II.2. Грехопадение и его последствия. Род человеческий до потопа. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества

Цель занятия – рассмотреть грех Каина и основные направления развития человеческого общества до потопа.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю Каина и Авеля.
  2. Дать информацию о духовном смысле ветхозаветных жертв.
  3. Рассмотреть особенности развития и основные виды занятий ветви каинитов.
  4. Рассмотреть особенности жизни сифитов.
  5. Рассмотреть состояние человечества перед потопом.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, обсудив сущность грехопадения, наказание и обетование, которые за ним последовали, его последствия.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов.
  4. Задать домашнее задание: прочитать главы 6-9 Книги Бытия, ознакомиться с предложенной литературой и источниками.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 18-21. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/18 (дата обращения: 30.10.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. О Каине и Авеле. [Электронный ресурс]. – URL:   http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/1_3 (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Главы 4,5. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/4 (дата обращения: 30.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Начало истории падшего человечества. Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. 
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.10. Потомки Каина и Сифа. 1.11. Допотопное человечество. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2_3_10 (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. IV. Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117994 (дата обращения: 30.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев А. И. Авель. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-1/avel.html (дата обращения: 30.10.2015). 
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 4,5. [Электронный ресурс]. – URL:   http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/4 (дата обращения: 30.10.2015).

Ключевые понятия:

  • Ева;
  • жертвоприношение;
  • убийство;
  • Каин;
  • Авель;
  • Сиф;
  • Енох;
  • Ламех;
  • многоженство.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как звали первых двух сыновей Адама и Евы, и что означают их имена? Кто из них был старший?
  2. Каков смысл жертвоприношений?
  3. В чем была причина убийства Авеля?
  4. Что означает выражение, что Бог «на Каина и на дар его не призрел»?
  5. Какие достижения цивилизации впервые появились у потомков Каина?
  6. Сравните направления развития каинитов и сифитов?
  7. Что явилось причиной духовно-нравственного упадка перед потопом?
Иллюстрации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы:

 

 

1. Каин и Авель

После того, как Адам и Ева лишились своего блаженного жилища, они покаялись, увидев в полноте последствия своего грехопадения. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго»[1], - поет Церковь в Прощенное воскресенье, вспоминая Адамово изгнание.

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила» сына, которому дала имя Каин, что значит «приобрела я человека от Господа» (Быт. 4.1). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. Второго сына Ева назвала Авелем, что значит «призрак, пар». Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Падшесть человеческой природы не замедлила проявить себя уже в первом поколении людей.

Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – первородного овна из своего стада. Но Авель, в отличие от Каина, приносил жертву с верою (Евр. 11.4) и взял для жертвы наилучшее. Каин же не позаботился о качестве жертвы (см. ц.-сл. текст: «Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси?» (Быт. 4.7)). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, Каин сильно огорчился. Милосердный Бог, предостерегая Каина от злого дела, сказал ему: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?.. у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4.6–7). Но Каин не послушался Божьего призыва и позволил греху господствовать над собой. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, совершив невиданное еще землею злодеяние.

«Где Авель, брат твой?» – спросил Господь Каина. «Не знаю, разве я сторож брату моему?» – с дерзостью отвечал убийца (Быт. 4.9). Дерзость, бесстыдное отрицание не допускали возможности покаяния, и Господь произносит ему приговор: «...Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». «...Наказание мое больше, нежели снести можно, – сказал Каин Господу, – ...всякий, кто встретится со мною, убьет меня». В ответ на это Господь сказал: «За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4.10–15).

Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он со своею женою ушел от них и поселился в земле Нод на востоке от Едема. Каин был первым человеком, который построил город, что стало началом оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха. Потомство Каина стало быстро увеличиваться, они научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда, придумали музыкальные инструменты (Быт. 4.21–22). Но, увлекаясь лишь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки.

2. Происхождение жертв

Стоит остановиться также на вопросе: откуда взялись жертвы? Если внимательно посмотреть на все то, что мы сейчас знаем о жертвоприношениях людей всех времен и народов, то, в общем-то, ни одна из научных концепций происхождения этих жертв не может вполне их объяснить. Остается предположить, что сам Адам был научен Богом принесению жертв. Это объяснение, пожалуй, лучше всего может пролить свет на то, что нам дают разные научные исследования. И делается это не только для регулирования религиозной жизни людей, но и как пророчество, как предуказание на жертву Христову, которой спасется мир. И последующее развитие жертвоприношения у язычников является уже отступлением и извращением этого первоначального опыта, который принял Адам. Точно так же как и история религии скорее показывает нам историю одичания религиозного сознания человечества, нежели постепенного развития религиозных идей. Мы видим, что языческий путь, скорее всего, является результатом как раз потери смысла первоначальной религии, первоначальной веры в единого Бога. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи истории религии настоящего времени.

3. Направление жизни каинитов

От Каина происходит уже чем далее, тем более развращенное потомство, и можно обратить внимание на то, что в его потомстве Священное Писание указывает начало производства разных орудий из меди и железа и начало игры на гуслях и на свирели, начало светской культуры. Про других потомков Адама сначала такого не говорится. Первые серьезные проявления того, что сейчас называют культурой, такие как изготовление орудий из меди и железа, изготовление музыкальных инструментов и игра на них, усваиваются именно потомкам Каина. Почему так происходит? Мы видим в истории примеры, когда автономно существующая или, вернее, пытающаяся автономно от Бога существовать культура пытается собой полностью духовную жизнь подменить. Что относят обычно к духовной сфере жизни человека? – стихи, песни, изобразительное искусство и так далее, – некое порождение души человеческой, душевность, которая претендует на то, чтобы быть духовностью, то есть той областью, в которой собственно происходит встреча и содействие духа человеческого с Духом Божьим. Поэтому не случайно здесь это соотнесение с потомками Каина. Так же потомкам Каина присваивается строительство первого города.

4. Направление жизни сифитов

Как утешение, данное от Бога, у Адама и Евы родился третий сын – Сиф, которого Ева так назвала, «потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4.25). У Сифа родился сын Енос, и «тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4.26), т.е. среди потомков Сифа началось общественное богослужение. В противовес каинитам, сифиты стали носителями истинного богопочитания и обетования о грядущем Спасителе, которое было дано Адаму и Еве. Поэтому сифиты стали называться «сынами Божьими» (Быт. 6.2). Обетование в целостности передавалось от одного поколения к другому через патриархов (отцов рода), которые, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, и каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Как Адам жил 930 лет, так и его сын Сиф жил 912 лет, а сын Сифа Енос – 905 лет; представители же последующих поколений: Каинан – 910 лет; Малелеил – 895, Иаред – 962, Мафусаил – 969, Ламех – 777 и Ной – 950 лет. Сын же Иареда Енох жил на Земле лишь 365 лет, т.к. Господь забрал его на небо за его праведность, за то, что он всегда ходил перед Богом (Быт. 5.24).

5. Духовно-нравственное состояние человечества перед потопом

Необычайное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества как для скорейшего заселения земли и распространения полезных познаний, так и особенно для сохранения чистоты первоначального богопочтения и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений, имевших, в свою очередь, передавать их далее в течение новых столетий. Так, Адам мог быть живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Ламеха, а отец последнего Мафусал — долговечнейший из людей — жил почти до самого потопа и умер за шесть лет до его наступления.

Но, с другой стороны, долголетие могло служить и удобнейшим средством умножения и распространения зла в человечестве. При необычайной редкости случаев смерти, с ее ужасами, совесть людей лишена была одного из страшнейших предостережений; затем, сообщество злых людей содействовало умножению зла и порока, а кажущаяся отдаленность суда или избавления могла придавать смелость самому дерзкому неверию и кощунству. И вот, действительно, зло стало сильно разрастаться в мире; но высшего своего развития оно достигло вследствие смешения между собою потомков Каина и Сифа, и именно, когда по грубому влечению чувственности «сыны Божии (потомки Сифа) увидели дочерей человеческих, (из потомства Каина), что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2). В это время земля была уже значительно населена, но вместе с заселением ее распространилось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Это, очевидно, была не простая порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно сладострастного общения потомков Сифовых с потомками Каиновыми произошло поколение «исполинов на земле», полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия  и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. Когда поколение Сифа жило обособленным, оставалась еще надежда на сохранение истинной религии и связанного с нею обетования, а теперь погибла и эта надежда, и оставался единственный исход для искоренения порока и неверия на земле — истребить все существующее человечество.

Проверочные вопросы:

  1. Как звали первых двух сыновей Адама и Евы, и что означают их имена? Кто из них был старший?
  2. Каков смысл жертвоприношений?
  3. В чем была причина убийства Авеля?
  4. Что означает выражение, что Бог «на Каина и на дар его не призрел»?
  5. Какие достижения цивилизации впервые появились у потомков Каина?
  6. Сравните направления развития каинитов и сифитов?
  7. Что явилось причиной духовно-нравственного упадка перед потопом?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседы 18-21. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/18 (дата обращения: 30.10.2015).
  2. Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. О Каине и Авеле. [Электронный ресурс]. – URL:   http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/glafiry-ili-obyjasnenija-izbrannykh-mest-iz-pjatiknizhija-moiseja/1_3 (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Главы 4,5. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/4 (дата обращения: 30.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014. Начало истории падшего человечества. Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. 
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.10. Потомки Каина и Сифа. 1.11. Допотопное человечество. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2_3_10 (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. IV. Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117994 (дата обращения: 30.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Пономарев А. И. Авель. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-1/avel.html (дата обращения: 30.10.2015). 
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Главы 4,5. [Электронный ресурс]. – URL:   http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/4 (дата обращения: 30.10.2015).

Видеоматериалы:

 

 


[1] Триодь Постная. Неделя сырная. Стихира на "Господи воззвах".

[2] В синодальном переводе: «я убил мужа в язву мне» (Быт. 4:23).