IV.5. Завет Бога с Авраамом. Рождение Исаака и изгнание Агари. Принесение Исаака в жертву Богу

Цель занятия – рассмотреть историю и значение рождения Исаака и изгнания Агари и Измаила, а также историю и духовный смысл жертвоприношения Исаака.

Задачи:

  1. Рассмотреть обстоятельства рождения Исаака.
  2. Рассмотреть причину и историю изгнания Агари и Измаила.
  3. Обсудить причину великого искушения Авраама.
  4. Рассмотреть библейское повествование и духовный смысл жертвоприношения Исаака.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, кратко вспомнив содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 24 - 36 Книги Бытия, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/47 (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. О Аврааме и Исааке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_2 (дата обращения: 10.11.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 47. Слово об Аврааме и Исааке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/47 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.10. Наследники Авраама. 2.11. Великое искушение Авраама.
  3. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 21 – 23.

Ключевые понятия:

  • искушение;
  • прообраз;
  • Семя Авраама.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. В каком возрасте у Авраама и Сарры родился Исаак?
  2. За что Авраам изгнал Агарь и Измаила? Какое Божье обетование предшествовало этому изгнанию?
  3. Какое духовный прообразовательный смысл видит апостол Павел в рождении у Авраама Измаила и Исаака?
  4. Каков смысл жертвоприношения Исаака? Какое Откровение  через него получил Авраам?
  5. Какие прообразовательные черты в жертвоприношении Исаака выделяют святые отцы?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

1.  Рождение Исаака и изгнание Измаила и Агари

2.  Буквальный и духовный смысл рождения двух сыновей Авраама

3.  Великое искушение Авраама

1.  Рождение Исаака и изгнание Измаила и Агари

Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них во время стоянки в Вирсавии родился давно ожидаемый сын — Исаак. И «обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог» (Быт. 21.4). Спустя некоторое время Сарра заметила, как Измаил, считавший себя первородным, насмехается над Исааком. Сарра вознегодовала, в ней все больше и больше росла неприязнь к египетской рабыне Агари и ее ребенку. В конце концов, она решила навсегда избавиться от них и сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:10). Аврааму было неприятно слышать такие слова от Сарры, но Господь явился Аврааму и сказал: «Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:12-13). Получив откровение от Бога, Авраам рано утром дал несчастным изгнанникам хлеба, мех с водою и отправил их в Египет, где у Агари жили родственники. Путь был долгий и опасный. В пустыне у одиноких скитальцев кончилась вода, и им угрожала смерть от жажды. Агарь оставила Измаила под деревом и отошла на расстояние выстрела из лука, чтобы не видеть и не слышать предсмертных мук сына. Она села на землю и горько заплакала. В это время явился ей Ангел и сказал: «Бог услышал голос отрока… встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Быт. 21:17-18). Господь «открыл глаза Агари», и она увидела колодец с водой. Агарь напоила своего сына и таким образом спасла его от смерти. Изгнанники вскоре примкнули к египетским поселениям на Синайском полуострове. Измаил стал непревзойденным стрелком из лука и прекрасным охотником. Вскоре он женился на египтянке, и у него родилось двенадцать сыновей.

2.  Буквальный и духовный смысл рождения двух сыновей Авраама

Божие обетование: в «Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12) в ближайшем смысле указывало, что не все плотские потомки Авраама (например, измаильтяне) будут считаться его семенем, потомками Авраама, избранным народом, носителем мессианских обетовании ветхозаветного человечества будет только потомство Исаака. Но этим не ограничивается смысл обетований. Новозаветное откровение в истории Сарры и Агари видит духовный смысл и потому изъясняет эту историю и обетования, связанные с нею, в таинственно-прообразовательном смысле по отношению к Церкви новозаветной. Святой апостол Павел в четвертой главе послания к Галатам говорит, что Авраам имел двух сыновей — одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной — по обетованию. Сарра, мать Исаака, сына обетования, не раба, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предъизображала собою новозаветную Церковь (Гал. 4:26). Таким образом, потомками Сарры через Исаака являются сыны Церкви новозаветной — все верующие, во главе с основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предъизображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле — всех не познавших Христа.

3.  Великое искушение Авраама

Седьмое и восьмое богоявления связаны с принесением в жертву сына Авраама – Исаака. Возникает вопрос: зачем Богу нужно было проверять веру Авраама? Разве Бог не знал, что Авраам в него верует, когда уже Авраам поверил Богу, и вера эта вменилась ему в праведность? Обычный ответ, что в этой жертве мы видим прообраз крестной жертвы Сына Божия, сразу проблему не снимает. Стоит ли ради создания прообраза так жестоко обращаться с Авраамом?

Тогда стоит сформулировать вопрос иначе: что мог приобрести Авраам через это искушение? Ключом к понимаю этого могут служить слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Когда, в какой момент увидел и возрадовался Авраам, когда он умер задолго до Христа? «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин.8:7), - сказали на это иудеи Христу. Святитель Иоанн Златоуст комментирует это так: «под днем Он разумеет здесь день Христа, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака. Этим показывает, что не по неволе идет на страдания (Господь), потому что хвалит Того, Кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной». Итак, святитель Иоанн Златоуст утверждает нам, что Авраам радовался именно о Кресте и о дне Креста.

Известно, что путь в Царствие Небесное лежит через Крест, лежит через Голгофу, причём этот путь и этот закон положен не только людям новозаветным, – не только тем, которые живут после Христа, но это путь единый для всех людей. На путь самоотвержения Авраам вступил, выходя из Харрана. Вся его последующая жизнь была крестоношением. Теперь же мы видим его кульминацию. Несомненно, что этот прообраз крестной жертвы, конечно же, открывается не только нам, но, в первую очередь, сам Авраам сделался свидетелем Христу, и именно ему открылась эта тайна Сына Божия. В этом сомневаться совершенно не приходится. Апостол Павел в 11 главе послания к Евреям говорит о том, что «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...» (Евр.11:17). Какой верой? Верой в то, что Бог, давший Исаака от омертвелой утробы Сарриной, способен и из мёртвых воскресить его, поскольку именно через него должно было бы прийти исполнение обетования. Вот эта вера во Христа «страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день» и сделала его свидетелем и соучастником тайны Христова страдания. Только такая вера, а не в то, что Бог есть, является спасительной.

Итак, по прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос, Господь сказал Аврааму: «Авраам! ...возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22.1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Под этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Пар. 3:1). Некоторые толковники, разумея под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака.

Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: «Авраам! ...не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22.11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву вместо своего сына Исаака.

Ввиду такого безграничного послушания воле Божией Авраам получил от Бога еще одно и последнее в его жизни подтверждение обетования, причем оно отличалось особенной торжественностью и силой: в нем Господь клялся Самим Собой («Мною клянусь…», Быт. 22.16), что говорит о безусловной непреложности этого обетования (ср. Евр. 6.13–18). И в нем Бог обещал не только умножить потомство Авраама, но и указывал на рождение в его потомстве Спасителя всего человечества: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22.18), где под Семенем подразумевается Господь наш Иисус Христос (ср. Гал. 3.16).

Данное место Писания важно не только этим Божественным обетованием о пришествии Спасителя. Принесение Исаака в жертву является прообразом принесения Жертвы Христовой во спасение мира.

При таком общем прообразовательном значении жертвоприношения Исаака, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, и частные обстоятельства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр. 13:12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие Своей смерти — крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресение предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день.

Авраам умер глубоким старцем (в возрасте 175 лет) и был погребен своими сыновьями Исааком и Измаилом в пещере Махпела, где лежали останки его супруги Сары (Быт. 25.7–10). Среди избранных сосудов Божиих много великих и праведных мужей, но выше всех их по своей вере и праведности стоит духовный родоначальник человеческого рода, отец верующих и друг Божий – патриарх Авраам.

Проверочные вопросы:

  1. В каком возрасте у Авраама и Сарры родился Исаак?
  2. За что Авраам изгнал Агарь и Измаила? Какое Божье обетование предшествовало этому изгнанию?
  3. Какое духовный прообразовательный смысл видит апостол Павел в рождении у Авраама Измаила и Исаака?
  4. Каков смысл жертвоприношения Исаака? Какое Откровение  через него получил Авраам?
  5. Какие прообразовательные черты в жертвоприношении Исаака выделяют святые отцы?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/47 (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. О Аврааме и Исааке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_2 (дата обращения: 10.11.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 47. Слово об Аврааме и Исааке. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/47 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.10. Наследники Авраама. 2.11. Великое искушение Авраама.
  3. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 21 – 23.

Видеоматериалы: