IV.1. Завет Бога с Авраамом. Призвание Аврама и обетование. Переселение в обетованную землю. Аврам в Египте

Цель занятия – рассмотреть призвание Авраама, его переселение в обетованную землю и пребывание в Египте.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение призвания Аврама в историческом и духовном аспектах.
  2. Рассмотреть обетование, данное Богом Авраму.
  3. Рассмотреть переселение Аврама в Египет.

План занятия:

  1. Провести обсуждение пройденного материала, особо остановившись на теме Завете Бога с Ноем.
  2. Раскрыть содержание занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Провести проверку знания содержания учебного материала разделов I - III с помощью теста.
  5. Задать домашнее задание: прочитать главу 14 Книги Бытия, основную литературу, ознакомиться с предложенной дополнительной литературой и источниками.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 31-33. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/31  (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Глава 12. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/12  (дата обращения: 04.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.1. Призвание. Обетование. 2.2. Путешествие в Египет.
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. Глава III. Патриархальный Период. Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю. 2.2. Путешествие в Египет.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Глава 12.
  2. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с. III. Первая Книга Моисеева Бытие. 15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте.
  3. Василиадис Н. Библия и археология. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 414 с. Авраам и город Ур. Народы, жившие во времена Авраама. С. 37-54.

Ключевые понятия:

  • призвание;
  • обетование.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Почему возникла необходимость призвания Аврама? Почему именно он был избран Богом?
  2. Какое значение для Аврама имело его призвание Богом?
  3. Какое обетование получил Аврам от Бога?
  4. По какой причине Аврам переселился из Палестине в Египет?
  5. Чем примечательно пребывание Аврама в Египте?
Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 


[1] До Моисея, до времени Синайского закона функции священника принадлежат, как правило, главе семьи, и жертвоприношения специальным образом не регламентируются. Жертвенники ставятся и жертвы совершаются по каким-либо случаям там, где это понадобится.

 

1.  Необходимость сохранения истинного богопочитания

2.  Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю

3.  Пребывание Аврама в Египте

1.  Необходимость сохранения истинного богопочитания

Греховность падшей человеческой природы и связанное с этим умножение греха в ходе истории человечества, все дальше и дальше удаляющие человека от его Творца, оказывали губительное влияние на представления людей о Боге. Истинное понятие о Боге все больше и больше искажалось, а часто и совсем забывалось. Конечно, люди не становились полностью атеистами, в глубине их души жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, стремление к Богу. Но потеряв понятие об истинном Боге, они стали почитать не Творца, а тварь, стали обожествлять предметы и явления окружающей их природы. Так возникло и распространилось в людях идолопоклонство. И Господь, чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, избирает Себе из всего человечества одного человека – крепкого духом и верой Аврама, сына Фарры, потомка Сима, а в его лице и целый народ, который должен был произойти от него.

2.  Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю

Чтобы отделить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии в Палестину, землю Ханаанскую (Быт. 11.31). Город их обитания - Ур Халдейский – один из древних городов-государств, один из центров древней цивилизации. Очевидно, что городская культура с ее централизованным языческим культом могла отрицательно влиять на людей, сохранявших веру в истинного Бога. И вот по повелению Божию отец Авраама Фарра покидает Ур, доходит до Харрана и там останавливается. После его смерти Бог обращается к Авраму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя..., и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12.1–3).

Бог дает Авраму великие и удивительные обещания, Он обещает быть союзником Авраму, Бог обещает быть другом всем, кто дружественно расположен к Авраму, и быть врагом для его врагов, и обещает, что он будет в благословении. При этом, первый шаг, который предлагается сделать Авраму – это шаг полного самоотвержения, нечто подобное смерти. В древних обществах никакого понятия о ценности человека или о каких-то достоинствах человеческой личности, или о правах этой личности не существовало. Человек реализовывался как личность, как человек, когда он был членом социума, когда он был членом какого-то общества. Почему великие древние философы так спокойно относились к рабству? Человек – это некоторое существо, которое обладает правами гражданства, являясь гражданином полиса. Если это существо (в данном случае раб) гражданином не является, то оно не является человеком. Поэтому никакой эксплуатации человека человеком нет, есть просто вот такое удобное, хорошее, умное орудие труда, но человеком оно не является, потому что не имеет гражданских прав. Если кто-то убил какого-то чужестранца в поле, то он особого преступления не совершил, точно убил просто животное, и все.

Понятия о достоинстве, о ценности человеческой личности – это понятие уже новозаветное, понятие христианское: человеческая личность ценна потому, что о ней помнит Бог, потому что она создана по образу и подобию Божьему, потому что она именно в очах Божиих имеет свою ценность. И вот именно этот опыт предлагается приобрести Авраму. Единственной опорой, единственным смыслом и ценностью в его жизни с этого момента становится Бог, который предлагает ему идти в неизвестную землю.

И вот, когда Авраам исходит из дома отца своего, из родства своего, из земли своей, то в каком-то смысле он полностью отвергается самого себя. Потому что после этого ему не на что опереться, ничто не определяет его человеческого достоинства и какого-то места под солнцем, кроме Бога. Он доверяет себя промыслу Божию целиком, ничего не оставляя за собой. Он мог в любой момент быть ограблен, убит, причем в чужих землях. И Аврам «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8).

Взяв жену, племянника Лота и всех своих слуг и имущество, Аврам вышел из Харрана и пришел в землю Ханаанскую. У дубравы Море (Мамре) близ Сихема произошло важное событие – Господь явился Авраму и обещал отдать эту землю его потомству (Быт. 12:7). В благодарность Богу Аврам соорудил там жертвенник и совершил жертвоприношение. Впоследствии он обосновался около места, называемого Вефиль (см. Быт. 28:19), где также соорудил жертвенник Богу[1].

3.  Пребывание Аврама в Египте

Продвигаясь на юг страны, Аврам был вынужден по причине голода совсем оставить Палестину и уйти в Египет.

Египет в это время находился уже на высокой ступени цивилизации. На берегах Нила возвышались пирамиды. Неограниченный правитель — фараон — считался прямым потомком богов и принимал от своего народа божеские почести. Науки и искусство процветали, и имелась уже значительная литература по разным отраслям знаний, особенно по анатомии и медицине. В больших, богатых городах возвышались многочисленные храмы и обелиски, повсюду можно было видеть множество сфинксов, всевозможных статуй и идолов — из камня, золота, серебра, бронзы и слоновой кости. Богатейшие, покрытые росписями и скульптурными рельефами гробницы с покоящимися в них набальзамированными телами (мумиями), представляли собой целые «города мертвых». Кругом же кипела самая бойкая, цветущая общественная жизнь. Фараонов дворец в Мемфисе был наполнен всевозможными жрецами и волхвами, состоящими в качестве приближенных советников фараона. Все это, несомненно, должно было поразить Аврама, хотя он и видел нечто подобное на своей родине в Халдее.

Египетские чиновники не препятствовали кочевым племенам пасти свои стада на свободной земле, но за это они брали с них определенную плату. Кроме того, они иногда забирали у кочевников красивых женщин и посылали их в гаремы вельмож или даже самого фараона. Аврам знал об этом. Боясь, чтобы египтяне не убили его из-за Сары, он просил ее, чтобы она в Египте называла себя не женой, а сестрой Аврама. Это не было ложью, т.к. она действительно была его единокровной сестрой (Быт.20:12), но и не было полной правдой. Предосторожность оказалась не напрасной. Красивая Сара понравилась фараону, и он взял ее в свой дом, а своего мнимого шурина наделил богатыми подарками: мелким и крупным скотом и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами (Быт. 12:16). Но «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт. 12:17), так что он вынужден был возвратить ее мужу и велел им оставить его страну. Покинув Египет, Аврам поселился в обетованной земле в окрестностях Вефиля.

Проверочные вопросы:

  1. Почему возникла необходимость призвания Аврама? Почему именно он был избран Богом?
  2. Какое значение для Аврама имело его призвание Богом?
  3. Какое обетование получил Аврам от Бога?
  4. По какой причине Аврам переселился из Палестине в Египет?
  5. Чем примечательно пребывание Аврама в Египте?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 31-33. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/31  (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Глава 12. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/12  (дата обращения: 04.11.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 2. Патриарх Авраам. 2.1. Призвание. Обетование. 2.2. Путешествие в Египет.
  3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. - СПб.: Владивосток, 2006. Глава III. Патриархальный Период. Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю. 2.2. Путешествие в Египет.

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Глава 12.
  2. Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие для студентов 2 класса / Под ред. доц. прот. В. Иванова – М.: Сергиев Посад, 2004. 113 с. III. Первая Книга Моисеева Бытие. 15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте.
  3. Василиадис Н. Библия и археология. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 414 с. Авраам и город Ур. Народы, жившие во времена Авраама. С. 37-54.
Видеоматериалы:

 

 


[1] До Моисея, до времени Синайского закона функции священника принадлежат, как правило, главе семьи, и жертвоприношения специальным образом не регламентируются. Жертвенники ставятся и жертвы совершаются по каким-либо случаям там, где это понадобится.