V.2. История патриарха Иосифа. Переселение евреев в Египет

Цель занятия – рассмотреть историю и прообразовательные черты жизни патриарха Иосифа.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как складывались отношения Иосифа с братьями и отцом.
  2. Рассмотреть историю продажи Иосифа в рабство и его пребывания в Египте.
  3. Рассмотреть встречу Иосифа с братьями, их испытание и переселение Израиля в Египет.
  4. Рассмотреть духовный смысл благословения Иакова.
  5. Рассмотреть прообразовательные черты жизни Иосифа.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, кратко вспомнив основные этапы жизни патриарха Иакова и их духовное толкование.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать Книгу Иова, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 61-67. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/61 (дата обращения: 03.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга шестая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/6 (дата обращения: 03.12.2015), Книга седьмая.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/7 (дата обращения: 03.12.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 18. Слово о прекрасном Иосифе [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/18  (дата обращения: 03.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Главы 37 - 50.

Ключевые понятия:

  • рабство;
  • толкование сновидений;
  • благословение;
  • прообразовательные черты.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему Иаков любил Иосифа больше других своих сыновей и в чем это выражалось?
  2. Что послужило поводом для зависти и ненависти к Иосифу со стороны его братьев?
  3. Кто из братьев стал инициатором продажи Иосифа?
  4. Каким образом Иосиф попал в тюрьму в Египте?
  5. Благодаря чему произошло освобождение Иосифа из тюрьмы и возведение его на должность второго лица в Египте после фараона?
  6. Как произошла встреча Иосифа с братьями? Каким образом он их испытывал?
  7. Каково прообразовательное значение благословения сыновей Иосифа?
  8. В чем заключается мессианский смысл благословения Иуды?
  9. Какие черты служения Спасителя прообразуются в истории жизни патриарха Иосифа? Поясните.

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отношения Иосифа с отцом и братьями

2. Продажа Иосифа в рабство

3. Иосиф в Египте

4. Приезд братьев Иосифа в Египет за хлебом

5. Благословение Иакова

6. Смерть Иакова и Иосифа

7. Прообразовательные черты жизни патриарха Иосифа

1. Отношения Иосифа с отцом и братьями

Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа, отличающегося добродетелью. Как любимый сын, он постоянно находился при своем престарелом отце и лишь изредка навещал своих братьев, которые пасли скот. Простодушный и невинный, он с детскою наивностью, возвращаясь домой, рассказывал отцу о разных худых поступках своих братьев. В знак особого расположения к Иосифу Иаков сшил ему разноцветную одежду (Быт. 37:3). Братья стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Эта ненависть усилилась еще больше после того, как Иосиф рассказал им два своих сна. Первый: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». Единокровные братья возмутились и насмешливо спросили: «Неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» (Быт. 37:7-8). Во втором сне, Иосиф видел как одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. На этот раз даже Иаков рассердился и побранил своего любимца. У братьев же кипела ненависть к Иосифу.

2. Продажа Иосифа в рабство

Однажды братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и захотели убить его. Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его в ров» (Быт. 37:22). Он думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались; они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев – Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «Мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет» (Быт. 37:32). Иаков узнал одежду. «Это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф» (Быт. 37:33) – с горестью воскликнул он. Иаков долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.

3. Иосиф в Египте

Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифар. Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем, обвинив Иосифа в нецеломудренном отношении к ней. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму (см. Быт., гл. 39).

Вместе с Иосифом в темнице оказалось двое придворных фараона: виночерпий и хлебодар. Однажды им в одну и ту же ночь приснились странные сны. Главный виночерпий видел во сне виноградную лозу: на ней выросли три ветви, которые сперва покрылись цветом, а потом на них созрели ягоды. И тогда он подставил чашу, выжал из ягод сок и подал напиток фараону. Иосиф, по внушению Божию, сказал ему, что три ветви означают три дня, по прошествии которых он будет освобожден из темницы и получит прежнюю должность. Иосиф был уверен, что предсказание его непременно исполнится, и потому обратился к виночерпию с просьбой: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома…» (Быт. 40:14). Ободренный таким толкованием сна виночерпия, главный хлебодар тоже рассказал Иосифу свой сон. Ему приснилось, будто на голове у него три корзины. В верхней корзине находились различные хлебные изделия, которые клевали птицы. «Через три дня, — истолковал ему Иосиф, — фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя» (Быт. 40:19).

Действительно, спустя три дня предсказания Иосифа исполнились. Фараон праздновал день своего рождения и во время пира вспомнил о виночерпии и хлебодаре. Первого он помиловал и оставил на прежней должности, а второго велел казнить.

Спустя два года после этого фараону приснились два таинственных сна. В одном он видел, как из реки вышли семь тучных коров и стали пастись на прибрежном лугу, в тростнике. Но вот вслед за ними из воды вышли семь тощих коров и пожрали тучных. Необыкновенное сонное видение разбудило фараона, но вскоре он опять заснул и увидел другой сон. В другом сновидении ему представилось, что на одном стебле выросло семь хороших колосьев, налитых зерном, но рядом выросли другие семь колосьев пустых, иссушенных раскаленными ветрами Аравийской пустыни. Эти пустые колосья пожрали семь колосьев хороших, но от этого не стали полными. Загадочные сны привели фараона в смятение. Он созвал со всего Египта самых лучших волхвов и мудрецов, умеющих толковать сны, но никто из них не смог открыть фараону тайну этих снов.

Теперь главный виночерпий вспомнил об Иосифе. Он рассказал фараону про молодого еврея, который когда-то в темнице истолковал ему и хлебодару вещие сны. Эти сны впоследствии исполнились точно так, как об этом им предсказал молодой узник. Фараон приказал немедленно привести Иосифа во дворец. Узника остригли, переменили ему одежду и ввели к фараону. Когда царь рассказал ему свои сны о коровах и колосьях, Иосиф, вдохновленный Духом Божиим, сказал, что посредством этих снов Бог открывает фараону будущую судьбу его страны: наступают в Египте семь лет «великого изобилия», за которыми последуют семь лет сильного и большого голода. Кроме того Иосиф посоветовал фараону немедленно назначить мудрого управителя, который бы в годы изобилия собрал в амбары большие запасы хлеба, чтобы затем продолжительный голод не довел страну до разорения. Вдохновенное толкование снов и разумный совет Иосифа понравились фараону и всем его придворным. «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» — сказал фараон и тут же, при общем одобрении, назначил Иосифа своим наместником и отдал в его руки управление всем Египтом (Быт. 41:38).

4. Приезд братьев Иосифа в Египет за хлебом

Когда настал голод, стали отовсюду приезжать в Египет за хлебом. Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Взглянув на просителей, прибывших из Ханаана, Иосиф испытал сильное потрясение. Он сразу же узнал братьев, но прежде чем открыться им, Иосиф хотел узнать, есть ли у них чувство раскаяния в сделанном против него преступлении. К тому же ему очень хотелось узнать от них об отце и единокровном брате Вениамине.

Тогда Иосиф во всеуслышание начал обвинять братьев, будто они пришли в Египет не за тем, чтобы купить хлеб, а как соглядатаи. Сыновья Иакова всячески оправдывались, уверяли, что пришли только за хлебом, рассказывали, что у их престарелого отца, который прислал сюда, было двенадцать сыновей, из них самый младший остался дома, а один брат пропал без вести. Иосиф выслушал их и не подал виду, как глубоко взволновало его сообщение о том, что Иаков и Вениамин живы. Притворяясь крайне разгневанным, он продолжал обвинять братьев, будто они пришли со шпионскими целями. В конце концов, Иосиф, оставив в заложниках Симеона,  отпустил братьев с условием, что они приведут ему младшего брата.

Не подозревая, что египетский начальник понимает еврейский язык, сыновья Иакова стали горько сокрушаться и говорили между собой, что их постигло справедливое наказание за бесчестный поступок, который они совершили в отношении брата. Услышав их раскаяние, Иосиф глубоко расчувствовался, так что ему пришлось выйти в соседнюю комнату и там, в одиночестве, выплакать сердечную боль и тоску по семье. Иосиф приказал наполнить мешки братьев хлебом и в тайне от них положить в мешки серебро, заплаченное ими за хлеб.

В пути братья остановились на ночлег. Развязав мешки с пшеницей, чтобы дать корм ослам, они нашли свои деньги, уплаченные за хлеб. Думая, что произошла какая-то ошибка, братья решили вернуть деньги, когда в следующий раз прибудут в Египет.

Привезенные запасы пищи истощились, но Иаков не хотел отпускать Вениамина в Египет. Наконец, клятвенное обещание Иуды, что он на себя берет всю ответственность за безопасность Вениамина, сломило волю Иакова.

Иосиф, увидев Вениамина, пригласил братьев в свой дом. Он велел поварам приготовить обед. В полдень, когда наступило время обеда, к ним вошел Иосиф. Братья до земли поклонились египетскому начальнику и поднесли ему дары, присланные Иаковом. Во время обеда Иосиф заботился, чтобы юному Вениамину подавали большие порции и лучшие блюда. К обеду подали вино, и за столом вскоре воцарилось веселье. На следующий день Иосиф приказал своему домоправителю, чтобы он снова положил деньги в мешок каждого из братьев, а в мешок Вениамина велел сверх того положить свою серебряную чашу. Едва сыновья Иакова вместе с навьюченными ослами очутились за пределами города, Иосиф послал за ними в погоню своего домоправителя. Братья очень испугались, когда их внезапно окружила вооруженная стража во главе с домоправителем. Слуга Иосифа с грозным видом подошел к братьям и обвинил их в краже серебряной чаши наместника.

Братья, разумеется, горячо возражали и, согласившись, чтобы их обыскали, заявили: «У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть, и мы будем рабами господину нашему» (Быт. 44:9). Но домоправитель ответил, что он отведет в тюрьму только вора, который и станет рабом господина, а все остальные будут свободны. Каково было удивление братьев, когда серебряную чашу извлекли из мешка Вениамина! Сыновья Иакова в отчаянии рвали на себе одежды и оплакивали свою злосчастную судьбу. Они решили не покидать Вениамина в беде и вместе с ним вернулись во дворец Иосифа. Иуда обратился к Иосифу, говоря о смертельной скорби души их отца Иакова от потери последнего сына любимой им жены Рахили. В заключение он сказал: «Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими…» (Быт. 44:33).

После этих слов Иосиф больше уже не мог скрывать свои чувства. Он удалил из комнаты всех египтян и открыл братьям, кто он. «Я — Иосиф, жив ли еще отец мой?» — громко рыдая, сказал он своим братьям. Братья смутились, их охватил ужас, а Иосиф продолжал: «Подойдите ко мне... я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:3-5). Он нежно целовал каждого брата, но с особенно теплым чувством обнял Вениамина, любимого брата. Затем, когда он вытер слезы радости, сказал братьям: «Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит твой сын Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой, и все твое» (Быт. 45:9-11).

Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет. Перед отходом в Египет Иаков пришел в Вирсавию и принес жертвы Богу. И Господь явился ему ночью и сказал: «Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно» (Быт. 46.3, 4).

5. Благословение Иакова

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший, Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший, Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема как старшего, а Манассию как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т.к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49.10) – т.е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49.9) указывают на Его Воскресение.

6. Смерть Иакова и Иосифа

После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. Умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там (Быт. 49.33; 50.13).

После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро...» (Быт. 50.19–20).

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет народ Израильский из Египта и возвратит в землю Ханаанскую. Он также заповедал, чтобы кости его были перенесены в родную землю (Быт. 50.24–26).

7. Прообразовательные черты жизни патриарха Иосифа

В истории жизни патриарха Иосифа прообразуются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии, фактически равном убийству, – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан, – двадцать сребреников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку, – Иуда. Прообразовательным является безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте, и через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по Воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в Таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира», говорит само за себя.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Иаков любил Иосифа больше других своих сыновей и в чем это выражалось?
  2. Что послужило поводом для зависти и ненависти к Иосифу со стороны его братьев?
  3. Кто из братьев стал инициатором продажи Иосифа?
  4. Каким образом Иосиф попал в тюрьму в Египте?
  5. Благодаря чему произошло освобождение Иосифа из тюрьмы и возведение его на должность второго лица в Египте после фараона?
  6. Как произошла встреча Иосифа с братьями? Каким образом он их испытывал?
  7. Каково прообразовательное значение благословения сыновей Иосифа?
  8. В чем заключается мессианский смысл благословения Иуды?
  9. Какие черты служения Спасителя прообразуются в истории жизни патриарха Иосифа? Поясните.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 61-67. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/61 (дата обращения: 03.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга шестая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/6 (дата обращения: 03.12.2015), Книга седьмая.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/7 (дата обращения: 03.12.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 18. Слово о прекрасном Иосифе [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/18  (дата обращения: 03.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Главы 37 - 50.

Видеоматериалы: