищения, а для того, чтобы освятить эти воды, а людей через Таинство крещения омыть от греховной нечистоты:

«Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь...».

Погружение в воду — символ смерти, а выход из воды — символ духовного обновления и воскресения. Вместе с Христом в воды Иордана сходит ветхий Адам, олицетворяющий все человечество:

«Безначальне, струям спогребшася Тебе, Слове, новаго преводиши, истлевшаго лестию, Сего несказанно от Отца прием глас державен: Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством».

Благодаря тому, что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом», которое открывает верующим вход в Церковь. Избиение младенцев в Вифлееме лишило ветхозаветную Церковь ее чад, но крещение дарует новозаветной Церкви новых чад:

«Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою и Духом сынове тебе родишася...».

В Древней Церкви Богоявление называли «днем светов», а Таинство крещения — «просвещением». Свою крещенскую проповедь святитель Григорий Богослов посвящает главным образом теме Божественного света. В богослужебных текстах эта тема также находит отражение:

«Свет от Света, возсия мирови Христос, Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся».

«Истинный Свет явися, и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает, земное являемое, и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудесна дела Твоя, Господи, слава Тебе».

Праздник Крещения Господня являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого:

«О преславнаго чудесе! Иже Духом Святым крещаяй и огнем на Иордан грядет креститися от Иоанна: Бог не наг, ниже человек прост, но во двою естеству, един Тойжде Сын Единородный, ищай убо крещения, яко человек, от смертнаго, взимая же, яко Бог, грех мира, и подая всем велию милость».

Крещение Иисуса от Иоанна во Иордане было первым в истории человечества событием, когда были явлены три Лица Святой Троицы: Господь Иисус Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17). Тринитарный аспект праздника нашел отражение в богослужебных текстах, посвященных этому событию:

«Троицы явление во Иордане бысть, Самое бо Пребожественное Естество, Отец, возгласи: Сей крещаемый — Сын возлюбленный Мой, Дух же прииде к Подобному...».

«Явльшуся Тебе во Иордане, Спасе, и крещшуся Тебе от Предтечи, Христе, возлюбленный Сын свидетельствован был еси, темже и Собезначален Отцу явился еси, Дух же Святый на Тя схождаше, Имже и просветившеся, вопием: славу Богу, Сущему в Троице».

Подобно тому как за Рождеством следует Собор Пресвятой Богородицы, на второй день празднования Крещения Господня совершается Собор Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминает Иоанна Крестителя, того, о ком Сам Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший его (Мф. 11:11).

Цвет облачений духовенства на Богоявление — белый.

Тропарь Богоявления, глас 1-й:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Богоявления, глас 4-й:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

 

Проверочные вопросы:

  1. Какое значение имел обряд обрезания для иудеев в Ветхом Завете?
  2. Когда принято было совершать обряд обрезания? Какое действие ему сопутствовало?
  3. Почему Христос принимает обрезание? Какие выводы можно сделать в связи с этим?
  4. Прообразом какого новозаветного Таинства является ветхозаветное обрезание?
  5. Что говорит свт. Димитрий Ростовский в своем слове на Обрезание Христово о значении наречения Спасителю имени?
  6. Память какого святого празднуется в день Обрезания Господня? Какое это имеет отражение в богослужебных текстах?
  7. Как говорит Евангелие о событии Крещения Господня?
  8. Зачем Христос принимает Крещение от Иоанна Предтечи?
  9. Какое принципиальное отличие  Крещения Господня от крещения других людей?
  10. Почему Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением?
  11. Какое отражение в богослужебных текстах нашел тот факт, что до конца IV века Крещение праздновалось в один день с Рождеством Христовым?
  12. Как в богослужебных текстах Богоявления отражено значение Крещения Господня для спасения людей?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Богослов, свт. Слово 40. На Святое Крещение. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/40 (дата обращения: 30.12.2015).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Слово в день праздника Обрезания Господня. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/50886.html (дата обращения: 30.12.2015).
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Об обрезании. [Электронный ресурс]. –URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_25 (дата обращения: 30.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. - М.: Паломник, 2005. Глава 6. Праздники и посты. Православные праздники. Обрезание Господне. Крещение Господне или Богоявление.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Т.2. Раздел V. Богослужение. Глава IV. Годовой Круг богослужения. Рождественский цикл. Обрезание Господне. Богоявление.
  3. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Обрезание Господне.
  4. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Православные посты и праздники. Крещение Господне или Богоявление

Дополнительная литература:

 

  1. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Глава 3. Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня. Обрезание Господне. Крещение Господне.
  2. Толкование паремий на Святое Богоявление. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.pravoslavie.ru/1572.html (дата обращения: 30.12.2015).

Видеоматериалы: