III.2. Завет Бога с Ноем. Заключение Завета и его знамение. Потомки Ноя. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов.

Цель занятия – рассмотреть заключение завета Бога с Ноем, жизнь его потомков и историю построения Вавилонской башни.

Задачи:

  1. Рассмотреть благословение Богом Ноя и содержащиеся в нем новые постановления.
  2. Рассмотреть заключение Богом Завета с Ноем.
  3. Рассмотреть сущность и значение греха Хама.
  4. Рассмотреть проклятие Ханаана как пророчество о жизни потомков сыновей Ноя.
  5. Рассмотреть историю построения Вавилонской башни.
  6. Рассмотреть значение и рассеяния народов и распространение у них идолопоклонства.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания.
  2. Раскрыть содержание занятия.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 11-13 Книги Бытия, ознакомиться с предложенной литературой и источниками.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 28-30. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/28 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга вторая. О наготе Ноя и о Хаме. О столпе и его устройстве. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/2_2 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Главы 9-11. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/9 (дата обращения: 31.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. VI. Потомки Ноя. Родословие народов. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117997 (дата обращения: 31.10.2015).
  3. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.13. Завет Бога с Ноем. 1.14. История потомков Ноя. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2_3_13 (дата обращения: 31.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913.  Толкование на книгу Бытия. Главы 9-11. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/9 (дата обращения: 31.10.2015).

Ключевые понятия:

  • благословение;
  • Завет;
  • знамение;
  • проклятие;
  • пророчество;
  • идолопоклонство;
  • Вавилонская башня.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Какое благословение дал Бог Ною после потопа?
  2. Почему Бог дает разрешение на вкушение животной пищи?
  3. Почему Бог вводит запрет на вкушение крови?
  4. Какие постановления содержатся в благословении Ноя?
  5. В чем состоял грех Хама?
  6. Почему проклятие Ноя ложится не непосредственно на Хама, а на его сына?
  7. Каковы суть и исполнение проклятия Ноем Ханаана?
  8. Какой смысл имеет разделение животных на чистых и нечистых?
  9. Потомку какого из сыновей Ноя принадлежала идея построения Вавилонской башни?
  10. Почему построение Вавилонской башни является грехом?
  11. Почему смешение языков было спасительным для людей?
Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиоматериалы:

Сергий (Данков), игум. Вавилонское столпотворение. Рассеяние народов. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/igumen-sergiy-dankov/audio/277111-vavilonskoe-stolpotvorenie-rasseyanie-narodov/ (дата обращения: 27.10.2015).

Видеоматериалы:

 

 


[1] Есть и другие места, где говорится, что «душа тела в крови» (Лев.17:11).

 

1. Благословение Богом Ноя

2. Заключение Завета

3. Грех Хама и проклятие Ханаана

4. Смысл проклятия Ханаана и его исполнение

5. Построение Вавилонской башни

6. Значение рассеяния народов и распространение идолопоклонства

1. Благословение Богом Ноя

Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, некогда данное первым людям. «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, (и обладайте ею)» (Быт. 9:1). Все звери были приведены человеку в подчинение, и ему разрешено было кроме растительной пищи употребление в пищу и мяса животных, но не крови их, потому что «в крови животных душа их». Почему в тексте Священного Писания связываются душа и кровь[1].

По-видимому, эти слова буквально понимать нельзя. По святоотеческому учению, поскольку душа по своей природе выше тела, то не душа содержится в теле, а, наоборот, тело объемлется и поддерживается, и сохраняется к жизни именно душой, а не обратно, поэтому бессмысленно рассуждать о том, в каком месте тела содержится душа. А кровь (как и дыхание) является наиболее ёмким символом жизни вообще; и потеря крови и остановка дыхания ассоциируется всегда с опасностью или с потерей жизни. И термин «кровь» употреблен здесь именно в этом смысле «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша» (Быт. 9:5).

Почему же запрещается вкушение крови? Этот завет в Пятикнижии многократно потом повторяется. Приведенное сопоставление крови с жизнью говорит о том, что, во-первых, жизнь не есть наша собственность. Ни наша собственная жизнь, ни жизнь другого человека, ни жизнь животного не является тем, чем мы можем свободно, по своему рассмотрению распоряжаться; что это происходит от Бога и принадлежит непосредственно Богу, и только Бог Сам может распорядиться жизнью.

Жизнь принадлежит Богу, поэтому при жертвоприношении кровь отделяется и не вкушается вместе с остальными частями жертвы. «Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев.17:11). Это указание свидетельствует о том, что этот строжайший запрет, несомненно, есть приготовление к Евхаристии. Когда в Капернауме Спаситель говорит о Хлебе Небесном, о необходимости вкушения Его плоти и крови для того, чтобы войти в Царство небесное, Его слушателям это показалось безумием, потому что если уж нельзя вкушать кровь животных (по закону впоследствии считалось, что животное, которое убито так, что кровь его осталась в нём – то, что называется удавлениной, – оно не подлежит вкушению. Вкушать можно только мясо тех животных, которые убиты так, что из них истекла кровь), то как же можно вкушать кровь человека? Именно уникальность и единственность, и спасительность именно этой Крови, которая дается Сыном Божиим в пищу человекам как раз подчеркивается и приуготовляется запретом на употребление крови в Ветхом Завете. И слова Спасителя о Его крови показывают Его власть законодателя, потому что кто, кроме Бога, может переменить древнюю заповедь?

В то же время дан был закон против человекоубийства —  на том основании, что все люди братья, и потому всякое убийство есть братоубийство, и что человек создан по образу Божию. Первый убийца был изгнан из общества людей, но жизнь его объявлена неприкосновенной; теперь было постановлено, что «кто прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). Этим законом устанавливалось право гражданской власти наказывать убийц смертию. Таким образом, к установлению субботы и брака было присоединено три новых постановления — о воздержании употребления крови, о запрещении убийства и о праве гражданской власти. Это так называемые «Ноевы законы», которых иудеи насчитывали семь, прибавляя к ним еще постановление против идолопоклонства, богохульства, распутства и воровства.

2. Заключение Завета

В завершение этих отдельных постановлений, Бог заключил с Ноем торжественный завет, т.е. один из тех договоров, которыми Он из любви к людям принимал на Себя известные обязательства, чтобы посредством их и на человека возложить спасительные для него обязательства. В силу этого завета Он торжественно обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли», и знаменем этого завета была указана радуга, появляющаяся в небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.

Представляет интерес вопрос о том, почему после потопа разрешено вкушать мясо? Одна из точек зрения на этот вопрос такова, что в связи с повсеместным развитием греха, человечество все более ослабевает и становится немощным, кроме того, и земля все более оскудевает, поэтому и благословляется вкушение мясной пищи – это самое простое и близкое к буквальному объяснение. Блаженный Феодорит Кирский считал, что это сделано и в видах предотвращения развития идолопоклонства, чтобы не боготворили животных.

Следующий вопрос: что такое чистые и нечистые животные, и почему чистых животных следовало брать в ковчег больше, чем нечистых? Выходя из ковчега, Ной приносит жертву, поэтому, если бы чистых животных было бы взято меньшее количество, то принесение их в жертву прервало бы их существование. Кроме того, они назначаются затем в пищу людям. Само по себе разделение животных в Священном Писании – в Ветхом Завете на чистых и нечистых, в природе самих этих животных, по-видимому, никакого объяснения не находит. В святоотеческих толкованиях преподобного Ефрема Сирина, блаженного Феодорита и других настаивается на том, что это есть указание грядущим поколениям на отличие греха от праведности, отличие чистых помыслов от нечистых, необходимость отличия людей благочестивых от грешников, Церкви от язычников и так далее, – собственно, на разделение в самом роде человеческом и в области духовной деятельности человека – вот это разделение животных на чистых и нечистых имело значение чисто символическое.

3. Грех Хама и проклятие Ханаана

После потопа опять началась обыденная жизнь, с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих детей. Но истинно слово Божие, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21), и сам праведный Ной вскоре показал своим сыновьям и пример порочной слабости. Он рассадил виноградник, воспользовавшись для этого, по иудейскому преданию, отростком лозы, высунувшейся из ограды райской. Не знал ли он действия плода виноградного, или в употреблении его проявилась в нем наклонность к пороку, отличавшему погубленных потопом людей, которые неумеренно «ели и пили», во всяком случае он опьянел и повалился в неблагопристойном положении — «обнаженным в шатре своем», чем вызвал непочтительное и насмешливое отношение к себе со стороны своего сына Хама. В чем же собственно заключался грех Хама? Казалось бы, формально говоря, Ной был виноват: в обнаженном виде лежал среди своего шатра – так мог, по крайней мере, оправдать себя Хам? А он просто пошел и сообщил братьям: «пойдите, посмотрите, что делается». И, тем не менее, это, казалось бы, такое невинное деяние навлекло на него проклятие. Дело в том, что Хам нарушил фундаментальную заповедь, хотя она еще не была сформулирована. Почитание отца восходит к богопочитанию. Не случайно Христос сказал: «и отцом не называйте никого на земле, потому что один у вас Отец, который на небесах» (Мф. 23:9) – этим Он не запрещал, по-видимому, называть папу папой, но учил помнить, что собственно земное отцовство собой изображает и откуда происходит человек. Вспомним родословие Господа Иисуса Христа у евангелиста Луки, который возводит его до Адама и дальше до Бога. И вот этот фундаментальный принцип богопочитания, который выражается через почитание отца, здесь нарушается. Грех Хама повторен иудеями, глумившимися над распятым Сыном Божиим.

И, конечно же, Хамом попрана любовь. Эту любовь являют его братья. Внутреннее нравственное чувство им совершенно отчетливо подсказало, что нужно сделать. Покрыть отца своего, покрыть его внешним образом, конечно же, одеждой, но мы с вами знаем из Писания, что «ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч.10:12). Покрыть любовью, значит, действуя по любви, быть готовым покрыть, то есть не увидеть для себя, тем более, не осудить какую-то немощь, какое-то согрешение ближнего. Что и исполняют братья.

Здесь снова следует обратить внимание на то, как Писание может емко характеризовать человека. «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана» (Быт.9:18). В то время, когда вокруг бушевали воды потопа, губившие все живое, Хам обзавелся потомством.

Проклятие, которое произносит Ной, не касается самого Хама. Почему? – потому, что незадолго до этого все семейство Ноя, включая Хама, получило благословение от Бога, поэтому праведник Ной не дерзает человека, благословленного Богом, проклинать, но проклинает его потомство и говорит: «проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:25—27).

4. Смысл проклятия Ханаана и его исполнение

Первобытное состояние общества было патриархальным. Патриарх, т.е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому  сказанное   Ноем  своим  сыновьям  действительно имело решающее значение для  их будущей судьбы. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми и наибольшее пространство займут потомки Иафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима; в определенные времена он покорит себе землю Ханаанскую с населяющим ее племенем, и в его стране явится Искупитель мира. Потомки Иафета также вселятся в шатрах Симовых, т.е. войдут в землю Ханаанскую, как символ основанной в ней истинной церкви.

Сам Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от роду, будучи последним представителем допотопной долговечности. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. Земля была разделена на три части между потомками трех сыновей Ноя. Потомки Сима заняли Азию, по преимуществу Аравийский полуостров с прилегающими странами; потомки Хама поселились почти исключительно в Африке с отпрысками в соседние страны Азии, и потомки Иафета заселили всю обитаемую в то время северную полосу земли, идущую от колыбели послепотопного человечества чрез Малую Азию в Европу, по северному берегу Средиземного моря. На происхождение населения этих стран света от трех сыновей Ноя указывает то обстоятельство, что многочисленные языки, на которых говорят народы и племена в этих частях света, наука сводит к трем основным корням, несомненно имеющим свое общее начало в первобытном языке, каким он был до «смешения языков». В частности, из потомков Иафета можно указать происшедшие от его сыновей и внуков народы: от Гомера — кимвры, от Магога — скифы, от Мадая — мидяне, от Иавана — греки (ионяне), от Фираса — фракийцы и так далее. От Сима произошли все семитские народы, населявшие Аравию и другие соседние страны Азии. Он был «отец всех сынов Еверовых», т.е. племен и народов, родственных народу еврейскому. Наконец, из сыновей Хама Хуш (или Куш) был родоначальником населения Ефиопии, Мицраим — Египта, Фут — Ливии и Ханаан — населения земли Ханаанской или Палестины.

5. Построение Вавилонской башни

Потомство Хамово поселилось почти исключительно в Африке, кроме Ханаана, который занял Палестину и впоследствии был отчасти изгнан из нее израильтянами. Но был еще один потомок Хамов, который также поселился в Азии. Это именно Нимрод, сын Хуша, основатель Вавилонского царства и покоритель Ассирии. Это был «сильный зверолов», но по своему характеру он напоминает первого строителя городов — Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов.  Неудивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайною гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, чтобы объединить под своею властью все народы земли и господствовать над ними вопреки воле Божией, определившей им быть рабами. И вот с этою целью основав могущественный город в земле Сеннаар, как в древности называлась Месопотамия, они составили совет, на котором порешили в знак своего политического могущества и в выражение своей гордости построить «башню, вышиною до небес» (Быт 11:4). Предприятие, очевидно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное: преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что исходило из среды проклятого и неблагословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием. И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи, и приготовлялась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речь другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Около местоположения древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей, башни, называемой Бирс-Нимруд, т.е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя. Что касается «смешения языков», то не нужно отождествлять его с происхождением языков. Мы не знаем, в чем состояло это смешение, или какие начатки языка различные народы понесли с собой при рассеянии. Несомненно, что в это именно время произошли главные особенности, которыми отличаются различные классы языков, и что строители рассеялись потому, что не могли уже понимать друг друга. Но это не значит, что тогда сразу образовались языки, какими они существуют теперь. Сравнительное языкознание открывает в строении и развитии языков стройные и чудесные законы, чуждые всякого беспорядочного смешения. Смешение могло состоять в различном выговоре и сочетании слов (достаточном для взаимного непонимания), и по расселении в различные страны на основании этих особенностей уже выработались отдельные языки.

6. Значение рассеяния народов и распространение идолопоклонства

Так как нечестивое потомство Хамово, забывшее Бога и всецело полагавшееся на себя, не замедлило бы привить отличавшее его безбожие всем другим племенам и народам, которые оно хотело объединить под владычеством Вавилона, то с рассеянием народов была предотвращена опасность быстрого распространения этого зла. Но задатки самого зла все-таки остались, «потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его». Расходясь все дальше и дальше от первоначальной колыбели человечества и тех родоначальников, которые хранили истинную веру в Бога и связанные с нею истины, и встречаясь со множеством невиданных предметов и опасностей, народы мало по малу стали всецело сосредоточиваться на этих ближайших предметах; у них затемнялась память об общих преданиях предков, а вместе с тем затемнялось и самое понятие о Боге. Среди множества трудностей и опасностей им нужен был такой Бог, который был бы вблизи их и к которому можно бы прибегать за помощью при всяком наличном бедствии. Между тем Бог отцов их был для них невидим и лишь неясно предносился их воображению. Ввиду этого они легко могли перейти к боготворению чего-нибудь такого видимого, что могло особенно поражать   их   воображение   своим   величием,   красотою, пользою или страхом. Так произошло идолопоклонство или язычество, которое есть не что иное, как отвержение невидимого и суеверная привязанность к видимому. Вместо невидимого Творца и Промыслителя человек стал боготворить видимое — прежде всего, быть может, солнце, луну и звезды, как благодетельные светила, дававшие жизнь и руководившие в странствовании, затем предметы окружающего неодушевленного и одушевленного мира (полезных или страшных животных), и, наконец, выдающихся чем-нибудь людей, которые в качестве героев делались полубогами и по смерти переходили в сонм богов. Боготворение видимого неба (сабеизм), видимой и особенно одушевленной природы (зоотеизм) и человека (антропотеизм) составляет три главные ступени язычества и как внешнего его выражения  —  идолопоклонства.  Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в трех отдельных странах — Месопотамии, Египте и Греции. Правда, человек не удовлетворялся таким грубым идолопоклонством, и кроме всех видимых богов постоянно признавал над всеми и даже над богами господство высшей, неумолимой судьбы (в чем нельзя не видеть неясных следов воспоминания о едином всемогущем Боге-Промыслителе), но идолопоклонство уже по самой своей сущности приковывало ум к грубо чувственным предметам и отвлекало от всего сверхчувственного. Чувственные божества заставляли боготворить в них чувственные силы и свойства, и с распространением нечестия дело дошло до того, что люди стали боготворить и освящать в своих чувственных божествах даже грубые пороки, подражание которым и ставилось в религиозный долг.

И вот, таким образом, вместо истинного благоговения и богопочтения на земле распространилось грубое идолопоклонство и нечестие. Волны греха и суеверия опять затопляли землю и опять грозили окончательно погубить и искоренить истинную религию с ее основным корнем, заключавшимся в великом обетовании будущего Спасителя мира от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохраняли истинную веру. Но окружающая среда скоро могла увлечь и их общим потоком нечестия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры для будущего, необходимо было выделить какого-нибудь носителя их из среды беззакония и сделать его избранным отцом и родоначальником нового поколения верующих. Так и устроено было благим Промыслом Божиим.

Проверочные вопросы:

  1. Какое благословение дал Бог Ною после потопа?
  2. Почему Бог дает разрешение на вкушение животной пищи?
  3. Почему Бог вводит запрет на вкушение крови?
  4. Какие постановления содержатся в благословении Ноя?
  5. В чем состоял грех Хама?
  6. Почему проклятие Ноя ложится не непосредственно на Хама, а на его сына?
  7. Каковы суть и исполнение проклятия Ноем Ханаана?
  8. Какой смысл имеет разделение животных на чистых и нечистых?
  9. Потомку какого из сыновей Ноя принадлежала идея построения Вавилонской башни?
  10. Почему построение Вавилонской башни является грехом?
  11. Почему смешение языков было спасительным для людей?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 28-30. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/28 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Книга вторая. О наготе Ноя и о Хаме. О столпе и его устройстве. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/2_2 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Главы 9-11. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/9 (дата обращения: 31.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.
  2. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. VI. Потомки Ноя. Родословие народов. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117997 (дата обращения: 31.10.2015).
  3. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.13. Завет Бога с Ноем. 1.14. История потомков Ноя. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2_3_13 (дата обращения: 31.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913.  Толкование на книгу Бытия. Главы 9-11. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/9 (дата обращения: 31.10.2015).

Аудиоматериалы:

Сергий (Данков), игум. Вавилонское столпотворение. Рассеяние народов. [Электронный ресурс]. – URL: http://predanie.ru/igumen-sergiy-dankov/audio/277111-vavilonskoe-stolpotvorenie-rasseyanie-narodov/ (дата обращения: 27.10.2015).

Видеоматериалы:

 

 


[1] Есть и другие места, где говорится, что «душа тела в крови» (Лев.17:11).