IV.3. О первом члене Символа веры. Катафатические свойства Божии

Цель занятия – рассмотреть понятие и примеры катафатических свойств Божиих.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие катафатических свойств Божиих.
  2. Рассмотреть катафатические свойства Бога: Всеведение, Всемогущество, Всеблаженство, Любовь, Правда, Милость, Святость.

План занятия

  1. Проверить домашнее задание, вспомнив понятие апофатических свойств Божиих и приведя их примеры.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Во что верят православные христиане. – М.: Никея, 2014. 304 с. // Он же. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.
  4. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.
  5. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Библейский взгляд на святость Бога и святость людей. [Электронный ресурс]. – URL: http://kanonkom.ru/docs/arhimandrit-iannuariy-ivliev-bibleyskiy-vzglyad-na-svyatost-boga-i-svyatost-lyudey.html (дата обращения: 23.11.2015).
  6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин. 2006.

Дополнительная литература:

  1. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.
  2. Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/edinyj-bog-v-troitse-poklonjaemyj/#0_7 (дата обращения: 23.11.2015).

Ключевые понятия:

  • катафатические свойства;
  • Всеведение;
  • Всемогущество;
  • Всеблаженство;
  • Любовь;
  • Правда;
  • Милость;
  • Святость.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Дают ли имена Божии полное знание о Его естестве?
  2. Что такое катафатические свойства?
  3. Как следует понимать свойство Всеведения Божия? Как соотносится это свойство с человеческим знанием о мире?
  4. Что означает тезис о том, что Всемогущество Божие не является произволом?
  5. В чем заключается значение для людей свойства Всеблаженства?
  6. Как проявляется Любовь в Боге Троице?
  7. Каким образом Любовь как свойство Бога проявляется в сотворенном мире?
  8. Как соотносятся между собой Божественные свойства: Правда и Милость?
  9. Что означает Святость Бога?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

1. Понятие катафатических свойств Божиих

2. Всеведение

3. Всемогущество

4. Всеблаженство

5. Любовь

6. Правда и милость

7. Святость

1.  Понятие катафатических свойств Божиих

Сущность Божия не постижима и не именуема. Правда, в Священном Писании имеются тексты, как будто говорящие о Божественной Сущности, например: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14); «Бог есть свет» (Ин. 1:4-7); «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8); «Господь есть Дух» (2Кор. 3:17) и т.д. Все утверждения такого рода выражают, однако, лишь то, каким образом Бог открывается в мире. Так, человек познает Бога как Источник Жизни и бытия и именует Его Сущим и Жизнью; постигает, что Бог бестелесен, не зависим от пространства и времени, и называет Его Духом; в действиях познает Его как любовь, мир, свет, силу, премудрость и т.д. и соответственно именует Его Самого. Но никакое отдельно взятое имя, ни их совокупность не могут выразить в полноте всего богатства Божественной жизни.

Все катафатические (положительные) имена, все, «что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству (ему сопутствует)», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Если одни из имен, утверждающие, что Бог есть жизнь, любовь, свет, могущество и т.д., указывают соответствующие вечные силы и действия Божества, то другие, например, Творец, Господь, Владыка, Царь, Спаситель, Судия, говорят об отношениях Бога с тварью, о действиях Бога в отношении к творению.

2.  Всеведение

Свойство всеведения означает, что «Бог... знает все» (1Ин. 3:20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы: «Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:10-11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу «ведомы ... все дела Его» (Деян. 15:18), «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23:29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание — внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу «от вечности» (Деян. 15:18).

Представляет интерес вопрос о соотношении Божественного всеведения к проявлению свободной воли человека, к его спасению. Нужно ли человеку прилагать усилия ко спасению, если Господь предвидит его участь? Святой мученик Иустин Философ говорил об этом так: "Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события - причина предвидения. Не из предвидения вытекает будущее, а из будущего - предведение; не Христос - виновник предательства Иуды, а предательство - причина Господнего предвидения". Таким образом, живя богоугодно, человек спасется, а развращенно – погибнет. Можно сказать, что Бог и то и другое предвидит, но не предрешает.

3.  Всемогущество

Свойство Всемогущество означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс.134:6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий...» ( Быт.17:1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением: «Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс.32:9).

Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью. Это означает, что в Боге разум и воля – одно. Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например, такого: «Может ли Бог создать нечто! большее, чем Он Сам?» Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, «чего хочет душа Его» ( Иов.23:13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая! полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи. Также иногда обсуждается вопрос совместимости Всемогущества Божиего и существования в мире зла. Однако, если Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они по своему собственному желанию отвергали зло и обратились к добру. Всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

4.  Всеблаженство

Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит высшее благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное Всеблаженство: «... блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11). Апостол Павел дважды называет в своих посланиях Бога «блаженным»: «по славному благовестию блаженного Бога» (1Тим.1:11); «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6:15). Слово "Всеблаженный" нужно понимать не так, что Бог, имея все в Самом Себе, был бы безразличен к страданиям в сотворенном Им мире; но так, что от Него и в Нем все существа черпают свое блаженство. Бог не страдает, но милосердствует. «Христос страждет яко смертен» (канон Пасхи) не по Божеству, но по Своему человечеству. Бог есть Источник блаженства, в Нем полнота радости, сладости, веселия для любящих его.

5.  Любовь

Священное Писание удостоверяет, что «Бог есть Любовь» (1Ин.4:16). Речь не идет о том, что Бог «обладает» любовью, что любовь является неким качеством, атрибутом Бога, но о том, что Бог – сама любовь, что образ Божественного бытия есть любовь. Божественная Троица представляет Собой в то же время жизненную Монаду, ибо триипостасная жизнь не сводится к задаче выживания, к задаче удержать собственное бытие, но динамично осуществляется как любовь, как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но отдает Себя другим Ипостасям, так что все Три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога осуществляется как со-бытие, как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

Любовь как свойство Бога проявляется по отношению к сотворенному Им миру уже в самом акте творения. Бог создал мир от преизбытка Своей Любви, чтобы Его творение смогло разделить с Ним радость бытия. Связь творения с Творцом составляет самую глубинную основу существования мира.

Святые отцы сравнивали божественную Любовь с доверху наполненной чашей. Божественная Любовь не помещается в этой чаше, начинает переливаться через край. Избыток божественной Любви – причина сотворения нашего мира.

Божественная любовь — одно из основополагающих и важнейших понятий христианства. Оно неразрывно связано с принципом свободы. Бог-Творец — создавший вселенную, создал всё сущее в ней свободным, то есть имеющим право определять свою волю. Свобода – это благодать, дар Бога-Творца каждому своему творению, имеющему право существовать независимо от Творца, и в то же время — соединяясь с Ним. Эта форма соединения (со-творения) и называется Божественной Любовью. Божественная любовь  — это стремление к тому чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы, так как в свободном выборе и проявляется акт Божественной Любви.

Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.

6.  Правда и Милость

«Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс.10:7). Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5:48).

Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон, ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией различают две составляющие: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак.4:12).

Однако окружающая действительность порой заставляет усомниться в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода недоразумения можно возразить следующее:

- нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни;

- человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих;

- с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом;

- будучи злом по своему существу, страдания могут приводить к благим последствиям (покаянию, исправлению жизни и очищению души);

- сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется. При этом, люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас есть (Лк.17:21), а человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим.2:9).

Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании мира лежит непреложный нравственный закон: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).

Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего блаженства, а жизнь греховная – с предвкушением будущих мучений.

Уже в древнейших текстах Библии, особенно в гимнах, намечается понимание высшей правды, основанное не на юридическом представлении о справедливом воздаянии за исполнение или неисполнение Закона. Правда Божия трактуется как щедрая милость Божия, превозносящаяся над судом, животворящая, готовая простить раскаявшегося грешника. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою», — взывает Псалмопевец (Пс.50:3,16), и в другом псалме: «животвори меня правдою Твоею» (Пс.118:40). Здесь речь идет об освящении человека Божественной благодатью. В этом же смысле следует понимать слова «блаженны алчущие и жаждущие правды...» (Мф.5:6) Блажен не тот, кто всеми мерами добивается социальной справедливости, но тот, кто ищет правды Божией.

В отличие от ветхозаветных книг, где часто показывается правосудие Божие в действии (например, изгнание согрешивших прародителей из рая, сожжение Содома и Гоморры, смешение языков и рассеяние племен, наказание Израиля за грехи и вознаграждение его за послушание воле Божией и т.д.), Новый Завет почти вовсе не уделяет места действию Божественного правосудия в жизни отдельных верующих или общин, а отодвигает время Суда к концу века сего. Стоит также отметить, что тема Суда не является основной для Евангельского Благовестия в целом. Правда Божия открылась в бесконечности Божественной любви: Сын Божий добровольно принял страдания и смерть, чтобы спасти заблудшего человека. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет. 3:18). Правда Божия — это прежде всего Божественная Милость, благодать спасения, нисходящая с Неба на всех уверовавших во Христа, независимо от дел закона (Рим.1:17; 3:21).

Никакие дела сами по себе недостаточны, чтобы человек мог ими оправдаться перед Богом, поэтому оправдание он всегда получает даром, как дар Божий, при условии веры и смирения. Учение об этом против законнического понимания праведности развивает Апостол Павел: «...Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона» (Гал.2:16) «... потому что делами закона не оправдается пред Ним (Богом) никакая плоть, ибо законом познается грех» ( Рим.3:20), а «возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23), но «как иудеи, так и еллины, все под грехом» (Рим.3:9). Итак, спасение и оправдание приемлются верой во Христа, а не являются наградой за дела. Апостол пишет, что «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:21-24). Бог являет Свою правду «в прощении грехов, соделанных прежде... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:25-26). Таким образом, в апостольском учении правда Божия по преимуществу понимается в смысле милости, иначе говоря, — благодати Христовой, освящающей и тем самым оправдывающей кающегося грешника.

Действительно, Сын Божий пришел не судить мир, но спасти мир (Ин.12:47). Если вспомнить евангельские примеры помилования Спасителем мытарей, блудниц, разбойника, которые ничего не могли предложить в свое оправдание, кроме чистосердечного раскаяния, то становится очевидно, что Бог всегда готов освятить и оправдать человека. Правда Божия в конце времен откроется гневом и Судом только для упорствующих в нечестии, за их нераскаянность. Отмечая непостижимое долготерпение Бога к заблудшим и Его преизобильную милость к кающимся, святой Исаак Сирин пишет, что Богу более приличествует имя «благой», нежели имя «правосудный»: «Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Будь проповедником Божией благости... потому что много ты должен Ему, а взыскания Его не видно на тебе, и за малые дела, тобой сделанные, воздает Он тебе великим. Не называй Бога только правдивым к тебе, потому что в твоих делах не дает себя познавать правосудие Его. Хотя Давид именует Его правдивым и правым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и исполнен благостыни. Ибо говорит: «благ есть к лукавым и нечестивым...» (Лк. 6:35). Почему также человек именует Бога только правдивым, когда в притче о блудном сыне, блудно расточившем богатство, встречает, что при одном показанном им сокрушении притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством Своим? Никто другой не сказал сего о Боге, чтобы мы не усомнились о Нем; напротив того, сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем это. Где же правда Божия? Мы — грешники, а Христос за нас умер! Если столько Он милостив, то будем веровать, что не приемлет Он изменения (т.е. не изменяется)».

7.  Святость

Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре.

Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он:

- совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5);  «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13);

- во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс.144:17); «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15);

- ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях: «Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Прит.11:20); «мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Прит.15:9); «Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс.5:5,6); «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2).

По Своему существу свят только Бог: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Божественные имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости. Только от Бога исходит святость и освящение: «Я Господь, освящающий Израиля» (Иез.37:28). Поэтому все прочее, – люди, вещи, дела, места, времена, – становятся святыми только тогда, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит святость. Будучи Сам свят, Бог требует святости от Своего творения: «...будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). «Да святится имя Твое», - обращаемся мы к Богу в молитве "Отче наш". То есть да будет Твое имя свято не только на небесах, в духовном мире, но и здесь, на земле: да святится оно в нас, чтобы мы стали святы, как Ты...

Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет, или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5).

О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников. Например, преподобный Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога: «Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его как свет, и те, которые прияли Его, прияли как свет. Ибо свет славы Его предыдет пред лицем Его, и без света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог свет есть...».

Это видение подвижниками нетварного Божественного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).

Примеры светоносного откровения славы Божией имели место уже в Ветхом Завете. Святитель Григорий Нисский, говоря о чуде явления Бога Моисею в неопалимой купине, утверждает: «Истина же, являющаяся тогда Моисею в неизреченном оном световодстве, есть Бог». В Новом Завете главным откровением Божественного света является Преображение Иисуса Христа на горе Фавор.

Имеет смысл дать объяснение таким двум противоречиям, которые, на первый взгляд, имеют место. Во-первых, как согласуются вышеизложенные положения о Божественном свете с наличием и в Священном Писании, и в творениях святые отцов образа Божественного мрака. На горе Синай «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:21), в Книге Псалмов сказано, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс.17:12). В действительности, наличие в христианской традиции этих двух образов не заключает никакого противоречия. Если под Божественным светом понимается явленность Бога в Его энергиях, в Его промыслительной деятельности, то под Божественным мраком следует понимать сокрытость Бога в Его неприступной сущности. Во-вторых, когда говорят, что Бог свят, то также имеют в виду, что Он не желает никому зла. Как же в таком случае понимать некоторые высказывания Священного Писания, например, в Книге Исход, где говорится, что Бог ожесточил сердце фараона? По учению святых отцов, такие состояния возникают у человека в результате его упорства в грехе. Бог не склоняет человека ко злу Своим действием, но отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения. Вот как толкует это место Священного Писания святитель Григорий Нисский: «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по Божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие».

Проверочные вопросы:

  1. Дают ли имена Божии полное знание о Его естестве?
  2. Что такое катафатические свойства?
  3. Как следует понимать свойство Всеведения Божия? Как соотносится это свойство с человеческим знанием о мире?
  4. Что означает тезис о том, что Всемогущество Божие не является произволом?
  5. В чем заключается значение для людей свойства Всеблаженства?
  6. Как проявляется Любовь в Боге Троице?
  7. Каким образом Любовь как свойство Бога проявляется в сотворенном мире?
  8. Как соотносятся между собой Божественные свойства: Правда и Милость?
  9. Что означает Святость Бога?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  2. Иларион (Алфеев), митр. Во что верят православные христиане. – М.: Никея, 2014. 304 с. // Он же. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.
  4. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с.
  5. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Библейский взгляд на святость Бога и святость людей. [Электронный ресурс]. – URL: http://kanonkom.ru/docs/arhimandrit-iannuariy-ivliev-bibleyskiy-vzglyad-na-svyatost-boga-i-svyatost-lyudey.html (дата обращения: 23.11.2015).
  6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.1. – СПб.: Аксион эстин. 2006.

Дополнительная литература:

  1. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.
  2. Александр (Милеант), еп. Единый Бог в Троице поклоняемый. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/edinyj-bog-v-troitse-poklonjaemyj/#0_7 (дата обращения: 23.11.2015).

Видеоматериалы: