IV.3. Завет Бога с Авраамом. Заключение завета. Обрезание. Рождение Измаила. Получение имени Авраам

Цель занятия – рассмотреть историю и значение заключения Завета Бога с Аврамом.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение Завета Бога с Аврамом и сопровождавших его символических действий.
  2. Познакомить слушателей с историей рождения Измаила.
  3. Рассмотреть историю перемены имен Аврама и Сары и установления обряда обрезания.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, кратко вспомнив содержание предыдущего занятия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 18-20 Книги Бытия, основную литературу, а также ознакомиться с источниками и дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 41-43. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/41 (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. Об Аврааме и обетовании относительно Исаака, и о том, что чрез них предызображено было таинство веры. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_1 (дата обращения: 10.11.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Священное Писание. Книга Бытие. Главы 15 - 17. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/15 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.5. Завет Божий с Авраамом. Рождение Измаила. 2.6. Обрезание. 2.7. Перемена имени и обещание сына. 2.12. Что такое завет
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 15-17.

Ключевые понятия:

  • Завет;
  • обрезание;
  • символические действия.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих?
  2. Какими обетованиями Божиими сопровождалось заключение Завета?
  3. Какой символическое действие было совершено при заключении Завета? Каков его смысл?
  4. Расскажите о двух пониманиях слова «завет».
  5. Расскажите историю рождения у Авраама сына Измаила?
  6. Каково значение перемены имен Аврама и Сары?
  7. Прообразом какого новозаветного Таинства является обряд обрезания?

Иллюстрации:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Видеоматериалы:

 

 

1.  Четвертое Богоявление Авраму. Заключение Завета

2.  Рождение Измаила

3.  Пятое богоявление Авраму. Перемена имен Авраама и Сарры. Обряд обрезания

4.  Что такое завет

1.  Четвертое Богоявление Авраму. Заключение Завета

После освобождения Лота и встречи с царем Салимским Мелхиседеком, Аврам возвратился к месту своей стоянки в дубраву Мамре.

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. Господь в четвертый раз явился Авраму и сказал: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» (Быт. 15:1). Через 10 лет после того, как впервые Авраму было обещано передать землю Ханаанскую его потомкам, он говорит: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт.15:2—3). Дело в том, что по древним законам, если у человека не было потомства, то его наследником мог стать его домоправитель. И вот, Елиезер из Дамаска – иноплеменник должен был стать наследником дома Аврамова, поскольку у него не было детей. И это притом, что ему было обещано потомство как песок морской. «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:4—6). Это одно из ключевых мест Ветхого Завета. Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, – помимо всех прочих его заслуг и всех прочих его дел, которые были в большинстве своем именно проявлением веры. Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом, заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15:12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им, и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

2.  Рождение Измаила

Видимой причиной отсутствия наследника было неплодство Сары. И тогда Сара предпринимает некоторые меры, вполне соответствующие законодательству своего времени, а именно, она дает Авраму в наложницы свою служанку Агарь, с тем, чтобы рожденный ею на колени госпожи ребенок считался потом их, то есть его и Сары, законным сыном. Вскоре Агарь забеременела и готовилась стать матерью. Увидев, что она таким образом является полноправной супругой Аврама, Агарь стала непочтительно и грубо вести себя по отношению к Саре. Сара была огорчена таким поведением Агари и обратилась к Авраму не только с жалобами на служанку, но и с упреками на самого мужа. Аврам терпеливо выслушал жалобы и упреки своей жены и сказал ей, что Агарь, как была, так и останется служанкой, и Сара может с ней обращаться как угодно. Вновь подчинив себе Агарь, Сара стала обращаться с ней очень сурово. Такое обращение побудило Агарь покинуть шатры Аврама и убежать к себе на родину в Египет. У источника в пустыне Сур Агари явился Ангел Господень, который повелел ей вернуться к Авраму и покориться своей госпоже Саре. Ангел предрек Агари, что у нее родится сын — Измаил, от которого произойдет многочисленное потомство. Агарь послушалась Ангела и вернулась к Авраму. Вскоре у нее родился сын, которого назвали Измаилом.

3.  Пятое богоявление Авраму. Перемена имен Авраама и Сарры. Обряд обрезания

С этих пор прошло 13 лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт.17:1—8). В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом, что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра, так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына». При этих словах Авраам «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17:16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился... Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него» (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

4.  Что такое завет

Слово «завет» с еврейского языка переводятся как «союз» или «договор». Это двусторонние отношения, в которых определены права и обязанности сторон. В случае Завета Бога с Авраамом Аврааму предъявляются некоторые условия: ходить пред Богом и быть непорочным. В Свою очередь, Бог берет на Себя некоторые обязательства: благословить, размножить, дать землю. Наверное, это и должно было быть названо договором Бога с Авраамом. Но семьдесят толковников почему-то перевели это слово на греческий как «завещание, завет». Почему? По причине неравенства договаривающихся сторон. В случае договора нарушение его условий одной стороной ведет к освобождению от своих обязательств другой. Но здесь с одной стороны человек, то есть тварь изменяющаяся, а с другой стороны Бог – вечный и неизменный. «Договор, то есть обещание, называет Божественное Писание Заветом, по причине его твердости и ненарушимости, потому что договоры часто нарушаются, законные же заветы ненарушимы», - говорит преподобный Исидор Пелусиот. При том, что человек впоследствии неоднократно нарушал условия завета, Бог всегда оставался и остается верен тому, что Он сказал. Именно из-за верности Бога договор и получает название завета, то есть завещания, которое зависит уже только от воли того, кто его дает, независимо от воли тех, кому это завещано. Кроме того, апостол Павел говорит, что как завещание вступает в силу в тот момент, когда умирает завещавший, так же и благословение Божие, которое дано в завете, вступает в силу, когда Бог умирает на Кресте. То есть после смерти и воскресения Христова человечество вступает в обладание наследством, которое завещано Богом.

Проверочные вопросы:

  1. Почему апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих?
  2. Какими обетованиями Божиими сопровождалось заключение Завета?
  3. Какой символическое действие было совершено при заключении Завета? Каков его смысл?
  4. Расскажите о двух пониманиях слова «завет».
  5. Расскажите историю рождения у Авраама сына Измаила?
  6. Каково значение перемены имен Аврама и Сары?
  7. Прообразом какого новозаветного Таинства является обряд обрезания?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 41-43. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/41 (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга третья. Об Аврааме и обетовании относительно Исаака, и о том, что чрез них предызображено было таинство веры. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/3_1 (дата обращения: 10.11.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на Священное Писание. Книга Бытие. Главы 15 - 17. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/15 (дата обращения: 10.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.5. Завет Божий с Авраамом. Рождение Измаила. 2.6. Обрезание. 2.7. Перемена имени и обещание сына. 2.12. Что такое завет
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Раздел 1. Священная история Ветхого Завета. Начало истории богоизбранного народа.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 15-17.

Видеоматериалы: