IV.2. Богослужение. Литургия

Цель занятия – рассмотреть таинственный смысл, значение и порядок совершения Божественной литургии.

Задачи:

1.  Рассмотреть таинственный смысл Божественной литургии и ее значение для бытия Церкви.

2.  Рассмотреть дни, время и места, предназначенные для совершения Литургии.

3.  Познакомить слушателей с историей формирования чинопоследования Божественной литургии.

4.  Рассмотреть порядок совершения Литургии и духовное значение ее составляющих.

План занятия:

1.  Провести обсуждение предыдущего занятия, рассматривая изученные виды богослужений суточного круга, как подготовку к Божественной литургии.

2.  Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя фрагменты видео.

3.  Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.

4.  Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, источники и дополнительную литературу.

Источники и литература по теме

Источники:

1.  Николай Кавасила, прав.  Изъяснение Божественной Литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/ (дата обращения: 18.11.2015).

2.  Серафим (Звездинский), свмч. Проповеди о Божественной Литургии. Хлеб Небесный. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdinskij/propovedi-o-bozhestvennoj-liturgii#0_2 (дата обращения: 18.11.2015).

Основная учебная литература:

3.  Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Раздел V. Богослужение. Глава II. Богослужение суточного круга. Божественная литургия.

4.  Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 4. Богослужение. Божественная литургия.

5.  Александр (Милеант), еп. Изъяснение Божественной литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/izyjasnenie-bozhestvennoj-liturgii/ (дата обращения: 18.11.2015).

Дополнительная литература:

6. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. – Нью-Йорк.: Джорданвилль, 2000. Часть 2.

Ключевые понятия:

- Литургия;

- Проскомидия;

- Литургия оглашенных;

- Литургия верных;

- Тайная Вечеря;

- Агнец;

- просфора;

- Святые Дары;

- Причащение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1.  Когда и кем была совершена первая Божественная литургия? Кто совершает Литургию в наши дни?

2.  Какое место предназначено для совершения Литургии? Бывают ли исключения из этого правила?

3.  В какие дни совершать Божественную литургию положено по Уставу, а в какие нет?

4.  Кто является автором первой записанной Литургии?

5.  Как называется первая часть Божественной литургии? Что в это время происходит в алтаре и что - в храме?

6.  Почему вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных?

7.  Когда совершается Малый вход, и что он собой символизирует?

8.  Назовите основные, главные действия, которые совершаются на Литургии верных.

9.  Каков духовный смысл Великого входа?

10.  В каком месте Божественной литургии происходит призывание Святого Духа на Дары?

11.  Что символизирует собой открытие Царских Врат и выход священника со Святыми Дарами для причащения мирян?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

1.  Сущность Божественной литургии

2.  Место совершения Литургии и ее значение для бытия Церкви

3.  Дни и время установленные для совершения Литургии

4.  История формирования чинопоследования Божественной литургии

5.  Порядок совершения Литургии

5.1. Проскомидия

5.2. Литургия оглашенных

5.3. Литургия верных

1.  Сущность Божественной литургии

Божественная литургия — самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий. Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое» (1 Кор. 11:24); потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). Как и эта первая Литургия, Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом, так каждая совершаемая Литургия является не просто символическим напоминанием об этом событии, а его продолжением и актуализацией. Совершителем Литургии, по учению Православной Церкви, является Сам Христос; епископ или священник — лишь Его образ, проводник Его благодати. Хотя Евхаристия совершается в разное время и в разных местах, она остается единой, не зависимой от времени и пространства. Она началась на Тайной Вечери, но продолжается сегодня и будет продолжаться до скончания века; началась в сионской горнице, но распространилась на всю вселенную. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Веруйте, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Он возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершал Христос; напротив, ту и другую совершал и совершает Сам Он. Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку».

Мы постоянно приносим одного и того же Агнца, а не одного сегодня, другого завтра, но всегда одного и того же. Таким образом, эта жертва одна. Хотя она приносится во многих местах, но разве много Христов? Нет, один Христос везде, и здесь полный, и там полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он — одно Тело, а не много тел, так и жертва одна. Он наш Первосвященник, принесший жертву, очищающую нас; ее приносим и мы теперь, тогда принесенную, но не оскудевающую. Это совершается в воспоминание бывшего тогда: «сие творите, — сказано, — в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Не другую жертву, как тогдашний первосвященник, но ту же мы приносим постоянно... Предстоит Христос и теперь; Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христовы, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия.

Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там верующие не будут причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будут «истее» причащаться Самого Христа — Источника жизни и бессмертия. Однако хотя изменится вид, образ, форма приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека, не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле Литургия, совершаемая на земле, — лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и Ангелами в Царстве Небесном.

2.  Место совершения Литургии и ее значение для бытия Церкви

Литургия представляет собой храмовое богослужение, хотя в исключительных обстоятельствах или в особых миссионерских условиях может совершаться и вне храма.

Известны случаи, когда Литургии совершались на кораблях, в частных домах, в лесах. В эпоху гонений на Церковь в России в XX веке священнослужители, оказывавшиеся в местах лишения свободы, совершали Литургию в тюремных камерах и бараках.

Литургия служит опорным стержнем бытия Православной Церкви. В истории Церкви были периоды, когда закрывались храмы и монастыри, уничтожались иконы и святые мощи, когда Церковь была лишена права на благотворительную и катехизическую деятельность, когда священнослужителей уничтожали сотнями и тысячами. Но даже в эти периоды не прекращалось — явно или тайно, в храмах или частных домах — совершение Божественной литургии. И именно Литургия позволяла Церкви сохраниться в условиях жесточайших гонений, и именно Таинство Евхаристии духовно поддерживало и укрепляло христиан, оказавшихся на грани выживания.

3.  Дни и время установленные для совершения Литургии

В раннехристианской Церкви литургия была богослужением воскресного дня. Это определило праздничный, торжественный и благодарственный характер молитв, вошедших в состав Литургии. Церковные праздники тоже отмечались совершением Литургии. Впоследствии Литургию стали совершать также в дни памяти мучеников. Для константинопольского городского монашества было характерно частое совершение Литургии, однако нет достаточных оснований утверждать, что оно было ежедневным. В дисциплинарных правилах Феодора Студита, наряду с днями, когда служится Литургия, упоминаются и дни безлитургийные. Даже в XI веке ежедневное совершение Литургии не было нормой для византийских монастырей.

Современный церковный Устав предписывает ежедневное совершение Литургии, за некоторым исключением[1]. На практике, однако, Литургия служится ежедневно только в монастырях и крупных городских приходах. На небольших приходах Литургия совершается по воскресным и праздничным дням, а также в дни памяти особо почитаемых святых.

В течение дня на одном престоле и одним священником Литургия может быть совершена только однажды. По примеру последней вечери Спасителя при апостолах Литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь (см.: Деян. 20:7), но со времени указа императора Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для Литургии перед рассветом. С IV века, равно как и в настоящее время, положено совершать Литургию днем, не позднее полудня.

4.  История формирования чинопоследования Божественной литургии

Согласно завещанию Господа, святые Апостолы вскоре после вознесения Его на небо начали совершать Таинство Причащения или Литургию в «День Господень» (т. е. по воскресениям). На Литургиях читалось Священное Писание, пелись псалмы и читались молитвы. В первые века порядок и образ совершения Литургии передавались устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. Первая записанная Литургия приписывается ап. Иакову, первому епископу Иерусалимской церкви. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священнодействиями, что вносило в разных церквах разнообразие в ее совершении. Сама собой появилась потребность объединить существовавшие чины Литургии, внести однообразие в их совершение. Это было сделано в IV веке, когда прекратились гонения на христиан и Церковь получила возможность приступить к благоустроению своей внутренней жизни. В это время свт. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а свт. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В его основу была положена Литургия ап. Иакова, первого епископа Иерусалимского.

5.  Порядок совершения Литургии

Порядок Литургии таков: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству, и, наконец, совершается само Таинство. Литургия, таким образом, разделяется на три части: 1) Проскомидия; 2) Литургия оглашенных; 3) Литургия верных.

5.1. Проскомидия

Проскомидия состоит в приготовлении хлеба и вина для совершения Таинства Причащения. Слово «Проскомидия» значит «принесение». Так называется первая часть Литургии, потому что в это время древние христиане приносили в храм всё нужное для совершения Литургии. Хлеб, необходимый для совершения Литургии, называется просфорой, что значит «приношение». Просфора — это чистый пшеничный круглый хлеб, состоящий из двух половинок — верхней и нижней. Эти две половины просфоры означают две природы в Господе Иисусе Христе: Божескую и человеческую. На верху просфоры ставится печать в виде креста с надписью: ИС. ХС. НИ. КА. Это значит: «Иисус Христос Победитель».

Для совершения Литургии требуется пять просфор, в воспоминание о чудесном насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Спасителю повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения (см.: Иоан. 6:22-58). Но собственно для Причащения употребляется одна просфора — Агнец, по слову Апостола: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо как все причащаются от одного хлеба» (1 Кор. 10:17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников. Помимо пяти просфор, для совершения Проскомидии требуется вино. Оно должно быть виноградное красное, которое по своему виду может служить напоминанием крови.

Проскомидия совершается так: священник, подойдя к жертвеннику, выбирает одну просфору, вырезывает из ее середины четырехугольную часть в величину печати и кладет её на дискос. Эта часть называется Агнцем и изображает Господа Иисуса Христа. Затем священник надрезает крестообразно Агнец снизу доверха, в правую сторону Агнца вонзает копьё и вливает в чашу приготовленное вино с водой. Это символизирует то время, когда воин вонзил копьё в ребро Господа Иисуса Христа и из ребра потекли кровь и вода. Из второй просфоры вынимается небольшая треугольная часть в честь Пресвятой Богородицы и кладется на св. дискос, по правую сторону Агнца. Из третьей просфоры вынимаются девять частей в честь следующих святых: 1) Предтечи Христова Иоанна; 2) Пророков; 3) Апостолов; 4) Святителей; 5) Мучеников; 6) Преподобных; 7) Бессребреников; 8) Праведных Иоакима и Анны; 9) св. Иоанна Златоуста или Василия Великого, смотря по тому, в честь которого из сих святителей совершается Литургия. Эти девять частей полагаются на дискосе по три в ряд с левой стороны от Агнца. Из четвертой просфоры священник вынимает две части о здравии и спасении живых людей, а из пятой — за умерших. Части из просфор как за живых, так и за умерших кладутся на дискос пред Агнцем. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; в это время прочитываются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор, и в конце Литургии — погружаются в животворящую Кровь Христову с молитвою о прощении грехов тех людей, за кого вынимались эти частицы.

Указанное расположение на дискосе частиц вокруг Агнца символизирует нам, что Агнца Божия, Иисуса Христа, всегда окружает вся Его Церковь небесная и земная.

Проскомидия оканчивается покрытием дискоса и чаши. Это покрытие совершается так: священник, совершив проскомидию, берет звездицу и, прикрыв ею поданное дымящееся кадило, ставит ее на дискос, затем покрывает звездицу и дискос одним малым покровом, а чашу — другим малым покровом, поверх их полагает одну большую пелену-воздух. После этого священник кадит приготовленные дары и молит Господа помянуть всех, принесших эти дары и тех за кого они принесены. По прочтении молитв священник произносит отпуст. Этим оканчивается первая часть Литургии — Проскомидия.

При совершении Проскомидии священные предметы и действия имеют особое символическое значение: дискос знаменует ясли, звездица — Вифлеемскую звезду. Покровы и воздух символизируют и пелены при Рождестве Христовом, и плащаницу при Его погребении. Потир-сосуд — ту чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос. Приготовление Агнца — рождество, страдания и смерть Иисуса Христа. Кадило и ладан — подарки, принесенные волхвами, и душистые мази, принесенные Никодимом при погребении Господа.

Во время совершения Проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы.

5.2. Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные. Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись ко святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры

Во время Литургии оглашенных вспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания.

Начало Литургии оглашенных совершается так: по окончании Проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон или священник произносит великую ектению. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102), малая ектения и пение 145-го псалма «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145). Эти псалмы называются изобразительными, ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому. В них мы прославляем Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...

В некоторые великие праздники вместо этих псалмов поются антифоны — избранные стихи, которые там, где это возможно, поются попеременно на двух клиросах, отчего они и получили свое название.

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песни мы, вспоминая воплощение Сына Божия, Его распятие и смерть, просим Его спасти нас.

После пения этой песни произносится вторая малая ектения, а по окончании ее поются заповеди Блаженств. В этих заповедях содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за Литургией отворяют Царские Врата и совершают Малый вход. Этот вход называется малым, в отличие от Великого, который бывает на Литургии верных.

Малый вход совершается так: во время пения блаженств священник дает с престола диакону Евангелие, затем оба обходят через горнее место престол и выходят из алтаря северной дверью. Впереди идет диакон с Евангелием, за ним священник; перед Евангелием несут горящую свечу. Остановившись на амвоне, перед Царскими Вратами, священник благословляет вход и целует Евангелие, а диакон, поднимая Евангелие в Царских Вратах, произносит: «Премудрость, прости», и входит в алтарь.

Малый вход символизирует явление Иисуса Христа на проповедь в мир после Крещения. Так как во время Малого входа верующие под образом Евангелия видят как бы Самого Господа Иисуса Христа, начавшего проповедовать Своё учение, то святая Церковь и призывает всех воздать поклонение Господу пением священной песни: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу».

Выход священника не Царскими Вратами, а северной дверью означает явление Иисуса Христа в мир не как царя, а как смиренного слуги. Евангелие символизирует учение Иисуса Христа. Горящая свеча означает Иоанна Крестителя, которого сам Христос назвал светильником горящим (Ин. 5:35). Поднятие Евангелия в царских вратах является символом того, что евангельское учение — выше всякого человеческого учения.

После пения «Приидите, поклонимся» и возгласа священника: «Яко свят еси, Боже наш», диакон, встав на амвоне перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Затем поётся песнь: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас»[2].

Далее читаются Апостол и Евангелие. Чтение посланий Апостольских и Евангелия верующие должны слушать с таким же вниманием и благоговением, как если бы видели и слышали Самого Спасителя и апостолов. К этому вниманию они и возбуждаются перед чтением Апостола словами: «Вонмем! Премудрость» (т. е. будем внимательны; читаемое будет исполнено премудрости), и перед чтением Евангелия: «Премудрость! Прости! Услышим святаго Евангелия». Значение этих слов — то же самое. Чтение Апостола напоминает проповедь святых апостолов, а чтение Евангелия знаменует собой проповедь Иисуса Христа.

После чтения Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего, рцем». Этой ектенией мы молимся: о земле Русской, о Патриархах, Архиереях, о всех прежде почивших отцах и братиях, о благодетелях храма, певцах и предстоящих во храме. Затем следует ектения об оглашенных. В ней верующие молятся об оглашенных, чтобы Господь огласил их словом истины, т. е. наставил их в истине, открыл им Евангелие правды и присоединил их к святой Своей Церкви, чтобы и они вместе с верующими удостоились прославлять святое имя Его...

Литургия оглашенных заканчивается словами: «Елицы, оглашенные, изыдите».

5.3. Литургия верных

Литургия Верных составляет третью часть Литургии и называется так потому, что при совершении ее разрешается присутствовать только верным, т. е. крещеным и не отлученным от Церкви или от Святого Причащения.

На ней символически изображаются Тайная вечеря Господа, Его страдания и смерть, Воскресение из мертвых, Вознесение на небо и Второе Пришествие на землю.

Главные действия этой части литургии: 1) в перенесение Даров с жертвенника на престол; 2) освящение Даров; 3) приготовление верующих к Причащению; 4) само Причащение; 5) благодарение за Причащение и благословение на выход из храма.

Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следует вторая малая ектения. Обе эти ектении заключаются возгласом: «Премудрость!», напоминающим о важности наступающего священнодействия.

Во время этих ектений священник раскрывает антиминс — шёлковый плат с частицею святых мощей, на котором должны быть поставлены Дары по перенесении их с жертвенника на престол, и тайно молится, чтобы Господь сотворил его достойным приносить мольбы и жертвы Безкровныя, а верующим — даровал бы неосужденно причаститься Святых Таин.

После сего отверзаются царские врата и лик поет Херувимскую песнь, введенную в употребление при греческом императоре Юстиниане Младшем и патриархе Константинопольском Иоанне Схоластике, которому с вероятностью приписывается и самое составление этой священной песни.

«Иже Херувимы, тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейской отложим попечение; яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, Аллилуиа». По-русски: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим теперь всякое житейское попечение, чтобы нам принять Царя всех, невидимо сопровождаемого ангельскими силами. Аллилуия».

Собственно песнь Херувимов состоит из одного слова — «аллилуйя», т. е. «хвалите Бога». Все прочие слова в этой песне служат наставлением в том, с каким благоговением мы должны встретить и принять Святые Дары Царя Славы, Господа.

В середине Херувимской песни совершается Великий вход, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Великий вход совершается следующим образом: перед пением слов «яко да Царя всех подымем» священник и диакон подходят к жертвеннику для благоговейного поднятия Святых Даров; при этом диакон, принявши от священника сначала воздух на левое плечо и потом дискос - на главу, а священник, принявши в руки Потир, выходят через северные двери на амвон. Остановившись перед народом, они поминают православных патриархов, правящего Архиерея, страну Российскую и благоверных людей ее, страну в которой живем, правительство и воинство ее, приходских деятелей и всех православных христиан.

При словах священника: «И вас всех да помянет Господь Бог» нужно вполголоса сказать: «И священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Затем священник и диакон входят царскими вратами в алтарь. Священник ставит чашу и дискос на развернутый на престоле антиминс, снимает с них малые покровы и покрывает одним большим покровом-воздухом. Царские врата затворяют и завешивают завесой. На клиросе поют продолжение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем». Во время Великого входа молящиеся преклоняют головы, молясь о себе и своих близких.

Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на вольные страдания во Иерусалим при громких восклицаниях «Осанна Сыну Давидову!» и в сопровождении множества народа, устилавшего пред Ним путь своими одеждами, финиковыми и пальмовыми ветвями, равно как и самые страдания, смерть и погребение Его. На это значение Великого входа особенно ясно указывают слова священной песни, которая поется вместо Херувимской в Великую Субботу: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися» (т. е. идет на заклание). Потому, при архиерейском служении, во время великого входа, и выносятся крест, копие и губка, в воспоминание того, как Христос был распят на кресте, напоен был губкою и прободен копием. В то же время священник и диакон символизируют собою Иосифа с Никодимом; воздух на плече диакона и покровы на чаше и дискосе напоминают плащаницу и пелены, которыми было обвито тело Иисуса Христа, кадило — ароматы, которыми оно было помазано, а закрытие царских врат завесою означает ночь, как время погребения Иисуса Христа, также и стражу, приставленную к Его гробу.

В великий Четверг на Литургии Василия Великого вместо Херувимской песни поётся следующая песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

В Великую же Субботу вместо Херувимской песни поется: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким началом и властью, многоочистии херувимы и шестокрылые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия».

После Великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. С этой целью сначала произносится ектения о предложенных Дарах и потом — просительная ектения о предстоящих в храме. Именно, чтобы Господь очистил грехи их, помог настоящий день и всю жизнь провести в мире и без греха, под покровом Ангела-хранителя, и сподобил их христианской кончины и доброго ответа на Страшном суде. После того священник молит Бога, чтобы Он принял молитву верующих «щедротами (ради заслуг) Единородного Сына Своего».

После того диакон призывает всех верующих к соединению в братской любви: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы», т. е. чтобы мы, будучи проникнуты одними мыслями о Боге, могли исповедовать Его или выразить свою веру в Него. Поющие дополняют, кого именно внушается нам исповедовать, именно: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

В первые времена христианства в это время все молящиеся в храме выражали взаимную любовь целованием: мужчины — с мужчинами, а женщины — с женщинами. Впоследствии, по причине умножения христиан, этот обычай признан затруднительным и отменен. Ныне только священники при соборном служении в это время целуют друг друга в плечо и руку, в знак взаимной любви и согласия. При этом один из них говорит: «Христос посреде нас», и другой отвечает: «И есть и будет». Все прочие верующие должны в это время простить друг друга, если имеют гнев на кого, оставить всякую вражду и помнить, что Господь не примет от них и самой молитвы, если они стоят пред Ним с гневом на кого-нибудь или с высокомерием.

После этого диакон возглашает: «Двери, двери. Премудростию вонмем!» В это время завеса от царских врат отнимается и поется Символ веры. Это делается в знак того, что верующие должны произносить исповедание веры как бы пред лицом Самого Бога и что им только под условием истинной веры открыт доступ к престолу благодати.

Слова «Двери, двери!» в первые времена христианства относились к преддверникам, стоявшим при храме, чтобы они в это время затворяли двери, дабы не мог войти в храм кто-либо из оглашенных или кающихся, или даже неверных. В настоящее время эти слова относятся ко всем верующим и напоминают им, чтобы они, приготовляясь к великому таинству, затворили двери сердца своего (т. е. чувства, особенно зрения и слуха) так, чтобы ни одна греховная мысль не входила в это время в него и чтобы ум их был занят единственно исповеданием веры, которое вслед за этим произносится или поется.

Слова «Премудрость, вонмем!» возбуждают особенное внимание к содержанию Символа веры, а самый Символ веры поется в это время перед совершением Таинства для того, чтобы христиане могли засвидетельствовать перед Богом и Церковью чистоту и единство своей веры, так как без истинной веры никто не может ни приступить к Таинству, ни присутствовать при совершении его. В это время священник берет воздух, которым покрыты Святые Дары, и, читая Символ веры, колеблет его над Дарами (поднимает и опускает). Это делается в память землетрясения, бывшего при воскресении Иисуса Христа, равно как и в знак наступающего сошествия Святого Духа на предложенные Дары, подобно тому, как и сошествию Святого Духа на Апостолов предшествовало бурное дыхание ветра.

После пения Символа веры верующие возбуждаются к достойному предстоянию в храме при совершении Таинства Причащения. Для этого диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносится» (т. е. будем стоять прилично, со страхом, будем внимать, чтобы принести в мире святое возношение, т. е. святую жертву). Поющие от лица всех верующих отвечают: «Милость мира, жертву хваления». Эти слова показывают, что под «святым возношением» разумеется в отношении к ближним милость, а в отношении к Богу - молитва, особенно та бескровная жертва (Тело и Кровь Христовы), которая вслед затем приносится Богу и во время которой верующие должны обращаться к Нему с особенно чистою и усиленною молитвою.

Перед самым совершением Таинства Причащения священник приготовляет к нему верующих краткими возгласами. Именно, прежде всего, обращаясь к народу, он возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Этим апостольским приветствием священник испрашивает у Бога верующим особенного дара от каждого лица Пресвятой Троицы, именно: от Бога Отца испрашивается им «любовь», так как единственно по любви Он послал на землю Единородного Сына Своего; от Сына Божия — «благодать», или божественная сила, так как Его заслугами она исходатайствована для верующих в Него; от Духа Святаго — «причастие», или «общение», без которого ни для кого из верующих невозможно усвоение спасительных заслуг Христовых. Поющие на этот возглас отвечают: «И со духом твоим», т.е. пусть будут дары эти и с твоею душою! Затем священник возглашает: «Горе имеем сердца», т. е. устремим сердца свои вверх, к Богу. Поющие от лица верующих отвечают: «Имамы ко Господу», т. е. мы имеем сердца, устремленные к Господу.

Далее священник возглашает: «Благодарим Господа!» На клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время мы должны благодарить Господа за все благодеяния Его, особенно за то, что Он из ничтожества извел нас в бытие, и когда мы отпали от Него, Он снова наставил нас и ведёт в Свое Небесное Царство.

В это время священник, тайно читая молитву и воспоминая в ней о благодеяниях Божиих, вместе с тем представляет непрерывное славословие Ангелов, окружающих Престол Божий, и возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». В этих словах можно видеть указание и на те четыре вида животных, именно, орла, тельца, льва и человека, под образом которых Ангелы, окружающие Престол Божий, видимы были в Ветхом Завете пророком Иезекиилем (Иез. 1), а в Новом (Откр. 4:6-9) — апостолом Иоанном. Под поющим здесь разумеется орёл, под вопиющим — телец, под взывающим — лев, под глаголющим — человек. На клиросе поют самую песнь ангельскую: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! [владыка сил, или небесных воинств] Исполнь [исполнены] небо и земля славы Твоея!» И к этому присоединяют хвалебную песнь еврейских отроков, приветствовавших Иисуса Христа при торжественном входе Его во Иерусалим: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» «Осанна» — слово еврейское, значит «спасение». «Осанна в вышних» значит «спаси нас на небесах», или «даруй нам спасение в Царствии Небесном».

После пения победной песни совершается самое важное действие на Литургии верных, именно: освящение Даров — Евхаристия.

Воспоминая Тайную вечерю и установление на ней таинства Причащения, священник в это время произносит слова Самого Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», и потом: «Пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». В это время священник в тайной молитве кратко вспоминает о самой заповеди Спасителя совершать Таинство Причащения, равно как и о Его крестных страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо. В это время и все верующие должны вспоминать Тайную вечерю Христову и мысленно проникнуться верой в пречистое Тело и честную Кровь Господа Иисуса Христа. На оба эти возгласа священника поющие отвечают: «Аминь», выражая через это внимание и веру предстоящих в храме.

Потом священник или диакон берет крестообразно правой рукой дискос, а левой — чашу и, поднимая их вверх, возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся!» («Твои дары, Господи, Тобою же нам данные, Тебе и приносим в благодарность и умилостивление за все во исполнение Твоей заповеди и по причине Твоих спасительных страданий за всех нас»). На эти причины указывается в молитве, тайно произносимой священником перед означенным возгласом: «Поминающе убо, спасительную Твою заповедь и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие». На клиросе протяжно поют: «Тебе (т. е. Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!»

Во время пения этой священной песни совершается призывание Святого Духа на предложенные Дары и самое освящение их.

Священник в тайной молитве просит Господа послать Своего Святого Духа на стоящих в церкви людей и на Предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем священник трижды вполголоса читает тропарь: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящихтися”.

 Диакон же произносит двенадцатый и тринадцатый стих 50-го псалма: “Сердце чисто созижди во мне, Боже...” и “Не отвержи мене от лица Твоего...”. Затем священник благословляет лежащий на дискосе Святой Агнец и произносит: “И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего”.

Затем благословляет чашу, говоря: “А еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего”. И, наконец, благословляет дары вместе со словами: “Преложив Духом Твоим Святым”.

После освящения Даров они приносятся Богу в жертву с молитвой за всю Церковь Христову. Как Сам Иисус Христос окончил Тайную вечерю молитвой к Богу Отцу о всех верующих в Него, так и Церковь по освящении Даров совершает молитвенное воспоминание о всех своих членах — как живых, так и умерших. Эти молитвы имеют особое значение, потому что в это время самые Тело и Кровь Христовы приносятся Богу как истинная жертва за всю вселенную: во-первых, жертва благодарственная, за святых, уже прославленных Богом; во-вторых — умилостивительная, за умерших с верой, но еще не достигших полного блаженства; в-третьих — очистительная, за христиан живых.

Воспоминая в тайной молитве о святых, уже прославленных Богом (праотцах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках), священник от лица всех верующих приносит Богу благодарственную молитву за то, что Он удостоил их Своего Божественного прославления и соделал ходатаями за нас на небе.

Потом вслух священник возглашает: «Изрядно (преимущественно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Святая Церковь побуждает верующих особенно возблагодарить Господа о Пресвятой Матери Божией, потому что Она удостоилась от Бога особенного прославления, гораздо высшего, чем все другие святые, и ее ходатайство перед Богом имеет большую силу, нежели молитвы прочих святых. На клиросе от лица всех молящихся поют хвалебную песнь в честь Божией Матери: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего; честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»[3].

На Литургии свт. Василия Великого вместо этой песни поется: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», а в праздники двунадесятые поются так называемые «задостойники», т. е. ирмосы 9-й песни праздничного канона с припевом в честь Божией Матери: «Величит, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Во время пения «Достойно есть» священник тайно молится как об умерших с верой во Христа, так и о живых христианах. Первым он испрашивает у Бога вечного упокоения, а последним — всех благ для жизни христианской. Как и при воспоминании о Церкви Небесной священник особенно и громогласно вспоминал о Божией Матери как о высшей всех святых, так и теперь при воспоминании о Церкви земной он прежде всего молится о высших властях духовных и гражданских и вслух всех возглашает: «В первых, помяни, Господи, Святейшие Православные Патриархи (местного архиерея), их же даруй святым Твоим Церквам в мире целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Этот возглас означает следующее: «Во-первых помяни, Господи, духовных правителей и даруй им, чтобы они, для блага Твоих Церквей, были целы, почитаемы, здравы, долголетни и правильно управляли Церковью по Твоему истинному слову». При Архиерейском служении в это время, также вслух, поминаются страна, в которой живем, и правительство ее, а при обыкновенном священнослужении это поминовение произносится священником тайно. Поющие отвечают: «И всех и вся», т. е. помяни, Господи, и всех верующих — как мужчин, так и женщин. В это время верующие должны поминать в своих молитвах живых: близких, родных, знакомых и всех христиан.

В заключение всего жертвоприношения, Евхаристии, священник испрашивает у Бога всем «единодушия»: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Наконец, священник благословляет всех присутствующих: “И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами”.

Начинается просительная ектения: “Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся”. То есть, помянув всех святых, опять помолимся Господу.

После ектении священник провозглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) смети (осмеливаться) призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати”.

Молитва “Отче наш...” поется следом за этим обычно всем храмом.

После молитвы Господней священник, обращаясь к народу и благословляя его, произносит: «Мир всем!», — а поющие отвечают: «И духови твоему». Диакон, стоя в это время на амвоне, крест накрест опоясывается орарем, чтобы, во-первых, ему удобнее было прислуживать священнику во время Причащения, а во-вторых, чтобы выразить свое благоговение к Святым Дарам, в подражание серафимам.

При возгласе диакона: “Вонмем” завеса Царских Врат задергивается, священник, поднимая над дискосом Святой Агнец, громко возглашает: “Святая — святым”. Иначе говоря, Святые Дары могут быть преподаны только святым, то есть верующим, освятившим себя молитвой, постом, Таинством Покаяния.

И, сознавая свое недостоинство, верующие отвечают: “Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца”.

После этого поется стих, называемый причастным. Причастные стихи большей частью заимствованы из псалмов; они избираются соответственно праздникам. Так, в Воскресные дни часто поётся стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних»; в праздники Божией Матери: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову»; в праздники св. Апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в праздники святых: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» и проч.

Во время причастного стиха священнослужители в алтаре причащаются святых Таин. Священник разламывает на четыре части Агнец так, как он был надрезан на проскомидии. Часть с надписью “IC” опускается в чашу, туда же вливается и теплота, то есть горячая вода, в напоминание о том, что верующие под видом вина принимают истинную Кровь Христову.

Другая часть Агнца с надписью “ХС” предназначена для причащения священнослужителей, а части с надписями “NI” и “КА” для причащения мирян. Эти две части разрезаются копием по числу причащающихся на мелкие части, которые опускаются в Чашу.

После приобщения священнослужителей отверзаются царские врата, которые до сих пор были закрыты, напоминая закрытую горницу на Тайной Вечери, и диакон, приняв от священника потир со Святыми Дарами, призывает к причащению мирян: «Со страхом Божиим и верою приступите». На клиросе поют: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам». Все это изображает воскресение Иисуса Христа и явления Его по воскресении, именно: отверзание царских врат означает отваление камня от дверей гроба Христова. Диакон символизирует Ангела, а Сам воскресший Господь является в святых Дарах. Слова, с которыми диакон обращается к народу, напоминают о том, как ученики Христовы сначала «устрашились», увидевши воскресшего Господа, Который призывал их приблизиться к Себе и осязать Его, как потом они, уверовав, исповедали Его Господом и Богом. С такими чувствами и все предстоящие во храме при появлении святых Даров должны благоговейно поклониться Им, по примеру апостолов и жен-мироносиц, и приветствовать грядущего Господа словами, которые поются на клиросе: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам».

После того, если верующие готовились к приобщению Святых Таин, священник, приняв из рук диакона святой потир, произносит молитву, которую за ним должны повторять все желающие приступить к Таинству:

 «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь».

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

После произнесения этой молитвы, верующие делают земной поклон святым Таинам и подходят с благоговением к чаше, сложив крестообразно руки на груди (правую руку поверх левой). Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите».

После приобщения мирян священник относит святые Дары на св. престол и, обратясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Поющие от лица верующих благодарят Господа за это благословение хвалебной песнью, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: «Видехом свет истинный, прияхом (приняли) Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть».

Наконец, обращаясь со Святыми Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», указывая этим на Вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле. И как Апостолы при вознесении Господа поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон. Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя». После этого произносится краткая благодарственная ектения за приобщение святых Таин, и священник после возгласа: «С миром изыдем», — т. е. выйдем из храма с полным спокойствием душевным, произносит вслух молитву: «Благословляй благословящие Тя, Господи». И так как эта молитва произносится за амвоном, то она называется заамвонной. Священник произносит ее от лица всего народа, поэтому в это время он и должен встать со всеми молящимися в храме — «за амвоном».

По прочтении заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвой праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Наконец, священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков», — и воздает благодарение Богу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Оборотясь же к народу и имея в левой руке напрестольный Крест, осенив себя крестным знамением (что должны сделать и все присутствующие) священник произносит отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста (или Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, смотря которого из них была совершена Литургия), святых (имена святых этого дня и того, в честь которого освящен храм), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Затем все подходят ко кресту, чтобы, целуя его, подтвердить свою верность Христу, в воспоминание Которого была совершена Божественная литургия.

Проверочные вопросы:

1.  Когда и кем была совершена первая Божественная литургия? Кто совершает Литургию в наши дни?

2.  Какое место предназначено для совершения Литургии? Бывают ли исключения из этого правила?

3.  В какие дни совершать Божественную литургию положено по Уставу, а в какие нет?

4.  Кто является автором первой записанной Литургии?

5.  Как называется первая часть Божественной литургии? Что в это время происходит в алтаре и что - в храме?

6.  Почему вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных?

7.  Когда совершается Малый вход, и что он собой символизирует?

8.  Назовите основные, главные действия, которые совершаются на Литургии верных.

9.  Каков духовный смысл Великого входа?

10.  В каком месте Божественной литургии происходит призывание Святого Духа на Дары?

11.  Что символизирует собой открытие Царских Врат и выход священника со Святыми Дарами для причащения мирян?

Источники и литература по теме

Источники:

1.  Николай Кавасила, прав.  Изъяснение Божественной Литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/ (дата обращения: 18.11.2015).

2.  Серафим (Звездинский), свмч. Проповеди о Божественной Литургии. Хлеб Небесный. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdinskij/propovedi-o-bozhestvennoj-liturgii#0_2 (дата обращения: 18.11.2015).

Основная учебная литература:

3.  Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Раздел V. Богослужение. Глава II. Богослужение суточного круга. Божественная литургия.

4.  Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 4. Богослужение. Божественная литургия.

5.  Александр (Милеант), еп. Изъяснение Божественной литургии. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/izyjasnenie-bozhestvennoj-liturgii/ (дата обращения: 18.11.2015).

Дополнительная литература:

6. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. – Нью-Йорк.: Джорданвилль, 2000. Часть 2.

Видеоматериалы:

 



[1] Литургию не положено совершать в среду и пятницу сырной седмицы (подготовка к посту, к сокращению числа Литургий), в будние дни Великого поста, кроме среды и пятницы, а также полиелейных праздников и четверга 5-й седмицы. В Великую Пятницу Литургия не совершается ввиду крестной Жертвы Спасителя, за одним исключением - если попадает Благовещение, служится Литургия св. Иоанна Златоуста. Также не совершается Литургия в пятницы перед Рождеством и Крещением Господними, если сочельник выпадает на субботу или воскресенье. Это связано с тем, что в субботу или воскресенье не могут совершаться Царские часы, т.к. эта служба связана со строгим постом (третий раз в году Царские часы совершаются в Великий Пяток) и не может совершаться в субботу или в воскресенье, которые по самой своей сути не могут быть днями постными (не в смысле еды, а в смысле богослужения). В этом случае Царские часы переносятся на пятницу. Значит, если Сочельник пришелся на субботу или воскресенье, то Царские часы совершаются в пятницу, а Литургия в пятницу не совершается.

[2] Эта песнь называется «Трисвятою», потому что в ней слово «святый» употреблено три раза, в отношении к каждому лицу Пресвятой Троицы. Она получила начало в V веке, при греческом императоре Феодосии ІІ и патриархе Прокле, по следующему случаю: во время землетрясения в Константинополе все верующие, одни в храме, другие на площади, начали молиться Богу о помиловании. Тогда один отрок, находившийся на площади, вихрем был поднят в воздух. Спустившись на землю, он объявил, что слышал вверху песнь ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, услышав эти слова, начал повторять их, присоединив к ним: «Помилуй нас». После этой усиленной молитвы землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятая песнь введена во все Богослужения христианской Церкви.

[3] Эта песнь приписывается Ангелу, явившемуся в виде инока подвижнику, который жил в пещере на Афонской горе, близ обители Пантократской, в конце Х века.