IV.7. О первом члене Символа веры. Христианское учение о сотворении мира

Цель занятия – рассмотреть христианское учение о сотворении мира.

Задачи:

  1. Дать оценку нехристианских теорий происхождения мира.
  2. Раскрыть суть христианского учения о сотворении мира.

План занятия

  1. Провести проверку домашнего задания, вспомнив ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.

Дополнительная литература:

  1. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.
  2. Александр (Семенов – Тянь-Шанский), еп. Православный катихизис. – М.: Издание Московской Патриархии. 1990.

Ключевые понятия:

  • творение из ничего;
  • материализм;
  • дуализм;
  • пантеизм;
  • эманация;
  • Демиург.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие вам известны нехристианские представления о происхождении мира?
  2. В чем заключается христианское учение о происхождении мира?
  3. Приведите цитаты из Священного Писания, которые говорят о сотворении мира Богом.
  4. Как Священное Писание говорит об участии в сотворении мира каждого из Трех Лиц Пресвятой Троицы?
  5. Какова причина сотворения мира?
  6. Какова цель существования мира?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

1.1. Материализм

1.2. Дуализм

1.3. Пантеизм

2. Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего»

3. Участие в сотворении мира всех Лиц Пресвятой Троицы

4. Причина и цель сотворения Богом мира

1.  Основные нехристианские воззрения на происхождение мира

Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, – вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три:

1) материализм;

2) дуализм;

3) пантеизм.

1.1. Материализм

Материализм, в противоположность идеализму, считает, что материя первичнее духа, сознания, идеи. Признание первичности материи равносильно отрицанию Божественного начала, приведшего мир в бытие, поэтому характерной чертой материализма является атеизм. К числу универсальных свойств материи материалисты относят «ее несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие...». Все явления в мире, согласно этому учению, представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

Это учение в настоящее время обнаруживает все более и более свою несостоятельность. Такие утверждения, как вечность, бесконечность материи и закономерность ее саморазвития, с точки зрения современной науки, являются сомнительными. Большинство ученых нашего времени считают, что мир имел начало и что он ограничен. Согласно научным наблюдениям, материя стремится отнюдь не к саморазвитию, не к усложнению своей структуры, а, наоборот, к распаду на более простые формы, к выравниванию всех возникших в ее структуре отклонений (в физике это явление называется «тепловой смертью»).

1.2. Дуализм

Дуализм существует в двух основных формах:

а) дуализм греческой античной философии (Платон), понимающий происхождение мира как результат воздействия Божественного начала (Демиурга) на извечно сосуществующую наряду с ним бесформенную материю, наделенную вечным, хаотичным движением;

б) дуализм восточных учений (зороастризм), где возникновение мира мыслится как следствие борьбы двух паритетных божественных начал, светлого и темного.

Типичным представителем дуализма является древнегреческий философ Платон (VI-III вв. до н.э.). Согласно его учению, существует высший и неизменный мир божественных идей. Ниже мира идей находится Демиург. Демиург – это творец и отец нашей Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческих душ. Он творит космос из совечной ему материи (некой бесформенной массы), наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз, данный в божественных идеях. Демиург согласно этому образцу возделывает праматерию.

Демиург не является в собственном смысле творцом. Ни первообраз, ни праматерия от него не зависят. Более того, он не всесилен: его стремлению устроить все «как можно лучше» противостоит сопротивление материи.

В процессе устроения бесформенная материя (которая сама по себе реально не существует, она есть только чистая возможность бытия) получает некоторое правдоподобие, становится слабым напоминанием мира идей. Таково же, с некоторыми незначительными различиями, учение Аристотеля.

Очевидно, что дуализм, признающий самостоятельный, отличный от единого Бога принцип существования, несовместим с христианским представлением о Боге как абсолютном существе.

1.3. Пантеизм

Пантеизм – учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога. Пантеисты «растворяют» Бога в природе и, наоборот, мир в Боге. Мир возникает из самого Божества. Он является эманацией (истечением) Божественной природы.

Например, в древнеиндийской религии Брахман – это абсолютное, высшее, безличное, духовное начало. Из него возникает мир во всем его многообразии. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. В этой религии различаются два образа бытия Брахмана. Безличное духовное начало – это Брахман невоплощенный и бессмертный. Мир и человек – Брахман воплощенный и смертный. Так индуисты говорят о тождестве Брахмана, мира и человеческого «Я»: «Я есть Брахман».

Пантеизм лежит в основе и неоплатонического учения о происхождении мира (III в. н.э.). Согласно этому учению, во главе бытия стоит сверхсущее Единое – Благо, не постижимое рассудком, невыразимое в слове, но постигаемое в сверхумном экстазе. Единое, от преизбытка своей мощи, как переполненная чаша, изливается и порождает нижестоящую иерархию: Ум, с идеями в нем, и Душу, обращенную к Уму и чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Душа порождает вещи этого мира, взирая на идеи, заключенные в Уме. Единое, ниспадая, все более умаляется. Таким образом, мир, по учению неоплатоников, возникает в результате какой-то таинственной катастрофы, которую можно назвать падением Бога. Соответственно, материя, с точки зрения этого учения, – зло, отрицание Единого.

2.  Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего»

Перечисленные выше теории далеки от богооткровенного учения, согласно которому мир сотворен Богом «из ничего». Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. Свт. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира».

Таким образом, Бог является Творцом мира не только по форме, но и по веществу. В Библии о творении мира из ничего прямо говорится только один раз, причем в неканонической книге: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7:28).

В Священном Писании имеются также и косвенные указания на творение мира из ничего. В Быт. 1:1 для выражения идеи творения использован еврейский глагол «бара», который может иметь двоякое значение: творение из ничего и создание из подручного материала. Однако очевидно, что здесь этот глагол употреблен в первом смысле, ибо в Быт. 1:2 сказано, что «земля была безвидна и пуста», а потом уже из этой неоформленной материи Бог создавал мир.

Кроме того, само наименование «вечный» в Священном Писанин прилагается только к Божеству и Божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру.

Следует подчеркнуть, что учение о творении Богом мира «из ничего», как открытое людям Самим Богом, принципиально отличается от всех космогонических теорий, изобретенных человеческим разумом, ограниченным и помраченным. Демиург Платона – не бог-творец, а скорее – устроитель Вселенной, художник, мастер космоса. Демиург только оформляет вечную, бесформенную материю, делая этот мир слабым образом мира божественного.

Творение не есть и саморазвертывание, бесконечное самораспространение Божества, как учит пантеизм. Согласно этому учению, Бог нуждается в творении мира, чтобы выразить Себя и достичь совершенства. Но Божественное Откровение учит:

1) что сотворенный мир не имеет ничего общего с Божественной Сущностью. Мир иноприроден Богу. Тварь произошла не из сущности Божией, поэтому святой Иоанн Дамаскин говорит, что «все (сотворенное) отстоит от Бога не местом, но природой». Это бесконечное расстояние между Божественной и тварной природами никогда не исчезает, оно только, по словам протоиерея Георгия Флоровского, как бы перекрывается безмерной любовью Божией, ибо лучи Божественной благодати пронизывают весь мир. Слияние Божественной и тварной природ исключено даже на вершинах обожения твари. «Даже когда я соединен с Тобой, – говорит преподобный Макарий Египетский, – даже когда мне кажется, что я больше от Тебя не отличаюсь, я знаю, что Ты – Господин, а я – раб». В другом месте он пишет о душе: «Он – Бог, а она – не бог. Он – Господь, а она – раба; Он – Творец, а она – тварь, Он – Создатель, а она – создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством»;

2) что не было никакой необходимости в Самой Божественной природе для сотворения мира. Утверждение, что мир сотворен «из ничего», означает еще и то, что для Бога в существовании мира не было никакой необходимости, ничто не довлело над Ним и не понуждало создавать мир. Творение – свободный акт Божественной воли, а не Божественной природы. Тварное бытие, по святителю Григорию Нисскому, есть осуществление Божественного желания. "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах" (Пс.134:6). Своим существованием мир всецело обязан своему Творцу. Только в Божественном слове – «да будет!» – он получает вечное основание для своего бытия. «Творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества», – говорит митрополит Московский Филарет (Дроздов). Некогда мир не существовал, и можно предположить, что мира могло бы и не быть. Но однажды получив бытие, тварь будет существовать вечно. Слово Божие не следует уподоблять произносимому слову человеческому, которое, выйдя из уст, тотчас прекращается и в воздухе исчезает. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего: «слово Его исходит, но не проходит. ...Слово Господне пребывает вовек» (1Пет.1:25). И не на время, но навсегда сотворил – Своим творческим глаголом привел тварь в бытие. «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится...» ( Пс.92:1). Даже разрушение этого мира в огне Апокалипсиса не будет возвратом к небытию. Будут новое небо и новая земля (Откр.21:1). Божественная воля, вызвавшая мир к бытию, непреложна.

3.  Участие в сотворении мира всех Лиц Пресвятой Троицы

Сотворение мира воспринимается в христианской традиции как творческий акт Триединого Бога, – акт, в котором принимали участие все три Лица Святой Троицы.

Наиболее полно идея творения выражена в первых двух главах книги Бытия, где Бог представлен как Творец неба и земли, воды и суши, растений и деревьев, солнца, луны и звезд, пресмыкающихся, рыб, животных и человека. Это повествование было известно и авторам других библейских книг, в которых мысль о Боге как о Творце мира и человека проходит красной нитью: «...В шесть дней создал Господь небо и землю... а в день седьмой почил» (Исх. 20:11; 31:17); «Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю» (4Цар. 19:15); «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем 9:6); «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его» (Пс. 94:5); «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс. 118:73); «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45:12).

В Новом Завете учение о сотворении Богом мира и человека многократно повторено (см.: Мф. 19:4; Мк. 10:6; Деян. 4:24; 7, 50; 14,15; 17, 24; Откр. 4:11; 10, 6). Однако к этому учению в Новом Завете добавлено представление о том, что Бог сотворил все через посредство Своего Слова: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Апостол Павел говорит о Боге, «создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3:9), «чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). Что же касается учения об участии Святого Духа в творении, то оно основано на утверждениях Библии о том, что при сотворении мира «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2) и что «Дух Божий создал человека» (Иов. 33:4). На участие Святого Духа в творении указывает, по мнению христианских толкователей, и следующий стих: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их» (Пс. 32:6).

Об участии трех Лиц Святой Троицы в творении Василий Великий говорит так: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын – причина созидательная, Дух Святой – причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается... Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа».

Отец, таким образом, есть Первопричина и Источник всего существующего, Сын есть Тот, Чьими руками Отец приводит мир в бытие, а Святой Дух довершает творческий процесс, доводит творение до совершенства. Святитель Григорий Богослов говорит о сотворении Богом ангельского мира: «И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом». Святителю Григорию вторит преподобный Иоанн Дамаскин: Бог «творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом».

4.  Причина и цель сотворения Богом мира

Бог – абсолютное совершенство, поэтому сотворенный мир ничего не может добавить к сверхбытию Того, Кто блажен и, не имея нужды ни в чем, Сам дает «всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). Никто не в состоянии воздать Ему чем-либо равным тому, что Он дарует Своим творениям, «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

Бог не нуждается в мире как некоем объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь. До творения мира Бог не страдал от недостатка взаимообщения. Он всегда был Троицей, в Которой Три Ипостаси пребывают в непрерывном общении любви и созерцания Друг Друга. Мира могло бы и не быть, но Божественная жизнь не стала бы от этого беднее. По-настоящему мы не можем указать истинной причины для сотворения мира. Ничто не предшествовало Богу, и ничто не понуждало Его сотворить мир. Однако, наблюдая всюду в творении следы Божественной Благости: «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс.144:9), – мы говорим, что Его Благость, или любовь, явилась причиной сотворения мира.

По мысли святителя Григория Богослова, Благости свойственно распространяться и сообщать блага другим существам. Он пишет: «Поскольку для Благости недовольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы (Ее) благо, разливаясь, текло далее, умножая, сколько можно большее число облагодетельствованных (так как это свойственно высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные Силы... (а затем) другой мир, вещественный и видимый». Святой Иоанн Дамаскин несколько уточняет мысль святителя Григория: «Так как Благий и Преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку Благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его Благости, то Он приводит из не-сущего в бытие и созидает все как видимое, так и невидимое... Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом».

Итак, святые отцы говорят, что Божественная Благость, или, точнее, избыток Благости, – причина создания мира.

Нельзя считать, что цель сотворения мира состояла в том, чтобы Бог был прославляем Своими творениями. Бог имел славу «прежде мир не бысть» (Ин.17:5). Эта слава – Его вечные природные энергии, благодать, или свет. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пишет: «Бог имел высочайшую славу – от века... (Он) сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть "Отец славы" ( Еф.1:17); Сын Божий есть "сияние славы" ( Евр.1:3) и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть; равным образом Дух Божий есть "Дух славы" (1 Пет. 4, 14). В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей... Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари». Подобную мысль высказывает и Блаженный феодорит: «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих, но по единой Своей Благости даровал бытие Ангелам, Архангелам и всякому созданию... Бог ни в чем не нуждается, но Он, будучи бездна благости, благоволил не-сущим даровать бытие».

Таким образом, цель, поставленная перед тварью, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества. А путь или средство к обожению – в прославлении Бога благочестивой жизнью. К этому призывает Апостол: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах и в душах ваших, которые суть Божий» (1Кор.6:20). «Итак, едите ли, пьете ли или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). В «Пространном православном катехизисе» митрополита Филарета (Дроздова) говорится, что мир сотворен Богом, чтобы тварные существа, прославляя Его, участвовали в Его Благости.

Если неодушевленные и неразумные творения постоянно, хотя и бессознательно, служат орудиями откровения беспредельного величия и Благости Божией, неумолкаемо провозглашая Божественную Славу (Пс. 18, 1-5; 49, 6; 96, 6), то разумные существа призваны славословить Бога свободно и сознательно, и тем самым восходить к единению с Ним. Святитель Филарет (Дроздов) говорит, что человек поставлен священником и пророком по отношению к твари, он призван возглавить величественный хор земных существ, славословящих Творца, «дабы высшим языком духа разрешать ее чувственные вещания».

Проверочные вопросы:

  1. Какие вам известны нехристианские представления о происхождении мира?
  2. В чем заключается христианское учение о происхождении мира?
  3. Приведите цитаты из Священного Писания, которые говорят о сотворении мира Богом.
  4. Как Священное Писание говорит об участии в сотворении мира каждого из Трех Лиц Пресвятой Троицы?
  5. Какова причина сотворения мира?
  6. Какова цель существования мира?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.

Дополнительная литература:

  1. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.
  2. Александр (Семенов – Тянь-Шанский), еп. Православный катихизис. – М.: Издание Московской Патриархии. 1990.
Видеоматериалы: