VI.1. Исход из Египта. Положение евреев в Египте. Призвание пророка Моисея. Казни египетские

Цель занятия – рассмотреть причины Исхода евреев из Египта и события, ему предшествующие.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как изменилось положение евреев в Египте со времени их переселения.
  2. Рассмотреть историю рождения, воспитания и пребывания в Египте пророка Моисея.
  3. 3. Рассмотреть призвание пророка Моисея, его историческое и прообразовательное значение.
  4. 4. Рассмотреть казни египетские.

План занятия:

  1. Провести повторение пройденного материала, вспомнив обстоятельства переселения евреев в Египет.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать 12-15 главы Книги Исход, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 07.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга первая). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. (См.: Книга Исход. Гл. 1-10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-iskhod/1  (дата обращения: 07.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Египетского рабства. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские).

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.1-5.4).
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл. 1-11).

Ключевые понятия:

  • купина неопалимая;
  • знамения;
  • казни египетские.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему Бог решает вывести израильский народ из Египта?
  2. Каким было положение евреев в Египте перед их исходом?
  3. Расскажите о рождении и воспитании пророка Моисея.
  4. По какой причине Моисей покинул Египет?
  5. Расскажите о призвании Богом Моисея. Какое Свое имя Бог ему открывает? Какие Он дает Моисею знамения?
  6. Каково прообразовательное значения горящего, но не сгорающего тернового куста?
  7. Почему Бог совершает над египтянами казни? Какие это были казни?

Иллюстрации: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

2.  Пребывание Моисея в Египте

3.  Призвание Моисея

4.  Казни египетские

1.  Положение израильтян в Египте 

После переселения в Египет израильские поселенцы легко освоились на новых местах. Семья Иакова быстро росла и вскоре превратилась в целый народ (Исх. 1:7), который стал называться израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера. Так исполнилось предсказание Божие Аврааму, что «потомки его будут пришельцами в земле не своей» (Быт. 15:13), где от них должен был произойти народ великий. Все они жили в земле Гесем (северо-восточная часть дельты Нила, пригодная для пастбищ) в шатрах и занимались скотоводством.

Видя, как быстро умножается Израиль, фараон, опасаясь предательства в случае нападения врагов, решил извести народ еврейский. По приказу фараона евреев толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня в день, от зари до зари, под нестерпимо палящими лучами солнца, а надсмотрщики подгоняли их палками (Исх. 1:8–14). Затем фараон приказал еврейским повивальным бабкам умерщвлять при родах всех младенцев мужского пола, а когда эти женщины не стали исполнять приказ фараона, приказал палачам, чтобы те отбирали у матерей новорожденных мальчиков и бросали их в Нил (Исх. 1:15–22). От всех этих притеснений стенали сыны Израилевы, и Бог услышал их (Исх. 2:23–24). Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.

2.  Пребывание Моисея в Египте

Моисей родился в колене Левия (Исх. 2:1–2). Чтобы спасти ребенка от рук фараона, родители Моисея положили трехмесячного младенца в корзинку и поставили в тростник у реки. Дочь фараона, придя на реку, увидела корзинку и достала ее из воды. Увидев в ней ребенка и сжалившись над ним, она решила взять его под свое покровительство, а пока он подрастал, поручила его заботам кормилицы-еврейки, которой стала сама мать Моисея. Когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10).

Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура (Деян. 7:22), Моисей в то же время сохранил в чистоте свои ум и сердце от грубого идолопоклонства египтян и утверждался в вере своих отцов. Живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой народ.

Однажды, придя к сынам Израилевым, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над одним евреем. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2:13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?» (Исх. 2:14). От этих слов испугался Моисей – он понял, что многие уже знают об убийстве египтянина. Узнал об этом и фараон. Спасаясь от его преследования, Моисей покинул Египет и укрылся на Синайском полуострове в земле Мадиамской. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского священника Иофора-Рагуила, и у него родились два сына (Исх. 2:21–22). Оставаясь в доме тестя, Моисей пас его скот.

3.  Призвание Моисея

Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив (Синай), которая у мадиамитян называлась горой Божией. Неподалеку Моисей увидел терновый куст, который вспыхнул огнем и не сгорал. Желая поближе разглядеть это загадочное явление, он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей! ...не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4–5). «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, – продолжал Господь. – ...Я увидел страдания народа Моего в Египте... и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей... в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев... Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону ...и выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3:7–10). С сознанием своего недостоинства Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону... и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:6–12). И Господь открывает имя Свое Моисею: «Я есмь Сущий» (по-еврейски, Яхве или, как неправильно читали в XIX в., что отразилось в Синодальном переводе Библии – «Иегова»). «И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий  [Иегова] послал меня к вам» (Исх. 3:14).

По повелению Господа Моисей должен был явиться в Египет к своим единоплеменникам и объявить старейшинам Божественное определение об освобождении народа от египетского рабства и о переселении их в обетованную землю. Затем Моисей вместе со старейшинами должен был явиться к фараону и попросить у него разрешения отпустить еврейский народ в пустыню для принесения жертвы Богу. Когда фараон разрешит израильскому народу удалиться в пустыню на три дня пути, тогда они могут, воспользовавшись этим случаем, навсегда покинуть страну рабства.

Господь предупредил Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотворения, он все же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссылаясь на свое косноязычие и отсутствие красноречия, которое так необходимо для вождя многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата, Аарона, который весьма красноречив и будет говорить от его имени: «Ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4:15). Наконец, Моисей повиновался воле Божией и отправился в Египет.

Образ горящего и несгорающего тернового куста («неопалимой купины») является прообразом и Христа, и Божьей Матери. Неопалимая купина прообразует соединение в Господе Иисусе Христе Божества и человечества. В отношении Божией Матери купина, объятая огнем, являет образ Приснодевства, т.е. сохранения Пречистой Богородицей девства и по рождении Сына.

4.  Казни египетские

На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. И народ воспрянул духом и радовался, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4:31). После этого оставалось только сообщить волю Божию фараону и просить его отпустить народ в пустыню для жертвоприношения.

С тех пор, как Моисей убил египтянина, прошло много лет, и в Египте правил уже другой фараон. Моисей вместе со своим братом вошел к нему и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:1–2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли (о жертвоприношении) появились от безделья, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки.

Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев (Исх. 7:10–13).

Тогда Моисей по повелению Божию наслал на Египет десять казней (Исх.7:15–12:32): (1) сперва вода Нила превратилась в кровь, потом поочередно появились в огромном количестве (2) жабы, (3) мошки и (4) песьи мухи, (5) далее случился мор скота, (6) тела людей покрылись гноящимися нарывами, (7) сильный град побил все, что было в поле: от человека до скота, и траву, и деревья, (8) а что еще осталось, поела саранча, (9) затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем, где жили евреи, они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские маги пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни они сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Бог решает вывести израильский народ из Египта?
  2. Каким было положение евреев в Египте перед их исходом?
  3. Расскажите о рождении и воспитании пророка Моисея.
  4. По какой причине Моисей покинул Египет?
  5. Расскажите о призвании Богом Моисея. Какое Свое имя Бог ему открывает? Какие Он дает Моисею знамения?
  6. Каково прообразовательное значения горящего, но не сгорающего тернового куста?
  7. Почему Бог совершает над египтянами казни? Какие это были казни?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея Законодателя. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o_moisee/ (дата обращения: 07.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. (См.: Книга первая). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-knigi-iskhod/1 (дата обращения: 07.12.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. (См.: Книга Исход. Гл. 1-10). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-iskhod/1  (дата обращения: 07.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Период Египетского рабства. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские).

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 5.1-5.4).
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Исход. Гл. 1-11).

Видеоматериалы: