II.3. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания

Цель занятия – рассмотреть соотношение Священного Предания и Священного Писания.

Задачи:

  1. Рассмотреть первичность Предания по отношению к Писанию.
  2. Раскрыть взаимосвязь Священного Писания и Священного Предания.
  3. Рассмотреть формы Священного Предания.
  4. Рассмотреть Церковь как хранительницу Божественного Откровения.
  5. Рассмотреть необходимость соблюдения и образ изучения Священного Предания.

План занятия

  1. Кратко напомнить слушателям содержание предыдущих двух занятий.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия (используя, при необходимости, фрагменты лекции протоиерея Олега Стеняева – см. видеоматериалы).
  3. Провести обсуждение-опрос по проверочным вопросам с целью закрепления материала.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию.
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Предании и Священном Писании.  
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.Том 1. Раздел III. Вероучение. Глава I. Источники православного вероучения. 

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. На страже истины. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. 240 с. Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/lossky5/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Христос Яннарас. Подлинность православного традиционализма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/jannaras1/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Уайтфорд Дж. Только одно Писание. Несостоятельность протестантской точки зрения на Священное Писание. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/johnw1/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).

Ключевые понятия:

  • Священное Писание;
  • Священное Предание;
  • определения Вселенских Соборов;
  • литургическое Предание;
  • святоотеческое наследие;
  • Церковные Таинства.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что исторически появилось раньше Священное Писание или Священное Предание?
  2. Докажите, что Священное Писание и Священное Предание не могут быть самостоятельными и взаимодополняющими источниками богооткровенного учения.
  3. Каков православный взгляд на соотношение Священного Писания и Священного Предания?
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные формы Священного Предания.
  5. Кто является адресатом, хранителем и истолкователем Священного Предания?
  6. Возможно ли жить по Писанию не соблюдая Священное Предание?
  7. Что нужно понимать под изучением Священного Предания?

Иллюстрации:

Ян Стыка. Апостол Пётр проповедует в катакомбах (начало XX века)

Видеоматериалы:

1.

2.

 

 

1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания

2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)

3. Священное Писание как форма Священного Предания

4. Другие формы Священного Предания

5. Божественное Откровение и Церковь

6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

7. Что значит изучать Предание?

1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания

Очевидно, что Священное Предание древнее, чем Священное Писание, Предание есть «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия... От Адама до Моисея не было Священных Книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову».

В период формирования новозаветного канона Священное Предание являлось авторизующим свидетельством о достоинстве той или иной книги. Из множества книг, претендовавших на место в каноне, Церковь лишь немногие признала богодухновенными, а прочие отвергла как не подлинные. Критерием, на основании которого осуществлялся выбор, являлось именно Священное Предание. Таким образом, Священное Писание «не есть первый источник знания о Боге ни хронологически..., ни логически (ибо Церковь, руководимая Духом Святым, устанавливает канон Священного Писания и утверждает его). Этим вскрывается вся несостоятельность протестантов и сектантов, отвергающих авторитет Церкви и ее предание и утверждающихся на одном Писании... Священное Писание не есть ни единственный, ни самодовлеющий источник богопознания».

2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)

Является ли Священное Писание самостоятельным, отличным от Предания способом сохранения и распространения Божественного Откровения и источником вероучения, или же Священное Писание входит в состав Предания? Во втором случае встает вопрос о месте Священного Писания в структуре Священного Предания.

В русской богословской науке XIX — нач. XX вв. общепринятым было мнение, согласно которому Священное Писание и Священное Предание представляют собой два самостоятельных, различных способа сохранения и распространения Божественного Откровения, два взаимодополняющих друг друга источника вероучения. Суть этого мнения сводится к следующей богословско-исторической схеме. Часть богооткровенного учения, полученного Церковью от апостолов, еще в апостольский период исторического бытия Церкви была заключена в книги Священного Писания. Другая, не вошедшая в Писание, часть передавалась путем устной проповеди и была зафиксирована позднее, уже в послеапостольскую эпоху. Она-то и составляет содержание собственно Священного Предания. Эта латинская концепция, сформулированная в период контрреформации, в XVI — XVII вв. была усвоена и православным богословием. Преодоление этого взгляда на соотношение Писания и Предания в православном богословии начинается только с середины XX столетия. В «Пространном Катихизисе» позиция по данному вопросу определена недостаточно четко. О Священном Писании и Священном Предании здесь говорится как о различных способах распространения и сохранения Откровения, но в то же время прямо не утверждается, что Писание и Предание являются двумя различными источниками вероучения.

Взгляд на Священное Писание и Священное Предание как на два взаимодополняющих один другой источника вероучения порождает ряд трудноразрешимых вопросов. В таком случае следует признать, что ни Писание, ни Предание не заключают в себе всю полноту богооткровенной истины, но лишь некоторую часть ее. Однако такое представление находится в полном противоречии с учением Древней Церкви, считавшей, что Священное Писание содержит в себе все необходимое для веры и благочестия.

«Я преклоняюсь перед полнотой Писания», писал Тертуллиан, а святитель Афанасий Великий считал, что Писание «достаточно само по себе для различения Истины». Но если Священное Писание обладает такой полнотой, что оно одно само по себе достаточно для различения Истины, то не логично ли в таком случае отвергнуть вероучительный авторитет Предания в пользу Писания? Именно таким образом и поступили в XVI столетии протестанты. Однако эта мысль не находит ни малейшего подтверждения ни в самом Священном Писании, призывающем держать и хранить Предание (1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 1 Тим. 6:20), ни в учении Древней Церкви.

3. Священное Писание как форма Священного Предания

Сущность изменения воззрений на соотношение Писания и Предания, произошедшего в православном богословии в середине XX в., состоит в том, что Священное Писание стало рассматриваться не как самостоятельный, независимый источник вероучения и даже не как часть Предания, а как одна из его форм. «Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его... Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, но одна из его форм ... ».

Из всех форм, в которых воплощается Предание, Священное Писание имеет для нас наибольшее значение. Архимандрит Софроний (Сахаров) указывает две причины превосходства Священного Писания над другими формами: «форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее, и по удобству пользования ею...». По словам святителя Филарета Московского, «Богодухновенное Писание есть неизменный, особенным устроением Духа Божия упроченный вид Предания».

Согласно «Пространному Катихизису», Священное Писание дано, «чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно». Поэтому, по мысли святителя Филарета Московского, «с тех пор, как учение христианское заключено в Священные книги, Святая Церковь, для верного и неизменного сохранения сего учения, имеет обычай и правило, не только мысли сего учения на непреложном свидетельстве богодухновенного Писания утверждать, но и самые слова и выражения, для означения важнейших предметов и частей заимствовать из того же чистого источника Писания».

4. Другие формы Священного Предания

Помимо Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, в состав Предания Православной Церкви входят другие письменные источники, в том числе богослужебные тексты, чинопоследования Таинств, постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения отцов и учителей древней Церкви. Каков авторитет этих текстов для православного христианина?

Безусловным и непререкаемым авторитетом пользуются вероучительные определения Вселенских Соборов, прошедшие церковную рецепцию. Прежде всего речь идет о Никео-Цареградском Символе веры, который представляет собой суммарное изложение православного вероучения, принятое на I Вселенском Соборе (325) и дополненное на II Соборе (381). Речь идет также о других догматических определениях Соборов, вошедших в канонические сборники Православной Церкви. Эти определения не подлежат изменению и являются общеобязательными для всех членов Церкви. Что же касается дисциплинарных правил Православной Церкви (в канонические сборники Православной Церкви, наряду с определениями и правилами семи Вселенских Соборов, включены также «Апостольские правила» и каноны ряда Поместных Соборов Восточной Церкви IV-IX веков), то их применение определяется реальной жизнью Церкви на каждом историческом этапе ее развития. Некоторые правила, установленные отцами древности, сохраняются в Православной Церкви, тогда как другие вышли из употребления. Пересмотр и обновление кодекса канонического права является одной из неотложных задач Православной Церкви.

Безусловным авторитетом пользуется литургическое Предание Церкви. По своей догматической безупречности богослужебные тексты Православной Церкви следуют за Священным Писанием и веро-определениями Соборов. Эти тексты являются не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью литургического опыта многих поколений христиан. Авторитет богослужебных текстов в Православной Церкви зиждется на рецепции, которой эти тексты подвергались в течение многих веков, когда они читались и пелись повсеместно в православных храмах. За эти века все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов. Потому Церковь и признала богослужебные тексты в качестве «правила веры», в качестве непогрешимого вероучительного источника.

Следующее по значению место в иерархии авторитетов занимают творения отцов Церкви. Из святоотеческого наследия приоритетное значение для православного христианина имеют произведения отцов древней неразделенной Церкви, в особенности же восточных отцов, оказавших решающее влияние на формирование православной догматики. Мнения западных отцов, согласующиеся с учением Восточной Церкви, органически вплетаются в Православное Предание, вмещающее в себя как восточное, так и западное богословское наследие. Те же мнения западных авторов, которые находятся в явном противоречии с учением Восточной Церкви, не являются авторитетными для православного христианина.

5. Божественное Откровение и Церковь

Адресатом Священного Предания является Церковь. Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви. Священномученик Ириней Лионский пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни».

Согласно «Пространному Катихизису», «Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания... ».

Церковь не есть человеческое сообщество, Церковь — это богочеловеческий организм, Главой которого является Сам Господь Иисус Христос, а все верующие, соединенные с Ним как со своей Главой, в совокупности образуют Его духовное тело, а по отдельности являются членами этого Тела: «И вы — Тело Христова, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27).

Поэтому хранителями Священного Предания являются не только иерархи и ученые богословы, но «все истинно верующие». В «Послании Восточных Патриархов » (1848 г.) говорится: «... у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его... ». Конечно, и вне Церкви можно сохранять букву учения и даже пытаться строить свою жизнь в соответствии с учением, но вне Церкви нет и не может быть преемственного сообщения благодати и освящения, без которых невозможны ни правильное пони мание учения, ни подлинный опыт духовной жизни, ибо «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Только Церковь обладает богодарованными средствами для сообщения благодати, то есть таинствами.

В. Н. Лосский называет Предание «единственным способом воспринимать Истину», потому что «оно есть жизнь Духа Святаго в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать истину в при сущем ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума». Поэтому, по словам апостола Павла, Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Будучи верным хранилищем Священного Предания, Церковь, естественно, является единственной верной хранительницей и истолковательницей Священного Писания. В «Послании Восточных Патриархов» сказано, «что Божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное Кафолическая Церковь. Вселенская Церковь никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться, но, подобно Божественному Писанию, не погрешительна и имеет всегдашнюю важность», потому что Святой Дух «всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения». «Мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание, поелику виновник того и другого есть один и тот же Святой Дух, то все равно, от Писания ли научиться или от Вселенской Церкви... ».

Живя в Церкви, человек может научаться Истине непосредственно от Церкви, поскольку Церковь свое учение не выводит из Писания, но имеет его в готовности. И если, рассуждая о каком-либо догмате, Церковь приводит те или иные места Библии, то не для вывода догматов, а только для подтверждения оных.

Библия — церковная книга, она создана Церковью и может существовать только в Церкви. Только в Церкви библейские книги обретают статус Священного Писания. Смысл библейских книг может быть постигнут только в Церкви, в свете хранимого ею Священного Предания. «Я не поверил бы Евангелию, говорил блаженный Августин, — если бы меня не побуждал к этому авторитет кафолической Церкви».

6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами.

1) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может быть записано, а именно, опыт духовной жизни, передаваемой личным примером, и благодатное освящение, сообщаемое посредством таинств.

2) «Для руководства к правильному разумению Священного Писания...». Конечно, Священное Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу. Однако для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его выверенный текст, Священное Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания Священного Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Священного Предания многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст Священного Писания, приходят к различным, порой диаметрально противоположным выводам.

Формы Священного Предания теснейшим образом связаны между собой. Правило веры по отношению к Священному Писанию является руководительным началом, ключом для истолкования (traditio inteperata). В литургической жизни, в таинствах сообщается Божественная благодать, отверзающая «ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45). А в творениях святых отцов мы имеем живую, непрерывную традицию истолкования библейских текстов. Поэтому, говоря словами архимандрита Софрония (Сахарова), «изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями». Святитель Василий Великий писал: «... ежели отважимся отвергать написанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя».

3) «Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления». Церковные таинства и священнодействия представляют собою диалектическое единство формы и содержания. Преподание верующим в таинстве невидимых благодатных даров, что составляет внутреннюю сторону таинства, совершается посредством видимой формы или обряда. Обряд не должно абсолютизировать. Обряд не есть догмат, обряды могут изменяться. Но обрядовая форма таинства теснейшим образом связана с его внутренним содержанием, поэтому изменение обряда имеет свои допустимые пределы: даже у одного и того же таинства обряд может быть различным, но он не может быть каким угодно. Обряд имеет двоякое назначение:

— посредством обряда верующим сообщается Божественная благодать;

— обряд должен помогать человеку раскрыть свою душу для принятия и усвоения преподаваемых в таинстве благодатных даров.

Если изменение обряда выходит за допустимые пределы, теснейшая связь между обрядовой формой и смыслом, содержанием таинства начинает разрушаться. Такой искаженный обряд уже не способствует, а, напротив, препятствует человеку воспринимать и усваивать благодать, то есть вредит действенности таинств. Дальнейшая деформация обряда ведет к разрушению таинства как такового, то есть к отрицанию его действительности. Например, если при совершении Таинства Крещения не будет совершено трехкратное погружение (обливание), сопряженное с произнесением установленных слов ["Крещается раб Божий (имя рек). Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь"], то таинство не совершится, окажется недействительным.

7. Что значит изучать Предание?

Изучение Священного Предания не есть внешний по отношению к самому Преданию процесс, Предание познается только изнутри. В противном случае изучение Предания окажется подмененным исследованием «памятников церковной культуры» и предметом изучения станет «не Предание, а то, что в той или иной мере создавалось Преданием».

Таким образом, как пишет В.Н. Лосский, мы будем изучать «не самую реку, а те пески, хотя бы и золотые, которые она отлагает в своем течении». Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, то есть войти в Церковь.

«Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте, и нужно пребывать или жить в Церкви в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им», — писал протоиерей Г. Флоровский.

Цель жизни христианина — овладеть Преданием, стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

Проверочные вопросы:

  1. Что исторически появилось раньше Священное Писание или Священное Предание?
  2. Докажите, что Священное Писание и Священное Предание не могут быть самостоятельными и взаимодополняющими источниками богооткровенного учения.
  3. Каков православный взгляд на соотношение Священного Писания и Священного Предания?
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные формы Священного Предания.
  5. Кто является адресатом, хранителем и истолкователем Священного Предания?
  6. Возможно ли жить по Писанию не соблюдая Священное Предание?
  7. Что нужно понимать под изучением Священного Предания?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию.
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Предании и Священном Писании.  
  3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с.Том 1. Раздел III. Вероучение. Глава I. Источники православного вероучения. 

Дополнительная литература:

  1. Лосский В.Н. На страже истины. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. 240 с. Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/lossky5/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Христос Яннарас. Подлинность православного традиционализма. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/jannaras1/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).
  3. Уайтфорд Дж. Только одно Писание. Несостоятельность протестантской точки зрения на Священное Писание. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/johnw1/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).

Видеоматериалы:

1.

2.