IV.5. О первом члене Символа веры. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы

Цель занятия – рассмотреть суть учения великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы и его значение для окончательной формулировки Символа веры.

Задачи:

  1. Сделать обзор указаний Священного Писания на единосущие Лиц Пресвятой Троицы.
  2. Дать информацию о результатах работы I Вселенского Собора и предмете богословских споров после него.
  3. Рассмотреть введенную великими Каппадокийцами троичную терминологию и сущность их учения.
  4. Рассмотреть изменения, внесенные в Символ веры на II Вселенском Соборе.

План занятия

  1. Совместно со слушателями вспомнить содержание предыдущего занятия, обращая особое внимание на рассмотренные еретические учения.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.

Ключевые понятия:

  • иносущие;
  • Ипостась;
  • Лицо;
  • Природа;
  • Сущность;
  • Духоборчество;
  • Евсевианство;
  • Субординатизм;
  • Каппадокийцы;
  • Личность;
  • Единородный Сын.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какие цитаты из Священного Писания, свидетельствующие о том, что Отец и Сын единосущны, Вы можете привести?
  2. На каком Соборе было осуждено арианство? Какой термин впервые был введен в вероопределение, принятое на этом соборе?
  3. Что стало предметом богословских споров, разразившихся после Никейского Собора?
  4. Какие терминологические определения были разработаны Каппадокийцами?
  5. Каким образом был раскрыт смысл понятия "единосущный" в отношении Божественных Лиц?
  6. В чем принципиальное отличие единосущия в человеческом роде и единосущия в Троице?
  7. Как соотносится понятие единосущия Лиц Пресвятой Троицы с Откровением о то, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8)?
  8. Как соотносятся понятия личности и природы?
  9. Выделите в Никео-Константинопольском Символе веры и проанализируйте слова, в которых отражено православное учение о Святой Троице.

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Указания на единосущие Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании

2.  Осуждение ереси Ария на I Вселенском Соборе

3.  Продолжение богословских споров после Собора в Никее

4.  Учение великих Каппадокийцев

5.  Понятие личности; личность и природа

6.  II Вселенский Собор

1.  Указания на единосущие Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании

Мы именуем Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30); «видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9); «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:10). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» (Евр.1:5). Мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: «Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» (1Ин.5:20). Или еще: «Бог Сына Своего (греч. «идиу» — собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32).

Евангелие именует Спасителя Единородным, а значит, и Единосущным Сыном. «И Слово стало плотию... и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», — пишет святой Апостол Иоанн Богослов (Ин.1:14). Там же говорится, что Слово — «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1, 18). Преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия». Он — той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое... творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего...» — пишет святой Иоанн.

Что касается Святого Духа, то Сам Господь в крещальной заповеди возвещает единство Духа с Отцом, как необходимый и спасительный догмат (Мф. 28:19).

Несмотря на все эти свидетельства Священного Писания, понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице было облечено в точные богословские формулировки. Выработать соответствующую терминологию было необходимо, во-первых, для того, чтобы опровергать возникавшие ереси, и, во-вторых, чтобы о Троице можно было говорить людям, воспитанным на традициях античной философии.

2.  Осуждение ереси Ария на I Вселенском Соборе

В начале IV века ересь Ария[1] быстро получила широкое распространение и вызвала бурные споры на всем христианском Востоке. По поводу учения Ария императором Константином Великим был созван в Никее в 325 году I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены.

Плодом догматической деятельности Собора явился Никейский Символ веры в семи членах. В текст Символа был внесен небиблейский термин «единосущный (omousios)», посредством которого отцы Собора выразили учение об отношениях Божественных Лиц. Учение о Второй Ипостаси звучит здесь следующим образом: «Веруем... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли...» К тексту Символа присоединились анафематизмы против главнейших положений учения Ария.

3.  Продолжение богословских споров после Собора в Никее

Отцы I Вселенского Собора не дали точного разъяснения термина «единосущный». По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет.

Сторонников Никейской веры заподозрили в савеллианстве, то есть в исповедании слияния Лиц Святой Троицы, и большая часть епископов Востока отступила от употребления Никейского определения во имя прежних и привычных выражений церковного предания. Наиболее активными «антиникейцами» были евсевиане, державшиеся субординатизма Оригена и поставлявшие Сына ниже Отца. К ним примыкали уже действительные еретики, считавшие Сына творением. Арианство раскололось на несколько течений. Среди еретиков были и более умеренные, которые, признавая Божество Сына, отвергали Божество Святого Духа. К этим так называемым полуарианам, или духоборам, относилась группа македонских епископов. Таким образом, фронт антиникейской оппозиции был широким и, при неясности имевшейся богословской терминологии, среди православных епископов возникала атмосфера подозрительности и враждебности. По рассказу церковного историка Сократа, сделав слово «единосущный» предметом своих бесед и исследований, епископы возбудили между собой междоусобную войну, и эта война «ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую». Одни уклонялись от слова «единосущный», полагая, что принимающие его вводят ересь Савеллия, и потому называли их хулителями, как бы отрицающими личное бытие Сына Божия. Другие, защищавшие единосущие, думали, что противники их вводят многобожие, и отвращались от них, как от вводителей язычества».

В результате долгой и напряженной борьбы, осложненной вмешательством императорской власти и интригами ариан, восточные епископы убедились, что никакое другое вероизложение, кроме Никейского, не может быть достаточным для выражения православной веры. В разъяснении смысла понятия «единосущный» состоит заслуга святителя Афанасия Александрийского. В свою очередь, каппадокийские отцы – святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский – определили различие терминов «сущность» и «ипостась», что и стало по существу конечной целью всех тринитарных споров IV века.

Церковь особо почтила заслуги святителя Григория Назианзина, удостоив его звания «Богослова». В своих словах о богословии он с особой глубиной и силой поэта воспел Божественную Троицу, в Которой все «Три суть едино... Единица в Троице поклоняемая, и Троица в Единице возглавляемая, вся царственная, единопрестольная, равнославная, премирная и превысшая времени, несозданная, невидимая, неприкосновенная, непостижимая».

4.  Учение великих Каппадокийцев

Каппадокийцам удалось, прежде всего, упорядочить троичную терминологию.

Во-первых, они четко разграничили понятия «сущности» и «ипостаси», которые в доникейском богословии сколь-либо четко не различались. Каппадокийцы определили различия между сущностью и ипостасью как между общим и частным. Согласно их учению, сущность Божества и ее отличительные свойства, неначинаемость бытия и Божественное достоинство, в равной степени принадлежат всем трем Ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, каждое из которых обладает всей полнотой Божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней.

Во-вторых, Каппадокийцы отождествили понятия «ипостаси» и «лица». Слово «ипостась» означало конкретное, индивидуальное, самобытное существование, то, что существует через самого себя. Например, имеется отвлеченная сущность «человек», а Петр, Павел, Тимофей суть конкретные проявления ее в лицах, каждый из них представляет собой отдельное, самобытное существо, или ипостась. В то же время, например, человеческий разум не может быть назван ипостасью, поскольку не существует самобытно, через самого себя, но только в составе человеческого существа, являясь его свойством. При этом термин «ипостась» мог использоваться; как по отношению к личностным, свободно-разумным существам, так и в отношении безличных вещей. Слово «лицо» в языке того времени являлось термином, относящимся не к онтологическому, а скорее к описательному плану и могло означать физиономию, маску актера или юридическую роль. Поэтому «лицо» использовалось для обозначения модуса, функции природы, а не самостоятельного бытия и не было достаточным для обоснования реального различия Божественных Лиц. Именно этот термин использовали в своем учении о Троице модалисты. Вследствие отождествления понятие «лицо» получило онтологическую нагруженность, переместилось из описательного плана в план онтологический, а понятие «ипостась» наполнилось персоналистическим содержанием. Таким образом, Каппадокийцы сумели обосновать ипостасный характер Божественных Лиц: Отец, Сын и Святой Дух не просто модусы, функции, производные от Божественной природы, а реально различные самобытные существа. Как говорил свт. Григорий Богослов, Божественные Лица не безличные силы, а три «разумных, совершенных, самостоятельных» существа, «разделенных по числу, а не по Божеству».

Благодаря этим терминологическим нововведениям удалось раскрыть смысл понятия «единосущный». Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело. О тварных существах одного рода (например, о людях) также говорят как о единосущных. Однако единосущие в человеческом роде и единосущие в Троице — принципиально различные реальности. В тварном мире ипостаси делят природу: Петр, Павел, Тимофеи суть не только различные, но и отдельные, обособленные один от другого, существа или индивидуумы. Каждое человеческое «я» живет своей собственной жизнью, отличной от жизни других людей. Таким образом, в человеческом роде под единосущием мы понимаем тождество качественных характеристик, поскольку все люди обладают одинаковыми существенными свойствами. В Троице Лица не являются индивидуумами. Божественные Лица не делят природу на части, но каждое Лицо заключает в себе общую природу во всей полноте. Поэтому в Боге единосущие — это не просто совпадение качественных характеристик природы, но совершенное тождество самой жизни. Три Божественных «Я» без разделения содержат одну и ту же природу, живут одной и той же Божественной жизнью.

Приблизиться к пониманию тайны Божественного триединства нам помогает учение Откровения о том, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Единосущие Лиц Пресвятой Троицы есть единство в любви, где каждое из Лиц без остатка отдает свою жизнь другим Лицам, являясь при этом совершенно открытым для их ответного действия.

5.  Понятие личности; личность и природа

Отождествив понятия «ипостаси» и «лица», Каппадокийцы явились создателями нового понятия, которого не знал античный мир. Это понятие — «личность».

Божественные Ипостаси обладают единой сущностью, поэтому нет никакого природного свойства или качества, по которому можно было бы их различать, однако Божественное Откровение не оставляет сомнения в том, что Отец, Сын и Святой Дух, будучи совершенно тождественны по природе, суть реально различные личностные существа.

В конечном счете, выразить различие между личностью и природой можно только посредством грамматических категорий «кто» и «что». Природа всегда отвечает на вопрос «что?» и обозначает некоторую качественность, тогда как личность, отвечая на вопрос «кто?», указывает на того, кто является субъектом действия или состояния. На вопрос «кто?» мы отвечаем именем собственным. Имя собственное является в нашем языке единственным адекватным средством для указания на тайну личности. Одним из первых этим методом различения воспользовался свт. Григорий Богослов, согласно которому, «Сын не Отец, потому что Отец один, но то же, что Отец. Дух не Сын, потому что Единородный один, но то же, что Сын».

Впоследствии в таком ключе высказывались и другие святые отцы. Так, в XII столетии свт. Николай Мефонский говорил: «Отец и Сын не одно, а два, хотя по естеству - одно, потому что — иной и иной, хотя не иное и иное».

Учение великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц привело к отказу от попыток мыслить личность в категориях природы: личность не есть ни часть, ни свойство, ни функция природы. Соотношение между понятиями природы и личности можно выразить следующим образом. Если природа есть некоторая качественность, то личность — конкретный носитель качеств. Личность, заключающая в себе природу, определяет способ ее существования или образ бытия, является принципом индивидуализации разумной природы, началом, в котором природа обретает свое действительное существование и в котором созерцается. Природа по отношению к личности является ее внутренним содержанием. Впрочем, следует иметь в виду, что это различие носит методологический характер, ибо как разумная природа вне личности есть всего лишь общее понятие, так и личность без природы не более, чем абстрактный принцип.

6.  II Вселенский Собор

В 381 году в Константинополе состоялся II Вселенский Собор. На нем православными были признаны епископы, исповедавшие Божество Сына и несотворенность Святого Духа. Вместе с арианами разных партий осуждению подверглись, в частности, евномиане и 36 епископов-македонян, не пожелавших признать, что Святой Дух — не творение. Православное учение о Святой Троице было запечатлено в Никео-Константинопольском Символе веры.

Из шести членов этого Символа, относящихся ко Второй Ипостаси, первый говорит об онтологической связи Сына с Отцом, а остальные пять — о деле спасения мира Иисусом Христом.

Сын Божий исповедуется Единым и Единородным, чем отвергается еретическое (в частности, динамистическое) учение об усыновлении Иисуса Богом как простого человека. Сын един со Отцом и является Сыном Божиим по природе, а не по благодати.

Мы исповедуем Сына, «рожденного прежде всех век». Это утверждение о вечности Сына направлено против ариан, учивших, что «было время, когда Его не было».

Далее возвещается, что Сын — «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного». Здесь подчеркивается единство Отца и Сына по Божественной Природе и ее энергии.

Против ариан направлены слова: «рожденна, несотворенна, единосущна Отцу». Первыми двумя словами опровергается арианское учение о тварности Сына, а последнее определяет сущностное единство Отца и Сына.

В этом Символе опущено никейское выражение, утверждающее, что Сын рождается «из сущности Отца». Термин «единосущный», вошедший в оба вероизложения, означает совершенное тождество сущности Отца и Сына, поэтому выражение «из сущности Отца» создавало определенные терминологические трудности. Впрочем, сами никейские отцы, в частности, святитель Афанасий Александрийский, не видели никакого противоречия между выражениями «из сущности» и «единосущный». Для них эти высказывания говорили об одном и том же, хотя и с несколько разных сторон: «из сущности» означало, что Сын рождается не по воле Отца и не является творением, сущность Сына Божественна; а термин «единосущный» подчеркивал полное единство и равенство по Сущности Отца и Сына.

Краткое определение Никейского Символа о Святом Духе: «Веруем... и во Святаго Духа» — отцы Константинопольского Собора значительно дополнили, и оно стало читаться так: «...И в Духа Святаго, Господа Животворящего (указывает, что Дух нетварен), Иже от Отца исходящего (т.е. Дух имеет бытие не через Сына), Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима (указание на равночестность Святого Духа Отцу и Сыну, на то, что Дух — не служебное существо), глаголавшего пророки».

После Второго Вселенского Собора Православная Церковь хранила в неповрежденности догмат о Божественной Троице.

Проверочные вопросы:

  1. Какие цитаты из Священного Писания, свидетельствующие о том, что Отец и Сын единосущны, Вы можете привести?
  2. На каком Соборе было осуждено арианство? Какой термин впервые был введен в вероопределение, принятое на этом соборе?
  3. Что стало предметом богословских споров, разразившихся после Никейского Собора?
  4. Какие терминологические определения были разработаны Каппадокийцами?
  5. Каким образом был раскрыт смысл понятия "единосущный" в отношении Божественных Лиц?
  6. В чем принципиальное отличие единосущия в человеческом роде и единосущия в Троице?
  7. Как соотносится понятие единосущия Лиц Пресвятой Троицы с Откровением о то, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8)?
  8. Как соотносятся понятия личности и природы?
  9. Выделите в Никео-Константинопольском Символе веры и проанализируйте слова, в которых отражено православное учение о Святой Троице.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  2. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.

 



[1] Арий учил, что Отец есть единый истинный Бог, а Сын является Его творением, был создан «из ничего», но имеет преимущество над прочими тварями, так как рожден раньше времени и веков.