IV.11. О первом члене Символа веры. Образ и подобие Божие в человеке

Цель занятия – рассмотреть понятия образа и подобия Божиих в человеке и их взаимосвязь.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие образа Божия в человеке.
  2. Рассмотреть учение свт. Григория Паламы об образе Божием.
  3. Рассмотреть взаимосвязь образа и подобия Божиих в человеке.

План занятия

  1. Совместно со слушателями кратко повторить содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием данного занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Епифаний Кипрский, свт. Слово якорное. Пп. 28, 55-57. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-jakornoe/  (дата обращения: 27.12.2015).
  2. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Главы 5, 6, 11, 16. [Электронный ресурс]. – URL:http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/  (дата обращения: 27.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Лоргус А., свящ. Православная антропология. Глава 8. Образ Божий. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/307#part_1146  (дата обращения: 27.12.2015).
  2. Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. Глава Седьмая образ и подобие Божие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/74260/#toc58  (дата обращения: 27.12.2015).
  3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия. Глава VI. Образ и подобие. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/6 (дата обращения: 27.12.2015).
  4. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Человек. Образ Божий.

Ключевые понятия:

  • образ Божий;
  • подобие Божие;
  • Логос;
  • антропология.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В чем заключается и как проявляется образ Божий в человеке?
  2. Что говорят святые отцы относительно того, к какой части человека относится образ Божий?
  3. Как свт. Григорий Палама отличает: "Образ Божий" и "по образу Божию"?
  4. Каким образом свт. Григорий Палама аргументирует мысль о том, что образ Божий в человеке более совершенен, чем в Ангелах?
  5. Чем, согласно святоотеческим воззрениям, образ Божий в человеке отличается от его подобия?
  6. Благодаря чему человек достигает уподобления Богу?
  7. Почему в процессе богоуподобления человек совершенствуется как личность?

Иллюстрации:

Аудиоматериалы:

Малков П.Ю. Антропология. Лекция 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/malkov-petr-yurevich/audio/244743-lekciya-01/ (дата обращения: 27.12.2015).

Видеоматериалы:

 

 

1. Образ Божий в человеке

2. Учение об образе Божием святителя Григория Паламы

3. Подобие Божие в человеке. Связь между образом и подобием

1. Образ Божий в человеке

Человек, как высшее творение Божие, включает в свою природу все нижестоящие формы бытия: неорганическую, растительную и животную. Своим умом человек охватывает всю Вселенную. Именно поэтому древние греки учили о человеке как о микрокосме, то есть как о малом мире. Однако святые отцы отмечали, что не в этом единстве с миром подлинное величие и слава человека. Святитель Григорий Нисский отмечает, что античные философы «говорили: человек — микрокосм... и не замечали, что человек одновременно оказывается наделенным качествами мошек и мышей». Подлинное величие человека не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом. Как сказано в Библии, подлинное величие, слава и честь человека состоят в том, что он создан по образу и подобию Божию.

Откровение не уточняет, в чем именно заключается наша сообразность Богу. Если обратиться к святым отцам, то у них можно найти множество различных утверждений, которые хотя и не противоречат друг другу, но не могут быть отнесены к какой-то одной части человека. Некоторые отцы считают, что образ Божий — в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над чувственным космосом. Другие полагают, что образ Божий — в духовности природы человека, в наличии у него бессмертной души. Некоторые святые отцы учат, что образ Божий состоит в том, что человек имеет высшие способности, которых нет у животных: ум или дух, разум или интеллект, свободу самоопределения. Иногда образ Божий отождествляют со способностью души познавать Бога, приобщаться Божественной жизни и исполняться Святым Духом. Наконец, некоторые отцы (свв. Ириней Лионский, Григорий Нисский, Григорий Палама) считают, что не только в душе, но и в теле человека заключен образ Божий.

Иногда даже у одного святого отца в различных сочинениях образ Божий понимается по-разному. Так, Климент Александрийский в трактате «Увещание к эллинам» (гл. 10) выражение «образ Божий» прилагает к уму человека» в то время как в сочинении «Педагог» (2, 10) он ассоциирует его со способностью к творчеству.

При таком разнообразии формулировок, наверно, лучше всего последовать мнению святителя Епифания Кипрского, который пишет: «Нет никакой нужды определять или фиксировать, в какой части нашей природы запечатлен образ Божий. Но мы должны в простоте веровать, что этот образ есть в человеке... Ибо то, что говорит Бог, — истина, даже если это ускользает от нашего понимания в некоторых отношениях».

Обобщая разные мнения святых отцов об образе Божием в человеке, святитель Григорий Нисский пишет: «Бог по природе сама Благость... Он и создает человека не по иному какому побуждению, а только потому, что благ. ...Совершенство благости проявляется в нем тем, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо. Список же этих благ столь длинен, что перечислить их невозможно, и все они содержатся вкратце в одном выражении: человек создан по образу Божию... Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага».

Современная православная антропология[1], опираясь на святоотеческое учение, приходит к выводу, что образ Божий «не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом».

Свт. Филарет Московский, говоря, что человек отражает совершенства Творца не так, как прочие творения, отмечает, что «вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы «задняя Божия», но образ лица Божия находится только в человеке».

В отличие от всех прочих тварей, человек не только причастен Божеству, но способен свободно участвовать в Божественных совершенствах, предстоять Богу лицом к лицу. Но предстоять может не что, а кто, то есть личность. Можно сказать, что собственно богообразность человека заключена не в естестве человека, радикально отличном от нетварной Божественной природы, а в способе его существования, который и у Бога, и у человека — личностный. Следовательно, образ Божий в человеке состоит, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо, и в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога. Таким образом, современное православное богословие делает различие между собственно образом Божиим, являющимся характеристикой способа существования природы, и чертами образа Божия, то есть теми свойствами человеческого естества, в которых конкретно проявляется богообразность.

2. Учение об образе Божием святителя Григория Паламы

Многостороннее и динамичное учение об «образе» можно найти в сочинениях Григория Паламы. Он почти всегда проводит различие между образом Божиим и тем, что — «по образу Божию»... Образ Божий есть только Сын Божий, в то время как человек сотворен по образу Божию, то есть он есть отличный от Бога образ, тогда как Сын есть идентичный образ. Он видит «образ» в уме человека, который является высшей частью его природы. Подобно тому различию, которое существует в Боге между Сущностью и энергиями, между умом и его энергией также имеется различие. Энергия ума есть мысль и интуиция, которые не должны смешиваться с умом, из которого происходят, хотя и не могут рассматриваться как совершенно различные от разума, ибо они есть обнаружение ума. Палама идет дальше в определении «образа». Как Бог — Троица в Единице, то есть Ум, Логос[2] и Дух (в единстве Существа), так и человек, сотворенный по образу Божию, получил в наследство триединство ума, слова и духа. Из человеческого ума происходят слово и дух. Бог содержит и сообщает жизнь миру через Свой Дух, так и человеческий разум через свой дух содержит и оживляет тело. Это, по мысли свт. Григория Паламы, является важным фактором, который подтверждает, что в человеке образ Божий более совершенный, чем в Ангелах. Ангелы, как и человек, имеют ум, слово и дух, но их дух не имеет творческой силы, так как не соединен с материальным телом.

Человеческая душа не является пленником в теле, которая ожидает освобождения, как учили платоники. В действительности верно обратное: душа так гармонично слита с телом, что она никогда бы не хотела оставить его и не делает этого, пока болезнь или внешняя сила не принудят ее. По причине этой привязанности души к телу, образ Божий динамично охватывает всего человека. Здесь Палама следует традиции святителя Иринея Лионского, видевшего «образ» как в душе, так и в теле человека. Только человек наделен способностью ко всем видам познания: интеллектуальному, рассудочному и чувственному. Творческая способность также является преимуществом только человека. Ангелы — это служебные духи, выполняющие служение не только Богу, но и человеку, как учит Писание. Наконец, свободная воля (которую свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, прп. Иоанн Дамаскин и другие отцы считают важнейшей чертой образа Божия) является величайшим даром Божиим человеку. Она имела исключительную важность до падения, и даже теперь, после пришествия Христа, выполнение Божьего плана человеком продолжает зависеть от его свободной воли.

3. Подобие Божие в человеке. Связь между образом и подобием

Согласно книге Бытия, когда Бог решил создать человека, то сказал: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26), — а сотворил только «по образу». Слова «по подобию», как сказано в Септуагинте, выражают нечто динамичное и еще не реализованное, в то время как «образ» уже реализован и является первой ступенью на пути к подобию.

Большинство современных комментаторов не настаивает на различении терминов «образ» и «подобие» (которые в еврейском языке — синонимы), однако святоотеческая традиция отмечает, что «образ» — это общее достояние людей, а «подобие» мы имеем только в потенции. Достижение богоподобия — цель человеческой жизни. Выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека. Подчиняясь свободно воле Божией, человек может развивать свою природу и совершенствовать «образ». С другой стороны, человек имеет власть не считаться с волей Бога и не исполнять свое назначение, но в таком случае его существование лишается смысла.

По замыслу Создателя человек при самом его сотворении был причастен всякому благу. Именно в этом причастии, согласно святителю Григорию Нисскому, и состоит образ Божий. Но первоначально человек не обладал полнотой этих благ, он мог достичь этой полноты лишь со временем, в движении к своему Первообразу, к Богу. Это движение человека от «образа» к Первообразу и выражается у отцов словами «достигать уподобления Богу».

Святой Иоанн Дамаскин, отмечая разницу между образом и подобием, пишет: «Выражение «по образу» указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека».

В этом определении святой Иоанн Дамаскин выделяет те черты образа, которые преимущественно совершенствуются в человеке по мере богоуподобления. Действительно, добродетельная жизнь — это прежде всего совершенствование ума и укрепление воли в добре. У достигших богоподобия эти черты образа проявляются особенно отчетливо, не случайно преподобный Максим Исповедник отмечает, что «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые».

Другими словами, в процессе богоуподобления человек совершенствуется как личность. Личность больше природы, она содержит природу и в определенном смысле свободна по отношению к ней. Избирая добродетель, личность тем самым совершенствует свою природу. Вместе с тем, добродетельная жизнь — это послушание Богу, это отказ от своеволия, от собственной власти над собственной природой. И в этом отказе от своей самости, от желания самоутверждения человек обретает подлинную духовную свободу. «Если пребудете в слове Моем, — говорит Христос, — то... познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32). Жертвуя своей природой ради любви к Богу и ближним, человек духовно обогащается. Кто потеряет душу свою ради Христа и Евангелия, тот обретет ее в Вечной Жизни, в полноте обожения (Мф. 16:25; Ин. 12:25). Напротив, если человек руководствуется природными инстинктами, он деградирует как личность. Несоответствие между образом и подобием, искажение в себе образа Божия станет источником вечных мучений.

Проверочные вопросы:

  1. В чем заключается и как проявляется образ Божий в человеке?
  2. Что говорят святые отцы относительно того, к какой части человека относится образ Божий?
  3. Как свт. Григорий Палама отличает: "Образ Божий" и "по образу Божию"?
  4. Каким образом свт. Григорий Палама аргументирует мысль о том, что образ Божий в человеке более совершенен, чем в Ангелах?
  5. Чем, согласно святоотеческим воззрениям, образ Божий в человеке отличается от его подобия?
  6. Благодаря чему человек достигает уподобления Богу?
  7. Почему в процессе богоуподобления человек совершенствуется как личность?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Епифаний Кипрский, свт. Слово якорное. Пп. 28, 55-57. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/slovo-jakornoe/  (дата обращения: 27.12.2015).
  2. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Главы 5, 6, 11, 16. [Электронный ресурс]. – URL:http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/  (дата обращения: 27.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Лоргус А., свящ. Православная антропология. Глава 8. Образ Божий. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/307#part_1146  (дата обращения: 27.12.2015).
  2. Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. Глава Седьмая образ и подобие Божие. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/lib/book/read/74260/#toc58  (дата обращения: 27.12.2015).
  3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия. Глава VI. Образ и подобие. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/6 (дата обращения: 27.12.2015).
  4. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Человек. Образ Божий.

Аудиоматериалы:

Малков П.Ю. Антропология. Лекция 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/malkov-petr-yurevich/audio/244743-lekciya-01/ (дата обращения: 27.12.2015).

Видеоматериалы:

 



[1] Антропология православная – раскрываемое Православной Церковью учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании, подтверждаемое духовным опытом православных подвижников.

[2] Логос (греч. Логос — слово, мысль) – Слово Божие, Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы.

Греческое логос, традиционно переводимое как слово, имеет широчайший спектр значений, в т.ч.: 1) речь, изречение; условие, договор, рассказ, история, сочинение; положение в философском учении; дело; 2) счёт (число); соотношение, пропорция, соразмерность; вес; забота; 3) разум, разумное основание, причина, смысл, понятие.