II.1. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. Священное Предание

Цель занятия – определить значение и содержание понятия «Священное Предание».

Задачи:

1. Дать общее определение Священного Предания.

2. Рассмотреть свидетельства Священного Писания и раннехристианских отцов и учителей Церкви о Священном Предании

3. Рассмотреть Божественное Откровение как принцип единства Священного Предания.

4. Рассмотреть уровни Священного Предания.

5. Рассмотреть составляющие Священного Предания.

План занятия

1. Провести проверку домашнего задания, обсудив, что собой представляет Теория догматического развития, и в чем заключается ее ошибочность.

2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.

3. Обсудить содержание занятия на основе проверочных вопросов.

4. Задать домашнее задание – ознакомится с основной и, по желанию, дополнительной литературой по теме.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 1. Священное Предание. 

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Предании и Священном Писании. 

3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Часть I. Вероучение. Глава первая. Источники христианского учения. Священное Предание.

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть первая. Введение в богословие. IV. Священное Предание.

Дополнительная литература:

5. Каллист Уэр, еп. Православная Церковь. – М.: ББИ. 2012. 376 с. Священное Предание: источник Православной веры. 

Ключевые понятия:

- Священное Предание;

- Священное Писание;

- Божественное Откровение;

- три уровня Священного Предания.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. Дайте определение Священного Предания?

2. Как понимается Священное Предание в Священном Писании и у раннехристианских авторов?

3. Кто является Источником Священного Предания?

4. Какая богооткровенная истина занимает центральное место в Священном Предании?

5. Какие три уровня Священного Предания вам известны?

6. Что составляет Священное Предание и что к нему не имеет отношения?

 

Иллюстрации:

Картинки по запросу священное предание

Видеоматериалы:

 

Картинки по запросу священное предание

1. Определение Священного Предания

2. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов

3. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания

4. Три уровня Священного Предания

5. Что относится и что не относится к Священному Преданию

Согласно «Пространному Катихизису», двумя способами сохранения и распространения Божественного Откровения являются Священное Предание и Священное Писание.

1. Определение Священного Предания

Согласно Пространному Православному Катихизису «под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды».

Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение.

«... я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23), - говорит апостол Павел.

2. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов

В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:   «... стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).

Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Священномученик Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове», а священномученик Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов».

Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17:8).

Согласно Тертуллиану, учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога».

Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.

3. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания

Хотя в Новом Завете (2 Фее. 2, 15) и в творениях святых отцов иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию.

Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель — в том, чтобы все «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым» (Кол. 1:26), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства.

4. Три уровня Священного Предания

Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание говорит нам о Боге, о богопознании. Но подобное, как отмечал еще Платон, познается подобным, и чтобы понимать то, что собственно передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании, иначе говоря, иметь личный опыт богообщения. Протопресвитер Иоанн Мейендорф утверждает, что: «... предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Она предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины».

«... подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), - призывает коринфских христиан апостол Павел. Таким образом, понятие «Предание» включает в себя не только букву учения, передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением, который может быть передан только личным примером.

Однако Господь Иисус Христос не только передал ученикам богооткровенное учение, не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.

«... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8), - сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Господа Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт жизни во Христе есть опыт благодатный. Созидательную деятельность Духа Святого в Церкви так изображает одно из церковных песнопений: «Вся подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижные мудрости научи, рыбари Богословцы показа, весь собирает собор церковный...».

«Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это значит, что носителем и хранителем Предания является вся Церковь – как кафолическое тело. Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви», – пишет протоиерей Г. Флоровский.

Апостол Павел утверждает, что: «... никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (2 Кор. 12:3). Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом может, только тот, на чье сердце предварительно воздействовал Святой Дух. Поэтому, по словам святителя Филарета Московского, «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения».

Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;

в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.

«Священное Предание — это не только собрание множества письменных документов, это передача жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым, Духом».

Если в историческом (горизонтальном) плане Предание – свидетельство Вселенской Церкви о познанном в Откровении, то в духовном (вертикальном) плане Предание – это Дух Истины и веры, то сознание Церкви, которое живет в ней со времени Пятидесятницы.

5. Что относится и что не относится к Священному Преданию

В Священном Предании первое место занимает Библия, затем следует литургическая жизнь Церкви и её молитва, затем — её учительные постановления и деяния признанных Церковью Соборов, писания отцов Церкви, жития святых, церковное право и, наконец, иконографическая традиция, музыка и архитектура. Все эти части органически связаны между собою, ни одна не существует сама по себе и не может быть выделена из полноты церковной жизни. И покуда Церковь продолжает жить вдохновением Святого Духа, Священное Предание будет расти и развиваться—до наступления Царства Божьего в конце веков.

От Священного Предания следует отличать различные церковные предания, касающиеся местных обычаев в литургической практике прихода или Поместной Церкви, которые в разной степени могут соответствовать или не соответствовать Преданию Вселенской Церкви.

Проверочные вопросы:

1. Дайте определение Священного Предания?

2. Как понимается Священное Предание в Священном Писании и у раннехристианских авторов?

3. Кто является Источником Священного Предания?

4. Какая богооткровенная истина занимает центральное место в Священном Предании?

5. Какие три уровня Священного Предания вам известны?

6. Что составляет Священное Предание и что к нему не имеет отношения?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании. 1. Священное Предание. 

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. О Священном Предании и Священном Писании. 

3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Часть I. Вероучение. Глава первая. Источники христианского учения. Священное Предание.

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть первая. Введение в богословие. IV. Священное Предание.

Дополнительная литература:

5. Каллист Уэр, еп. Православная Церковь. – М.: ББИ. 2012. 376 с. Священное Предание: источник Православной веры. 

Видеоматериалы: