IV.12. О первом члене Символа веры. Назначение человека и предопределение Божие ко спасению

Цель занятия – рассмотреть назначение человека и учение Церкви о предопределению ко спасению.

Задачи:

  1. Рассмотреть назначение человека по отношению к Богу, по отношению к самому себе и к сотворенному миру.
  2. Рассмотреть учение Церкви о предопределении Божием ко спасению.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить значение, вкладываемое святыми отцами в понятия «образ Божий» и «подобие Божие».
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Глава 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/2 (дата обращения: 29.12.2015).
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Пп. 120 – 125.  
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2. Глава 30. О предведении и предопределении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_30 (дата обращения: 29.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. 4.3. Основные виды творений Божиих. 4.3.3. Творение человека. 4.3.3.4. Предопределение Божие
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. §83. Назначение человека. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/5_10_1 (дата обращения: 29.12.2015).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Христианская антропология. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/losskiy-vladimir-nikolaevich/book/69664-dogmaticheskoe-bogoslovie/#toc14  (дата обращения: 29.12.2015).

Ключевые понятия:

  • прославление;
  • добродетель;
  • блаженство;
  • предопределение;
  • предведение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем состоит назначение человека по отношению к Богу?
  2. В заключается назначение человека по отношению к себе?
  3. Кем должен быть человек по отношению к видимому миру?
  4. Какую причину видят святые отцы в том, что человек был сотворен Богом последним?
  5. Как нужно понимать предопределение Божие ко спасению?
  6. Что означает предопределение Божие ко спасению в отношении всего человечества и в отношении отдельного человека?
  7. Как соотносятся Божественное предопределение ко спасению и Его предведение?
  8. Покажите несостоятельность идеи Ж. Кальвина о том, что
  9. одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию.

Иллюстрации:

Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым

 

Аудиоматериалы:

Малков П.Ю. Антропология: 

1. http://predanie.ru/window/audio244738/

2. http://predanie.ru/window/audio244745/

3. http://predanie.ru/window/audio244730/

4. http://predanie.ru/window/audio244744/

5. http://predanie.ru/window/audio244740/

Видеоматериалы:

1.   Назначение человека

1.1.  Назначение человека по отношению к Богу

1.2.  Назначение человека по отношению к самому себе

1.3.  Назначение человека по отношению к миру

2.   Предопределение Божие ко спасению

1.   Назначение человека

Превознеся человека над всеми земнородным, даровав ему разум и свободу, украсив его своим образом, Творец тем самым предуказал ему и особое, высокое назначение. Оно должно реализоваться в трех направлениях.

1.1.  Назначение человека по отношению к Богу

По отношению к Богу это назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Вседобрейший при самом сотворении, запечатлев в нем свой образ, чтобы вследствие такого призвания постоянно стремиться к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. «Исполнил их проницательностью разума, - говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, - положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославят они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои» (Сир. 18:6-10). Соответственно этому, и Спаситель заповедал нам: «так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Заповедали и святые Апостолы: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31). На эту цель человека, как на самую главную, указывали и древние знаменитые учителя и писатели Церкви:

а) свт. Василий Великий: «Ты сосуд благоустроенный, получивший бытие от Бога: прославляй своего Создателя. Ибо для того только ты и создан, чтобы быть достойным орудием славы Божией; и весь этот мир есть для тебя как бы живая книга, которая проповедует славу Божию, и возвещает тебе, имеющему разум, о сокровенном и невидимом величии Божием, чтобы ты познавал Бога истины. Храни твердо в памяти мною сказанное»;

б) св. Григорий Богослов: «надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и долу некоторые поклонники, и все исполнилось славы Божией (потому что все Божие): для сего созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим»;

в) свт. Иоанн Златоуст: «Бог дал нам зрение, уста и слух для того, чтобы все члены наши служили Ему, чтобы мы и говорили угодное Ему и делали, Ему воспевали непрестанные песни, Ему воссылали благодарения».

1.2.  Назначение человека по отношению к самому себе

По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершенствовать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу. Посему то и в Ветхом Завете не раз заповедовал Господь людям: «будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш, свят» (Лев. 11:44; 19:2; 20:7), и теперь в новом Завете мы слышим от своего Спасителя: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Впрочем, эта цель человека заключается в первой и служит необходимым условием к достижению ее, потому что чтить и прославлять Бога мы можем преимущественно добрыми делами (Мф. 5:16), и без добрых дел всякое другое богопочтение Ему неприятно (Ис. 1:11-20). Из святых Отцов и писателей Церкви об этой цели человека ясно говорят:

а) свт. Григорий Богослов: «мы сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотвершего и, сколько возможно, подражать Богу»;

б) свт. Василий Великий: «устроение тела твоего есть для тебя училище о цели, для которой ты сотворен: ты сотворен прямым для того, чтобы не влачит ты свою жизнь на земле, но взирал на небо и на сущего там Бога, и чтобы не гонялся за скотскими наслаждениями, но, согласно с данным тебе разумом жил небесной жизнью»;

в) свт. Иоанн Златоуст: «мы не для того родились, чтобы есть и пить, и облекаться в одежды, но чтобы, прияв божественное любомудрие, избегать зла и подвизаться в добродетели...; ибо созидая человека, Бог сказал: сотворим человека по образу нашему и подобию, — а подобными Богу мы делаемся не тогда, когда едим, пьем, и облекаемся в одежды (потому что Бог ни есть, ни пьет, ни облекается в одежды), но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью».

Так как, по мере преуспевания человека в добродетели, он достигает блаженства, которое есть следствие добрых дел и награда за них, по учению самого Спасителя о блаженствах (Мф. 5:16); так как благочестие, по своему свойству, «на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим. 4:8): то можно выражаться что человек, созданный на добрые дела (Еф. 2:10), вместе с тем создан и для блаженства, и что, следовательно, блаженство составляет одну из целей человека, рассматриваемого по отношению к самому себе. И на эту цель также указывали святые Отцы:

а) свт. Григорий Богослов: «мы получили бытие, чтобы благоденствовать: и благоденствовали после того, как получили бытие; нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу»;

б) свт. Григорий Нисский: «надлежало, чтобы человек, созданный для наслаждения божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться; потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и всеми Богоподобными свойствами»;

в) прп. Иоанн Дамаскин: «как благой, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками его благости».

1.3.  Назначение человека по отношению к миру

Назначение человека по отношению ко всей окружающей его природе ясно определяется в словах самого Триипостасного Создателя: «сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всей землей, и всеми гадами пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен как бы посредником между Творцом и земной тварью; в частности предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом возвещать в ней волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю небесные благословения; главой и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединять чрез себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном порядке и союзе. Святые Отцы и учители Церкви говорили об этом назначении человека — быть царем и владыкой окружающей его природы — весьма часто, особенно когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например, слова свт. Амвросия Медиоланского: «по достоинству человек явился последним, как цель природы, созданной для правды, чтобы быть провозвестником правды между прочими животными..., справедливо он явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все». Свт. Григорий Богослов говорит: "если последним в мире явился человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей". Эту же мысль высказывает и блж. Феодорит Кирский: "Бог всяческих, по сотворении видимой и невидимой твари, произвел напоследок человека, поставив его как бы некоторый свой образ, среди тварей неодушевленных и одушевленных, видимых и невидимых, дабы твари неодушевленные и одушевленные приносили ему пользу, как некую дань, а естества невидимые, имея попечение о человеке, свидетельствовали свою любовь к Творцу".

2.   Предопределение Божие ко спасению

В «Пространном Катихизисе» сказано, что «изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству... именуется предопределением Божиим». Далее говорится, что «предопределение Божие о блаженстве человека... пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа». Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Следует различать «предопределение Божие в отношении человекам вообще и к каждому порознь».

Предопределение в отношении всего человеческого рода безусловно: «Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства». «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пт. 1,3).

Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента:

а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;

б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.

Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием. «Бог все предвидит, но не все предопределяет», - говорит прп. Иоанн Дамаскин. Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности, будущее для Него не существует, для Него все настоящее. Поэтому «Бог не предвидит наши будущие поступки, подобно человеку, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем. При этом наша свобода страждет так же мало, как и свобода наших ближних, когда мы бываем свидетелями их поступков. Наши действия не зависят от предведения Божия. Напротив, Бог потому их предвидит или видит, что мы сами совершаем их по своей воле. К тому же Он предвидит не только наши действия, но и их причину — нашу свободу. Бог предвидит, что мы совершим вместо них другие действия, которые Он так же предвидит. Причем наш выбор будет зависеть исключительно от нашего произвола. Таким образом, предведение Божие не стесняет свободной деятельности человека».

Поскольку в тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, которая позволила бы наглядно представить, каким образом совершенное предведение Божие сочетается с человеческой свободой, в истории религиозной мысли неоднократно возникали ложные учения о предопределении. Древние гностики и манихеи, некоторые деятели Реформации (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значит, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли. Такой фаталистический взгляд чужд Священному Писанию и учению Православной Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»(1Тим. 2:4). Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению. В «Послании Восточных Патриархов» сказано, что Бог не мог «одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил».

Проверочные вопросы:

  1. В чем состоит назначение человека по отношению к Богу?
  2. В заключается назначение человека по отношению к себе?
  3. Кем должен быть человек по отношению к видимому миру?
  4. Какую причину видят святые отцы в том, что человек был сотворен Богом последним?
  5. Как нужно понимать предопределение Божие ко спасению?
  6. Что означает предопределение Божие ко спасению в отношении всего человечества и в отношении отдельного человека?
  7. Как соотносятся Божественное предопределение ко спасению и Его предведение?
  8. Покажите несостоятельность идеи Ж. Кальвина о том, что
  9. одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Глава 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/2 (дата обращения: 29.12.2015).
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Пп. 120 – 125.  
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2. Глава 30. О предведении и предопределении. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_30 (дата обращения: 29.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. 4.3. Основные виды творений Божиих. 4.3.3. Творение человека. 4.3.3.4. Предопределение Божие
  2. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Том 1. §83. Назначение человека. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/5_10_1 (дата обращения: 29.12.2015).

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Христианская антропология. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/losskiy-vladimir-nikolaevich/book/69664-dogmaticheskoe-bogoslovie/#toc14  (дата обращения: 29.12.2015).

Аудиоматериалы:

Малков П.Ю. Антропология: 

1. http://predanie.ru/window/audio244738/

2. http://predanie.ru/window/audio244745/

3. http://predanie.ru/window/audio244730/

4. http://predanie.ru/window/audio244744/

5. http://predanie.ru/window/audio244740/

Видеоматериалы: