V.1. История ближайших потомков Авраама: Исаака, Иакова. Сыновья Исаака. Продажа первородства. Жизнь патриарха Иакова

Цель занятия – рассмотреть историю жизни патриарха Иакова, в целом, и духовное значение некоторых событий.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю продажи первородства.
  2. Рассмотреть историю и духовно-нравственное значение получения благословения обманным путем.
  3. Рассмотреть историю побега и пребывания Иакова у Лавана, прообразовательное значение видения лествицы.
  4. Рассмотреть историю возвращения Иакова домой и духовный смысл его борьбы с Богом.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, кратко вспомнив смысл и прообразовательные черты жертвоприношения Исаака.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 37 - 50 Книги Бытия, основную литературу, по желанию, просмотреть видеоматериалы, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 50, 53-60. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/50  (дата обращения: 03.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. О Исаве и Иакове, что они служили образами двух народов, — Израиля и того, который произошел чрез веру во Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_4 (дата обращения: 03.12.2015), Книга четвертая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/4 (дата обращения: 03.12.2015), Книга пятая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/5 (дата обращения: 03.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Главы 24 - 36.

Ключевые понятия:

  • первородство;
  • видение;
  • Израиль.

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

Проверочные вопросы:

  1. При каких обстоятельствах состоялась продажа первородства Исава Иакову? Какое значение придавали этому братья?
  2. Почему Ревекка с Иаковом решают обманом получить благословение Исаака?
  3. Какое событие происходит с Иаковом во время его побега от Исава к дяде Лавану? Расскажите о его прообразовательном значении.
  4. Сколько сыновей было у Иакова? Назовите их имена.
  5. Каким образом Бог поддержал Иакова во время его возвращения домой, когда он испытывал страх перед Исавом? Что означает имя Израиль?

 

 

 

  1. Продажа первородства
  2. Благословение Исааком Иакова
  3. Побег Иакова от Исава. Видение лествицы
  4. Женитьба Иакова
  5. Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом

1.  Продажа первородства

Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, которые были даны его отцу Аврааму и были повторены Богом ему самому (Быт. 26:3–5, 24). Исааку было шестьдесят лет, когда жена его Ревекка родила ему близнецов. Первого назвали Исавом (косматым), так как он весь был покрыт волосами. Второму дали имя Иаков. Когда они выросли, то старший – Исав стал очень искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший – Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.

Однажды Исав вернулся с охоты очень усталым и голодным. Увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, он стал с нетерпением у него просить: «Дай мне поесть красного, красного этого». На это Иаков ответил: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав раздраженно сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Тогда Иаков потребовал от Исава клятвенного обещания: «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:30–33). Нетерпеливый и легкомысленный Исав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.

В то время первенцу принадлежали особые права, которые назывались правами первородства. Перед смертью отец семейства передавал старшему сыну власть над младшими братьями, а также большую часть своего имения. Но самое главное заключалось в том, что старший сын получал Божии обетования, данные его отцу, о рождении Спасителя мира.

2.  Благословение Исааком Иакова

Исаак к старости почти потерял зрение и не различал даже своих близких. Однажды он позвал к себе Исава и сказал: «Вот, я состарился; не знаю дня моей смерти; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:2–4). Исав немедленно отправился на охоту, чтобы выполнить волю отца. Ревекка же подслушала их разговор и решила, воспользовавшись отсутствием Исава, подослать к отцу Иакова и обманным путем получить у него благословение, которое дается лишь первородному сыну. Иаков испугался и стал возражать: «Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение» (Быт. 27:11–12). Но Ревекка рассеяла его опасения и велела ему принести из стада двух козлят. Из козлят она приготовила кушанье, надела на Иакова одежду Исава, чтобы от нее исходил запах полей, а руки и шею обложила ему шкурами козлят. Иаков вошел к отцу и, выдавая себя за Исава, предложил ему кушанье. Исаак был удивлен, что Исав так быстро вернулся с охоты, и, чтобы удостовериться, ощупал Иакова руками: «Голос, голос Иакова, – сказал удивленный Исаак, – а руки, руки Исавовы» (Быт. 27:22). Когда Исаак поел и выпил вина, его опять охватили сомнения. Он попросил мнимого Исава поцеловать его и успокоился, почувствовав запах пропитанной потом одежды. Исаак сказал радостно: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь» (Быт. 27:27). И тут же он совершил над Иаковом торжественное благословение, которое делало его первородным сыном и главным наследником Божиих обетований. Вскоре с охоты пришел Исав и приготовил отцу его любимое кушанье из дичи. Войдя к Исааку, он сказал: «Встань, отец мой, и поешь дичи сына своего, чтобы благословила меня душа твоя» (Быт. 27:31). Но к своему ужасу, он узнает, что его брат прежде него приходил к отцу и, воспользовавшись слепотой Исаака, хитростью взял у него благословение.

Здесь речь идет не о том, что первородство можно купить и благословение Божие получить обманом, а о том, что оно достается достойному. Главное в действиях Ревекки и Иакова – это дерзновение веры. При том, что Иаков потом много пострадал именно за эту свою ложь, за свое лукавство, – жизнь его была исполнена многих скорбей, но, тем не менее, Господь принимает его дерзновение.

3.  Побег Иакова от Исава. Видение лествицы

Исав воспылал гневом и грозил убить Иакова, но, щадя любимого отца, он решил исполнить свою угрозу после его смерти. Ревекка, опасаясь за жизнь Иакова, сказала ему: «Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего... на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда» (Быт. 27:42–45).

Отправившись в далекий путь, Иаков в первый день, очевидно, гонимый опасением своего свирепого брата, прошел более шестидесяти верст, и, дойдя до местечка Луз, остановился там переночевать. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвигал жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и от крайнего утомления заснул глубоким сном. И вот он видит чудесный сон: лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю...» (Быт. 28:13–15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий».

По церковному толкованию, лестница Иакова прообразовывает Пресвятую Деву Богородицу. Так, в церковных песнопениях, обращенных к Божией Матери, говорится: «лествица, возвысившая всех от земли благодатью», «лествица небесная, ею же сниде Бог», «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде»«Тебе, мысленную и одушевленную лествицу, на ней же Бог наш утвердися, ею же к небеси обретохом восхождение, песньми, Богородице, величаем». По словам прп. Иоанна Дамаскина, Господь «соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле, потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба, потому что глава Ее был Бог и Отец». «Ангелы восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12), т.к. в Своих молитвах Богородица велит ангелам вместе с Ней непрестанно помогать людям, вознося к Богу молитвы молящихся и низводя с небес людям помощь.

4.  Женитьба Иакова

Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана — Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно закутывается в покрывала, обманул Иакова и вместо Рахили отдал ему ее старшую сестру Лию, оправдываясь потом тем, что по местному обычаю «так не делают, чтобы младшую отдать прежде старшей» (Быт. 29:26). Затем возмущенному Иакову Лаван предложил и Рахиль с условием, что Иаков отработает после свадьбы с Рахилью у него еще семь лет, что тот и сделал. В течении вторых семи лет у Иакова родилось одиннадцать сыновей (от двух жен, Лии и Рахили, и двух их рабынь), и последним из них был Иосиф, сын Рахили. И еще несколько лет работал Иаков на Лавана, и приобрел этим себе многое богатство.

5.  Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом

Когда по прошествии двадцати лет Иаков, наконец, по повелению Божию покинул Лавана и возвращался домой с женами, детьми и скотом, он, находясь в лагере в Маханаиме, послал брату своему Исаву послов сказать о своем возвращении. Вскоре ему сообщили о приближении Исава во главе четырехсот человек. Иаков испугался и взмолился Богу: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» (Быт. 32:11). И ночью совершилось одно из самых таинственных и великих событий в жизни Иакова: ему явился Господь в человеческом образе и всю ночь, до появления зари, боролся с ним. Когда появилась заря, Господь перестал бороться с Иаковом (повредив ему ногу), благословил его и назвал его новым именем – Израиль, что значит «богоборец»: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Тем самым Бог утвердил Иакова на встречу с Исавом, а также показал будущую историю потомков Иакова – народа Израильского, которая будет состоять из противодействия этого народа божественному призванию, из временных испытаний и потерь материальных, но все же и из обладания непреходящими духовными благами.

Наутро Иаков благополучно встретил Исава, и они примирились. Иаков, возвратившись в Ханаан, поселился в городе Сихем и там поставил жертвенник, где призывал имя Господа Бога Израилева (Быт. 33:19–20). После этого Бог сказал Иакову: «встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего» (Быт. 35:1). И переселился туда Иаков. Там снова явился ему Господь и повторил обетование, данное Аврааму: «Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» (Быт. 35:11,12). После этого Израиль ушел из Вефиля (по дороге при рождении Вениамина умерла Рахиль) и, наконец, вернулся в Хеврон к отцу своему Исааку, который тогда еще был жив. После кончины Исаака на сто восьмидесятом году жизни (Быт. 35:29) Иаков остался жить у дубравы Мамре, и было у него двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин, от которых потом произошли двенадцать колен или племен народа еврейского.

Проверочные вопросы:

  1. При каких обстоятельствах состоялась продажа первородства Исава Иакову? Какое значение придавали этому братья?
  2. Почему Ревекка с Иаковом решают обманом получить благословение Исаака?
  3. Какое событие происходит с Иаковом во время его побега от Исава к дяде Лавану? Расскажите о его прообразовательном значении.
  4. Сколько сыновей было у Иакова? Назовите их имена.
  5. Каким образом Бог поддержал Иакова во время его возвращения домой, когда он испытывал страх перед Исавом? Что означает имя Израиль?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 50, 53-60. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/50  (дата обращения: 03.12.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. О Исаве и Иакове, что они служили образами двух народов, — Израиля и того, который произошел чрез веру во Христа. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_4 (дата обращения: 03.12.2015), Книга четвертая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/4 (дата обращения: 03.12.2015), Книга пятая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/5 (дата обращения: 03.12.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Главы 24 - 36.

Видеоматериалы: