VII.1. Синайский завет. Странствие народа по пустыне: пустыня Сур, пустыня Син, Рефидим. Заключение Завета

Цель занятия – рассмотреть путь израильтян до горы Синай, заключение Завета и его значение.

Задачи:

  1. Рассмотреть чудеса, сопровождавшие израильтян по пути до горы Синай, и их прообразовательное значение.
  2. Рассмотреть заключение Синайского Завета.
  3. Рассмотреть значение Завета Бога со Своим народом.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить историю исхода, особенное внимание уделяя значению чудесного перехода через Чермное море.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать 20 и 32 главы Книги Исход, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/  (дата обращения: 15.12.2015).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание Коринфянам. (См.: Беседа 23). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/23 (дата обращения: 15.12.2015).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: О Мерре, и о древе, показанном блаженному Моисею. О манне и крастелях (перепелах)).[Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/2_3 (дата обращения: 15.12.2015).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход. (См.: Вопросы 26, 34) [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_33 (дата обращения: 15.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Чудеса во время исхода из Египта. Дарование Синайского законодательства).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.8-5.10).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл.16 - 24).

Ключевые понятия:

  • Манна
  • Синайский Завет

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое чудо было явлено Богом Своему народу в местечке Мерра? Каково его прообразовательное значение?
  2. Что означает слово манна? Прообразом чего она является? Как святыми отцами толкуется сказанное о манне в Псалтири, что она является ангельским хлебом?
  3. До какого времени Господь питал манной Свой народ?
  4. Какого вкуса была манна и какими свойствами она обладала?
  5. Какие новозаветные реалии прообразует событие изведения воды из скалы в Рефидиме?
  6. Расскажите о сражении израильтян с амаликитянами. Каково его прообразовательное значение?
  7. Как образом был заключен Синайский Завет Бога с избранным народом? В чем он состоял? Какими обрядовыми действиями сопровождалось заключение Завета?
  8. Как необходимо понимать значение Синайского Завета?
Иллюстрации:
Видеоматериалы:
 
 
 

 

1. Чудеса по пути горы Синай

1.1. Воды Мерры

1.2. Изведение воды из скалы в Рефидиме

1.3. Битва с амаликитянами

1.4. Битва с амаликитянами

2. Заключение Завета

3. Значение Синайского Завета

1. Чудеса по пути горы Синай

1.1.  Воды Мерры

Отпраздновав свой чудесный переход, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею (см. Исх. 3.12). Но в дороге не было воды, и израильтяне страдали от жажды. Наконец они пришли к местечку Мерра, где воды было достаточно, но она оказалась горькой. Народ вновь возроптал. И тогда Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья (Исх. 15.25). Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощённой греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. «Спасительное древо Креста, - говорит блж. Феодорит Кирский, - усладило горькое море язычества».

Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах, которые, по мысли свт. Кирилла Александрийского, в прообразовательном значении являют собой 12 и 70 Апостолов: «оные двенадцать источников изображают нам лик святых Апостолов. Апостолов же изображают и семьдесят финиковых стеблей; ибо написано, что после святых Апостолов избрал Господь и других семьдесят (Лк. 10:1). А что Божественные ученики суть поистине источники, источающие нам Божественное, спасительное и необходимое для жизни слово, на это весьма ясно указывает оправданным в законе Бог всяческих, так говоря: И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12:3)».

1.2. Манна и перепела

Ровно через шесть недель после исхода из Египта израильтяне остановились в пустыне Син, между Елимом и Синаем (Исх. 16.1). Запасы хлеба истощились, и евреи, как и прежде, стали роптать. Моисей успокоил их, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. И вот вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю стана. Птиц было так много, что их можно было ловить руками. А наутро все пространство вокруг стана было покрыто чем-то круповидным и белым, как иней. Израильтяне удивились и спрашивали друг друга: что это такое? И Моисей сказал им: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16.15). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна» (Исх. 16.31), т.к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». В разных местах Священного Писания мы встречаем упоминание о манне. О ней говорится, что вкус её был, как у лепёшек с мёдом (Исх.16:31), как у лепешек с елеем (Чис.11:8). В другом месте, – что в устах каждого она давала тот вкус, которого ему в тот или иной момент хотелось. В Псалтири о ней сказано, что «хлеб ангельский ел человек» (Пс.77:25). Святыми отцами это толкуется в двух смыслах. Во-первых, что хлеб ангельский – поскольку преподавался он посредством ангелов, во-вторых, что помимо укрепления телесного, вкушая манну, израильтяне получали ещё и некоторое духовное укрепление от ангелов.

Найти исчерпывающее естественное объяснение этому чуду, по-видимому, не представляется возможным: оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т.к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой (т.е. перед днем покоя, который Господь именно тогда установил, см. Исх. 16.23) манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась: «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день» (Исх. 16.29). И сказал Моисей Аарону повеление Господне: «Возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши» (Исх. 16.33). С этого момента в течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей, до тех пор, пока они не пришли в пределы земли Ханаанской (Исх. 16.35).

Манна также, несомненно, была прообразом таинства Евхаристии, о чём Сам Господь говорил иудеям, указывая на манну как на прообраз того истинного Хлеба Небесного, которым Он Сам является (Ин.6:31-51). Она питала ветхозаветный Израиль по пути в землю обетованную (1Кор. 10.3), как и Христос питает Свою Церковь – истинный Израиль – на путях его исхода в небесную отчизну.

Свт. Кирилл Александрийский обращает внимание на то, что перепела прилетели в стан вечером, а манна выпала утром. Перепела, по его толкованию, означают пищу земную, а «любитель земного находится не во свете мысленном, но как бы в нощи и тьме». «Манну же, - говорит святитель, - мы будем считать сению и образом наставлений и дарований Христовых, которые суть свыше и с неба и не имеют в себе земного, непричастны они и плотской мерзости и составляют поистине не только человеческую, но и ангельскую пищу… А преподавание наставлений чрез Христа может быть совершаемо как бы во свете и во дни. Посему-то манна подаваема была древнейшим в то время, когда воссиявал день и распространялся свет».

1.3. Изведение воды из скалы в Рефидиме

Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «Что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду.

Этим событием вновь прообразуются новозаветные реалии. Свт. Иоанн Златоуст толкует это следующим образом: «Как ты вкушаешь тело Владычне, так те (вкушали) манну; как ты пьешь кровь, так те — воду из камня. Хотя это было чувственно, однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати, и вместе с телом питало душу, располагая к вере». Кроме того, святитель, вслед за ап. Павлом, обращает внимание на то, что подателем этих даров как Ветхом, так и в Новом Завете, является Христос: «о питье же, в котором только способ получения был чудесен и требовал объяснения, после слов: «пили одно и то же духовное питие», он [ап. Павел] присовокупил: «ибо пили из духовного последующего камня»; и еще: «камень же был Христос». Не камень, говорит, по естеству своему источал воду; иначе он источал бы ее и прежде; но все делал некоторый другой духовный камень, т.е. Христос, Который постоянно соприсутствовал им и творил все чудеса; потому и говорит: последующего. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель того и другого, и таким образом сближает прообраз с истиной? Он подавал, говорит, и те дары, Он же предлагает и эту трапезу; Он провел тех чрез море, Он и тебя чрез крещение: там Он доставлял манну и воду, а тебе тело и кровь».

1.4. Битва с амаликитянами

В том же Рефидиме израильтянам предстояло сразиться с воинственными жителями пустыни – амаликитянами (Исх. 17.8-16), решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг Богу жертвенник. Господь сказал Моисею, что амаликитяне будут жестоко наказаны за их коварное нападение на израильтян.

Это событие также имеет прообразовательные черты. Моисей прообразует Спасителя, Ор и Аарон – апостолов. Важной чертой является и то, что победу одерживает Иисус, а не Моисей, чем показывается немощь закона. Иисус, подчиняющийся Моисею, изображает Сына Божия, подчинившегося закону. Приведем толкования блж. Феодорита Кирского: «Воздвизая руки, представлял он [Моисей] образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила преобразуемой истины. Ибо как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб, так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское. Но и в той брани водрузил победное знамение соименный нашему Спасителю, когда, прияв именование сие и употребив в дело избранных споспешников (Исх. 17:9, 16), как Владыка Христос употребил служителями святых апостолов».

2. Заключение Завета

В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Народ расположился станом у горы, а «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх.19:3-8). Таким образом, Моисей выступает в роли посредника. В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И вот в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке сошел на гору и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями – декалогом[1].

Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропляет народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр.9:18), замечает апостол Павел. Эта жертвенная кровь была прообразом крови Христовой, на которой впоследствии был утвержден Завет Новый.

3. Значение Синайского Завета

Сразу отметим, что Завет заключается в пустыне, на ничьей земле, не принадлежащей даже никакому богу. И, таким образом, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству. Рассмотрим, в чем особенность Синайского завета[2]. Структура завета, как замечено современными исследователями, формально имеет довольно большое сходство с обычными или, как сейчас говорят, типовыми договорами между повелителем (сюзереном) и подданным (вассалом), известными во втором тысячелетии до Рождества Христова. Немало таких договоров было найдено у хеттов в архиве Богазкей. В них есть ряд стандартных разделов: первый – преамбула, где определяется, кто вступает в договор, приводятся титулы. Здесь Господь говорит: «Я Господь, Бог твой» (Исх.20:2). Дальше, обычно, исторический пролог, где указывается история предыдущих отношений вассала со своим господином, и те благодеяния, которые он оказал, которые должны лечь в основу последующих взаимоотношений – «Я Бог, который вывел тебя из земли Египетской». Затем оговариваются условия договора: первое и самое главное условие – условие твёрдой верности союзу. Затем частные условия, которые регулируют те или иные стороны взаимоотношения. Это в первую очередь декалог и потом множество различных указаний. Особым пунктом предусматривалось, что текст договора должен храниться в храме, как это было и с законом Моисеевым, который хранился в скинии, и, что этот договор регулярно должен оглашаться вслух всему народу, что в книге Второзаконие указано (Втор. 31:10-13). И, наконец, проклятия и благословения соответственно за нарушение и исполнение договора. Они также содержатся в книге Второзаконие. Затем предполагалась формальная клятва или процедура вступления в договорные отношения. Единственно, чего Синайский завет в себе не содержит – это перечисления тех богов, которые будут поручителями этого договора. Причина вполне понятна. Какие идолы могут быть поручителями при Боге – Творце? Таким образом, формальная сторона дела представляется достаточно очевидной. Тем не менее Синайский завет имеет принципиальное отличие от договора: соблюдение закона не есть способ получения от Бога различных благ. Это очевидно из того, что завет предлагается уже после того, как Бог их вывел из Египта, спас от фараона, получили в пустыне пищу и воду, победили амаликитян. И притом, что от них ничего не требовалось взамен. Это показывает, что, на самом деле, ничего Господь не требует в качестве непременного условия для подачи милостей, Он их раздаёт даром. Но Господь хочет быть среди них, Господь хочет водительствовать этим народом. И для того, чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Поэтому не Бог привязывается к народу израильскому, как это нередко впоследствии им казалось, а привязывался народ к Богу. Хранение их от гибели, от отпадения от Бога – вот главная цель закона. Господь говорит: вы «будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5-6). Итак, они становятся уделом Божиим среди всех народов, потому что Господь Сам их избирает и желает именно в своем уделе произрастить плод спасения. Затем, они должны быть царством священников. Как священники были выделены для особого служения внутри самого этого народа, точно так же и сам этот народ выделяется из числа прочих на особое служение. Через них должно освятиться человечество. И еще они должны быть народом святым, для того, чтобы быть способными служить Богу. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:2). Это начало пути к Евангельской заповеди.

Проверочные вопросы:

  1. Какое чудо было явлено Богом Своему народу в местечке Мерра? Каково его прообразовательное значение?
  2. Что означает слово манна? Прообразом чего она является? Как святыми отцами толкуется сказанное о манне в Псалтири, что она является ангельским хлебом?
  3. До какого времени Господь питал манной Свой народ?
  4. Какого вкуса была манна и какими свойствами она обладала?
  5. Какие новозаветные реалии прообразует событие изведения воды из скалы в Рефидиме?
  6. Расскажите о сражении израильтян с амаликитянами. Каково его прообразовательное значение?
  7. Как образом был заключен Синайский Завет Бога с избранным народом? В чем он состоял? Какими обрядовыми действиями сопровождалось заключение Завета?
  8. Как необходимо понимать значение Синайского Завета?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/  (дата обращения: 15.12.2015).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на первое послание Коринфянам. (См.: Беседа 23). [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/23 (дата обращения: 15.12.2015).
  3. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: О Мерре, и о древе, показанном блаженному Моисею. О манне и крастелях (перепелах)).[Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/2_3 (дата обращения: 15.12.2015).
  4. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход. (См.: Вопросы 26, 34) [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_33 (дата обращения: 15.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Чудеса во время исхода из Египта. Дарование Синайского законодательства).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.8-5.10).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл.16 - 24).

Видеоматериалы:

 


[1] Сами Заповеди будут рассмотрены в следующей теме.

[2] Понятие Завета рассматривалось в теме «IV.3. Завет Бога с Авраамом. Заключение завета. Обрезание. Рождение Измаила. Получение имени Авраам».