IV.9. О первом члене Символа веры. Падение и деятельность злых духов

Цель занятия – рассмотреть проблему существования зла в мире, падение и деятельность злых духов.

Задачи:

  1. Рассмотреть христианскую точку зрения на проблему существования зла в мире.
  2. Рассмотреть падение злых духов: свидетельства о нем Священного Писания и его сущность.
  3. Рассмотреть мотивы и деятельность злых духов по отношению к человеку, и отношение Бога к этой деятельности.

План занятия

  1. Вспомнить положения православного учения об Ангелах.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по желанию, просмотреть видеоматериалы и ознакомится с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ерм, ап. Пастырь. Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/10 (дата обращения: 08.12.2015). Заповедь седьмая. О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/11_1 (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах. Глава 21. Демоны не без труда сражаются с людьми. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_21 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 22. Демонам не дана власть вредить по произволу. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_22 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 23. Об ограничении власти демонов. Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_23  (дата обращения: 08.12.2015). Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях. Глава 8. О падении дьявола и ангелов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_8 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 10. Ответ о начале падения дьявола. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_10 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 12. О скоплении и беспокойстве демонов, пребывающих в воздухе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_12 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 14. Отчего злые духи получили имена властей или начальств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_14 (дата обращения: 08.12.2015).
  3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово об Ангелах. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo-ob-angelakh (дата обращения: 08.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.

Дополнительная литература:

  1. Александр (Семенов – Тянь-Шанский), еп. Православный катихизис. – М.: Издание Московской Патриархии. 1990.

Ключевые понятия:

  • зло;
  • диавол;   
  • бесы;
  • демоны.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Докажите, что с христианской точки зрения зло не является абстрактным понятием, а имеет в качестве своего источника конкретную личность.
  2. Как произошло падение злых духов?
  3. Как говорит Священное Писание о падении злых духов? Учитывая приведенные свидетельства, дайте определение злых духов.
  4. Какова сущность падения злых духов?
  5. Каково устройство мира падших духов?
  6. Какое основное чувство испытывают злые духи по отношению к человеку?
  7. Какова цель деятельности злых духов по отношению к человеку?
  8. Почему Бог попускает деятельность злых духов в мире?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

1.  Проблема зла

2.  Падение злых духов

3.  Священное Писание о падении злых духов

4.  Сущность падения злых духов

5.  Деятельность злых духов по отношению к людям и отношение Бога к их деятельности

1.  Проблема зла

Священное Писание говорит, что все творение «хорошо весьма (добро зело)» (Быт.1:31). Это надвременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Бога, Который благ, и потому оно – благо. Но откуда же в мире зло? Проблема зла — проблема по существу христианская, которая серьезно не может быть поставлена в контексте небиблейского мировоззрения. Для материалистических учений добро и зло сами по себе не существуют, но обусловлены человеческим восприятием, сам же мир нравственно нейтрален. В дуалистических учениях зло — необходимый элемент в структуре мироздания, одно из условий мировой гармонии. Пантеистические учения реальность зла вообще не признают, оно понимается как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло понимается как недостаток природы, то есть не как природа, а как то, чего природе в силу тех или иных причин недостает. Действительно, с христианской точки зрения зло не может иметь место среди тварных сущностей, ибо Бог не создавал зла. Тем не менее опыт человечества свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток природы. Зло имеет свою собственную активность.
Ответ на вопрос о природе зла дает Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш». Молитва Господня заканчивается прошением об избавлении нас от лукавого, но лукавый — это не нечто, а некто, некоторая личность. И зло не есть природа, а состояние природы, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу.

2.  Падение злых духов

На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. "светоносный") показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле "и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле" (прп. Иоанн Дамаскин). Вместе с ним отпали и другие ангелы.

3.  Священное Писание о падении злых духов

О падении злых духов говорится в Священном Писании: «И извержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.2:9); Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставившие свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.1:6); «...И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... и поражена была... третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Откр.8:10, 12). Некоторые толкователи видят в этих словах указание на то, что вместе с денницей отпала треть ангелов. Господь Иисус Христос говорит, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк.10:18).

Падение злых духов не совершилось одновременно. Сначала пал один – главный, и «ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов»: «сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8).

Господь Иисус Христос, указывая на власть, которую диавол имеет над грешниками, называет его «князем мира сего» (Ин.12:31), а апостол Павел даже «богом мира сего» (2Кор.4:4).

На основании Священного Писания можно дать следующее определение злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, однако зависимый в своем бытии от Бога, мир.

4.  Сущность падения злых духов

По мнению святых отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов или одним из высших Ангелов. Жизнь личностных существ должна быть общением в любви, и прежде всего с источником любви – Богом. Тварные личности должны быть подобны сообщающимся сосудам, постоянно наполняющимся и передающим свое содержание друг другу. Однако по необъяснимой прихоти один из высших Ангелов захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая, и таким образом стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот грех называется гордостью, суть его состоит в своекорыстном повороте внимания на себя самого. В результате собственное «я» ставится в центр мироздания, делается кумиром для самого себя, а все остальное становится средством к его ублажению, теряет свою самоценность.

Таким образом, сущностью падения ангелов является гордость: «начало греха – гордость» (Сир.10:15).

Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет монархическое устройство. Господь называет его «царством» (Мф.12:26). Единоличным главой этого царства является диавол, или сатана.

5.  Деятельность злых духов по отношению к людям и отношение Бога к их деятельности

Гордость обрекает личность на тотальное одиночество. «У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении». Таким образом, в отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:2). По толкованию святителя Григория Великого, «завистию диавола смерть вошла в мир земной: когда злый дух ... позавидовал человеку, созданному для неба». Поэтому главная цель деятельности злых духов – погубить людей. Апостол Петр говорит, что «диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1Пет. 5:8). Господь Иисус Христос называет диавола «человекоубийцей от начала» (Ин.8:44).

Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно ипостазируется, то есть становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы.

По неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло: так, например, Бог ожесточил сердце фараона (Исх.4:21; 7:3; 14:4); Бог послал злого духа на Саула (1 Цар.16:14; 19:9); Бог дал народу «недобрые заповеди» (Иез.20:25, по еврейскому тексту и переводу LXX); Бог предал людей «нечистоте», «постыдным страстям» и «превратному уму» (Рим.1:24-32). Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.

Таким образом, Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет: «Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».

Проверочные вопросы:

  1. Докажите, что с христианской точки зрения зло не является абстрактным понятием, а имеет в качестве своего источника конкретную личность.
  2. Как произошло падение злых духов?
  3. Как говорит Священное Писание о падении злых духов? Учитывая приведенные свидетельства, дайте определение злых духов.
  4. Какова сущность падения злых духов?
  5. Каково устройство мира падших духов?
  6. Какое основное чувство испытывают злые духи по отношению к человеку?
  7. Какова цель деятельности злых духов по отношению к человеку?
  8. Почему Бог попускает деятельность злых духов в мире?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ерм, ап. Пастырь. Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/10 (дата обращения: 08.12.2015). Заповедь седьмая. О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/11_1 (дата обращения: 01.12.2015).
  2. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах. Глава 21. Демоны не без труда сражаются с людьми. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_21 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 22. Демонам не дана власть вредить по произволу. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_22 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 23. Об ограничении власти демонов. Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/7_23  (дата обращения: 08.12.2015). Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях. Глава 8. О падении дьявола и ангелов. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_8 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 10. Ответ о начале падения дьявола. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_10 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 12. О скоплении и беспокойстве демонов, пребывающих в воздухе. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_12 (дата обращения: 08.12.2015). Глава 14. Отчего злые духи получили имена властей или начальств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/8_14 (дата обращения: 08.12.2015).
  3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово об Ангелах. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo-ob-angelakh (дата обращения: 08.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.

Дополнительная литература:

  1. Александр (Семенов – Тянь-Шанский), еп. Православный катихизис. – М.: Издание Московской Патриархии. 1990.

Видеоматериалы: