IV.4. О первом члене Символа веры. Основные положения догмата о Пресвятой Троицы. Учение о Троице в Священном Писании. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице

Цель занятия – рассмотреть догмат о Пресвятой Троице и его предысторию.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные положения догмата о Пресвятой Троицы.
  2. Рассмотреть учение Священного Писания о Троице.
  3. Рассмотреть предпосылки формулировки догмата о Пресвятой Троице.

План занятия

  1. Провести проверку домашнего задания, вспомнив определения апофатических и катафатических свойств Божиих и приведя примеры катафатических свойств.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, просмотреть видеоматериалы и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/edinyj-bog-v-troitse-poklonjaemyj/#0_7 (дата обращения: 23.11.2015).
  2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Том 1 — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — 864 с.

Ключевые понятия:

  • догмат;
  • Троица;
  • монархианство;
  • динамизм (адопцианство);
  • модализм (савеллианство);
  • арианство.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Сформулируйте основные положения учения Православной Церкви о Триединстве Божества.
  2. Приведите примеры прикровенного указания на Троичность Божественных Лиц из Священного Писания Ветхого Завета.
  3. В каких событиях Евангельской истории Бог открывает Себя как Троица?
  4. Почему возникла необходимость выразить веру в Триединого Бога в четких формулировках? Появление каких ересей этому предшествовало?
  5. Какие  идеи лежат в основе ереси динамистов?
  6. Какие идеи лежат в основе модалистов?
  7. Что общего у модализма и динамизма?
  8. В чем суть ереси Ария?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

 

2. Свидетельства о Троице в Священном Писании

2.1. Свидетельства о Троице в Ветхом Завете

2.2. Свидетельства о Троице в Новом Завете

3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице

3.1. Монархианство

3.1.1. Динамизм

3.1.2. Модализм

3.2. Арианство

1. Догмат о Пресвятой Троице — основа христианской веры. Основные положения догмата

Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане и иудеи. Но понятия о единстве и высочайших свойствах Божиих не исчерпывают собой всей полноты христианского учения о Боге. Христианская вера посвящает нас в глубочайшую тайну внутренней жизни Бога. Она представляет единого по существу Бога троичным в Лицах. Именно вера в Бога-Троицу отличает христианство от других монотеистических религий. Так как Бог в Своем существе Един, то и все свойства Божии — Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие — принадлежат в равной мере всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух, вечны и всемогущи, как Бог Отец.

Учение о Пресвятой Троице дано в Божественном Откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна естественная философия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге.

Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным положениям:

1)  Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2)  Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3)  Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами: Отец нерожден, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

2. Свидетельства о Троице в Священном Писании

Впервые термин «Троица» введен в богословие апологетом II века святителем Феофилом Антиохийским, но это не означает, что до того времени Святая Церковь не исповедовала Троичной тайны. Учение о Боге, Троичном в Лицах, имеет основание в Писании Ветхого и Нового Заветов.

 

2.1. Свидетельства о Троице в Ветхом Завете

В ветхозаветные времена Божественная Премудрость, приспосабливаясь к уровню восприятия еврейского народа, склонного к многобожию, открывала, прежде всего, единство Божества.

Святой Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу».

Сообщение древним евреям учения о Пресвятой Троице во всей полноте не было бы полезно, ибо явилось бы для них не чем иным, как возвращением к многобожию. Ветхому Завету свойственен строжайший монотеизм. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета достаточное число указаний на множественность или троичность Лиц в Боге.

Указание на множественность Лиц содержится уже в первом стихе Библии.

«Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» – во множественном и буквально означает «боги». Святитель Филарет Московский замечает: «В сем месте еврейского текста слово «элогим», собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение «сотворил» показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения».

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в других местах Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26); «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22); «И сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:6-7).

Святитель Василий Великий так комментирует эти слова Священного Писания: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно».

Более ясное свидетельство о троичности Бога усматривается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей, которым Авраам поклонился как Единому. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой), и поклонился до земли, и сказал «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3)[1].

Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и ветхозаветное священническое благословение: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ.6:24-25). Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий, Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк услышал глас Божий: «кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?». Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис.6:3,8).

В Священном Писании Ветхого Завета отдельно говорится о Духе Божием, а также о Слове Божием и Премудрости Божией, которые при новозаветном осмыслении являются Вторым Лицом Пресвятой Троицы, т.е. Богом Сыном. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Дух Божий создал человека (Иов. 33:4) и живет в ноздрях его (Иов. 27:3); Дух Божий, или Дух Господень — «это дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Дух Божий в Ветхом Завете лишен личностных атрибутов — это скорее дыхание Божие, Его энергия, Его творческая и животворящая сила.

Существенную роль играет в Ветхом Завете и понятие «слово Божие». Слово Господа пребывает вечно (Ис.40:8), оно «навеки утверждено на небесах» (Пс.118:89). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как волну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» (Пс.147:4-7). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно «подобно огню» или «молоту, разбивающему скалу» (Иер.23:29). «Слово» Божие «никогда не возвращается к Богу тщетным» (Ис.55:11); «ни одно слово Божие не осталось неисполнившимся» (Нав.23:14). Слово Божие действует без промедления: «Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс.32:9). Слово Божие обладает целительной силой (Пс.106:20). В то же время «всемогущее слово Божие, как грозный воин» (Прем.18:15) с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания.

Слово Божие связано с Духом Божиим: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс.32:6). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на то, что в сотворении мира принимали участие три Лица Святой Троицы.

Существенную роль в Ветхом Завете играет представление о Премудрости Божией. Иногда Премудрость описывается как одно из качеств Бога: «у Него премудрость и сила, Его совет и разум» (Иов.12:13), «у Него могущество и премудрость» (Иов.12:16), «дивны судьбы Его, велика премудрость Его» (Ис.28:29). Однако в трех библейских книгах — Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова — Премудрость предстает как сила Божия, наделенная чертами живого духовного существа: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художника всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу...Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее: она таинница ума Божия и избирательница дел Его» ( Прем.7:21-30; 8:1,3,4).

Премудрость символически описывается в виде женщины, у которой есть ДОМ (Притч. 9:1; Сир.14:25) и слуги (Притч. 9:3). Она заколола жертву, растворила вино, приготовила трапезу и пригласила всех на нее: «идте, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч.9:5-6). В христианской традиции это повествование воспринимается как прообраз Евхаристии, а библейская Премудрость отождествляется с Сыном Божиим. По словам апостола Павла, Христос - Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1:24). Несмотря на то, что Премудрость названа «духом» и «дыханием», Она в христианской традиции не отождествлялась со Святым Духом. Сама книга Премудрости Соломоновой делает различие между Святым Духом и Премудростью Божией: «Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа?» (Прем.9:17).

2.2. Свидетельства о Троице в Новом Завете

Новый Завет стал откровением о Боге Едином в трех Лицах. Согласно синоптическим Евангелиям, когда Иисус Христос, крестившись от Иоанна, выходил из воды, «се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17). У евангелистов Марка и Луки Отец обращается непосредственно к Сыну: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк.1:11; Лк.3:22).

Голос Отца звучит и в двух других евангельских повествованиях: о Преображении Господнем и о беседе Христа с народом. В первом случае евангелисты говорят о том, что, когда Христос преобразился, облако светлое осенило учеников и голос из облака произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7, Лк. 9:35; Мф. 17:5). Во втором случае рассказывается о том, как во время беседы с народом Иисус обратился к Отцу: «Отче! прославь имя Твое. И тотчас пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ... слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа» (Ин.12:28-30).

Из трех повествований, в которых звучит голос Бога Отца, наибольшую важность для развития христианского учения о Боге Едином в трех Лицах, получило повествование о Крещении Господнем. В христианской традиции описанное в нем событие воспринимается как одновременное явление трех Лиц Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа: Сын явлен народу в Своем человеческом облике, голос Отца свидетельствует о Сыне, а Дух в виде голубя сходит на Сына. В Православной Церкви празднование Крещения Господня называется Богоявлением. В тропаре этого праздника говорится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение» («Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, было явлено поклонение Троице, ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, а Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова»).

Помимо рассказа о Крещении Господнем, другим важнейшим текстом, оказавшим влияние на христианское учение о триедином Боге, были слова Христа, обращенные к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Святитель Амвросий Медиоланский комментирует этот стих следующим образом: «сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога». Именно эти слова стали крещальной формулой древней Церкви. На этой формуле основывалась тринитарная вера Церкви еще до того, как учение о Троице получило окончательное терминологическое оформление.

Тринитарные формулы с упоминанием Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Святого Духа встречаются в Посланиях апостолов Петра и Павла: «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:2); «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2Кор.13:13). Впрочем, гораздо чаще апостол Павел приветствует адресатов своих Посланий именем Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Это объясняется не столько недостаточной разработанностью тринитарной терминологии в его времена (учение о равенстве трех Лиц Святой Троицы и о единосущии Отца, Сына и Святого Духа было окончательно сформулировано лишь в IV веке), сколько христологической направленностью его Посланий. Именно благовестие об Иисусе Христе, «Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим.1:3-4), было главным содержанием всех Посланий апостола Павла.

3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в Лицах, Церковь верила всегда. Однако одно дело — исповедовать, что Бог «одновременно» есть и Троица, и Единица, и совсем другое суметь выразить свою веру в четких формулировках. Поэтому догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно и, как правило, в условиях борьбы с различными еретическими заблуждениями.

Учение о Пресвятой Троице всегда было тесно связано с учением о Христе, о Воплощении Сына Божия, второго Лица Троицы, поэтому тринитарные споры всегда имели под собой христологическое основание. Само учение о Троице стало возможным только благодаря Боговоплощению, Откровению Бога во Христе, именно во Христе «троическое явися поклонение». Учение о Пресвятой Троице изначально являлось камнем преткновения как для «строгого» иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну троического бытия приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые стремились растворить Лица Троицы в единой Божественной природе, а вторые сводили Троицу к союзу трех неравных по достоинству существ.

Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение более понятным для образованной части греко-римского общества, создают учение о Христе как о воплощенном Божественном Логосе. Таким образом, Сын Божий сближается и даже отождествляется с логосом античной философии (стоики, Филон и др.). Согласно апологетам, Логос — истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают они, Бог один и един. Естественно, у людей рационально мыслящих при этом не могло не возникнуть сомнения: не заключает ли учение о Сыне Божием как о Логосе скрытого двубожия? Ориген писал: «Много любящих Бога и Ему искренне предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух богов».

3.1. Монархианство

Реакцией на учение апологетов стало монархианство — еретическое учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в двубожии. Монархианство существовало в двух видах:

а) динамизм (от греч. «сила»), или адопцианство. (от лат. «усыновлять»),

б) модализм (от лат. «вид», «способ»).

3.1.1. Динамизм

Динамисты учили о Боге в духе философии Аристотеля как о едином абсолютном существе, чистой самодеятельной мысли, бесстрастной и неизменной. В такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, нет места. Христос для динамистов простой человек, отличавшийся от других только степенью добродетели.

Бог, по мнению динамистов-адопциан, личность с совершенным самосознанием, тогда как Логос и Святой Дух не имеют личностного существования, но являются лишь силами свойствами единого Бога. Логос как безличная, неипостасная Божественная сила снизошел на человека Иисуса, так же, как и на ветхозаветных пророков.

3.1.2. Модализм

Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Они рассуждали следующим образом: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом.

По учению наиболее яркого представителя этой римского пресвитера Савеллия (поэтому модализм называют также савеллианством), Бог есть безличное единое существо, которое последовательно проявляет Себя в трех модусах или лицах. Отец, Сын и Святой Дух суть три Божественных модуса. Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Однако под всеми этими внешними личинами, последовательно сменяющими одна другую, скрывается один и тот же Бог. Модус Святого Духа, по Савеллию, также не вечен, и Он будет иметь конец. При этом Божество вернется в изначальное безличное состояние, а созданный им мир прекратит свое существование.

3.2. Арианство

Основоположником этой ереси является александрийский пресвитер Арий (1-я половина IV в.). Схема рассуждений Ария, который не был удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, следующая. Если Сын не сотворен из ничего, следовательно, Он происходит из сущности Отца, а если Он еще и собезначален Отцу, то между Отцом и Сыном вообще невозможно установить никакой разницы, и мы, таким образом, впадаем в савеллианство. Кроме того, происхождение из сущности Отца обязательно должно предполагать разделение Божественной сущности, что само по себе нелепо, ибо предполагает в Боге некоторую изменчивость. Единственным выходом из вышеуказанных противоречий Арий считал безусловное признание сотворения Сына Отцом из ничего.

Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:

а) Сын сотворен Отцом из ничего и, следовательно, б) Сын есть тварь и имеет начало Своего бытия. Таким образом, в) природы Отца и Сына принципиально различны, причем, г) Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира, а д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы «внуком».

Ересь Ария была осуждена на I Вселенском Соборе.

Проверочные вопросы:

  1. Сформулируйте основные положения учения Православной Церкви о Триединстве Божества.
  2. Приведите примеры прикровенного указания на Троичность Божественных Лиц из Священного Писания Ветхого Завета.
  3. В каких событиях Евангельской истории Бог открывает Себя как Троица?
  4. Почему возникла необходимость выразить веру в Триединого Бога в четких формулировках? Появление каких ересей этому предшествовало?
  5. Какие  идеи лежат в основе ереси динамистов?
  6. Какие идеи лежат в основе модалистов?
  7. Что общего у модализма и динамизма?
  8. В чем суть ереси Ария?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/edinyj-bog-v-troitse-poklonjaemyj/#0_7 (дата обращения: 23.11.2015).
  2. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Том 1 — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. — 864 с.

Видеоматериалы:

 

 

[1] Рекомендуется повторить тему «IV.4. Завет Бога с Авраамом. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов» из пердмета «Ветхий Завет» .