II.3. Православный храм. Устройство храма. Собственно храм или четверик. Притвор

Цель занятия – рассмотреть назначение и устройство средней части храма и притвора.

Задачи:

  1. Рассмотреть назначение, устройство и символическое значение средней части храма и его составляющих.
  2. Рассмотреть назначение и устройство притвора и служебных помещений.

План занятия:

  1. Проверить домашнее задание, вспомнив части храма и устройство алтаря.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации.
  3. Разобрать совместно со слушателями выдержку из книги праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (см. Дополнительные материалы) и обозначить, каким образом составляющие средней части храма способствуют настрою и участию в богослужении прихожан.
  4. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов с целью закрепления материала.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источник и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 17-18. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Притвор. Открытая православная энциклопедия «Древо». http://drevo-info.ru/articles/1179.html (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4-х тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – С. 419–527. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/75672-ikonostas/ (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.

Ключевые понятия:

  • четверик;
  • кафедра;
  • аналое;
  • подсвечник;
  • паникадило;
  • лампада;
  • фреска;
  • мозаика;
  • иконостас;
  • Царские врата;
  • южные и северные врата;
  • солея;
  • амвон;
  • клирос;
  • гробница;
  • плащаница;
  • хоругвь;
  • притвор;
  • иконохранилище;
  • ризница.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что это такое четверик?
  2. Какие богослужения совершаются в средней части храма?
  3. Какая икона расположена на аналое?
  4. Каково значение церковных свеч?
  5. Что вам известно о средствах и интенсивности освещения храма во время богослужения?
  6. Можно ли в храме сидеть и в какие моменты богослужения необходимо стоять?
  7. Расскажите об устройстве иконостаса.
  8. Что это такое Царские врата, северные и южные врата (двери), солея и амвон?
  9. Каким образом располагаются в храме хоры (клиросы)?

Иллюстрации:

1. Иконостас.

Ikonostas

2. Схема внутреннего устройства храма.

3. Схема иконостаса.

4. Аналой и подсвечник.

5. Паникадило.

6. Солея.

7. Амвон.

8. Архиерейский амвон (кафедра).

9. Гробница для плащаницы.

10. Плащаница.

Видеоматериалы:

 

 

 

 

Ikonostas1.  Средняя часть храма и совершаемые в ней службы

2.  Иконы и свечи в храме

3.  Освещение храма

4.  Сидения в храме

5.  Украшение стен храма. Иконостас

6.  Царские врата. Южные и северные врата

7.  Солея, амвон, клиросы

8.  Гробница, плащаницы, хоругви

9.  Притвор, иконохранилища и ризницы

1.  Средняя часть храма и совершаемые в ней службы

Центральная часть храма (четверик) представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди, епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил ектении. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма.

При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

В древних храмах в середине размещалась кафедра (называвшаяся «амвоном»), с которой читали Священное Писание и произносили проповеди. В настоящее время такая кафедра имеется только в кафедральных соборах. На нее становится архиерей в тех случаях, когда богослужение совершается в середине храма. С этой же кафедры диакон читает Евангелие во время литургии.

2.  Иконы и свечи в храме

Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи.

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники", – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что "возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире..."

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

В наше время обычай возжигания свеч имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

3.  Освещение храма

В современной церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений.

Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.

В монастырях Святой Горы Афон, где при богослужении не используется электричество, сохраняются древние обычаи возжжения свеч и лампад в определенные моменты службы. Лампады перед иконами возжигаются в начале службы специально для этого назначенным монахом-экклезиархом. Свечи перед иконами и свечи, служащие для освещения пространства храма, возжигаются лишь в некоторые моменты богослужения. Под куполом храма располагается люстра в форме обруча: на обруче стоят свечи, которые возжигаются в особенно торжественные моменты богослужения при помощи специальной лучины, прикрепленной к концу длинного шеста. В некоторых случаях люстру со свечами раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением[1], создает праздничное настроение.

4.  Сидения в храме

Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, во время евхаристического канона.

Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв.

Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении. Отсутствие сидений в русских храмах удивляло греков, посещавших Россию еще в XVII веке. Один из паломников, диакон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по России, так описал свои ощущения от присутствия на продолжительных русских богослужениях: «В субботу мы слушали у них литургию, от которой вышли не раньше, как наши ноги стали никуда не годны от долгого стояния, ибо в церквах у них нет сидений... Ты мог бы видеть их, читатель, стоящими в церкви недвижимо, подобно камням. Мы же много страдали от усталости, так что душа у нас разрывалась от изнеможения и тоски... Находясь среди них, мы приходили в изумление. Мы выходили из церкви, едва волоча ноги от усталости и беспрерывного стояния... Сведущие люди нам говорили, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живет среди них как подвижник».

Описанные ощущения знакомы и нашим современникам, которые нередко жалуются на отсутствие скамеек. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену. Нет, как кажется, ничего зазорного в том, чтобы стасидии или сиденья иной формы были установлены и в приходском храме. Это не только сделало бы православное богослужение более «гуманным» по отношению к верующим, но и возродило бы одну из особенностей древнего богослужебного чина.

5.  Украшение стен храма. Иконостас

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря.

 

Он состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов (чинов) бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.

– Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).

– Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.

– Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.

– Второй ярус – иконы Деисиса[2].

– Первый ряд – это иконы, называемые «местные». Прежде всего, это иконы Спасителя и Божией Матери. Они всегда располагаются по бокам Царских врат. Далее, это иконы Архангелов на южных и северных вратах (из этих дверей выходят священнослужители во время службы). Справа от южных врат располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д. Слева от северных врат - иконы особо почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.

6.  Царские врата. Южные и северные врата

Расположенные в центре нижнего яруса иконостаса двери, в русской традиции называемые Царскими вратами в греческой традиции называются «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», Который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм.

Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные врата (двери) и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

7.  Солея, амвон, клиросы

Перед иконостасом расположена солея — возвышение для священнослужителей.

Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого богослужения.

Правую и левую стороны солеи образуют клиросы — места, где обычно размещаются хоры.

Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители — впереди, что создает своеобразный стереоэффект.

8.  Гробница, плащаницы, хоругви

У одной из стен храма (иногда в алтаре) стоит подобие гроба — это гробница.

В гробнице хранятся плащаницы — шитые, тканые или писаные изображения Христа Спасителя, снятого с Креста и оплакиваемого Богородицею, апостолом Иоанном, Иосифом Аримафейским и женщинами; а также плащаницы с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Из гробницы плащаницы вынимаются к Пасхе и к Успению. Часто гробницы украшаются сенью и лампадами.

В храмах обычно есть одна или несколько пар хоругвей.

Хоругвь — это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых. Иногда сами полотнища делались из металлов с украшениями из серебра, золота, эмали и финифти. Но чаще всего хоругви вышиты золотом по парче или бархату. Древки хоругвей высокие деревянные, иногда имеющие приспособления для несения вчетвером из-за большого веса. Хоругви предназначены для крестных ходов.

9.  Притвор, иконохранилища и ризницы

Притво́р, или трапеза – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой – проход в среднюю часть храма.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, у́же нее. Иногда притвор может располагаться под колокольней, если она вплотную примыкает к храму. Притворов в храме может быть и несколько, в том случае, если у храма имеется не один, а несколько входов.

Притвор в православном храме соответствует двору ветхозаветного храма, где находился весь народ.

В древней новозаветной Церкви в притворе молились оглашенные, которые готовились стать христианами через Таинство Крещения, а также находящиеся под епитимией.

Притвор называется трапезой, т.к. в нем после совершения литургии, в знак духовного единения верующих, устраивались вечери любви (агапы). Здесь же в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших.

Древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же размер притвора уменьшается.

В шатровых столпных храмах XVI века они практически отсутствуют. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В настоящее время практически почти все русские храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

В притворе по Уставу совершаются некоторые богослужения: обручения, лития, чин оглашения и др.

Здесь, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

В притворе, как и в храме, много икон, а также стенных росписей. Известны стенные росписи таких русских храмов, как Благовещенский в Кремле, Иоанна Предтечи в Ярославле, где именно галереи вокруг храма, являющиеся притвором, прекрасно расписаны орнаментом и иконописными изображениями.

В притвор храма выходят обычно двери служебных комнат — казначейского хранилища, иконохранилища и ризницы, если для ризницы нет места в алтаре.

По правилам, место для хранения священных одежд находилось вне алтаря, в его южном приделе, который назывался ризницей. Но сейчас в приходских храмах ризы хранятся в шкафах, которые, однако, все же стараются ставить с южной стороны алтаря. Рядом со шкафом у южной стены алтаря ставят стол, на котором перед службой раскладываются облачения, необходимые для сегодняшнего богослужения.

В ризнице хранятся все облачения для духовенства, для пономарей и чтецов. Здесь также хранятся верхние облачения престола, жертвенника, аналоев, покрывала для столиков, закладки для Евангелия и других книг.

Все эти предметы имеются в комплектах по цветам праздников (см. “Облачения духовенства”). В ризнице все облачения не только хранятся, но и чистятся, ремонтируются и разглаживаются. В больших храмах, соборах и монастырях есть специальная должность ризничного.

Иконохранилище устраивается для праздничных икон, которые выносятся в храм по соответствующим праздникам и дням памяти святых. Здесь также хранятся выносные кресты, фонари и другие предметы для крестных ходов.

Проверочные вопросы:

  1. Что это такое четверик?
  2. Какие богослужения совершаются в средней части храма?
  3. Какая икона расположена на аналое?
  4. Каково значение церковных свеч?
  5. Что вам известно о средствах и интенсивности освещения храма во время богослужения?
  6. Можно ли в храме сидеть и в какие моменты богослужения необходимо стоять?
  7. Расскажите об устройстве иконостаса.
  8. Что это такое Царские врата, северные и южные врата (двери), солея и амвон?
  9. Каким образом располагаются в храме хоры (клиросы)?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 17-18. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Притвор. Открытая православная энциклопедия «Древо». http://drevo-info.ru/articles/1179.html (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4-х тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – С. 419–527. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/75672-ikonostas/ (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.
Видеоматериалы:

 


[1] Мелизматическое пение – это способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии.

[2] Деисис (от греч. δεησις — "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисисы на трёх отдельных досках и многочастные Деисисы.

Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисисной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисис помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса.