VI.2. Исход из Египта. Установление Пасхи. Исход из Египта. Чудесный переход через Чермное море

Цель занятия – рассмотреть историю и прообразовательное значение установления праздника Пасхи и Исхода  евреев из Египта.

Задачи:

  1. Рассмотреть повеления Божии о совершении исхода и о праздновании Пасхи.
  2. Рассмотреть прообразовательное значение праздника Пасхи.
  3. Рассмотреть переход евреев через Красное море, его историческое и прообразовательное значение.

План занятия:

  1. Провести повторение пройденного материала, вспомнив чем была обусловлена необходимость выхода евреев из Египта и какие события ему предшествовали.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать 16-24 главы Книги Исход, основную литературу, а также, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 15.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга вторая. О жертве агнца). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/2_1 (дата обращения: 15.12.2015).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Исход. (См. Вопрос 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_24 (дата обращения: 15.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие.  Изд. 3-е, испр., доп.  М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Праздник Пасхи. Чудеса во время исхода из Египта).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.5-5.7).
  3. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См. Толкование на Книгу Исход. Гл. 12-15).

Ключевые понятия:

  • Пасха;
  • месяц Авив (Нисан);
  • жертвенный агнец;
  • Агнец;
  • Чермное море.

Содержание занятия (открыть)

Контрольные вопросы:

  1. Какой была последняя египетская казнь? Благодаря чему евреи ее избежали?
  2. Какие повеления о праздновании Пасхи дает Бог Своему народу?
  3. Раскройте прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи?
  4. Что в символическом плане означает повеление вкушать опресноки в течение семи дней?
  5. Каким образом Господь предводительствовал Своим народом во время его шествия к Чермному морю?
  6. Каким образом был совершен переход через Красное море? Какое историческое значение он имел для израильского народа?
  7. Каково прообразовательное значение чудесного перехода через Чермное море?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

1.   Десятая казнь и установление праздника Пасхи

2.   Прообразовательное значение Пасхи

3.   Праздник опресноков

4.   Чудесный переход через Чермное море

5.   Историческое и прообразовательное значение перехода через Красное море

1.   Десятая казнь и установление праздника Пасхи

Исходу израильтян из Египта предшествовала последняя, десятая, и самая страшная казнь – умерщвление всех египетских первенцев.

Наступил весенний месяц Авив (месяц колосьев, впоследствии названный Нисаном). «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12.2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они должны не варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно было сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «А Я в сию самую ночь, – говорит Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота... И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши...» (Исх. 12.12–14).

2.   Прообразовательное значение Пасхи

Ветхозаветная Пасха является прообразом новозаветной Пасхи: в Ветхом Завете ежегодно приносилось в жертву животное, в Новом – Христос однажды принес Жертву за все человечество. Жертва Христова, прообразованная ветхозаветным агнцем, является Жертвой совершенной. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Тот Агнец приносился только за один народ, а этот принесен за всю вселенную; кровь того избавляла только иудеев от телесного наказания, а кровь этого стала общим очищением целой вселенной. Притом кровь иудейского агнца могла совершать то, что совершала, не по собственному свойству, но имела такую силу потому, что была прообразом этой крови».

Свт. Кирилл Александрийский аллегорически толкует многие установления Пасхи. Приведем несколько примеров: «Время совершения жертвы определяется в начале года, в первом месяце. Ибо начало всего есть Христос (Кол.1:18)»; Бог дает повеление о праздновании Пасхи еще, когда израильтяне были в рабстве, т.к. «душа человеческая не иначе может востечь к свободе от греха, как только чрез причастие Христу и по Его человеколюбию»; непорочность агнца указывает на то, что во Христе нет и тени греха. Также святитель отмечает, что запрет ломать кости агнцу «в историческом смысле может быть принимаемо о Спасителе нашем, так как воины Пилатовы не сокрушили «Ему голений» как написано (Ин. 19:33)». 

3.   Праздник опресноков

Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 день месяца) евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Символически закваска как остаток прежней выпечки означает гниение – наследие греха и порока. Блж. Феодорит Кирский раскрывая типологическую связь исхода евреев из Египта, их освобождения от рабства и обретения земли обетованной с освобождением от рабства греха и наследованием Царства Небесного, которые дарованы в Новом Завете Спасителем христианам, напоминает совет ап. Павла: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:7,8).

4.   Чудесный переход через Чермное море

Предсказание Господне свершилось. В ночь на пятнадцатый день месяца Авива, когда евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян, «и сделался великий вопль [по всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12.30). «И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы... И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12.31, 33).

Рано утром израильтяне покинули Египет. Их было шестьсот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей (Исх. 12.37). Они несли с собой останки патриарха Иосифа, как тот завещал им. В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь: днем Он шел впереди них в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13.21–22). Израильтяне двигались не кратчайшей дорогой в Палестину, а двигались на юг в сторону Красного моря. Здесь можно назвать две причины: во-первых, в Древнем Египте граница хорошо охранялась, и всякий человек, который ее пересекал, должен был пройти массу формальных процедур: объяснить кто он, откуда, зачем следует, и получить соответствующее разрешение. И, кроме того, эта граница была достаточно прочно укреплена, потому что именно с этого направления шли обычно нашествия с севера и с Междуречья, и со стороны Малой Азии. Конечно, для Бога это не препятствие. Но Он желал, несомненно, явить чудо такое, которое бы не забылось уже никогда. И этим чудом является как раз спасение израильтян в отчаянных обстоятельствах, а именно переход их через Красное море.

Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись, евреи стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13–14). И вот облачный столп, который привел израильтян к Красному морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Красного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.

Чудесное избавление от страшной опасности поразило евреев. Они поверили Богу и Моисею, и весь народ во главе с Моисеем стал прославлять Господа. Евреи здесь еще раз убедились, что Бог их отцов выше всех богов египетских.

5.   Историческое и прообразовательное значение перехода через Красное море

Чудесный переход через Чермное море стал одним из центральных фактов национального самосознания израильского народа. Сам Бог часто на него ссылается, говоря: «Я Бог, Который вывел тебя из Египта».

По выходе израильтян из моря, Моисей и затем Мариам на берегу воспевают Господу хвалебную песнь: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море: помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его…» (Исх. 15:1-21). Песнь эта составляет собой основу первой песни канона на утрени. Мессианский ее смысл (все библейские песни канона являются мессианскими пророчествами) выясняется при рассмотрении пророческого смысла воспетого в ней события.
Предание говорит, что Моисей, простирая жезл на море, изобразил им крест: «Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное море пресече Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие».
Исход есть первый этап путешествия в землю обетованную. Эта земля не есть самоцель, и наследование ее не есть конечная цель ветхозаветной истории. Земля обетованная есть образ Царствия Небесного – покой и благополучие, которые должны были получить израильтяне в этой земле, – образ того покоя и того блаженства, какие получат люди, приобщившись Царства Небесного. В этой связи несомненно, что переход через Чермное море, как первый этап, есть образ Крещения, которое после обретения веры необходимо для спасения.
Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:1-2). Свт. Феофан Затворник в толковании на послание к Коринфянам говорит так: «”Бывшее с ними есть образ совершающегося у нас: ибо море уподоблялось купели, облако – благодати Духа, Моисей – иерею, жезл – кресту, прешедший море Израиль – крещаемым, а преследующие египтяне представляли собой образ демонов, сам же фараон служил изображением диавола” (блж. Феодорит Кирский). Как в Моисея крестились? Не собственно в Моисея, но в Того, Кого он прообразовал. <…> Креститься в кого-то значит дать обязательство быть чьим-то, принадлежать ему вседушно. Хотя об израильтянах сказано, что в переходе через Чермное море они поверили Моисею рабу Божию (Исх. 14:31), но основа уверенности не в нем, а в Боге, явившем через него такое заступление. Поэтому и крещение израильтян в облаке и в море было через него в Бога и в Господа».

Египет символизирует греховную, страстную жизнь. Аскетический аспект Исхода раскрывает святитель Григорий Нисский: «Здесь повествование учит, что перешедшие через воду не должны по выходе из нее брать с собою ничего из вражеского войска. Ведь если враг выберется оттуда вместе с израильтянином, то и после перехода через воду останется у него в рабстве, так как выпустил тирана живым и не потопил его в морской пучине. Если мы раскроем смысл этого образа, то поймем, что все, перешедшие таинственную воду крещения, должны утопить в ней злое воинство: жадность, невоздержание, похоть, помышление о грабеже, страсть тщеславия и высокомерия, яростные чувства, гнев, негодование и прочие подобные им, следующие обычно за нашей природой, – сами эти страсти, а также лукавые помышления и их последствия». Т.е. подобно тому, как израильский народ, чудесно перейдя море, избавился от египетского рабства, так в водах новозаветного Крещения христианин избавляется от рабства диаволу.

В переходе евреев через Чермное море Церковь усматривает также прообраз Пресвятой Девы Марии, Ее приснодевство. По словам Богородична пятого гласа «В Чермном мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море по пришествии Израилеве пребысть непроходно. Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна».

Контрольные вопросы:

  1. Какой была последняя египетская казнь? Благодаря чему евреи ее избежали?
  2. Какие повеления о праздновании Пасхи дает Бог Своему народу?
  3. Раскройте прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи?
  4. Что в символическом плане означает повеление вкушать опресноки в течение семи дней?
  5. Каким образом Господь предводительствовал Своим народом во время его шествия к Чермному морю?
  6. Каким образом был совершен переход через Красное море? Какое историческое значение он имел для израильского народа?
  7. Каково прообразовательное значение чудесного перехода через Чермное море?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 15.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга вторая. О жертве агнца). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/2_1 (дата обращения: 15.12.2015).
  3. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Книгу Исход. (См. Вопрос 24). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-knigu-iskhod/#0_24 (дата обращения: 15.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие.  Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Праздник Пасхи. Чудеса во время исхода из Египта).
  2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.5-5.7).
  3. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См. Толкование на Книгу Исход. Гл. 12-15).

Видеоматериалы: