V.4. Таинства и обряды. Таинство Елеосвящения. Таинство Брака

Цель занятия – рассмотреть определение, значение, историю установления и чинопоследования Таинств Елеосвящения и Брака.

Задачи:

1. Рассмотреть определение и значение Таинства Елеосвящения.

2. Рассмотреть установление Таинства Елеосвящения.

3. Рассмотреть чинопоследование Таинства Елеосвящения.

4. Рассмотреть определение и значение Таинства Брака.

5. Рассмотреть установление Таинства Брака.

6. Познакомить слушателей с историей Таинства Брака и его чинопоследованием.

7. Дать информацию о церковно-канонических препятствиях к Браку и днях, когда это Таинство не совершается.

План занятия:

1. Провести проверку домашнего задания.

2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видеоматериалов.

3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.

4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, источник и дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о браке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/ (дата обращения: 01.12.2015).

Основная учебная литература:

2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т.2. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.

4. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть вторая. Таинства Православной Церкви.

5. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с.

Дополнительная литература:

6. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

7. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с.

Ключевые понятия:

- Елеосвящение;

- Соборование;

- елей;

- болезнь;

- исцеление;

- Брак;

- Венчание.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. Какова цель Таинства Елеосвящения?

2. Каково христианское понимание болезни?

3. Приведите цитату из Священного Писания, являющуюся основанием Таинства Елеосвящения.

4. Какое символическое значение имеет елей? Приведите примеры его использования из Священного Писания.

5. Кратко опишите чинопоследование Таинства Елеосвящения.

6. Какова цель брака?

7. С какого времени в истории человечества появляется необходимость призывания Божиего благословения на вступающих в брак?

8. Из каких двух частей состоит чин Таинства Венчания? Что они означают?

9. Какие действия совершаются на Обручении?

10. Какие прошения звучат в молитвах о брачующихся на Венчании?

11. Каков смысл читаемого на Венчании зачала из Послания апостола Павла Ефесянам?

12. Почему на Венчании читается отрывок из Евангелия о претворении воды в вино Христом на свадьбе в Кане Галилейской?

13. Какие существуют препятствия к совершению Таинства Брака?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

 

1. Таинство Елеосвящения

1.1. Определение и значение Таинства Елеосвящения

1.2. Установление Таинства Елеосвящения

1.3. Чинопоследование Таинства Елеосвящения

2. Таинство Брака

2.1. Определение Таинства Брака

2.2.  Установление Таинства Брака

2.3.  Чинопоследование Таинства Брака

2.3.1. История развития чинопоследования Таинства Брака

2.3.2. Состав чина Таинства Венчания

2.3.2.1. Последование Обручения

2.3.2.2. Последование Венчания

2.3.3. Церковно-канонические препятствия к Браку

2.3.4. Дни, когда Таинство Венчания не совершается

1. Таинство Елеосвящения

1.1. Определение и значение Таинства Елеосвящения

Христос пришёл в мир, чтобы «понести болезни» людей. Одним из проявлений Его божественного мессианства было исцеление недужных. И как Он Сам, через Святого Духа, пребывает в Церкви, так и Его целительная сила остаётся с нами.

Таинство помазания больных – это особая молитва Церкви об исцелении. Если вера христиан достаточно сильна, и если на то есть воля Божья, мы можем надеяться, что Господь исцелит болящих.

Цель Таинства Елеосвящения – исцеление и прощение грехов. В христианстве болезнь понимается как следствие греховности человеческого естества: болезнь тела неразрывно связана с греховным состоянием души. Связь между болезнью и грехом установлена уже в Ветхом Завете, согласно которой болезни вошли в жизнь человека как одно из последствий грехопадения (см.: Быт. 3:16-19). Нередко болезнь воспринималась как действие карающей десницы Бога (см.: Иов. 16:12; 19:21). С другой стороны, болезнь может быть послана человеку при посредстве сатаны (см.: Иов. 2:7). Болезни в Ветхом Завете воспринимались как наказание за грехи; соответственно молитва об исцелении сопровождается исповеданием грехов (см.: Пс. 37:2-6; 38:9-12). Ветхий Завет не запрещает обращаться к врачам, пользоваться лекарственными средствами (см.: 4Цар. 20:7; Тов. 11:10-11; Иер. 8:22). Однако обращение к врачам без одновременной надежды на помощь Божию греховно (см.: 2Пар. 16:12).

Вслед за Ветхим Заветом Новый Завет признает и роль сатаны как одну из причин болезней человека: Иисус говорит о согбенной женщине, что ее «связал сатана» (см.: Лк. 13:16). Однако основной причиной болезни в Новом Завете признается грех. Поэтому, исцеляя людей, Иисус одновременно отпускает их грехи (см.: Мф. 9:2; Мк. 2:5; Лк. 5:20) и предостерегает от повторения прежних грехов (см.: Ин. 5:14). Тем самым указывается на неполноту исцеления тела без уврачевания души.

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души – как обезбоженности человека, как его лишенности действия освящающей Божественной благодати.

Так или иначе, но смерть неизбежно приходит к человеку. Всем суждено умереть, даже тем, кому в этой жизни была дарована отсрочка через исцеление. Исцеление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время ещё «поработать спасению».

Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. В древности оно также называлось: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием.

Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».

1.2. Установление Таинства Елеосвящения

Говоря о богословском основании Таинства Елеосвящения в Священном Писании, прежде всего, следует привести отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). Возможно, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: мы видим здесь только его прообраз. Следом за этим мы можем припомнить фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10:8). Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения мы обнаруживаем в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое.

В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8; 103:15), любви (см.: Песн. 1:2), дружбы (см.: Притч. 27:9), братского общения (см.: Пс. 132:2). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников[1]. Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1-6; 16:13).

В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1-13). Греческое слово (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

1.3. Чинопоследование Таинства Елеосвящения

Свидетельства о существовании Таинства Елеосвящения в творениях восточно-христианских писателей III—V веков немногочисленны. Все они к тому же являются косвенными. Так, например, Ориген цитирует слова апостола Иакова о помазании елеем больных, говоря о покаянии; при этом он заменяет слова «пусть помолятся над ним» на «пусть возложат на него руки» (что может подтверждать обычай возложения рук при помазании елеем). Святитель Иоанн Златоуст упоминает тех, «которые с верою и благовременно, помазавшись елеем, освободились от болезней», однако не дает никаких указаний, где и как происходило это помазание. Молчание восточно-христианских авторов по поводу елеосвящения, вероятно, можно объяснить относительной неразработанностью этого Таинства в указанный период, а также, возможно, тем, что употреблялось оно редко – лишь в случае особо тяжких болезней.

Местом совершения Таинства Елеосвящения, если следовать указаниям апостола Иакова, должен служить дом больного («болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров»). Однако существуют многочисленные свидетельства о том, что Таинство – по крайней мере, начиная с IV века – совершалось также и в храмах. Возникновению этого обычая способствовало устройство больниц при храмах в VI-VII веках, а также оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии.

С XIII века практика совершения Соборования претерпевает существенные изменения. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга (к вечерне, утрене и Литургии), то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея».

Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.

Возможно ли совершение Таинства елеопомазания над здоровыми людьми? Однозначно на это ответить нельзя. С одной стороны, все чинопоследование Таинства показывает, что оно должно совершаться над тяжело больным человеком, чье здоровье и сама жизнь находятся в серьезной опасности. С другой стороны, в богословской и литургической литературе начиная с X века неоднократно упоминается – в том или ином контексте – возможность помазания здоровых людей, присутствующих при помазании больного. В греческой рукописи 1027 года говорится, что наряду с больным Таинство могут принять его домочадцы. Подобные указания сохраняются в греческих и славянских рукописях до XVII века включительно.

Представление о том, что елеопомазание может быть совершено над здоровыми людьми, привело на православном Востоке к появлению практики так называемого «общего соборования», когда Таинство елеосвящения совершалось в массовом порядке над всеми желающими. Практика эта довольно ранняя: она существовала в константинопольской Великой церкви и оттуда попала на Русь.

Кратко рассмотрим современное чинопоследование Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до «Отче наш» и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Следует еще раз подчеркнуть особый покаянный настрой всего чинопоследования Таинства Соборования. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее мы слышим покаянный 50-й псалом. Затем начинается «канон». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. Эта ектения приготавливает нас к моменту освящения елея. За ней следует собственно молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребренникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и в заключение – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Торжествующей Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Как уже сказано, во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь мы находим и тексты, связанные с темой елея: например, уже цитировавшийся отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Слышим мы здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие нас столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; главный из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребренникам и целителям и наконец глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям (разумеется, если он в силах это сделать) и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство.

2. Таинство Брака

2.1.  Определение Таинства Брака

По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется Браком, или Венчанием.

Книга Бытия, описывая сотворение человека, говорит о том, что Адам, дав, по повелению Божью, имена всем зверям и птицам небесным, не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18), – сказал Господь. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:21-23).

Таким образом, человек получил от Господа великий дар – друга, достойного его любви. Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама. Это значит, что Ева – «плоть от плоти» Адама, – имеющая с ним теснейшую, неразрывную связь, не должна быть унижаема им, но не может над ним и господствовать. Так апостол Павел свидетельствует, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29).

Цель брачного союза двояка. Во-первых, это взаимная любовь мужа и жены: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт 2:24). Во-вторых, это чадородие, размножение: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1:28). Обе заповеди даны до грехопадения, и обе они должны были быть реализованы в том брачном союзе, который замыслил Творец.

2.2. Установление Таинства Брака

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю. Он создал их друг для друга, дал их друг другу без права выбора. И они приняли друг друга как дар Божий, без сомнений и колебаний. Они вместе жили в саду Эдемском, вместе оказались изгнанными из рая, вместе начинали жизнь на земле изгнания, вместе воспитывали детей, вместе пережили смерть Авеля и другие скорби, выпавшие на их долю. Они отошли в мир иной и, по учению Православной Церкви, оказались в аду. На православной иконе «Сошествие во ад» изображен Христос, выводящий из ада обоих этих людей, которые сохранили верность друг другу в Эдеме и в шеоле, в радости и в скорби. Они вместе жили, вместе умерли и вместе воскресли. Речь идет не о двух человеческих судьбах, но об одной судьбе двух людей, связанных навечно.

В Ветхом Завете есть и много других примеров брачных союзов, которые отличает взаимная любовь и которые Бог благословляет обильным потомством. «Патриархи» израильского народа – Авраам, Исаак, Иаков – были женатыми людьми, и жены играли немаловажную роль в их судьбе. С каждым из них Бог заключал завет, но реализация этого завета была возможна только при помощи их жен, поскольку основным содержанием завета было именно дарование потомства.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Господь Иисус Христос, повторяя ветхозаветные установления, возводит брак на высоту Таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:3-6).

Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (см.: Ин.2:1-11).

В Посланиях брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (Еф.5:32-33).

Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно – картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.

2.3. Чинопоследование Таинства Брака

2.3.1. История развития чинопоследования Таинства Брака

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.

Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин.

Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян».

Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста – девица), либо о землю (если невеста – вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.

В христианском чинопоследовании Брака постоянно упоминаются в качестве примера для подражания семьи ветхозаветных праведников: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция.

Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», – свидетельствует Климент Александрийский.

Попечение Церкви о вступающих в брак прослеживается по писаниям Святых Отцов и по тем документам, которые принимали церковные соборы. Так святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к святителю Поликарпу Смирнскому пишет: «Женящимся и посягающим (выходящим замуж) надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Святые Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящается вступление в брак, а святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Нужно… призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае… супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божьей».

В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь.

Таинство венчания складывалось на протяжении многих столетий.

В VI веке церковное венчание совершается при бракосочетании императора, однако еще не становится общепринятым.

К IX веку церковное венчание – широко распространенный обычай. Однако литургически венчание в этот период не выделялось в самостоятельное Таинство, а совершалось совместно с Евхаристией. Это подтверждает, в частности, преподобный Феодор Студит, по словам которого венчание сопровождалось краткой молитвой епископа «пред всем народом» во время Литургии.

Прп. Феодор приводит текст (или, скорее, часть текста) этой молитвы: «Сам, о Владыко, ниспошли руку Твою от жилища Святаго Твоего и соедини Твоих рабов и создание Твое. Ниспошли им Твое единое сочетание умов; венчай их в плоть едину; сотвори их брак честен; сохрани их ложе неоскверненным; благоволи, чтобы их совместная жизнь была безупречной».

То, что Браковенчание вводилось в древности в чин Литургии, отражается в ряде совпадающих составных элементов Таинств Евхаристии и Брака: начальный возглас «Благословено Царство…», великая ектенья, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектенья, возглас «И сподоби нас, Владыко…», пение «Отче наш» и др.

В IX-X веках чинопоследование Венчания сложилось в основных чертах.

К XIII веку Браковенчание окончательно отделяется от Литургии, но внутренняя связь этих Таинств остается. Поэтому на протяжении всего времени существования Таинства Венчания жених и невеста готовятся к нему постом и покаянием, а в день Венчания вместе причащаются Святых Христовых Тайн.

Чин Венчания получает свой современный вид в XVI веке.

2.3.2. Состав чина Таинства Венчания

Чин Таинства складывается из двух частей – обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части.

При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.

Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.

2.3.2.1. Последование Обручения

Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, совершает перед ними каждение, и после этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся.

Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и читается «обычное начало».

После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.

Священник, взяв сперва кольцо жениха, произносит трижды: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки.

Затем берет кольцо[2] невесты и трижды крестит ее главу невесты: «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)» и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.

Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами.

Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.

2.3.2.2. Последование Венчания

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый или розовый плат. Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.

Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?»

Ответ: «Имею, честный отче».

Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»

Ответ: «Нет, не связан».

Затем священник спрашивает невесту: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»

Ответ: «Имею, честный отче».

Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»

Ответ: «Нет, не связана».

Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.

После этого литургическим возгласом – «Благословено Царство…» – начинается Венчание.

После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы, в которых раскрывается духовный смысл Брака и прослеживается связь христианского Таинства Брака с теми ветхозаветными браками древних праведников, а также с образами новозаветных христианских святых. В этих молитвах мы находим обращенное к Богу прошение, чтобы Он благословил и сей Брак так же, как были благословлены браки ветхозаветных и новозаветных святых Авраама и Сары, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенефы, Моисея и Сепфоры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Священник молит Господа сохранить сочетавшихся Браком, как были сохранены (вот, посмотрите, как нелегко жить в браке, с какими страшными библейскими испытаниями сравниваются постигающие человека в Браке искушения) – Ной в ковчеге, Иона во чреве китовом и три отрока в пещи Вавилонской. Есть здесь прошение и о том, чтобы даровать венчающимся в Браке такую же радость, какую испытала царица Елена, обретя честный Крест Христов. Здесь же присутствует и молитва о родителях жениха и невесты, и прошение даровать вступающим в Брак мирную жизнь, долгоденствие, взаимную любовь, доброчадие, и выражается надежда на то, что эти христиане получат от Бога неувядаемый венец славы и воссияют подобно светилам на небесах.

После этих молитв наступает главный момент Таинства.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения.

1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле – царем и царицей.

2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.

3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: «Положил еси на главáх их венцы, от кáменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им»[3].

Стих: «Яко дáси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим».

Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф.5:20-33): «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Последние слова чтения: «А жена да боится своего мужа» нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли о «средневековой темноте и забитости» женщины, а потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого. Конечно, никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Поэтому, будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой, имея одного главу – Господа Иисуса Христа.

Замечательные слова сказал святой Иоанн Златоуст в своей беседе на это послание апостола Павла: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью; но и хотя бы ты потерпел бы все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женою; а Он страдал за Церковь отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его … по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицанию, – так и ты поступай в отношении к своей жене: …умей привести к ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой… Не требуй от жены того, чего у нее нет. Видишь, что Церковь все получила от Владыки? Чрез Него она сделалась славною, чрез Него непорочною».

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11): «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жéно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».

После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных.

Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш».

Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».

Священник, осенив чашу крестным знáмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом – невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби – общие.

После этого иерей соединяет правые руки мужа и жены, а затем покрывает соединенные руки своей епитрахилью. Поверх епитрахили священник кладет руку. Это значит, что через священническую руку мужу вручается жена от лица всей Церкви и что Церковь навеки соединяет мужа с женой. Держа руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг здесь символизирует вечность, а троекратное обхождение совершается во славу Пресвятой Троицы. При обхождении поются тропари: «Исаие, ликуй…», где прославляется Богоматерь, «Святии мученицы…», где призываются мученики, подвигу которых уподобляется брачная жизнь, и «Слава Тебе, Христе Боже…» – благодарение Богу за совершившийся Брак, который должен стать зримым прославлением Пресвятой Троицы.

После этого священник снимает с супругов венцы, приветствуя их следующими словами: «Возвеличися, женишé, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия».

«И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занé тако благоволи Бог».

Далее следуют две небольшие молитвы. Первая из них начинается словами «Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый…». Здесь священник просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять их непорочные венцы в Царствии Небесном. Вторая молитва: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная, и Живоначальная Троица…». В ней иерей просит Святую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспеяние в вере, обилие земных и небесных благ – по молитвам Пресвятой Богородицы.

По окончании молитв новобрачные поздравляют друг друга поцелуем.

Произносится отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, и наоборот.

Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.

2.3.3. Церковно-канонические препятствия к Браку

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может:

1) Не допускается вступление в Брак более трех раз.

2) Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

3) Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

4) Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.

5) Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, - то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.

6) Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

7) Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

8) Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.

Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.

2.3.4. Дни, когда Таинство Венчания не совершается

Венчание не совершается:

1) в течение всех четырех многодневных постов;

2) во время Сырной седмицы (масленицы);

3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;

4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);

5) накануне двунадесятых и великих праздников;

6) накануне постных дней – среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);

8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);

9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.

Проверочные вопросы:

1. Какова цель Таинства Елеосвящения?

2. Каково христианское понимание болезни?

3. Приведите цитату из Священного Писания, являющуюся основанием Таинства Елеосвящения.

4. Какое символическое значение имеет елей? Приведите примеры его использования из Священного Писания.

5. Кратко опишите чинопоследование Таинства Елеосвящения.

6. Какова цель брака?

7. С какого времени в истории человечества появляется необходимость призывания Божиего благословения на вступающих в брак?

8. Из каких двух частей состоит чин Таинства Венчания? Что они означают?

9. Какие действия совершаются на Обручении?

10. Какие прошения звучат в молитвах о брачующихся на Венчании?

11. Каков смысл читаемого на Венчании зачала из Послания апостола Павла Ефесянам?

12. Почему на Венчании читается отрывок из Евангелия о претворении воды в вино Христом на свадьбе в Кане Галилейской?

13. Какие существуют препятствия к совершению Таинства Брака?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о браке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/ (дата обращения: 01.12.2015).

Основная учебная литература:

2. Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 347 с.– 2-е изд., расширенное и дополненное.

3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. Т.2. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.

4. Справочник православного человека. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть вторая. Таинства Православной Церкви.

5. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с.

Дополнительная литература:

6. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

7. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с.

Видеоматериалы:

 

 

 

[1] См. тему «V.2. Таинства и обряды. Таинство Миропомазания».

[2] Кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза.

[3] «Ты, Господи, положил на главах их венцы, украшенные камнями кристальной чистоты. Они просили у Тебя совместной жизни, и Ты дал ее им».