IV.4. Завет Бога с Авраамом. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов

Цель занятия – рассмотреть историю и значение богоявления Аврааму у дуба Мамрийского и гибели Содома и Гоморры.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю явление трех Ангелов Аврааму у дуба Мамрийского и его святоотеческое толкование.
  2. Рассмотреть историю гибели Содома и Гоморры и спасения Лота.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, кратко вспомнив содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 21 - 23 Книги Бытия, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 37-40. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/37  (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 92. О Лоте и о приведении себя в безопасность [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/92 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.8. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Св. Троицы. 2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры.
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.

Дополнительная литература:

  1. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. Период третий. VIII. Богоявление у дуба Мамрийского. Гибель городов в долине Сиддим. Высшее испытание веры Авраама и последние дни его жизни.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 18 – 20.

Ключевые понятия:

  • богоявление;
  • Ангел;
  • Бог Троица;
  • Лица Пресвятой Троицы;
  • беззаконие;
  • нечестие;
  • Мертвое море.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое обетование дал Господь при богоявлении у дуба Мамрийского?
  2. Каким образом святые отцы толковали явление трех Ангелов Аврааму?
  3. Какое отражение в иконографии имеет явление трех странников Аврааму?
  4. Какие слова Божии пробудили у Авраама дерзновение ходатайствовать о помиловании городов ради десяти праведников?
  5. Как произошло наказание Содома и Гоморры?
  6. Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия?
  7. Каким образом были спасены Лот и его семейство?
  8. Каково происхождение моавитян и амонитян?
Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

2.  Святоотеческое толкование явления трех странников и его иконографии

3.  Обетование о рождении Исаака

4.  Ходатайство Авраама о спасении городов

5.  Спасение Лота и гибель Содома и Гоморры

1.  Богоявление Аврааму у дуба Мамрийского

Через некоторое время Господь вновь подтвердил Аврааму Свое обетование о рождении Исаака, причем еще более чудестным образом. Это случилось тогда, когда Бог явился Аврааму в виде трех странников, прикровенно указывая на тайну Пресвятой Троицы.

Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, когда увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к трем как к одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]...» (Быт. 18:3–5).  Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

2.  Святоотеческое толкование явления трех странников и его иконографии

Свт. Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех Ангелов явились три лица Святой Троицы, но это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три Ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это свмч. Иустин Философ, свмч. Ириней Лионский, свт. Иоанн Златоуст считали, что это было явление двух Ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт.18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела.

Явление трех странников усвоено было древней христианской иконографией для выражения тайны Святой Троицы.

Свт. Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поскольку Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов».

3.  Обетование о рождении Исаака

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: Здесь, в шатре» (Быт. 18:9). Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18.10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Таинственный всевидящий гость сказал Аврааму: «Отчего это... рассмеялась Сарра, сказав: “неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?” Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18.13–14), и вновь подтвердил Свое обетование о рождении Исаака.

4.  Ходатайство Авраама о спасении городов

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам пошел проводить своих гостей, и по дороге Господь вновь и вновь повторяет ему обетование о том, что «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18:18). И здесь же Господь указывает причину избрания Авраама – сохранение благочестия: «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19). Господь предваряет обетование словами: «утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Быт. 18:17), показывая этим, что Авраам так близок к Богу, как только близок друг (ср. Ис. 41.8; Иак. 2.23), от которого нет секретов или тайн.

Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт. 18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся.

Но не было там праведников, кроме Лота. Проводив гостей, Авраам с грустью возвратился в свой шатер, а два Ангела по повелению Божию направились по дороге в Содом.

5.  Спасение Лота и гибель Содома и Гоморры

Уже наступил вечер, когда небесных посланцев встретил Лот у ворот своего города. Он поклонился путникам и пригласил их в свой дом, но незнакомцы стали отказываться. Однако Лот настаивал, и они согласились воспользоваться его гостеприимством. Но едва успели гости войти, как дом Лота окружили развращенные жители Содома и громкими криками требовали выдать им пришельцев, чтобы надругаться над ними. Лот считал своим священным долгом защитить гостей, находящихся под его кровом. Так повелевал закон гостеприимства, унаследованный им от отцов. Поэтому он вышел на улицу, предусмотрительно заперев за собой дверь, и умолял своих сограждан не обижать пришельцев. «Вот у меня две дочери, — воскликнул он в отчаянии, — которые еще не познали мужа, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего худого, так как пришли под кров дома моего» (Быт. 19:8-9). Но толпа осталась глухой к мольбам Лота. Более того, его схватили и обязательно убили бы, если бы Ангелы в последнюю минуту не ввели его обратно в дом. Тогда разъяренная толпа пыталась выломать двери. Но Ангелы поразили слепотой всех мужчин, бесчинствующих у дома. Вскоре у дома Лота восстановилось спокойствие, и тогда гости открыли хозяину, кто они такие и с какой целью пришли в Содом. Они повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, всех своих родственников, немедленно покинуть город, обреченный на погибель.

Уже наступил рассвет, а Лот все медлил исполнить повеление Ангелов. Тогда Ангелы насильно вывели Лота, его жену и двух дочерей за город и велели им без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. Беглецы были уже в местечке Сигор, когда услышали позади себя оглушительный грохот. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Вся земля сотрясалась, а города обратились в груды дымящихся развалин. Никто из нечестивых горожан не спасся. Но жена Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб. Такое наказание постигло жену Лота за то, что, оглянувшись и увидев страшное бедствие, она в сердце своем осудила Господа.

Сам Лот, хотя и спасенный от гибели, подобно Ною, после потопа предался опьянению. Две дочери его, думая, что весь остальной человеческий род погиб, воспользовались этим его состоянием для восстановления рода, и у них родились сыновья Моав и Бен-Амми, ставшие родоначальниками двух народов, называвшихся по их имени моавитянами и аммонитянами.

Вскоре над Содомом и Гоморрой воцарилось молчание смерти. Ужасная казнь Божия над беззаконными городами побудила Авраама на время удалиться от их смрадного соседства, и он на время оставил дубраву Мамрийскую и подвинулся дальше к югу от Вирсавии, которая стала после этого считаться последней границей обетованной земли на юге.

На месте этих городов впоследствии образовалось Мертвое море.

Проверочные вопросы:

  1. Какое обетование дал Господь при богоявлении у дуба Мамрийского?
  2. Каким образом святые отцы толковали явление трех Ангелов Аврааму?
  3. Какое отражение в иконографии имеет явление трех странников Аврааму?
  4. Какие слова Божии пробудили у Авраама дерзновение ходатайствовать о помиловании городов ради десяти праведников?
  5. Как произошло наказание Содома и Гоморры?
  6. Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия?
  7. Каким образом были спасены Лот и его семейство?
  8. Каково происхождение моавитян и амонитян?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 37-40. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/37  (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Ефрем Сирин, прп. Творения. Труд 92. О Лоте и о приведении себя в безопасность [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/92 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.8. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Св. Троицы. 2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры.
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.

Дополнительная литература:

  1. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. Период третий. VIII. Богоявление у дуба Мамрийского. Гибель городов в долине Сиддим. Высшее испытание веры Авраама и последние дни его жизни.
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 18 – 20.
Видеоматериалы:

 

Проверочные вопросы:

1. Какое обетование дал Господь при богоявлении у дуба Мамрийского?

2. Каким образом святые отцы толковали явление трех Ангелов Аврааму?

3. Какое отражение в иконографии имеет явление трех странников Аврааму?

4. Какие слова Божии пробудили у Авраама дерзновение ходатайствовать о помиловании городов ради десяти праведников?

5. Как произошло наказание Содома и Гоморры?

6. Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия?

7. Каким образом были спасены Лот и его семейство?

8. Каково происхождение моавитян и амонитян?