IV.2. О первом члене Символа веры. Свойства естества Божия. Апофатические свойства Божии

Цель занятия – познакомить слушателей с делением Божественных свойств на апофатические и катафатические, рассмотреть апофатические свойства Бога.

Задачи:

  1. Рассмотреть деление Божественных свойств на апофатические и катафатические.
  2. Рассмотреть особенность терминологического выражения апофатических свойств.
  3. Рассмотреть апофатические свойства Бога: Самобытность, Вечность, Неизменяемость, Вездеприсутсвие.

План занятия

  1. Проверить домашнее задание, вспомнив, что значит единство Бога и каким образом возможно Его познание.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  2. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  3. Псалтирь в святоотеческом изъяснении.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir-v-svjatootecheskom-izyjasnenii/19_5  (дата обращения: 12.11.2015).
  4. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883

Дополнительная литература:

  1. Левшенко Б., свящ. Катихизис. М.: ПСТГУ, 1997.

Ключевые понятия:

  • Бог Дух;
  • онтологические или апофатические свойства Бога;
  • духовные или катафатические свойства Бога;
  • Самобытность Бога;
  • Вечность Бога;
  • Неизменяемость Бога;
  • Вездеприсутствие Бога.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

 

  1. Как называются свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его существа? Приведите примеры.
  2. Как называются свойства Бога, характеризующие Его как свободно-разумное существо? Приведите примеры.
  3. Каков терминологический аппарат для описания апофатических свойств?
  4. Как вы понимаете свойство Самобытности Бога?
  5. Что значит: "Бог Вечен"?
  6. Как вы понимаете свойство Неизменяемости Бога?
  7. Что следует понимать под Вездеприсутствием Бога?

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

2.  Апофатические и катафатические свойства Божии

3.  Апофатические свойства Бога

4.  Апофатические свойства Бога. Самобытность

5.  Апофатические свойства Бога. Вечность

6.  Апофатические свойства Бога. Неизменяемость

7.  Апофатические свойства Бога. Вездеприсутствие

1.  Бог есть Дух

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога.

Бог открывается человеку, как Существо, совершенно отличное от физического мира, а именно — как Дух. Это было сказано Спасителем в разговоре с самарянкой. Она задала вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). Господь на это отвечает: «...поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; ...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ...Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:20-24).

 «Слово «Дух»... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие».

2.  Апофатические и катафатические свойства Божии

Из рассматриваемых слов Спасителя о поклонении Богу как Духу в духе и истине следует, что:

1) Бог есть существо свободно-разумное;

2) Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).

Две эти истины обусловливают деление Божественных свойств на две группы:

а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного существа, которые называются онтологическими или апофатическими (отрицательными); примеры апофатических Божественных свойств: вечность, неизменяемость, вездеприсутствие;

б) свойства, характеризующие Бога как свободно-разумное существо, которые называются духовными или катафатическими (положительными); примеры катафатических свойств: любовь, благость, всемогущество, святость.

Апофатизм заключается в отрицании всего, что не есть Бог.

По словам протоиерея Георгия Флоровского, Бог "выше... всякого ограничения, выше всякого определения и утверждения, а потому и выше всякого отрицания... Апофатическое "не" равнозначно "сверх" (или "вне", "кроме") - означает не ограничение или исключение, но возвышение и превосходство... Божество выше всех умозрительных имен и определений... Бог не есть ни душа, ни разум, ни воображение, ни мнение, ни мышление, ни жизнь, Он не есть ни слово, ни мысль... Бог не есть "предмет" познания, Он выше познания... Поэтому путь познания есть путь отвлечения и отрицания, путь упрощения и умолкания... Бога мы познаем только в покое духа, в покое незнания. И это апофатическое незнание есть скорее сверх-знание - не отсутствие знания, но совершенное знание, несоизмеримое поэтому со всяким частичным познанием. Это незнание есть созерцание... Бог познается не издали, не через размышление о Нем, но через непостижимое с Ним соединение...".

Апофатическое восхождение ума к Богу Отцы и учители Церкви (в частности, священномученик Дионисий Ареопагит, святитель Григорий Нисский) сравнивают с восхождением Моисея на гору Синай к Богу, Который окружил Себя мраком. Божественный мрак означает отсутствие чего-либо материального или чувственного. Вступить в Божественный мрак означает выйти за пределы умопостигаемого бытия. Израильский народ во время встречи Моисея с Богом должен был находиться у подножия горы, то есть в пределах катафатического знания о Боге, и лишь один Моисей мог вступить во мрак, то есть, отрешившись от всего, встретиться с Богом, Который вне всего, Который там, где нет ничего. Катафатически мы говорим о Боге, что Он есть Свет, но, говоря так, мы невольно уподобляем Бога чувственному свету. И если о преобразившемся на Фаворе Христе говорится, что «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), то катафатическое понятие «свет» употреблено здесь символически, так как речь идет о нетварном сиянии Божества, превосходящем всякое человеческое представление о свете. Апофатически мы можем назвать Божественный свет, который превосходит всякое представление о свете, сверхсветом или мраком. Таким образом, Синайский мрак и Фаворский свет - это одно и то же.

3.  Апофатические свойства Бога

Терминологически апофатизм может выражаться несколькими способами: 1) через употребление терминов, начинающихся с приставки "не-" (невидимый, непостижимый); 2) через употребление терминов с приставкой "сверх-" (сверхсущий, сверхблагой, даже "сверх-Бог", как у священномученика Дионисия Ареопагита); 3) через употребление понятий, заведомого противоположных ожидаемому ("Божественный мрак" вместо "Божественный свет", "незнание" вместо "знания"); 4) через употребление словесных пар, в которых одно слово по значению противоположно другому ("видеть невидимое", "постигать непостижимое", "пресветлый мрак").

В нашем понимании Бога мы чаще оперируем катафатическими понятиями, так как это легче и доступнее для ума. Но катафатическое знание имеет свои пределы, которые оно не в силах переступить. Путь отрицаний соответствует духовному восхождению в ту Божественную бездну, где умолкают слова, где замирает разум, где прекращается всякое человеческое знание и постижение, "где Бог". Не на путях спекулятивного знания, а в глубине молитвенного молчания душа может встретить Бога, Который открывается ей как не-постижимый, не-приступный, не-видимый и вместе с тем живой, близкий и родной - как Бог Личность.

4.  Апофатические свойства Бога. Самобытность

Самобытным Бог называется потому, что не обязан бытием своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от самого Себя.

В Священном Писании находим ясное изображение самобытности Божией, когда читаем:

а) что прежде Бога не было другого Бога, от которого Он мог бы получить бытие, и что, действительно, Ему никто ничего не дал: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10).

б) что Он есть Бог первый, есть альфа — начало всего. «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6); «Я — Господь первый, и в последних — Я тот же» (Ис.41:4). «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Апок.1:18).

в) что Он имеет жизнь в самом Себе и есть самый источник жизни: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26); «насыщаются (сыны человеческие) от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35:9-10).

г) наконец, что самое имя Ему есть Сущий — сущий по преимуществу. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх.3:13-14).

Святые Отцы и учители Церкви преимущественно обращали внимание на это последнее место и замечали, что имя Сущий есть приличнейшее имя Божие: а) потому что Бог в Себе самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое безпредельное и безграничное море сущности; б) потому что Бог существует от самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него; в) потому что Бог существует так, что сравнительно с Ним все прочие существа как бы не существуют. Распространяя это свойство не только на естество, но и на другие свойства Божии, преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Веруем во единого Бога... в силу, которая есть самый свет, самая благость, самая сущность, так как она ни бытием, ни своими свойствами не одолжена ничему другому, но сама есть источник бытия для всего существующего, источник жизни для всего живущего, источник разума для имеющих разум, для всех причина всех благ».

Самобытности Божией не может не допустить и здравый разум. Видя, что все в мире условно и случайно, и восходя через непрерывный ряд следствий и причин далее и далее, он невольно сознается, что этой цепи случайных существ, происходящих друг от друга, в бесконечность простирать нельзя (иначе будет нелепость), и что надобно наконец предположить существо первое, самобытное, которое само ни от кого не получило бытия, а есть первоначальная причина всего существующего. Как возможно такое существо, не имевшее никогда начала и существующее от себя и чрез себя, — мы вовсе не понимаем; но, тем не менее, чувствуем, что бытие Его есть необходимое требование нашего разума. Покоряясь этому-то требованию, самобытность Божию признавали даже и языческие философы.

5.  Апофатические свойства Бога. Вечность

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.

В Священном Писании это качество —

а) усвояет Себе сам Бог: «живу Я вовек» (Втор.32:40); «Я есмь Сущий» (Исх.3:14);

б) приписывали Ему пророки, например, царь Давид: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:26-28); «прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс.89:3); «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5); пророк Исаия: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис.40:28); пророк Иеремия: «Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер.10:10);

в) приписывают и новозаветные писатели, из которых Павел называет Бога царем веков нетленным (1Тим.1:17) и единым имеющим бессмертие (1Тим.6:16), а Апостол Петр, повторивши слова Псалмопевца, что у Бога тысяча лет, как один день, присовокупляет, что у Господа один день, как тысяча лет (2Петр.3:8).

Кроме того, Священное Писание распростирает вечность, приписываемую Богу, от существа Его на самые Его свойства и действия:

г) говорит: «Милость Твоя, Господи, вовек» (Пс.137:8), «правда Твоя — правда вечная» ( Пс.118:142); «имя Твое во век» (Пс.134:13); или: «владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет» (Дан.7:14); «Которого царство — царство вечное» (Дан.7:27); «совет же Господень стоит вовек» (Пс.32:11), «глагол Господень пребывает во веки» (1 Петр.1:25).

Как понимать вечность Божию, — объясняют нам святые Отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другой, и, следовательно, необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, — напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, - говорит святитель Григорий богослов, — ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сущий — всегда. И сим именем именует Он сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (Исх.3:14); потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем самом, но в рассуждении того, что окрест Его), через набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий око ума нашего, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор». Точно так же объясняют понятие о вечности Божией: священномученик Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, святитель Григорий Нисский, преподобный Исидор Пелусиот, Августин, святитель Григорий Великий и другие.

Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но, тем не менее, разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, — следовательно, не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, следовательно, и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания.

6.  Апофатические свойства Бога. Неизменяемость

 Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в своем существе, и в своих силах и совершенствах, и в своих определениях и действиях.

Изображая это свойство Божие, Священное Писание:

а) устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ.23:19), «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар.15:29); «много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Прит.19:21);

б) устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:26-28; срав. Евр.1:11-12); «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк.13:31);

в) свидетельствует что в Боге нет и тени перемены: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17);

г) наконец, представляет нам свидетельство самого Бога: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть «жизнь» (Ин.14:6). Жизнь – одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и «движения».

Неизменяемость – отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое.

Святые Отцы и учители Церкви, которые также приписывали Богу всецелую неизменяемость во всех отношениях, в объяснение своих мыслей приводили следующие соображения:

а) изменяемость существа необходимо сопутствуется преемственностью или последовательностью в нем разных состояний, — а в Боге никакой преемственности и последовательности быть не может: потому что Бог вечен;

б) изменяемость может быть или к лучшему, или к худшему, — но в Боге ни того, ни другого допустить нельзя: потому что Бог всесовершен;

в) изменяемость может совершаться еще или чрез приращение чего-либо в существе, или чрез убавление, — но в Боге ни приращение, ни уменьшение какое либо невозможны: потому что Бог неизмерим и совершенно невеществен. В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, разделили волю Божию: на предыдущую и последующую или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную. Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16; Мк.16:16). Таким образом, и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями.

Согласно святителю Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная».

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.

7.  Апофатические свойства Бога. Вездеприсутствие

Бог независим ни в чем и ни от чего стороннего или внешнего, не может быть, чем-то стесняем или ограждаем. Он находится выше всякой пространственности или измеримой протяжимости. Он необъятен, неограничен и неизмерим.

Если рассмотреть по отношению к миру, Бог пребывает не в одном каком-либо месте или в одно время — в одном, в другое — в другом, но пребывает везде, всегда и всецело.

Он присутствует не только своими действиями и силами, но и самым Существом Своим. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс.138:7-10). Толкуя это место Священного Писания, святые отцы подчеркивают, что псалмопевец «не сказал: куда бы я ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы не пошел, Ты там: «тамо», говорит, я Тебя застаю».

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что «все отстоит от Бога не местом, а природой». «Велико и непроходимо, - по слову святителя Григория Нисского, - расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности».

Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях. «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству», - говорит святитель Афанасий Великий.

 Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:

— небеса: «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24);

— храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:3). Книга Царств говорит о храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются Таинства, прежде всего Таинство Евхаристии;

— человек, который может стать, по выражению апостола Павла, храмом Божиим: «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места».

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия».

Проверочные вопросы:

  1. Как называются свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его существа? Приведите примеры.
  2. Как называются свойства Бога, характеризующие Его как свободно-разумное существо? Приведите примеры.
  3. Каков терминологический аппарат для описания апофатических свойств?
  4. Как вы понимаете свойство Самобытности Бога?
  5. Что значит: "Бог Вечен"?
  6. Как вы понимаете свойство Неизменяемости Бога?
  7. Что следует понимать под Вездеприсутствием Бога?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М.: ЭКСМО, 2010. 400 с.
  2. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000.
  3. Псалтирь в святоотеческом изъяснении.  [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir-v-svjatootecheskom-izyjasnenii/19_5  (дата обращения: 12.11.2015).
  4. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т.2. Изд. 4-е. — СПб., 1883

Дополнительная литература:

  1. Левшенко Б., свящ. Катихизис. М.: ПСТГУ, 1997.

Видеоматериалы: