III. Понятие о Символе веры и о Вселенских Соборах

Цель занятия – дать определение понятиям «Символ веры» и «Вселенский Собор», раскрыть проблему правильного формулирования и истолкования вероопределений.

Задачи:

  1. Дать общее определение символа и Символа веры, в частности.
  2. Рассмотреть важность правильного понимания и истолкования Символа веры.
  3. Дать определение Вселенского Собора и охарактеризовать их роль в жизни Церкви.
  4. Кратко познакомить слушателей с историей Никео-Цареградского Символа веры.

План занятия

  1. Провести проверку домашнего задания, вспомнив формы Священного Предания.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Обсудить содержание занятия на основе проверочных вопросов.
  4. Задать домашнее задание – ознакомится с основной и, по желанию, дополнительной литературой по теме.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. 1. Понятие о Cимволе веры 2. Понятие о Вселенских Соборах.  
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Часть вторая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении. 
  3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Глава вторая. Символ веры. Никейский символ.

Дополнительная литература:

  1. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Соборы. Первенство. Власть.
  2. Каллист Уэр, еп. Православная Церковь. – М.: ББИ. 2012. 376 с. Священное Предание: источник Православной веры. 

Ключевые понятия:

  • Символ веры;
  • вероопределение;
  • ересь;
  • Вселенский Собор;
  • орос.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Символ веры?
  2. Что такое Вселенский Собор?
  3. По каким вопросам созывались Вселенские Соборы?
  4. Сколько всего Вселенских Соборов признает Церковь? Назовите их.
  5. На каких Вселенских Соборах был утвержден Символ веры?
  6. Что изначально легло в основу Символа веры?
  7. Почему важно не только знать сам текст Символа веры, но и правильно его истолковывать?

Иллюстрации:

I Вселенский Собор. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в.Седьмой Вселенский Собор. Икона XVIIв. Новодевичий монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

I Вселенский Собор. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в.

2. Важность правильного понимания Символа веры

3. Понятие о Вселенских Соборах

4. Никео-Цареградский Символ веры

1.  Определение Символа веры

Пространный православный катехизис дает следующее определение Символа веры: «Символ веры есть учение о том, во что должны веровать христиане, изложенное в кратких, но точных словах».

Слово «символ» происходит от греческого глагола «соединяю», «содержу вместе»[1]. Несмотря на то, что это слово имеет много значений, всем им присуще нечто общее: всегда в понятии символа присутствует момент объединения, связи. Объединяющую роль Никео-Цареградского Символа веры нетрудно увидеть по тому месту, которое он занимает в богослужебной практике Православной Церкви. Так, в чинопоследовании оглашения, предшествующем совершению таинства Крещения, оглашаемый, прежде чем таинственно соединиться со Христом в крещальной купели, трижды читает Символ веры, свидетельствуя тождество своей веры с верой Церкви, что является необходимым условием вхождения в Церковь, соединения со Христом. Во время Божественной литургии Символ веры поется всеми верными перед началом Евхаристического канона как выражение единства в вере, без которого невозможно совместное участие в Евхаристии.

В библейском и святоотеческом понимании символ — это некоторый фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это результат Откровения. При этом символы являются выражением не идей или концептов, как, например, в философии Платона, а самих Божественных действий.

Такой способностью приобщать духовной реальности, несомненно, обладает и наш Символ веры, ибо он был составлен духоносными святыми отцами I и II Вселенских Соборов, действовавшими по наитию Святого Духа. Если мы обратимся к тексту Никео-Цареградского Символа веры, то увидим, что он имеет не много общего с богословским трактатом. Перед нами, с одной стороны, ряд кратких, выверенных богословских формул и набор ярких, хорошо запоминающихся образов — с другой. Можно сказать, что Символ веры по своему жанру ближе к поэтическому, нежели к чисто богословскому произведению. Не случайно за богослужением в Православной Церкви Символ веры поется, тогда как петь, например, главы из «Точного изложения Православной веры» св. Иоанна Дамаскина никогда никому в голову не приходило. Назначение Символа веры не только в том, чтобы сообщить нам некоторую сумму знаний о Боге и Его домостроительстве, но в том, чтобы возвысить наш ум и сердце к созерцанию Бога, приобщить духовной реальности. Поэтому Символ веры — не просто вероучительный документ, под которым в знак согласия надо ставить свою подпись, а неотъемлемая часть молитвенного правила любого христианина.

2.  Важность правильного понимания Символа веры

Падший мир таков, что в нем всегда существует опасность духовной подмены. Ап. Павел говорит, что иногда и сатана принимает вид «ангела света» (2 Кор. 11:14). Часто такая подмена бывает обусловлена неправильным восприятием религиозных символов. Последние обращены в первую очередь к сердцу человека, но область сердечной жизни, занимающая в духовной жизни центральное место, тем не менее, нуждается в контроле со стороны разума. Замечательным примером христианской символики является иконопись. Всякому христианину необходимо дома иметь иконы и молиться перед ними, но если человек не будет правильно понимать, что есть икона, кто или что изображено на иконе, то такое иконопочитание не принесет пользы его душе. То же самое может произойти и с Символом веры. Если человек много раз на дню будет прочитывать Символ, но при этом не будет верно разуметь, о чем в нем говорится, то такое чтение может нанести его душе непоправимый вред.

Быть православным христианином — значит утверждать православную веру, то есть исповедовать не просто слова, а сам смысл Никео-Константинопольского Символа веры. Это так же означает утверждение всего, что исходит из Символа веры, что развилось и основано на нем за всю долгую историю Православной Церкви. Таким образом, для христианина важно знать правильное, находящееся в согласии со Священным Преданием Церкви истолкование Символа веры.

3.  Понятие о Вселенских Соборах

В соответствии с определением пространного православного катихизиса, Вселенский Собор - это «Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами».

Церковь есть Тело Христово, духовный организм, Глава которого — Христос. Она имеет единый дух, единую общую веру, единое соборное сознание, руководимое Духом Святым. Это сознание присуще Церкви всегда, но свое определенное выражение оно получает в решениях церковных соборов, которые суть органы, через которые действует соборный церковный разум. По примеру святых апостолов, «которые держали Собор в Иерусалиме» (Деян. 15:6), Церковь с древнейших времен имеет обычай разрешать возникающие в практике церковной жизни вопросы посредством созыва соборов. Уже 37-е правило свв. апостолов устанавливает, чтобы в каждой церковной области дважды в год созывались поместные соборы для решения текущих вопросов церковной жизни. В IV столетии по причине появления проблем, имеющих общецерковное, вселенское значение, возникает потребность в созыве Соборов Вселенских, на которые стремились приглашать представителей «по возможности, со всей вселенной».

Целью созыва Соборов были низложение ересей и утверждение истин вероучения, а также установление правил общецерковной и частной христианской жизни, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.

Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во Вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов:

I. Никейский 325 г.

II. Константинопольский 381 г.

III. Эфесский 431 г.

IV. Халкидонский 451 г.

V. Константинопольский 553 г.

VI. Константинопольский 680—681 г.

VII. Никейский 787 г. 121

691—692 гг. состоялся Трулльский, так называемый Пято-Шестой Собор, являющийся в церковном сознании правомочным продолжением VI Вселенского Собора. Своим вторым правилом Трулльский Собор утвердил догматические определения, содержащиеся в правилах свв. апостолов, 12-ти свв. отцов и 9-ти поместных Соборов III-V веков. Они приводятся в книге «Правила Православной Церкви».

Седьмой Вселенский Собор. Икона XVIIв. Новодевичий монастырь.

Следует иметь в виду, что Соборы не довлеют над Церковью, являясь сами одной из форм церковной жизни. Собор не является непогрешимым оракулом церковной истины. Решения любого, даже самого представительного, собора должны пройти рецепцию Церкви, только Церковь может засвидетельствовать о достоинстве решений того или иного собора, только Церковь может сообщить собору статус Вселенского. Если собор высказывает взгляды и принимает решения, расходящиеся с опытом Церкви, то такой собор является ложным, а его участники, если не покаются, подлежат низложению, поскольку судьей и хранителем церковной истины, в конечном счете, является народ церковный как носитель опыта «истинной жизни».

«История знает случаи, когда собор, созываемый в качестве вселенского и претендующий на универсальную значимость для всего христианского мира, отвергался народом и получал наименование «разбойничьего» или псевдособора. В то же время другие соборы, гораздо менее претенциозные по своим целям, были признаны вселенскими, ибо выраженная и сформулированная ими истина но сила подлинно вселенский... характер». Таковым был, например, Эфесский собор 449 г., утвердивший ересь монофизитства.

Таким образом, вселенскость собора определяется не формальным представительством, а характером обсуждаемых на соборе вопросов и принимаемых на нем решений.

4.  Никео-Цареградский Символ веры

Никео-Цареградский Символ веры был составлен отцами 1 и II Вселенских Соборов. В основании его лежат более древние крещальные символы, которые, в свою очередь, восходят к изначальному апостольскому правилу веры. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили орос, в состав которого входили первые семь членов Символа веры. Никейский Символ пользовался общецерковным авторитетом как точное выражение Православной веры. Его авторитет подтверждали последующие Вселенские Соборы, до IV включительно. На II Вселенском Соборе в Константинополе к Символу были добавлены еще пять членов, а первые семь членов, принятые в Никее, были переработаны. В соборных документах Никео-Цареградский Символ веры впервые встречается в актах IV Вселенского Собора, который признал его непогрешимой формулой веры. Во второй половине V века Никео-Цареградский Символ распространился повсеместно и вытеснил как Никейский, так и более древние крещальные символы из богослужебной практики Церкви.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Символ веры?
  2. Что такое Вселенский Собор?
  3. По каким вопросам созывались Вселенские Соборы?
  4. Сколько всего Вселенских Соборов признает Церковь? Назовите их.
  5. На каких Вселенских Соборах был утвержден Символ веры?
  6. Что изначально легло в основу Символа веры?
  7. Почему важно не только знать сам текст Символа веры, но и правильно его истолковывать?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. 1. Понятие о Cимволе веры 2. Понятие о Вселенских Соборах.  
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Часть вторая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении. 
  3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Глава вторая. Символ веры. Никейский символ.

Дополнительная литература:

  1. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Соборы. Первенство. Власть.
  2. Каллист Уэр, еп. Православная Церковь. – М.: ББИ. 2012. 376 с. Священное Предание: источник Православной веры. 

Видеоматериалы:

 

 



[1] Изначальное значение слова «символ» таково. Когда два эллина, близких друг другу человека, вынуждены были на некоторое время расстаться, то они брали какой-нибудь небольшой предмет, например монету, и по сложной траектории разделяли его пополам. И если впоследствии один из них должен был сообщить другому нечто важное, то он призывал слугу, вручал ему половину этого предмета и отправлял его к своему старому знакомому. Слуга, прибыв к месту назначения, предъявлял половину «символа», и если она точно подходила к другой половине, это означало, что посланцу можно доверять. Благодаря такому символу через много лет некогда знакомые люди или даже их потомки могли опознать друг друга.