II.2. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. Священное Писание

Цель занятия – дать слушателям информацию о Священном Писании как об источнике христианского учения.

Задачи:

  1. Рассмотреть происхождение названия «Библия».
  2. Раскрыть понятие «богодухновенности» Священного Писания и связанного с ним понятия каноничности и неканоничности Книг Библии.
  3. Рассмотреть состав Священного Писания.
  4. Рассмотреть признаки того, что Священное Писания является истинным словом Божиим.
  5. Рассмотреть правила чтения Священного Писания.

План занятия

  1. Провести дискуссию и выяснить, какие знания о Священном Писании есть у слушателей.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести опрос-обсуждение содержания занятия по проверочным вопросам с целью закрепления основного материала.
  4. Кратко охарактеризовать предложенную литературу по теме.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную учебную литературу и, по желанию, ознакомиться с дополнительной литературой и просмотреть видеоматериалы.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 2. О Священном Писании в особенности.
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Писании. 
  3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.Часть первая. Введение в богословие. V. Священное Писание. 

Дополнительная литература:

  1. Князев А., прот. Что такое Священное Писание? [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/chto-takoe-svyashhennoe-pisanie-knjazev.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Как читать Библию? Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии. - Задонск: "Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь". 2007. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/howbible/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).

Ключевые понятия:

  • Священное Писание;
  • Библия;
  • пророк;
  • апостол;
  • евангелист;
  • Ветхий Завет;
  • Новый Завет;
  • богодухновенность;
  • канон Священного Писания;
  • законоположительные Книги;
  • исторические Книги;
  • учительные Книги;
  • пророческие Книги;
  • чудеса;
  • знамения и силы;
  • святые отцы;
  • Вселенский Собор;
  • «согласие отцов (consensus patrum)».

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Каково происхождение названия "Библия"?
  2. Как следует понимать богодухновенность Священного Писания?
  3. Чем отличаются канонические Книги и неканонические? Что является главным критерием каноничности и неканоничности Книг Священного Писания?
  4. Каков состав библейского канона?
  5. Как понимать слово "завет"?
  6. Каким образом принято разделать Книги Священного Писания в Православной Церкви?
  7. Какие признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие, вам известны?
  8. Каково значение чудес, описанных в Священном Писании?
  9. Назовите три основных правила чтения Священного Писания.

Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апостол Павел. Икона из деисусного чина, 1410 год. Иконописец Андрей Рублев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

 

2. Богодухновенность Священного Писания

3. Канон Книг Священного Писания

4. Состав Священного Писания

5. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие

6. Правила чтения Священного Писания

1. Происхождение названия «Библия»

Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного Писания. Апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания» (2 Тим. 3:15).

По определению «Пространного Катихизиса», Священным Писанием называются «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею».

Откуда произошло это название? Примерно в 20 км севернее г. Бейрута на средиземноморском побережье находится небольшой ныне арабский, в прошлом финикийский, город Жибел. В Священном Писании он упоминается под названием Гевал (Иез. 27:9). Греки называли этот портовый город «Библос». Поскольку через этот порт в Грецию доставлялся писчий материал, само слово «библос (biblos)» стало у греков означать книгу. «Библия (biblia)» — это множественное число от biblos. Таким образом, буквальное значение слова «Библия» — книги. Слово biblos в греческом языке среднего рода. Со временем слово biblia (мн. ч., ср. р.) «превратилось в слово единственного числа женского рода, стало писаться с большой буквы и применяться исключительно к Священному Писанию, сделавшись его своего рода собственным именем: Библия. В этом качестве оно перешло во все языки мира. Оно хочет показать, что Священное Писание есть книга по преимуществу, то есть превосходит по своему значению все прочие книги благодаря своему Божественному происхождению и содержанию, Вместе с тем, оно подчеркивает и ее существеннейшее единство: несмотря на то, что в ее состав входят многочисленные книги самого различного характера и содержания она, тем не менее, является единым целым благодаря тому, что все разнородные элементы, вошедшие в ее состав, содержат раскрытие одной и той же основной истины: истины о Боге, открывающемся в мире и строящим наше спасение».

2. Богодухновенность Священного Писания

Термин «богодухновенность» требует раскрытия. Прежде всего, богодухновенность не означает, что Библия была просто продиктована Богом. Недостойно Бога было бы думать, что в момент сообщения Откровения священные авторы находились, как медиумы, в состоянии транса и автоматически фиксировали божественные слова. Бог никогда не попирает свободы человека и не обезличивает его. Воздействие Духа Святого на пророка, по мысли святого Василия Великого, в противоположность демонскому влиянию, состояло в просветлении умственных способностей автора. Невозможно, чтобы Дух Премудрости делал человека лишенным ума. Авторы Священных книг сами говорят о своей творческой активности (см. Лк. 1:3; 2 Ин. 1:12; 3 Ин. 1:13; Рим. 15:15; 1 Кор. 7,6 и т.д.). Если бы написание Библии было делом одного Бога, то невозможно было бы объяснить литературные особенности Священных книг, а также наличие разного рода неточностей – исторических, хронологических, топографических, равно как и разночтений, которые встречаются в этих книгах.

Библия – книга Богочеловеческая. Как в деле спасения человека благодать Божия ничего не производит без участия человеческой воли, так и написание Священных книг происходило в неразрывном взаимодействии воли Божественной и человеческой. В одних случаях, когда дело касалось сообщения Богооткровенных истин, Святой Дух гарантировал непогрешительность передачи учения автором книги. В других случаях благодать содействовала священному писателю в верном подборе и освящении фактов. Так, святой евангелист Лука вначале проделал работу историка: собрал исторические сведения о жизни Спасителя, упорядочил их, тщательно исследовал, а затем приступил к написанию Евангелия.

Самобытность писателей Библии более всего проявилась в литературной форме их произведений. Книги Священного Писания значительно разнятся в стиле, выявляя индивидуальные особенности их авторов. Несмотря на имеющиеся несовершенства формы и некоторые несущественные неточности, все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). Каждое слово Писания запечатлено Духом Божиим. Невозможно в Писании указать границу, где кончалось бы взаимодействие Божие и человеческое и начиналась бы деятельность только человеческая, так же, как в святой иконе благодать неотделима от всего образа, несмотря на его относительное несовершенство. Итак, богодухновенность можно определить как особое воздействие Святого Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и деятельном их проявлении, соответственно целям Домостроительства, возвещал в слове Божественное Откровение.

О богодухновенности Священных книг ясно свидетельствует их содержание. Они говорят о тайнах Божественной жизни, бесконечно превышающих всякий человеческий разум. В них содержатся пророчества, некоторые из которых исполнились с пришествием Спасителя, а некоторые еще ждут своего исполнения. Богодухновенность Библии засвидетельствована пророками и Апостолами, наконец, Самим Богом. Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о содействии Духа Божия пророкам в их проповеди. Например, Господь говорит пророку Моисею: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4:12). Пророк Давид восклицает: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Аналогично и другие пророки утверждают, что они говорят от лица Бога слова Божий (Ис. 2:1; Иез. 1:3; б, 1; 7, 1; Мих. 1, 1 и т.д.). Сам Господь Иисус Христос подтверждает, что Давид пророчествовал Духом Святым (Мк. 12:36). То же самое сказано о Давиде в Деяниях (1, 16; 4, 25). Со всей решительностью богодухновенность пророков и их творений утверждается Апостолом Петром: «...Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы (слав. «просвещаемы») Духом Святым» (2 Пет. 1:21; см. также: Деян. 3:18, 21).

Пророчества, заключенные в Писании, имеют безусловное достоинство Божественной истины. «...Не может нарушиться Писание», – учит Христос (Ин. 10:35). «Ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18) и т.д.

Богодухновенность новозаветных писаний засвидетельствована Спасителем в обетовании послать ученикам Духа Святого, Который наставит их на всякую истину (Ин. 14:26; 16, 23). Апостол также утверждает: «...Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1:11; см. также: 1 Кор. 2:7). Дать исчерпывающее определение богодухновенности представляется практически невозможным. Постараемся пояснить смысл этого понятия с помощью примера. Почему книги Священного Писания мы называем богодухновенными, тогда как другим достойным уважения писаниям, например творениям святых отцов или гимнографическим произведениям, отказываем в этом праве, хотя часто они также были созданы людьми, исполненными Святого Духа? Отличие книг Священного Писания от прочих произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора.

3. Канон Книг Священного Писания

Слово «канон (kanonos)» по-гречески буквально означает «тростник». В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации. Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги называются каноническими.

Канон богодухновенных книг определен Церковью на Поместных Соборах IV в. Он включает 39 канонических книг Ветхого Завета, относящихся к XV-V вв. до Р.Х., и 27 книг Нового Завета, написанных во второй половине I в.

4. Состав Священного Писания

В зависимости от времени написания книги Священного Писания разделяются на «два отделения».

 «Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета».

Слово «завет» означает в первую очередь «контракт, договор, союз». Но так как обетования Божий были обращены к будущему, и Израиль должен был унаследовать связанные с ними блага, то это слово означает также «завет или завещание».

Началом, сопрягающим оба Завета в единое и неразрывное целое, является личность Господа Иисуса Христа.

«И Ветхий и Новый Заветы воспринимаются Церковью через Иисуса Христа..., потому что они ведут к Нему, говорят о Нем и в Нем находят свое исполнение».

О составе, разделении Книг Ветхого Завета, их языках и переводах – см. «Введение: основные сведения о Библии и способах ее толкования» курса Ветхий Завет.

Новый Завет есть «новый союз Бога с человеками», сущность которого состоит «в том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа».

Само наименование «Новый Завет» впервые встречается в Иер. 31:31, где Бог говорит через пророка, что некогда Он заключит «с домом Израиля и с домом Иуды» новый союз, отличный от завета, заключенного через Моисея. Это пророчество исполнилось на Тайной Вечери, когда Господь Иисус Христос назвал новый союз с человеками, установленный в Его Крови, «Новым Заветом» (Мф. 26:28). Апостол Павел именует Иисуса Христа «ходатаем нового завета» (Евр. 9:15).

Священные Книги Нового Завета (также как и Ветхого) со значительной степенью условности можно разделить на:

а) книги законоположительные, «преимущественно составляющие основание Нового Завета». Это четыре Книги Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Само слово «Евангелие» «есть греческое, и значит Благовестив, то есть добрую весть или радостную весть... » потому, «что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе, и о вечном спасении».

6) книга историческая, а «именно книга Деяний Святых Апостолов». Греческое слово «апостол» значит посланник.

Апостол Павел. Икона из деисусного чина, 1410 год. Иконописец Андрей Рублев

в) книги учительные: семь Соборных Посланий: (Иакова, 1-е и 2-е Петра:1-е, 2-е, 3-е Иоанна, Иуды) и четырнадцать Посланий Апостола Павла (к Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппинцам, к Колоссянам, 1-е и 2-е к Фессалоникийцам, 1-е и 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям).

г) книга пророческая, содержащая в себе «таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира» - Апокалипсис.

Греческое слово «апокалипсис» в переводе значит «откровение».

Все книги Нового Завета написаны на александрийском диалекте древнегреческого языка — койнэ.

Канон книг Нового Завета сформировался не сразу. Новозаветные книги, впоследствии вошедшие в канон, были написаны между 40 и 100 годами по Р. X. Однако наряду с ними в первые века исторического бытия Церкви существовало множество других книг, претендовавших на место в новозаветном каноне. Хотя в общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, относительно некоторых книг (Иак., Иуд.:2 Пт., 2 и 3 Ин., Евр., Апок.) долгое время сохранялось сомнение. В то же время в канон иногда включались книги, которые затем были из него исключены: «Дидахэ», «Пастырь» Ермы, Послание Варнавы, Послание Климента Римского к Коринфянам и др. В настоящем виде новозаветный канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г.. Большинство книг, не признанных Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как вышедшие из среды еретиков, их называют апокрифическими. Некоторые книги, хотя и не были признаны богодухновенными и не входят в канон, тем не менее, рекомендуются Церковью для назидательного чтения, например протоевангелие Иакова, евангелие от Никодима, «Пастырь» Ермы и др.

5. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие

«Пространный Катихизис» указывает пять таких признаков того, что Священное Писание есть истинное слово Божие:

1) «Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим».

2) «Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия». Сравнительный анализ христианского Откровения и древних религий и философий убеждает в том, что христианское веро- и нравоучение не могло возникнуть естественным путем, не могло развиться ни из языческих религий и философий, ни даже из богооткровенной религии Ветхого Завета. Так, ни одна естественная философия не смогла возвыситься до учения о Боге Троице или о Боговоплощении, ни в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Между христианским учением и духовным опытом дохристианского человечества нет плавного перехода, между ними — разрыв, который может быть объяснен только непосредственным вмешательством Бога, новым этапом Божественного Откровения.

3) «Пророчества». Предвидеть события будущего с определенной степенью вероятности может всякий человек, обладающий научными знаниями, жизненным опытом и интуицией. Однако библейские пророчества несравненно превосходят естественный уровень человеческих знаний, это не прогноз, не указание тенденций развития, но предсказание совершенно случайных конкретных событий, неповторимых в опыте.

По способу своего произнесения библейские пророчества резко отличаются от предсказаний, с которыми мы встречаемся в мире языческом. Последние имеют своим источником мир падших духов. Следует отметить пять основных отличий библейских пророчеств:

а) Библейские пророки всегда пророчествуют не от своего лица, но от имени Бога, ощущают себя органами Божиими. «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2), — восклицает царь и пророк Давид.

б) Библейские пророчества не предваряются никакими приготовлениями в виде совершения тех или иных обрядов, ритуалов, медитаций, необходимых для установления контакта с миром падших духов, как, например, на спиритических сеансах.

в) Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание, не впадая в состояние транса, подобно шаманам или древним пифиям.

г) Библейские пророчества имеют конкретный, определенный характер и лишены всякой двусмысленности.

д) Деятельность библейских пророков несовместима ни с какой личной корыстью. Ощущая себя служителями одного только Бога, пророки вынуждены пророчествовать даже в ущерб себе, как, например, пророк Иеремия, когда он предсказывал разрушение Иерусалима и плен богоизбранного народа.

Конечно, пророчества, исполнение которых находится в хронологических рамках библейской истории, не могут убедить человека скептически настроенного. Поэтому с апологетической точки зрения наибольший интерес представляют пророчества, которые исполнились значительно позднее, чем был написан Новый Завет, например безвозвратная гибель галилейских городов, осужденных Спасителем (Мф. 11:21-24). Протестантский библеист Дж. Макдауэлл в своей книге «Неоспоримые свидетельства» подробнейшим образом рассматривает ряд библейских пророчеств, которые исполнились в мельчайших подробностях, причем исполнение этих пророчеств от времени их произнесения отдалено порой столетиями и даже тысячелетиями63.

4) «Чудеса». «Пространный Катихизис» называет чудесами «Дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но токмо Всемогущею силою Божиею».

Чудеса не есть нарушение законов природы, Бог не разрушает то, что Сам создал, и то, что Сам установил, но препобеждение естественных законов силою, несравненно большею, чем сами эти законы: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин».

Описание в какой-либо книге чудес само по себе, естественно, не может убедить в ее богодухновенном достоинстве. Однако в Библии, особенно в Новом Завете, поражает не само описание чудес, а отношение к ним, то место, которое отводится чудесам в библейском повествовании. В отношении к чудесам обнаруживается принципиальная разница между Библией и языческими мифами, «священными книгами» других народов. В язычестве в описании чудес находит выход религиозная фантазия, чудеса здесь лишены внутреннего смысла, они самодовлеющи, их назначение — удивить, поразить воображение человека. В язычестве чудеса являются средством убеждения или, лучше сказать, средством принуждения к вере. Отказавшись сойти с Креста, когда это предлагали Ему иудеи (Мф. 27:40-42), Господь отверг чудо как средство убеждения. Чудеса Христовы — не принудительные доказательства, а свидетельства, которые, будучи обращены к сердцу и совести человека, не уничтожают его внутренней свободы: «дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:36).

В Священном Писании чудеса не имеют самодовлеющего значения и не совершаются ради их самих. Для обозначения чудесных событий в Священном Писании используются два слова:

а) знамения «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему... » (Мф. 12:39); «Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали?» (Ин. 6:30). Слово «знамение» означает, что чудесные действия исполнены внутреннего смысла, преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. Чудо всегда есть некоторое откровение. Например, чудо Преображения Спасителя является откровением о Его Божественном достоинстве.

б) силы. «Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф. 11:12); «Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33). Слово «силы» указывает на то, что действительная причина чудесных событий лежит вне естественных законов природы, что чудеса суть проявление силы Божией. Поэтому соприкосновение с чудом всегда есть приобщение Божественному действию. По этой причине чудеса Спасителя, например, исцеления, не только освобождали недугующих от физических болезней, но обычно имели своим следствием также и благодатное воздействие на их души.

Таким образом, для Священного Писания важен не сам факт чуда, а его смысл, внутреннее содержание, ибо каждое чудо есть откровение Божие, явление «Царствия Божия, пришедшего в силе» (Мк. 9:1).

5) «Могущественное действование сего учения не сердца человеческие, свойственное только Божией силе».

Возможно, это наиболее убедительное свидетельство о богодухновенном достоинстве Священного Писания, ибо огромное множество людей различных национальностей, разного звания, образования и состояния под воздействием Слова Божия самым решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу.

6. Правила чтения Священного Писания

«Пространный Катихизис» указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг:

1) «... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о разумении оного». Для правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва, поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Преподобный Исаак Сирии (VI-VII вв.) учит: «никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл».

Особенно полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова Божия сопряжено с церковной молитвой и само слушание Священного Писания предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего ума для разумения Писания. Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один из способов богообщения. «Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему»;

2) «... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам».

Иными словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том случае, если, читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не преследуя каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление проповеди или статьи, расширение кругозора и тому подобное

3) «... понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец». «Церковь знает множество святых, которые, будучи богословами и духовными учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами Церкви, а их учение называется » святоотеческим»... Все Святые Отцы... сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно Святыми Отцами Церкви».

Почему Священное Писание следует понимать согласно изъяснениям святых отцов Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде, распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл Священного Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному, незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого самочинного и упрощенного толкования Священного Писания многократно предупреждали святые отцы. Святитель Григорий Нисский писал: «Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом». Поэтому надо «благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания».

В действительности никакого чистого смысла Священного Писания не существует, каждый человек понимает все, в том числе и Священное Писание, в свою меру, которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно сказать, что понимать и интерпретировать — это одно и то же. Понять — это и значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том, толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том, на основании каких критериев это делать: положить ли в основание нашего понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу проповедников?

Но каким образом отличить подлинное учение святых отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого существует специальное понятие: «согласие отцов (consensus patrum)». В святоотеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется единодушное мнение всех или, по крайней мере, значительного большинства святых отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных расхождений у святых отцов практически не бывает. «Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого», — писал св. Иоанн Дамаскин.

Согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блаженный Августин предупреждает: «Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви». Пято-Шестой Трулльский Собор 691—692 гг. своим 19-м правилом постановил: «аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях».

Проверочные вопросы:

  1. Каково происхождение названия "Библия"?
  2. Как следует понимать богодухновенность Священного Писания?
  3. Чем отличаются канонические Книги и неканонические? Что является главным критерием каноничности и неканоничности Книг Священного Писания?
  4. Каков состав библейского канона?
  5. Как понимать слово "завет"?
  6. Каким образом принято разделать Книги Священного Писания в Православной Церкви?
  7. Какие признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие, вам известны?
  8. Каково значение чудес, описанных в Священном Писании?
  9. Назовите три основных правила чтения Священного Писания.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 2. О Священном Писании в особенности.
  2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Писании. 
  3. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с.Часть первая. Введение в богословие. V. Священное Писание. 

Дополнительная литература:

  1. Князев А., прот. Что такое Священное Писание? [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/chto-takoe-svyashhennoe-pisanie-knjazev.shtml (дата обращения: 04.11.2015).
  2. Как читать Библию? Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии. - Задонск: "Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь". 2007. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/howbible/Main.htm (дата обращения: 04.11.2015).
Видеоматериалы: