V.6. Таинства и обряды. Молебны. Отпевания и панихиды

Цель занятия – показать значение обрядов в жизни христианина и рассмотреть порядок совершения некоторых из них.

Задачи:

  1. Дать определение обряда, рассмотреть виды обрядов и раскрыть их значение для христианина.
  2. Рассмотреть значение и порядок совершения Великого освящения воды.
  3. Рассмотреть значение, виды молебнов и порядок совершения некоторых из них.
  4. Рассмотреть богослужения, связанные с поминовением усопших.

План занятия:

  1. Вспомнить пройденный материал о Таинствах Православной Церкви.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и фрагменты видеоматериалов.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с видеоматериалами и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.
  2. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть вторая. Таинства Православной Церкви.
  3. Шиманский Г. И. Таинства и обряды. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. - 352 с.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), архиеп. Обряды Православной Церкви. –– М.: ЭКСМО. Издательство Московской Патриархии, 2012. 256 с.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с.

Ключевые понятия

  • обряд;
  • молебен;
  • Великое освящение воды;
  • агиасма;
  • отпевание;
  • погребение;
  • панихида;
  • лития.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что такое обряд? Каково их значение?
  2. Какие бывают обряды?
  3. Когда совершается Великое освящение воды?
  4. Для чего и как употребляют Великую агиасму?
  5. Какие молебны вам известны?
  6. Какова типичная схема молебна?
  7. Почему за молебном о болящих просят о прощении грехов?
  8. Какова цель молитв за умирающих?
  9. В чем заключается подготовка к погребению?
  10. Как совершается отпевание?
  11. Когда можно служить панихиду? Каковы ее составные части?
  12. В какой части храма положено совершать литию?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Определение и виды обрядов

2.   Великое освящение воды

2.1.  Значение святой воды в жизни христианина

2.2.  Порядок совершения Великого водоосвящения

3.   Молебны

3.1.  Чин освящения нового дома

3.2.  Молебен на Новый год

3.3.  Молебен в начале учебного года

3.4.  Молебен о болящих

3.5.  Благодарственный молебен

4.   Отпевания и панихиды

4.1.  Молитвы за умирающих

4.2.  Приготовление к погребению

4.3.  Отпевание

4.4.  Панихида

4.5.  Заупокойная лития

1.   Определение и виды обрядов

Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание.

Условно церковные обряды можно поделить на несколько видов.

1. Богослужебные. Это те священнодействия, которые входят составной частью в литургическую жизнь Церкви: освящение артоса, великое освящение воды, освящение плодов нового урожая в день Преображения Господня, чин посвящения в чтеца и певца, помазание предстоящих освященным елеем на утрени, вынос святой плащаницы в Великую Пятницу и т. д.

2. Символические. Это те обряды, которые выражают различные религиозные идеи, но при этом открывают и реальный путь к Богообщению. Самый яркий пример из повседневной жизни каждого христианина – крестное знамение, которое символизирует крестные страдания Христа, являясь вместе с тем действенным средством защиты человека от воздействия инфернальных сил.

3. Обряды, освящающие житейские нужды людей: освящение домов и других помещений, используемых в деятельности человека; поминовение усопших; освящение семян, овощей, пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и т. д.

Рассмотрим порядок совершения некоторых обрядов.

2.   Великое освящение воды

2.1.  Значение святой воды в жизни христианина

Значение воды в жизни человека трудно переоценить. Она до такой степени включена в повседневные человеческие дела, что почти любая бытовая жизнедеятельность становится невозможна без использования этого удивительного химического соединения. Но вода применяется человеком не только в земных нуждах; будучи освящена, она используется при совершении Таинств Церкви, для исцеления душевных и телесных недугов, при освящении храмов, жилых домов и хозяйственных построек, «всякой вещи» необходимой в быту, а также орудий труда и многого другого. Такие «неестественные функции» вода отчасти имела уже в ветхозаветные времена, но в полноте своей они были приобретены ею после евангельского события – Крещения Христа во Иордане, когда совершилось действительное освящение всей водной стихии через погружение в нее воплотившегося Бога.

Освященная вода именуется святой водой или агиасмой (греч. святыня).

Великая агиасма получает такую благодать Божию, что при благоговейном использовании может сохраняться в течение многих лет, не зацветая и не загнивая. Но это только видимая сторона дела. В духовном плане Великая агиасма имеет гораздо большие благодатные дары. Как говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”».

2.2.  Порядок совершения Великого водоосвящения

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в навечерие, и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, а также и крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления («Постановления Апостольские», кн. 5, гл. 13. Свидетельства историков: блаженного Феодорита Киррского, святителя Никифора Каллиста); в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя.

В начале чинопоследования иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный крест с одной стороны – спереди, и священнослужители выходят из алтаря через Царские врата. Предстоятель, предваряемый двумя свещеносцами и диаконами с кадилами, несет на голове крест, а еще один из священнослужителей несет Святое Евангелие. Подойдя к большим сосудам, заранее наполненным водой, предстоятель снимает крест с головы, осеняет им молящихся на четыре стороны и кладет его на застланный стол. Все зажигают свечи, а настоятель, предшествуемый диаконом со свечой,трижды кадит стол, иконы, священнослужителей и молящихся.

Хор поет тропари:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа»(трижды);

«Днесь вод освящается естество…» (дважды);

«Яко человек на реку пришел еси…» (дважды);

«Слава, и ныне» – «Ко гласу вопиющего в пустыни…».

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: «Премудрость» и читаются три паремии из Книги пророка Исайи(35; 1-10, 55; 1-13, 12; 3-6), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от Живоносных источников спасения.

Затем читают послание апостола Павла (1Кор. 10; 1–4), в котором говорится о таинственном прообразе крещения иудеев и о духовной пище в пустыне.

Читается Евангелие от Марка (1; 9-12), повествующее о Крещении Господа «во струях Иорданских».

Затем следует великая ектенья: «Миром Господу помолимся…» со специальными прошениями об освящении воды, после чего священник читает две молитвы (тайную и гласную), а диакон кадит воду. Далее священник трижды благословляет воду рукой, произнося: «Сам убо, Человеколюбие, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию» и трижды погружает крест в воду, держа его прямо обеими руками и делая крестообразные движения.

Хор в это время поет тропарь праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Совершив освящение воды, священник кропит крестовидно на четыре стороны.

Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…» иерей окропляет весь храм.

Поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды) и священник творит отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…».

Молящиеся подходят к священнику для целования креста, а он окропляет их освященной водой.

3.   Молебны

В храме молебны совершаются обычно после окончания литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость.

Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного.

Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом.

На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

Особо отмечены в богослужебных книгах молебны: благодарственные молебны, на Новый год, при начале учебного года, молебен за воинов во время войны, о больных, над отправляющимися в путешествие или плавание, на благословение пчел, на копание колодца и его освящение, молебны во время засухи или беспрерывных дождей, во время наводнения, на благословение нового корабля, во время эпидемии и т.д. Во время молебна могут читаться акафисты Спасителю, Богородице и отдельным святым. Бывают молебны с водосвятием, во время которых освящается и раздается верующим святая вода.

Краткая схема молебна такова. После начального возгласа священника и пения молитвы “Царю Небесный” поются тропари святым, которым служится молебен. Священнослужители возглашают Спасителю: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, и хор повторяет за ними то же. Богородице: “Пресвятая Богородица, спаси нас”, и святым, называя его имя, например: “Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас”. Затем читаются Апостол и Евангелие. После него просительная ектения, на которой священник молится о всех предстоящих и по поданным ему записочкам с именами родственников и знакомых, потом читается молитва просительная, святым или благодарственная. На этом молебен заканчивается.

3.1.  Чин освящения нового дома

При освящении нового дома служится молебен с водосвятием. Священником читаются молитвы, в которых он просит Бога охранить хозяев от всякого зла, благословить и их, и дом, в котором они хотят жить, и подать им всего доброго в изобилии.

Дом окропляется святой водой с пением тропаря Кресту Христову: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое...”.

В заключении священник молится о том, чтобы “... Господь послал благословение на дом этот и на рабов Своих (здесь называются имена хозяев) и на всех, кто хочет в доме жить благочестиво, и послал им Своего милостивого Ангела, сохраняющего их от всякого зла и наставляющего их к добрым делам и исполнению Святых Христовых заповедей, чтобы сохранил их от голода, гибели, землетрясения, потопа, пожара, от оружия и войны, от смертоносных ран и даровал им здоровье и оградил долгими годами жизни и всем обогатил” (в переводе на русский).

3.2.  Молебен на Новый год

Этот молебен положен на начало церковного Нового года 1 сентября по старому стилю, или 14 по новому стилю. Но сейчас этот молебен служится перед 1 января, то есть перед обычным гражданским Новым годом.

В начале этого молебна Господу воссылаются особые новогодние прошения и благодарения.

После новогодних тропарей, чтения Апостола и Евангелия возглашаются и другие прошения: об избавлении от бед, даровании мира и любви, прощении грехов, об утверждении, укреплении Церкви.

В конце молебна поется торжественный гимн святого Амвросия Медиоланского “Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы. Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси. Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь”.

3.3.  Молебен в начале учебного года

Во время этого молебна Церковь молится Господу, чтобы Он послал отрокам, начинающим учебу, дух премудрости и разума, открыл их ум, сделал их сердце способным вместить доброе учение и просвятил их:

В конце молебна читается специальная молитва:

“Господь Бог и Создатель наш! Ты почтил людей тем, что создал нас по Своему образу, и научил Своих избранных удивляться внимающим Твоему учению, и открыл премудрость младенцам.

Ты, Который научил Твоей премудрости Соломона и всех, кто ее ищет. Открой сердца, умы и уста этих рабов Твоих, чтобы они приняли силу Твоего закона и с успехом учились преподаваемым им полезным знаниям во славу Твоего Пресвятого Имени, чтобы Церковь Твоя от этого строилась и имела пользу. Дай им понимать добрую и совершенную Твою волю. Избавь их от всякой бесовской напасти, соблюди их в Православии, и вере, и в благочестии, и чистоте во все время их жизни, чтобы преуспевали в разуме и исполнении Твоих заповедей. Чтобы таким образом подготовленные прославляли Пресвятое имя Твое и наследовали Царство Твое (в переводе на русский).

3.4.  Молебен о болящих

В этот молебен к обычным просьбам входят особые прошения о том, чтобы:

- простить всякое прегрешение, вольное и невольное, рабов Твоих...;

- Господь по милости Своей не вспоминал грехи, которые больной совершил по молодости или по неведению;

- Господь не презирал прилежной молитвы собравшихся, а милостиво услышал и подал больным здоровье, сотворил их добрыми и человеколюбивыми;

- Господь посетил больного Святым Своим Духом и исцелил его.

После Евангелия читается особая ектения о больных, в которой вспоминаются Евангельские примеры милосердия Спасителя: исцеление дочери Иаира, тещи апостола Петра. Вспоминаются также и ветхозаветные примеры покаяния Езекии, Манассии, ниневитян и Давида.

В конце молебна читается молитва:

“Владыко Вседержатель, Царь Святой, научающий, но не умертвляющий, укрепляющий падающих и поднимающий поверженных, исправляющий телесные скорби людей! Молимся Тебе, Боже наш, рабу Твоему (здесь называется имя болящего) немощному подай Твою милость и прости все его согрешения, вольные и невольные. Господи, пошли с неба Твою врачебную силу, прикоснись к его телу, погаси жар, ослабь страдания и скрывающуюся болезнь. Будь врачом Твоего раба (здесь называется имя больного), подними его с постели болезни и озлобления целого и совершенного, даруй его Твоей Святой Церкви творящего добро и исполняющего волю Твою...” (в переводе на русский).

3.5.  Благодарственный молебен

Особые прошения на этом молебне о том, чтобы:

- Господь милостиво принял сегодняшнее благодарение и молитву;

- Господь не гнушался благодарением от своих непотребных рабов, которое они приносят со смиренным сердцем за полученные от Него благодеяния;

- Господь и теперь услышал молитву нашу недостойную и всегда исполнял доброе намерение и желание верующих в Него и всегда подавал нам добро, потому что Он щедр к Церкви Своей, и всякому верующему.

После чтения Евангелия добавляются благодарственные прошения и молитва:

“Господи Иисусе Христе Боже наш, Бог всякого милосердия и щедрости, чья милость безмерна и милосердие у Которого бездонно. Припадая к Твоему величию со страхом и трепетом, как недостойные рабы благодаря Тебя за благодеяния рабам Твоим, славим, хвалим, воспеваем и возвеличиваем Тебя, как Господа, Владыку и Благодетеля, и припадаем и снова благодарим, моля смиренно Твое безмерное и невыразимое милосердие. И так же, как теперь Ты принял милостиво и исполнил молитву Твоих рабов, и впредь сподоби преуспевающих в Твоей любви и во всех добродетелях получить Твои благодеяния, избавляя Твою Святую Церковь и этот город (село) от всякого зла, и даруя им мир, сподобь всегда благодарить и воспевать Тебя с Твоим Безначальным Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом в едином существе славимого Бога” (в переводе на русский).

4.   Отпевания и панихиды

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд к Богу, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили. Так будет продолжаться до Страшного Суда, когда все люди всех поколений должны будут пройти перед Престолом Вседержителя и будет окончательно установлена участь каждого. До Страшного Суда, пока еще не закончилась земная история человечества, мы, то есть члены Церкви, оставшиеся на земле, можем помочь своим усопшим братьям. Эта помощь в первую очередь заключается в молитвах.

4.1.  Молитвы за умирающих

Молитва Церкви начинается еще на смертном одре. Над умирающими совершаются Таинства Покаяния, Причащения, Соборования. Если болезнь тяжелая, продолжительная и человек ждет смерти как избавления от страданий, а она все еще медлит, то Церковь просит Бога взять душу больного к себе, разлучить с телом. Для этого в Церкви установлен “Чин на разлучение души от тела”. Священник просит Господа: “Освободи раба Твоего от нестерпимой болезни и от обладающей им горькой немощи и упокой его там, где пребывают души праведников...”.

В момент разлучения души от тела установлен особый молебный канон “На исход души”. В нем от лица умирающего Церковь молится Богу, Пресвятой Богородице и ангелам о помиловании и спасении его души.

“Подобно каплям дождя недолгие и злые дни мои, уменьшаясь с течением лет, понемногу исчезают уже. Владычица, спаси меня!” — так начинается молебный канон.

В конце священник молится об освобождении души умирающего от всего, что ее связывало, от заклятия, о прощении грехов и упокоении со святыми.

4.2.  Приготовление к погребению

Душа человека отошла к Богу, а тело его осталось здесь. Оно было создано Богом из праха земного и должно в землю и возвратиться. После смерти тело обмывают, одевают. Руки должны быть сложены на груди крестообразно: правая поверх левой. Гроб окропляется святой водой. Дома тело усопшего кладут лицом к образам, то есть на восток, так, что если бы усопший открыл глаза, то увидел бы перед собой иконы. В храме можно приобрести венчик и покров. На венчике изображается Спаситель с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей в знак венца, который Господь приготовил праведникам. Венчик обычно представляет собой длинную бумажную полоску, которая помещается на лбу усопшего. Гроб покрывается священным покровом, означающим, что умерший находится под защитой Церкви. В руки усопшему дают небольшую икону Спасителя так, чтобы изображение было повернуто к его лицу.

Больше ничего в гроб класть не нужно.

Над усопшим до погребения читается Псалтирь.

Сразу же после смерти еще до отпевания по покойному можно служить панихиды. В первый же день можно пойти в храм и попросить отслужить панихиду, подать на Литургию записочку с указанием имени: “новопреставленного раба Божия ...(имя)”. Панихиды можно служить до погребения и после него.

Отпевают же покойного один раз.

4.3.  Отпевание

По церковному уставу, тело умершего положено переносить из дома в храм в сопровождении священника со свечами в руках, с пением “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. Сейчас это чаще всего невозможно: храм слишком далеко находится от дома. Поэтому покойного в храм не несут на руках, а привозят и ставят на время отпевания в середине храма напротив Царских Врат, лицом к алтарю и иконам. По окончании Литургии присутствующим раздаются свечи (их нужно купить заранее в храме родственникам покойного). Открыв Царские Врата, священник выходит для совершения отпевания.

По чину отпевания, то есть по порядку, установленному Церковью, сначала читается 17-я кафизма из Псалтири, затем поются тропари заупокойные. Между этими частями произносятся заупокойные ектении, то есть прошения за новопреставленного. Затем следует канон с припевами “Покой, Господи, душу усопшего раба (или рабу, или рабы) Твоего”.

В канон также вставляются заупокойные ектении. После канона читаются и поются стихиры, “блаженны” (заповеди блаженства) с тропарями, Апостол и Евангелие.

После Евангелия читается разрешительная молитва, в которой Святая Церковь через священника освобождает новопреставленного от всех клятв, заклятий, проклятий и от всех грехов (если перед смертью человек успел покаяться). Эта молитва, написанная на бумаге, вкладывается в правую руку покойного.

Заканчивается отпевание прощанием с покойным. Все пришедшие с ним проститься, кланяются перед гробом до земли и целуют покойного в лоб, в венчик. Во время прощания поются стихиры как бы от лица покойного.

Когда прощание закончено, священник закрывает навсегда лицо умершего покрывалом-саваном и сверху посыпает землей, то есть “предает земле”. Закрывается крышка гроба и кончается отпевание. Под пение “Святый Боже...” гроб выносится из храма и ставится на катафалк.

Если священник по просьбе родственников едет на кладбище, то вся процессия переноса тела от катафалка к могиле сопровождается каждением и пением “Святый Боже...”. У могилы служится краткая лития, и с пением гроб опускается в могилу. Уместно и здесь всем держать зажженные свечи. Пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят.

Отпевание должно быть совершено над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа и от Церкви. Даже если человек умер очень давно, его следует отпеть заочно.

4.4.  Панихида

Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства. Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим.

Панихида начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».

Читается псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». В этом псалме, в частности, псалмопевец изображает Божественное охранение верной души усопшего: «Он избавит тебя от сети ловцов и от слова мятежного, плечами Своими оградит Он тебя, под крылами Его безопасен будешь; щитом покроет тебя истина Его».

Затем следует великая ектенья, а священник читает тайную молитву следующего содержания: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему дарова́вый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже́ болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме́ (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина»… и возглашает: «Яко Ты еси Воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…». («Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшегося раба Твоего (имя его) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как Благой и Человеколюбивый Бог, прости ему всякое согрешение, совершенное им или словом, или делом, или мыслию; потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: Един Ты без греха; правосудие Твое – правосудие вечное и слово Твое – истина»... «Потому что Ты, Христе Боже наш, Воскресение, Жизнь и Упокоение усопшего раба Твоего (имя его)…»).

Далее в великой ектенье испрашивается для усопшего оставление и прощение согрешений, избавление от всякого мучения, скорби, душевных страданий, упокоение его души в месте светлом, радостном, мирном, там, где пребывают праведники.

После ектеньи поется Аллилуиа (трижды), в это же время диакон произносит стихи: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Души их во благих водворятся».

Словами последующих тропарей выражается трепетное ожидание Господа, грядущего к нам и подающего всем полезное своим мудрым человеколюбием, а также надежда на заступничество Божией Матери и ее помощь.

После этого поется 118-й псалом (17-я кафизма), обозначаемый в богослужебных книгах словом «Непорочны» и изображаемый тех, кто поступал по закону Господню.

Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим).

При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, произносимые от лица усопшего и изображающие таинственную судьбу человека.

Затем следует малая заупокойная ектенья и по возгласе – седален: «Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче».

«Слава» – и поют конец этого седальна: «И вся, яже в ве́дении…».

«И ныне» – Богородичен: «От Девы возсия́вый миру, Христе Боже, сы́ны света То́ю показавый, помилуй нас».

Читаемый далее 50-й псалом имеет цель сосредоточить наше внимание на собственном греховном недостоинстве.

После 50-го псалма читается заупокойный канон, который, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектеньями и особыми стихирами.

Канон составлен из девяти песней, каждая из которых состоит из нескольких тропарей, содержащих моления к конкретному лицу или лицам: ко Господу, к Пресвятой Богородице, мученикам.

После третьей песни канона читается седален: «Воистину суета всяческая, житие же – сень и соние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вкупе царие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец» («Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как говорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где вместе цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося раба Твоего (преставльшихся рабов Твоих), как Человеколюбец»).

После «Слава, и ныне» – «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя».

По шестой песни канона произносится ектенья малая, во время которой священник со свечой поет кондак: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Свечи священнослужителей знаменуют свет Христов, который ныне видит пред собою усопший. В кондаке, который поют священники от лица всей Церкви, они желают усопшему мирной пристани за гробом.

За кондаком следует икос: «Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и созда́вый человека, земнии убо от земли созда́хомся и в землю ту́южде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа» (трижды). («Ты Сам Один Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля есть и в землю отойдешь, куда все люди пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»).

Перед девятою песнью священник возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», но в ответ звучит не Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа», а хор поет: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи».

В минуты скорби человек по своей немощи не склонен к славословию, поэтому в панихиде восхваление Господа и Богоматери совершается святыми и чистыми духами небесными и душами тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство.

Потом следует Трисвятое по «Отче наш…» и поются тропари:

«Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В поко́ищи Твоем, Господи, идоже вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец». («С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец»).

«Слава» – «Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой».

«И ныне» – «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душам их».

Потом следует сугубая заупокойная ектенья: «Помилуй нас, Боже…»

Иерей произносит тайно молитву: «Боже духо́в…» и возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»

Диакон возглашает: «Премудрость».

Хор: «Честнейшую Херувим…».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник произносит отпуст:

«Воскресы́й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учинйт, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

В заключающем чинопоследование панихиды отпусте выражается надежда, что Господь склонится на молитвы Своей Пречистой Матери, святых учеников-Апостолов и других Своих святых угодников и помилует усопших, даровав им Царство Небесное. Свои милости Господь изливает также и на тех, кто потрудился в молитвенном поминовении усопших.

После отпуста диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!».

Хор: «Вечная память» (трижды).

Молитвенное воззвание: «Вечная память!», по словам святителя Симеона архиепископа Солунского, «есть дар и довершение всего, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего».

4.5.  Заупокойная лития

Чин великой панихиды достаточно продолжителен, поэтому совершать его в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно сложно. Церковный Устав, снисходя к человеческой немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в неделю, в пятницу вечером, да и то не на всех неделях церковного года. Так в праздники, посвященные памяти святых, которым положено славословие, полиелей или всенощное бдение, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. То же происходит и в предпразднства этих праздников. В эти дни вместо панихиды совершается особое краткое заупокойное последование – чин литии, которую можно служить ежедневно после вечерни и утрени. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, должна совершаться в притворе.

Приведем состав молитвословий заупокойной литии:

Возглас священника: «Благословен Бог наш…».

Хор: «Аминь». Трисвятое.

Чтец: «Пресвятая Троице…», «Отче наш…».

Хор – тропари, глас 4-й: «Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец».

«Слава» – «Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой».

«И ныне» – «Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его».

Священник – сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена), и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов их у Христа безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Хор: «Подай, Господи».

Священник: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник: «Боже духов…».

Возглас: «Яко Ты еси воскресение…».

Хор: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, ид еже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Священник: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слово рождшую, сущую Богородицу величаем».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды).

Благослови».

И творит священник отпуст:

«Живыми и мертвыми обладаяй, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего (имя), в селениих святых вселит и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

После этого священник возглашает вечную память: «Во блаженном успении вечный покой…».

Хор: «Вечная память» (трижды).

Проверочные вопросы:

  1. Что такое обряды? Каково их значение?
  2. Какие бывают обряды?
  3. Когда совершается Великое освящение воды?
  4. Для чего и как употребляют Великую агиасму?
  5. Какие молебны вам известны?
  6. Какова типичная схема молебна?
  7. Почему за молебном о болящих просят о прощении грехов?
  8. Какова цель молитв за умирающих?
  9. В чем заключается подготовка к погребению?
  10. Как совершается отпевание?
  11. Когда можно служить панихиду? Каковы ее составные части?
  12. В какой части храма положено совершать литию?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.
  2. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть вторая. Таинства Православной Церкви.
  3. Шиманский Г. И. Таинства и обряды. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. - 352 с.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), архиеп. Обряды Православной Церкви. –– М.: ЭКСМО. Издательство Московской Патриархии, 2012. 256 с.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с.

Видеоматериалы: