II.5. Православный храм. Облачения диаконов, священников и епископов. Одежда монахов

Цель занятия – рассмотреть богослужебные облачения диаконов, священников и епископов, а также одежду монахов, их происхождение и символическое значение.

Задачи:

  1. Познакомить слушателей с составом богослужебных облачений диаконов, священников и епископов.
  2. Раскрыть символическое значение облачения диаконов, священников и епископов.
  3. Кратко рассмотреть историю происхождение облачений диаконов, священников и епископов.
  4. Рассмотреть молитвы, читаемые при облачении в богослужебные одежды.

План занятия:

  1. Провести тестирование на знание устройства храма и богослужебных предметов.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источник и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 22-28. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 02.11.2015). 

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Церковные одежды.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства. Одеяния духовенства. С. 110.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Литургические облачения духовенства. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_5  (дата обращения: 01.11.2015).
  2. Епитрахиль. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/190057.html (дата обращения: 01.11.2015).
  3. Юрий Клиценко. О символике богослужебных облачений. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/oblachenie.htm (дата обращения: 01.11.2015).

Ключевые понятия:

  • стихарь;
  • орарь;
  • поручи;
  • подризник;
  • ризы;
  • епитрахиль;
  • фелонь;
  • пояс;
  • набедренник;
  • палица;
  • саккос;
  • омофор;
  • мантия.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

 

  1. Как одним словом назвать богослужебные одежды духовенства?
  2. Из чего состоят богослужебные одежды диакона?
  3. Каков символический смысл имеет орарь?
  4. Прообразом какого одеяния диакона является ветхозаветный подир?
  5. Каков состав богослужебного облачения священников?
  6. Без какого одеяния священник не может совершать ни одно богослужение?
  7. Каково происхождение фелони?
  8. Какие облачения священников являются наградами? Опишите их.
  9. Какая богослужебная одежда архиерев сходна в своем символическом значении с фелонью?
  10. Что это такое омофор? Каково его символическое значение?
  11. Чьей одеждой является мантия, или палий? Что она собой представляет?

Иллюстрации:

1. Стихарь.

2. Орарь.

3. Поручи.

Картинки по запросу

4. Подризник.

Картинки по запросу подризник

5. Епитрахиль.

6. Фелонь.

7. Набедренник.


8. Палица.

Картинки по запросу набедренник и палица священника

9. Саккос.

10. Малый омофор и большой омофор.

Омофор малый.

Омофор большой.

11. Мантия монашеская и архиерейская.

Видеоматериалы:

 
 
 

 



[1] Требы - богослужения по требованию людей: молебны, панихиды и др.

 

1. Облачение диаконов

2. Облачения священников

3. Облачение архиереев - епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха

4. Одежда монахов

За православным богослужением все священнослужители облачаются в соответствующие их сану священные одежды. Ризы — это богослужебные одеяния духовенства. Еще в Ветхом Завете сходные одеяния были сделаны по повелению Божию для священников.

Ризы предназначены только для богослужения, чтобы показывать славу и благолепие Божественного мира. После богослужения облачения снимаются и остаются в храме.

Богослужебные облачения — это образ одежд праведности и чистоты. Каждое богослужение — это встреча со Христом, пир духовный, на который нельзя войти не в брачной одежде (см. притчу в Евангелии от Матфея 22, 11—14). Ризы освящаются по особому чину и таинственно содержат в себе благодатную силу.

1. Облачение диаконов

Диаконы облачаются в стихарь и орарь, на руки одеваются поручи.

Стихарь — это общее одеяние для священства всех степеней. У диаконов и чтецов стихарь — верхнее богослужебное одеяние, сшитое чаще всего из парчи. У священников и архиереев стихарь— нижнее одеяние, более простое и мягкое, его называют еще подризником, потому что поверх него надевают прочие ризы.

Стихарь — самое древнее богослужебное одеяние. Его прообраз — подир ветхозаветных священников. Сам же стихарь является образом хитона Господня и багряницы Его, одежды страданий.

Хитон — “не сшитый, а весь тканый сверху” — одежда земных странствий Христа. Багряница — длинная красная одежда, напоминавшая багряницу царей, которую, насмехаясь, надели римские воины на Христа перед казнью.

Однако, сами того не понимая, они облекли Царя мира в подобающую Ему одежду. Подвиг и страдания Спасителя освободили и очистили верующих в Него. Вот почему для подризника, имеющего форму Господнего хитона, в Церкви был принят белый цвет. В светоносные белые одеяния чистоты и непорочности облачены ангелы, и праведные люди надевают белые одежды в знак того, что Своей Кровию и страданиями Своими Христос искупил их от гибели.

По форме стихарь — образ земной одежды и одежды страданий Христа, а по цвету — одеяние света Божественной славы, соответствует белым ризам Христа в Преображении, и потому это богослужебное одеяние имеет двойной смысл. Белый цвет стихаря означает свет, чистоту, непорочность и радость в Царстве Божием. Надевая стихарь, священнослужитель читает слова из псалма: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою”.

Стихарь и подризник — одежда в виде длинной до пят рубахи без ворота, расширяющейся книзу. У стихаря, верхней богослужебной одежды диаконов и клириков, широкие рукава, на которые внизу нашиты широкие цветные полосы. Они знаменуют собой узы, которыми связали Господа, когда Его вели на суд.

Такая же полоса нашивается поперек груди, поднимается на плечи, через плечи опускается двумя концами на спину и соединяется поперек спины. Она знаменует кровавые язвы Христа и одновременно иго Христово, которое несут на себе Его служители: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...”. На спине нашит крест в напоминание о том кресте, который Господь нес на Голгофу (Мф.11, 29).

Полоса нашивается и по подолу стихаря, знаменуя собою путы, которыми связали ноги Спасителя в темнице. Нашитые на стихаре полосы означают также Божественную силу и благодать, даваемую Христом Своим служителям. По бокам с обеих сторон стихаря — разрезы в знамение прободенных ребер Спасителя.

Подризник священников и епископов, как нижняя богослужебная одежда, делается с узкими рукавами, имеющими разрезы на концах. К разрезу пришивается тесьма или шнурок, которым стягивается рукав у запястья.

Эти шнурки знаменуют собою путы, связавшие руки Спасителя, ведомого на суд, так же, как полосы, нашитые на рукавах стихаря. На спине подризника — только крест, а полосы, знаменующие иго Христово, нашиваются на надетые сверху подризника фелонь или саккос. На подоле, потому что он выступает из-под верхней одежды и виден всем, нашивается полоса, как и на стихаре, с тем же значением. По бокам подризника такие же разрезы, как и на стихаре. Подризник надевается при служении литургии.

Орарь — длинная полоса из парчовой или другой цветной материи, которую диаконы носят на левом плече поверх стихаря. Концы ораря свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон поднимает его вверх, когда произносит ектении (прошения), концом ораря осеняет себя крестным знамением, указывает им в положенных случаях порядок богослужебных действий.

На литургии, при пении “Отче наш ...”, готовя себя к принятию Святых Таин, диакон опоясывается орарем через плечи крест накрест по груди и спине. После причащения диакон снова распоясывает орарь и пристегивает его на левом плече.

Орарь есть принадлежность только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Второе значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. «orarium») или – молиться (от лат. глагола «oro»).

Господь Иисус Христос на Тайной вечери, собираясь умыть ноги ученикам Своим, снял с Себя верхнее одеяние и, взяв полотенце, препоясался, потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим Он, по Его словам, дал ученикам пример служения высших низшим (Ин. 13, 4, 5, 15). Этим Господь явил образ и Своего служения делу духовного очищения человечества. Евангельское свидетельство дает возможность предположить, что это полотенце – лентион, которым препоясался Господь, было довольно длинным, если им можно было отирать ноги, оставаясь препоясанным им. Нет сомнения в том, что память об этом полотенце твердо сохранялась у апостолов. И вполне возможно, что, когда они вынуждены были из числа самых достойных мужей посвятить через рукоположение первых диаконов для служения при трапезах, для попечения, наблюдения за порядком в раздаянии ежедневных потребностей верующим, они снабдили этих диаконов полотенцами. Это имело двойное значение. Такие полотенца могли иметь вполне практическое применение во время братских трапез и в то же время являлись образом служения братиям, который дан был Христом, и отличительным знаком первых диаконов. С этих времен длинный лентион является в Церкви священным знаком служения Богу и людям. С прекращением общих братских трапез христиан обязанности диаконов сосредоточились на наблюдении за чинностью и порядком богослужений, уходом за святыми предметами алтаря, возглашении прошений и вообще в сослужении иереям и епископам.

Орарь, как полагают, был прообразован в ветхозаветной Церкви особым убрусом (полотенцем), которым в иудейских синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Закона и Пророков. В христианской Церкви диаконы, возвышая орарь на амвоне, также, как бы предуготовляют верующих к последующему молитвословию. Некоторые толкователи видят одно из значений ораря в том, что он своими передним и задним концами означает соответственно Новый и Ветхий Заветы. Поэтому, если диакон перед причащением не соединит Ветхого Завета с Новым, то есть не опояшется орарем, как было указано, то не приобщается. Орарь содержит в себе и другие высокие значения, По толкованию святого Иоанна Златоуста, блаженного Симеона, архиепископа Солунского, и других отцов Церкви, орарь является знамением невещественных ангельских крыл, так как и сами диаконы в Церкви представляют образ ангельского служения. На древних орарях изображали слова ангельского песнопения «Свят, Свят, Свят». Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, по этому поводу замечает, что диакон «когда намеревается причаститься Святых Даров, тогда он подражает тем шестокрылатым серафимам, которые двумя крылами закрывают свои лица, двумя – ноги, и двумя летают, восклицая: «Свят, Свят, Свят». Действительно, крестообразное опоясание диакона орарем перед причащением в точности соответствует опоясанию ангелов по персям, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова. Даже Сам Господь Иисус Христос предстает Тайновидцу опоясанным также золотым поясом, являя образ Своего служения делу спасения людей. Крестообразно опоясанный поверх стихаря орарь является также принадлежностью иподиаконов. В отличие от диаконов эти низшие клирики всегда имеют орарь опоясанным по персям. Прислуживая епископу за богослужением, они тоже являют образ ангелов – служителей, опоясанных золотыми поясами. В этом отношении они изображают низшие ангельские чины. Иподиаконы имеют посвящение, но не в священный сан. Диакон – первая священная степень. Орарь, носимый им почти всегда на одном левом плече, означает именно благодать священного сана, но только первой степени священства, дающей диакону право быть служителем, но не совершителем таинств.[1] Однако и эта благодать священного диаконского сана есть иго и ярем работания Богу и людям, есть крестоношение. Символическое выражение и этих духовных истин содержит в себе диаконский орарь. С другой стороны, орарь напоминает диакону о необходимости в своей службе и жизни подражать ангелам, всегда готовым к быстрому исполнению воли Божией, хранящим непорочность и чистоту, пребывающим в совершенном целомудрии.

Итак, орарь соединяет в себе следующие духовные значения. Он знаменует – ангельские крыла, готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений; благое бремя служения Христу и крестную ношу; Божию благодать священного сана; Ветхий и Новый Заветы, их нераздельность во Христе; двойственный характер служения диакона: Богу и людям.

Картинки по запросу Поручи, или нарукавники — это широкая полоса плотной материи с изображением креста посередине, обшитая по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надевают на каждую руку. Они знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые дает Господь священнослужителям для совершения Таинств. Не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь совершает Таинства.

При надевании правой поручи читается молитва: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты”. В этой молитве, как мы видим, говорится и о том, что поручи защищают священнослужителя от демонских козней при совершении Таинств.

При надевании левой поручи произносится другая молитва: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим”.

Поручи имеют также значение уз, которыми были связаны руки Спасителя, ведомого на суд.

2. Облачения священников

Полное облачение священника включает: подризник, епитрахиль, поручи, набедренник, палицу, пояс, фелонь.Картинки по запросу подризник

Епитрахиль — одеяние священника, представляющее собой двойной орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на груди вниз. Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца опускались равномерно вниз и соединялись один с другим. Сейчас форма епитрахили немного изменилась, но также ее два конца скрепляются на груди священника.

Символическое значение епитрахили в том, что священник, по сравнению с диаконом, приобретает сугубую (двойную) благодать, дающую ему право совершать Таинства Церкви. Такая благодать — это и большее иго, сугубая ответственность, поэтому орарь накидывают на шею священника, подобно ярму.

Епитрахиль, по объяснению блаженного Симеона, архиепископа Солунского, означает как бы ярмо, в которое священник при рукоположении впрягается для работы Господу. Священник подражает Господу и в служении людям, и в несении духовного креста.

Все богослужения священник может совершать только в епитрахили.

Фелонь — верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. Фелонь шьется без рукавов, изображая одежду Спасителя во время поругания.

Вырез для головы и подол фелони обшиты полосами ткани. Такие же полосы охватывают фелонь вокруг по спине, груди и предплечьям. Они знаменуют собой язвы на теле Господа Иисуса Христа с истекавшей на них кровью, то есть то же, что полосы на оплечиях стихаря, так как иерейский стихарь-подризник надевается под фелонь.

Кроме того, на фелонь нашивается полоса, пересекающая грудь ниже предыдущей и идущая вдоль всей фелони. Это напоминание о Крови Христа, истекшей на Кресте из его пробитой копьем груди. Все вместе четыре полосы символизируют четыре Евангелия, благовестниками которых являются епископы и священники. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им Таинств Церкви.

На спине в верхней части фелони так же, как и на стихаре, помещается знамение креста. Ниже под крестом нашивается восьмиконечная звезда, означающая наступление Царствия Небесного, новое небо и новую землю, так как восемь — число будущего века. В двух символах - кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелони начало и конец спасения человечества во Христе.

Древние фелони по покрою представляли собой круг с круглым вырезом в центре для головы. Круг символизирует полноту Божественной благодати.

Ныне фелонь, если разрезать ее по центру на груди, представляет собой полукруг. Форму полного круга теперь имеет только архиерейская одежда - саккос. Жесткая верхняя часть фелони - символ ярма и ига Христова, которые несет на себе священник. Фелонь означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, одеяние праведности и духовной радости. Поэтому в молитве при надевании фелони читается: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобные Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы[1]. На литургию священник надевает полное облачение. Основой полного облачения является подризник. Поверх него сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник, палица, фелонь. Набедренник и палица — это награды духовенству, поэтому их надевают не все священники.

Пояс — полоса материи с отделкой в виде нашитых лент другого цвета или оттенка по краям, с крестом посередине. Пояс символизирует силу, крепость, власть и готовность к служению. Христос, опоясываясь длинным полотенцем и омывая ноги Своим ученикам, дает образ Своего служения людям. Надевая пояс, священник читает молитву: “Благословен Бог, препоясуя мя силою, и положи непорочен путь мой, совершая нозе мои, яко елени, и на высоких поставляя мя”.

Обшивка пояса и крест на нем означают, что не своей силой силен священник, а Божией.

Набедренник - это продолговатый плотный прямоугольный плат на длинной ленте - первая священническая награда за ревностное служение Церкви. Четырехугольная форма набедренника означает четыре Евангелия, а также меч духовный — Слово Божие.

Картинки по запросу набедренник и палица священникаПалица — это такой же плат на ленте, но в виде ромба. Она тоже символизирует Четвероевангелие, но внешне больше подобна острому мечу. Палица имеет также значение края полотенца, которым Христос отирал ноги Своим ученикам. Палица — церковная награда протоиереям. Она носится на правом боку.

При надевании набедренника и палицы читаются стихи псалма: “Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею...”.

3. Облачение архиереев - епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха

Архиереи Православной Церкви при богослужении носят особые архиерейские одеяния.

Полное архиерейское богослужебное облачение соответствует семи Таинствам, которые может совершать епископ. Это облачение состоит из семи предметов: подризника, епитрахили, поручей, пояса, палицы, омофора, саккоса.

Саккос — это верхняя богослужебная одежда архиереев. Символически подобна Христовой багрянице, имеет, в сущности, то же значение, что и фелонь.

Саккос по внешнему виду напоминает стихарь. Символическая полоса, означающая кровавые следы бичевания Спасителя, имеет на саккосе форму плавного изгиба, идущего по груди, плечам и спине. По подолу и по краям рукавов идут такие же полосы. Они символизируют путы Христовы.

При надевании саккоса диакон читает: “Архиереи Твои, Господи, облекутся в правду”. Саккосы, как правило, шьют из парчи и украшают изображениями крестов.

Передняя и задняя половины саккоса, соединяемые петлями и звонцами, символически означают нераздельное, хотя и несмешиваемое, преемство во Христе священства Нового и Ветхого Заветов, а также двойной характер служения епископа — Богу и людям.

Омофор — широкая длинная полоса материи с изображением крестов и нашитыми полосами из другой материи, идущими по краям, а также бахромой и двумя поперечными полосами на концах. Омофор огибает оба плеча епископа и одним концом спускается с левого плеча спереди, а другим с этого же плеча сзади.

Омофор, по толкованию святых отцов, изображает заблудшую овцу, то есть всех нас, грешных людей, которых Спаситель взял на плечи Свои, для чего сошел с небес, воплотился и принял смерть за нас. Потому при надевании омофора говорится: “На рамех (плечах), Христе, заблудшее взяв естество, вознеси еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Омофор показывает, что архиерей в Церкви является образом Христа Спасителя, искупившего грехи человечества. Кроме того, омофор знаменует собой особую полноту Божественной благодати и силы, даваемой архиерею Господом. В сущности, омофор епископа имеет то же значение, что диаконский орарь и иерейская епитрахиль, только в большей степени.

Орарь и епитрахиль имеют у концов одну поперечную полосу в знак отречения от земных пристрастий и высшего небесного характера священнослужения. Омофор епископа у концов имеет две поперечные полосы — знак двойного отречения от всего суетного, а также знак того, что архиепископский сан соответствует небесному достоинству Иисуса Христа.

Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола.

Омофор большой.

При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора. Потом он надевает малый омофор, который значительно короче большого и обоими концами опускается на грудь. Но малый омофор не заменяет епитрахили. В полном облачении епископ одет во все иерейские одежды, в том числе и епитрахиль, которая лежит под саккосом, а на саккосе — омофор как знак высшей, по сравнению с иерейской, благодати.

Омофор малый.

На великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в Царских Вратах Святые Дары как Самого Христа, идущего на вольную смерть. Во время совершения Таинства малый омофор опять одевают. После совершения Таинства, когда на престоле присутствует Сам Христос, омофор опять снимают.

Мантия архиерейская — это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм. В храме она снимается, так как архиерей облачается в богослужебные одеяния.

Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но просторней и длиннее ее. Спереди мантии, вверху у плечей и внизу у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и изображениями крестов или с иконами внутри верхних прямоугольников.

Эти нашитые платы называются скрижалями и знаменуют собой Ветхий и Новый Заветы, из которых епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия, ибо он — учитель Церкви.

Учительскую благодать епископства символически изображают на мантии источники или струи — длинные нашивные ленты. Эти ленты пересекают мантию спереди в три ряда, по две полосы в каждом. Первый ряд проходит под верхними скрижалями, второй — в центре мантии, третий — над нижними скрижалями. Все ряды полос проходят по бокам мантии на спину, огибая мантию со всех сторон. Эти источники означают благодать учения, истекающую из Ветхого и Нового Заветов, и окружающую, покрывающую со всех сторон епископа.

4. Одежда монахов

Мантия, или палий — одежда монахов. Она подчеркивает их отрешенность от мира. Это длинная без рукавов накидка с застежкой на вороте, которую надевают монахи на подрясник и рясу.

В древние времена все христиане носили такую накидку, показывая миру, что они отреклись от язычества. Длинная мантия из простой и грубой ткани означает также христианское смирение перед Богом. Святые называли ее знамением ангельских крыльев, знаком всепокрывающей силы Божией. Мантией у монаха как бы связаны и руки, и ноги для дел мира сего, от мантии свободна только голова, всеми мыслями устремленная к Богу.

Проверочные вопросы:
  1. Как одним словом назвать богослужебные одежды духовенства?
  2. Из чего состоят богослужебные одежды диакона?
  3. Каков символический смысл имеет орарь?
  4. Прообразом какого одеяния диакона является ветхозаветный подир?
  5. Каков состав богослужебного облачения священников?
  6. Без какого одеяния священник не может совершать ни одно богослужение?
  7. Каково происхождение фелони?
  8. Какие облачения священников являются наградами? Опишите их.
  9. Какая богослужебная одежда архиерев сходна в своем символическом значении с фелонью?
  10. Что это такое омофор? Каково его символическое значение?
  11. Чьей одеждой является мантия, или палий? Что она собой представляет?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 22-28. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 02.11.2015). 

Основная учебная литература:

  1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Церковные одежды.
  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4, М.: Издание Московской Патриархии, 1983. 824 с. Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства. Одеяния духовенства. С. 110.

Дополнительная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Литургические облачения духовенства. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_5  (дата обращения: 01.11.2015).
  2. Епитрахиль. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/190057.html (дата обращения: 01.11.2015).
  3. Юрий Клиценко. О символике богослужебных облачений. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/oblachenie.htm (дата обращения: 01.11.2015).
Видеоматериалы:
 
 

 

[1] Требы - богослужения по требованию людей: молебны, панихиды и др.